ПЕРСОНАЖ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ПЕРСОНАЖ

Франц. PERSONNAGE, англ. CHARACTER, нем. PERSON, FIGUR. По представлениям нарратологии, сложный, многосоставной феномен, находящийся на пересечении различных аспектов того коммуникативного целого, каким является художественное произведение. Как правило, персонаж обладает двумя функциями: действия и рассказывания. Таким образом, он выполняет либо роль актора, либо рассказчика-нарратора (нарратор).
Г. Джеймс обозначал персонаж в роли нарратора как «историка» или «субъекта», а в роли актора — как «героя» или «объекта» (James:1934). Немецкоязычные теоретики Л. Шпитцер (Spitzer:196l), Э. Леммерт (Lammert:1955), Ф. К. Штанцель (Stanzel:1955) различают «повествующее Я» (erzahlendes Ich) и «переживающее», «испытывающее Я» (eriebendes Ich). Соответственно Б. Ромберг (Romberg: 1962) различает «narrating I» и «experiencing l». Во франц. нарратологии общепринята терминология, восходящая к Женетту: «я-рассказывающее» и «я-рассказываемое» (je-narrant /je-narre).
В свою очередь, «я-рассказывающее» в соответствии со значительностью той роли, которую оно играет в истории, может в ней функционировать как протагонист («автодиегетический нарратор» у Женетта, Genette: 1966-1972, v. 2, с. 253; «Я как протагонист» у Н. Фридмана, Friedman:1955, с. 126-127; и «нарратор-главный персонаж» у Ромберга, Romberg: 1962, с. 58-61) — например, Марианна в «Жизни Марианны» Мариво, Печорин — автор той части «Героя нашего времени», которая носит название «Журнал Печорина».
Это же «Я-рассказывающее» может выступать и в качестве актора — персонажа второстепенного значения, играя роль «свидетеля» («наблюдатель», «свидетель» Женетта; «Я как свидетель» Н. Фридмана; «нарратор-второстепенный персонаж» Ромберга), — например, доктор Уотсон, рассказывающий о подвигах Шерлока Холмса.
 

Источник: Постмодернизм. Словарь терминов

ПЕРСОНАЖ
от лат. persona — маска, лицо) — худож. образ человека, совершающего поступки в определенной ситуации. В отличие от повествователей и лирических героев в литературе, а также носителей эмоций, запечатлеваемых в музыке и хореографии, П. ломимо переживаний наделен определенным внешним обликом и чертами поведения. Своего рода П. могут становиться и образы животных, растений, фантастических существ, уподобленных человеку. Являясь способом худож. освоения характерного в человеке, П. первостепенно значимы в эпических и драматических родах лит-ры, театре и кино, скульптуре, сюжетной и портретной живописи, графике. В составе П. можно выделить духовное ядро личности, идейную позицию, круг жизненных интересов, эмоциональный мир, волевую энергию, формы сознания и поведения. Черты П. обладают разной мерой определенности: одни из них получают непосредственное воплощение в визуальном изображении или прямом словесном обозначении, др. же присутствуют в худож. произв. косвенно, в качестве апелляции к воображению зрителей и читателей, входя в воспринимающее сознание в виде необязательных ассоциаций, П. составляют основу предметно-изобразительного слоя худож. формы произв. иск-ва и воплощают авторскую концепцию личности. В лит-ре, театре, кино, сюжетной живописи они соотнесены друг с другом, образуя своего рода систему, к-рая является центром худож. построения, важнейшим аспектом композиции. По значимости и занимаемому в произв. иск-ва месту П. делятся на гл. и второстепенные, а применительно к драме и театру можно выделить также внесценические П. (лишь упоминаемые по ходу действия). Система П. содержательно значима и воплощает идею произв. Такое понимание П. противостоит характерным для формальной школы представлениям о нем как нейтральном и пассивном «жизненном материале» и мотивировке композиционно-речевых приемов. Составляя важнейшее звено худож. структуры, П. вместе с тем способны жить в сознании воспринимающей публики и независимо от конкретных произв. иск-ва, переосмысляясь заново в различных культурно-исторических ситуациях; таковы «вечные типы» (Типическое). На архаических этапах развития иск-ва, опиравшегося на мифологию, П. были «бесхарактерными» вершителями действий. Позднее они стали средством оценки человеческих характеров, но долгое время оставались схематическими, подобными маскам; вплоть до классицизма преобладали П. однолинейные и не меняющиеся по ходу действия (что и поныне присуще сатире). В реалистических произв. XIX—XX вв. (особенно в романах и подобных им жанрах) воссоздаются П. многоплановые и незавершенные, раскрывающие человеческую индивидуальность через внутренние мотивы поведения, через осмысление «диалектики души», исследование духовных возможностей человека, не по--лучающих реализации в его деятельности и судьбе (Индивидуализация). П. нередко выступает в реалистических произв. как своего рода партнер автора а худож. диалоге. В ряде модернистских худож. течений (Модернизм), напротив, имеет место нивелирование и даже отрицание П. (лит-ра «потока сознания», театр абсурда, фр. «новый роман», где воссоздается своего рода панорама единого кризисного состояния). П. часто создаются на основе исторического предания или традиционных образов (мифологических, фольклорных, литературных), что в наибольшей мере присуще дореалисти-чееким стадиям иск-ва. В творчестве романтиков П., являясь зеркалом личного опыта художников, создавались при активном участии фантазии, воображения (Вымысел художественный). В реалистическом иск-ае важнейший источник П.— наблюдение над близкой художнику реальностью и активная опора на прототипы изображаемых лиц. Как синоним термина «П.» нередко используется словосочетание «действующее лицо» (применительно к лит-ре, театру, кино). Бытует терминологическая традиция, согласно к-рой П.— это лишь второстепенное лицо в произв., центральные же фигуры при этом обозначаются как герои худож. произв.

