Проблема индивидуализации в средневековой философииПроблема универсалий в средневековой философии

Проблема социальной физики в XVII столетии

Найдено 1 определение:

Проблема социальной физики в XVII столетии

«ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ФИЗИКИ В XVII СТОЛЕТИИ» — двухтомная работа русского философа и правоведа Евгения Васильевича Спекторского (Варшава, 1910; 2-е изд. Киев, 1917). В книге с привлечением обширных, в том числе малодоступных источников детально исследованы характеристики «морального» (социального) и физического мировоззрений той эпохи, выявлены многочисленные концептуальные заимствования и переносы понятий, которые происходили в 17 в. между новой формой «натуральной философии» и социально-политической и правовой мыслью. Спекторский разбирает методологические позиции родоначальников новоевропейской науки и показывает, что идеалы механистического объяснения рассматривались ими и многими их последователями как универсальные, применимые и к социальной сфере. Новый идеал науки, направляющий на поиск неизменных и универсальных законов, на объяснение свойств целого из свойств частей, все более успешно воплощался в теориях естественных наук. Попытки реализовать этот познавательный идеал применительно к познанию человека и общества и вылились в программу «социальной физики», которая вдохновляла многих философов и социальных мыслителей 17 в., стремившихся к последовательному и единому мировоззрению.         Механико-математическое объяснение природных явлений представлялось Гоббсу, Спинозе, Гроцию, Коменскому, Пуффендорфу, Вейгелю и др. лишь первым шагом новой науки, за которым должно последовать аналогичное объяснение психического и социального мира. Для них «весь мир как целое представлял механическую систему, следовательно, возможна и необходима была mathesis universalis, монистическое механическое миропонимание, построенное математическим или геометрическим путем» (Т. 1. С. 35). В свете этого идеала сфера психического со всем многообразием чувств, мотивов, побуждений стала рассматриваться как пространство взаимодействия немногих основных элементов: «впечатлений», «страстей», «аффектов». «Механика» этих элементов, их сложение, отталкивание, вытеснение и т.п., как это представлялось, должна была дать естественную картину психической жизни, подчиняющуюся причинным законам, аналогичным тем, которые действуют в физическом мире. Основные элементы искали и в социальной жизни, где базисным элементом большинство теоретиков считало «природу человека». Споры шли в основном относительно того, какова сущность этой природы и как она проявляется в социальных взаимодействиях. Здесь взгляды мыслителей расходились: одни (Гроций) считали, что люди по своей природе тяготеют друг к другу; другие (Гоббс, Спиноза) доказывали, что природа людей такова, что они отталкиваются друг от друга. Но и в том, и в другом случаях имелась в виду аналогия с механическими силами и процессами. На основе различных трактовок природы человека строились теории гражданской жизни, в которых предлагались статические и динамические законы существования и поведения «социальных и политических тел», свободы и необходимости, закономерности распределения власти и благ и другие социально-политические проблемы. При этом считалось, что как бы ни отклонялась жизнь отдельных людей и общества в целом от тех законов, которые вытекали из природы человека, в конечном счете они должны стать нормами рационально устроенной социальной жизни.         Хотя программа «социальной физики» потерпела крах и была отвергнута последующим развитием социального познания, следы и отголоски былых механических и физических представлений о человеческом обществе проявляются в языке последующих социальных учений, в представлениях о равновесии политических сил, центробежных и центростремительных социальных силах, условиях устойчивости и неустойчивости общественных отношений и др.         К данной работе примыкают также другие исследования Е. В. Спекторского по философии и методологии социальных наук: Очерки по философии общественных наук. Варшава, 1907; Физикализм в общественной философии XVII в. Ярославль, 1909; Эдгар Вейгель — забытый рационалист XVII в. Варшава, 1909; Естественное право у протестантских авторов XVII в. Ярославль, 1914; Номинализм и реализм в общественных науках. М., 1915.         В.П. Филатов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено схем по теме Проблема социальной физики в XVII столетии — 0

Найдено научныех статей по теме Проблема социальной физики в XVII столетии — 0

Найдено книг по теме Проблема социальной физики в XVII столетии — 0

Найдено презентаций по теме Проблема социальной физики в XVII столетии — 0

Найдено рефератов по теме Проблема социальной физики в XVII столетии — 0