ЛИЦО

Найдено 1 определение
ЛИЦО
философское понятие, посредством которого в границах ряда концепций философии постмодернизма обозначается один из потенциально мыслимых содержательных компонентов многомерных категорий "тело", "плоть", "кожа" и др. Л. являет собой уникальное в своей универсальности означающее, маркирующее весь феномен телесности: оно — знак, который не нуждается ни в каком теле и самодостаточен. (Ср. у Гвардини: возможность существования "человека без личности, но с Л."; у Флоренского: "Л. — предмет истории".) В истории философии и культуры, а также в искусстве — феномен "множественности" Л., никогда не совпадающего с собой, общепризнан: так, согласно М.Прусту, "...мы стареем не от того, что действительно состарились, а от того, что более не в силах удерживать дистанции жизни, которыми мы защищаемся от взглядов других — образ лица, приносимый во взгляде другого, не должен стать нашим лицом". Диапазон возможных символов и смыслов, закодированных в "выражении Л." как означающего, безгранично широк: от посмертной маски, символизирующей ситуацию наличия у человека единственного Л. (исчезновение дистанции между Л. и его выражением или образом — одна из ипостасей смерти индивида) до феномена беспредельной "многоликости" образа Л. (Ср. у В.Подороги: "То, что не может быть стерто, изменено, трансформировано — не является Л... Л., выбеленное до пятна, — лик".) Вуалирование, заштриховывание телесности (либо отказ от таковой процедуры) суть основа для формирования как архаических, так и "цивилизационных" трактовок Л. В тех культурах, где нагота не фетишизируется как объективная "антропо-истина", тело не противопоставляется Л. (Л. рассматривается как только и обладающее богатством выражения исключительно в условиях цивилизации.) В архаичных культурах тело наделяется способностью взгляда, оно (как и Л.) "глядит" и, следовательно, располагается вне смысло-символического поля непристойности. В такой системе нравственно-эстетических и философских координат тело "само есть Л.", и оно тоже нас рассматривает. (Известный пример: на вопрос, заданный индейцу только открытой европейцами Америки о его наготе, тот ответил, что у него — все есть Л.) В тотальной культуре господства видимостей Л. и тело неразличимы. Тело в культурах такого типа в принципе не может быть "увидено" нагим, как у нас не может быть "увидено" таковым Л. [Ср. у Гегеля: "Подобно тому, как на поверхности человеческого тела, в противоположность телу животного, везде раскрывается присутствие и биение сердца, так и об искусстве можно утверждать, что оно выявляет дух и превращает любой образ во всех точках его (тела) видимой поверхности в глаз, образующий вместилище души". По Гегелю, никогда не бывает просто наготы; никогда не бывает нагого тела, которое было бы только нагим; соответственно, никогда не бывает — просто тела.] В тотальных же культурах репрессивного смысла Л. и тело теряют первозданное единство, они жестко различимы: тело (в отличие от Л., выступающего некой символической занавесью) пугающе зримо, оно — метка монструозного желания. В порнографии Л. стирается полностью: актеры порнофильмов не имеют Л. Напротив, становление техники владения и игры Л, конституировало важнейший элемент развития европейской культуры, искусства, философии и антропологии. В работе Ш.Лебрена "Об общем и частном выражении" (1698) предполагается, что "производство выражения страсти в организме" должно осуществляться за счет "внутреннего движения крови и духов, которые устремляются в некую часть тела, как будто напрягая, натягивая, надувая ее изнутри"; "растущая степень страсти" находит свое воплощение в "акцентировке черт, их усилении — их раздувании и деформации телесного чехла". "Крайними масками", по Лебрену, выступают состояния, когда тело или Л. напряжены до пароксизма (как "телесные тупики") и вселяют ужас возможностью еще большей своей деформации — вплоть до "разрыва телесных покровов". Страсть у Лебрена обнаруживает себя в неожиданном обездвиживании и проявляет себя как "маска, охватывающая все тело, мгновенная и всеохватывающая маска, которой ничто не может избежать и чья экспрессивная неподвижность стремится наложить на лицо знаки смерти... как — посмертная и смертоносная маска". В контексте мысли Сартра о том, что "плоть" — это не "тело", а "клеевая прослойка" между двумя телами в результате обмена касаниями: глаз становится "взглядом", когда желает "плоти" Другого, возникновение "маски" может интерпретироваться как рельефное самообозначение окостеневших структур Л. посредством его пластичной плоти (процедура "взаимоналожения" двух тел или "прорыва" одного тела "изнутри" иного). Такое рельефное "проступание" полагается постмодернизмом как адекватный образ классической модели генерации смысла, вздымающегося из глубины на поверхность: затвердение (кристаллизация) в финале отображает актуализацию смысла в фиксирующих его структурах (например, в текстах). Понятие "Л.", таким образом, может репрезентировать в философии постмодерна также и классическую семантическую модель: "глубина перестает существовать, растекаясь по поверхности... теперь все поднимается на поверхность... неограниченное поднимается. Становление-безумным, становление-неограниченным — это отныне не грохочущая глубина, оно поднимается на поверхность вещей и становится бесстрастным" (Делез). (См. Тело, Плоть, Касание.) A.A. Грицанов