Источник: Эстетика: Словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
143.30 кб

«Образ» и «Персонаж» в искусстве и философии

Кейдюк Алена Викторовна
Систематизируются научные исследования по заявленной теме. Содержится авторская концепция «двух типов духовности», влияющих на «два проекта» в науке и искусстве.
Читать PDF
785.80 кб

Сократ как концептуальный персонаж философии Л. Шестова и Ф. Ницше

Жильцова Евгения Анатольевна
Статья посвящена анализу отношения Л. Шестова и Ф. Ницше к фигуре и философии Сократа. В статье Сократ представлен как один из концептуальных персонажей творчества Л. Шестова и Ф. Ницше.
Читать PDF
241.94 кб

Об истоках и современности богословского употребления термина «Персона»

Зинковский Мефодий
В статье рассматривается история богословского употребления термина «персона». У Тертуллиана термин упреждает каппадокийское тринитарное понятие «ипостаси». Блаж.
Читать PDF
273.48 кб

Персона и смысл

Неретина С.С.
В «Сумме теологии» Фома Аквинский дает определение персоны как универсалии.
Читать PDF
145.59 кб

Поведение человека и персонала как проблема методологии и практики. Системный анализ

Ушаков Б. Г.
Читать PDF
1.41 мб

Жан Лакруа об истоках персонализма (по страницам книги: Ж. Лакруа. «Персонализм: истоки. Основания.

Вдовина Ирена Сергеевна
Читать PDF
315.41 кб

КАНТОВСКИЙ ПРОСВЕЩЕННЫЙ ПЕРСОНАЛИЗМ И ПРАВО НА ЛОЖЬ

Мясников Андрей
Читать PDF
448.69 кб

Субъект познания в русском персонализме

Сатухин В.И.
Читать PDF
1.69 мб

Персона и цивилизация: неархаические смыслы "последнего" архетипа К. Г. Юнга

Зайцев Павел Леонидович
В статье анализируется система архетипов коллективного бессознательного Карла Густава Юнга. Архетип «персоны» или «маски», включенный в систему архетипов позднее остальных, обладает особой природой.
Читать PDF
637.91 кб

Современная персонализация свободы: конфликт privacy и transparency

Кармазина Елена Викторовна
В статье исследуется актуализированное в современном обществе противоречие двух аспектов свободы, представленных в понятиях privacy (приватность, персональная автономия, неприкосновенность частной жизни) и transparency (транспарен
Читать PDF
349.93 кб

Экзистенциализм и персонализм: определение образовательных идеалов ХХI века

Романенко Инна Борисовна
В статье исследуется процесс оформления современной образовательной парадигмы, которая определяется как экзистенциально-персонологическая.
Читать PDF
173.26 кб

Иерархический персонализм Н. О. Лосского

Половинкин С. М.
Неолейбницеанство одно из важнейших направлений европейской и русской философии второй половины XIX первой половины XX века. Н.О.
Читать PDF
368.33 кб

Личность в экзистенциализме и персонализме

Кожевников Н. Н.
Читать PDF
180.31 кб

Два образа Модерна: персоналистический гуманизм versus утопический интеллектуализм эпохи Модерна

Посадский А. В., Посадский С. В.
Читать PDF
180.31 кб

Два образа Модерна: персоналистический гуманизм versus утопический интеллектуализм эпохи Модерна

Посадский Александр Владимирович, Посадский Сергей Владимирович

Похожие термины:

  • ПЕРСОНАЖ ФИЛОСОФСКИЙ

    пограничное существо, не являющееся ни субъектом (познания), ни литературным или мифологическим персонажем, но включающее в себя разнообразные элементы иных дискурсов. Философский персонаж втори
  • ЛИЧНОСТЬ, персона

    от лат. persona - маска, роль актера). Уже на закате античности так называют индивида, поскольку он не является лишь природным организмом, а проявляется в своем человеческом качестве. Все, что относится
  • ПЕРСОНА

    в психологии личность индивида, в каком виде она представлена другим; отражение той роли, которую человек играет при взаимодействии с окружающим миром, что является формой достижения компромисса
  • ПЕРСОНАЖНОЕ МЫШЛЕНИЕ

    (personified thinking, thinking in the third person). Философское мышление от имени персонажа, который выражает определенные грани мировоззрения автора, вступая с ним в сложные, многозначные отношения. Поскольку филосо
  • ПЕРСОНАЛ ИЗМ

    см. Самореализации этика.
  • МЛАДШИЙ ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ПЕРСОНАЛ

    работники, не участвующие непосредственно в процессах производства продукции и управления этими процессами, а выполняющие функции обслуживания, напр.: курьеры.
  • НАУЧНЫЙ ПЕРСОНАЛ

    совокупность лиц, чья творческая деятельность, осуществляемая на систематической основе, направлена на увеличение суммы научных знаний и поиск новых областей применения этих знаний, а также заня
  • АТТЕСТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА

    один из важнейших элементов кадровой работы, представляющий собой периодическое освидетельствование профессиональной пригодности и соответствия занимаемой должности каждого работника опреде
  • ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА

    в менеджменте науки и образования: совокупность мероприятий, осуществляемых администрацией учреждения или предприятия в целях повышения эффективности труда его работников. Сориентировано на уг
  • МЕНЕДЖЕР ПЕРСОНАЛА ИЛИ HR-МЕНЕДЖЕР

    [от англ. human resources человеческие ресурсы] – профессия сравнительно новая для Казахстана. Часть функций, которые выполняет «эйчар» (сленговое название HR-менеджера), перешла к нему от его советских пр
  • ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА

    система периодической проверки труда сотрудника за отчетный период (месяц, квартал, год), оценка соответствия его квалификации, навыков, отношения к своим обязанностям. На практике же понятия оцен
  • Философская антропология и персонализм

    Если культурная антропология постепенно эволюционировала в сторону конкретных научных дисциплин (ранее это произошло с "биологической антропологией"), а потому постепенно утратила свой собствен
  • ПЕРСОНАЛИЗМ

    (от лат. persona – маска) – направление в философии, рассматривающее человеческую личность и ее духовные ценности как высший смысл земной цивилизации.
  • ХРИСТИАНСКИЙ ПЕРСОНАЛИЗМ

    одно из направлений религиозной философии, провозглашающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир – проявлением творческой активности «верховной лич
  • ПЕРСОНАЛИЗМА ЭСТЕТИКА

    от лат. persona — личность, лицо) — эстетическая концепция, разрабатываемая во Франции персоналистами — представителями левого католицизма (Э. Мунье, П. Рикер, М. Недонсель, Ж. М. Доменак и др.), группиру
  • ПЕРСОНАЛИСТИЧЕСКИЙ АРГУМЕНТ

    (personalistic argument). Аргумент существования Бога как Личности, создающей возможность личностного бытия и внутренней жизни у всех субъектов. По Канту, трансцендентальная субъективность, составляющая ус
  • УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ (ПЕРСОНАЛОМ)

    [англ. human resources (personnel management)] – в менеджменте науки и образования: направление менеджмента, основной целью которого является повышение производительности посредством создания благоприятных усло
  • ИДЕНТИЧНОСТЬ ПЕРСОНАЛЬНАЯ

    житейский (в западной культуре) и научный термин, означающий: 1) тождество "я" (сознания, разума), сознавание личностью единства своего сознания в разное время и в раз- ных местах; 2) сохранение постоян
  • ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ (ЭЛЕКТРОННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ПЕРСОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА)

    сведения о фактах, событиях, обстоятельствах жизни физического лица и/или данные, позволяющие идентифицировать его личность.
  • МНОЖЕСТВЕННОЙ ПЕРСОНАЛЬНОСТИ СИНДРОМ

    психическое заболевание, состоящее в локализации в рамках одного и того же физического тела двух или более "я"-подобных образований, отличающихся типами и характером воспоминаний о их прошлой жиз