Источник: Постмодернизм. Энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
73.79 кб

Эмманюэль Левинас: «Лицо» как абсолютное выражение

Евстропов Максим Николаевич
Проводится анализ ключевой для метафизики современного французского мыслителя Эмманюэля Левинаса категории «лица» как своего рода «истока» всякого смысла.
Читать PDF
327.12 кб

«Иное, чем бытие»: лицо в метафизике Эмманюэля Левинаса. Часть i: черты лица

Евстропов Максим Николаевич
Проводится анализ ключевой для метафизики или этики современного французского мыслителя Эмманюэля Левинаса (1906-1995) категории «лица» (visage), понимаемой, прежде всего, как выражение способа бытия «Другого».
Читать PDF
339.49 кб

«Иное, чем бытие»: лицо в метафизике Эмманюэля Левинаса. Часть II: лицо и стихия эстетического

Евстропов Максим Николаевич
Поднимается вопрос об эстетическом характере «лица» (visage) принципиально значимой фигуры этики или метафизики современного французского мыслителя Эмманюэля Левинаса (1906-1995).
Читать PDF
72.25 кб

Персонализм и лицо

Влахос Иерофей
Неоднократно мне уже приходилось заниматься понятием "лицо" главным образом как богословским понятием, а также рассматривать его с точки зрения практики духовного делания Православной Церкви.
Читать PDF
192.74 кб

Волшебный мир математики обрел «Земное лицо»

Казарян В. П.
В статье исследуется историческая динамика социокультурного статуса математики.
Читать PDF
664.82 кб

«Троица» Н. С. Гончаровой: почему дух закрывает лицо?

Марков Александр Викторович
В статье рассматривается богословский контекст религиозной живописи Гончаровой. Доказывается, что сложности богословского языка и оригинальные живописные приемы равно способствовали новому пониманию отношения идеи и материи.
Читать PDF
315.22 кб

Лицо и личность: онтологический аспект

Хубулава Григорий Геннадьевич
Показано, что наше лицо и личность находятся в отношении вечной двойственности и единства в системе "Я Другой". Они не тождественны, но и не разделимы.
Читать PDF
181.13 кб

Лицо другого у Э. Левинаса и А. А. Ухтомского (к 25-летию мемориального Дома-музея академика А. А. У

Беларев Александр Николаевич
В статье сопоставляются этические концепции русского физиолога и философа Алексея Алексеевича Ухтомского и французского философа Эмманюэля Левинаса. Этих мыслителей объединяет использование слова «лицо» в качестве понятия.
Читать PDF
463.63 кб

Личность и лицо Сократа в контексте конкретной метафизики П. А. Флоренского

Клюкина Людмила Александровна
В статье излагается точка зрения П. А. Флоренского на личность Сократа и роль его философии в истории философии на основе единственной сохранившейся лекции Флоренского о Сократе.
Читать PDF
33.09 мб

Лицо другого у Э. Левинаса и А. А. Ухтомского

Беларев Александр Николаевич
В статье сопоставляются этические концепции русского физиолога и философа Алексея Алексеевича Ухтомского и французского философа Эмманюэля Левинаса.
Читать PDF
213.69 кб

Лицо и следы научного эксперимента

Чернов Леонид Сергеевич, Погорельская Елена Юрьевна
В работе проводится попытка редуцировать экспериментальную нововременную научную парадигму, сформированную на материале естествознания к мировоззренческим ценностям современной технической эпохи.

Похожие термины:

  •  В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли

    слова доктора Астрова: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»  из пьесы «Дядя Ваня» (1897) Антона Павловича Чехова (1860—1904), (действ. 2). Высказывание используется как сп
  • НИЗШИЙ ЛИК или Низшее Лицо

    Кабб.) Термин, относящийся к Микропросопусу, как "Высший Лик" - к Макропросопусу. Оба они идентичны с Длинным Ликом и Коротким Ликом.
  • ЛИК - ЛИЦО - ЛИЧИНА

    - мифологема христианской антропологии и психологии, теологии Троицы, философии творчества и литературной эстетики личности. Святоотеческая христология утвердила чинопоследование элементов тр
  • ПЕРВОЕ ЛИЦО

    лицо, возглавляющее высшую власть в обществе: князь, царь, вождь, генеральный секретарь и т. д. В культуре традиционной цивилизации П. л. может рассматриваться как тотем, как его потомок, как источни
  • СОВОКУПНОЕ ЛИЦО

    (Gesamtperson) — согласно Шелеру, сообщество лиц, на фоне которого отдельная личность выделяется как бы на своем заднем плане, но одновременно является членом сообщества и несет солидарную ответственно
  • МАТЕРИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОЕ ЛИЦО

    в менеджменте науки и образования: работник, которому вверены в связи с характером трудовых обязанностей имущественные ценности и на которого в соответствии со специальными постановлениями или
  • ЛИЦО ПРИНИМАЮЩЕЕ РЕШЕНИЕ (ЛПР)

    субъект (индивидуальный или коллективный), принимающий решения (как правило, управленческие) и несущий ответственность за их последствия. ЛПР отличают от субъектов, готовящих и обосновывающих реш