ОЦЕНОК ЛОГИКА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Логика оценок
логика понятий «хорошо», «безразлично», «плохо», общего понятия ценностей, оценочных утверждений языка.

Источник: Философия науки. Эпистемология. Методология. Культура

оценок логика
ОЦЕНОК ЛОГИКА — область модальных логик, в которой изучаются отношения между высказываниями, содержащими оценочные понятия, такие как «лучше», «предпочитается» (сравнительные оценки), «хорошо», «плохо», «безразлично» (абсолютные оценки). На существование логических связей между абсолютными оценками в 20-х гг. 20 в. настаивал Э. Гуссерль («Этические исследования»), но первые логические системы были сформулированы лишь в конце 60-х гг. А.А. Иви-ным. Анализ сравнительных оценок, или предпочтений рационального выбора, проводился теоретиками-экономистами (Д. фон Нейман, О. Моргенштерн, Д. Мак-кинси и др.), первые же логические теории появились после работ С. Халлдена и Г.Х. фон Вригта.         В логике абсолютных оценок принимаются следующие принципы: 1) оценочные суждения подчиняются общим методологическим принципам логики; 2) модальные оценочные понятия «хорошо», «плохо», «безразлично» мыслятся как самостоятельные и независимые в отношении друг друга (атомарные); 3) фиксируется контекст употребления данных понятий, который менять нельзя. С учетом сказанного, верны следующие формулировки: «Ничто не может быть хорошим и плохим одновременно (с одной и той же точки зрения)»; «Ничто не может быть вместе и хорошим, и безразличным»; «Ничто не может быть вместе плохим и безразличным». Напр., уверенность в себе не может быть и хорошим, и плохим качеством в одном и том же отношении для одного и того же человека. Уверенность в себе хорошее качество, если оно обеспечивает возможность действия для человека; но чрезмерно усиленная уверенность в себе переходит в гордыню, становится иным качеством, которое уже в другом отношении можно оценить как плохое. Используя отрицание, хорошее можно определить через плохое, и наоборот: «Нечто является хорошим только в том случае, когда противоположное плохо»; «Нечто является плохим, когда противоположное хорошо»; «Безразлично то, что ни хорошо, ни плохо». В этом смысле следующие высказывания равносильны: «Хорошо, что этот человек дисциплинированный»; «Было бы плохо, если бы этот человек не был дисциплинированным». Конкретизация закона противоречия на случай оценок ведет к принятию следующий утверждений: «Два состояния, логически несовместимые друг с другом, не могут быть оба хорошими»; «Противоречащие друг другу состояния не могут быть вместе плохими». Напр., если говорить правду хорошо, то лгать плохо (при той же точке зрения).         Принцип определенности контекста (понятия берутся в одном и том же отношении) распространяется и на логику сравнительных оценок. Выделяют, по крайней мере, три смысла «лучше» («хуже») или «предпочтительней» — строгий, слабый и промежуточный. А строго предпочитается В — означает, что А предпочитается В во всех аспектах; А слабо предпочитается В, если состояние А в каких-то аспектах лучше состояния В. Строгое и промежуточное предпочтения являются транзитивными, а слабое — нетранзитивным. Нетранзитивность предполагает предпочтительность чего-либо по разным основаниям, а транзитивность — по одному основанию. Если предположить, что рациональный выбор — это выбор, дающий наиболее ценную альтернативу (или любую из равноценных), то нужно допустить, что транзитивность является необходимым условием рационального выбора. В большинстве логических систем для сравнительных оценок принимается принцип транзитивности.         Вопрос об определении сравнительных оценок через абсолютные и наоборот — предмет дискуссии. Приводимые определения чаще всего не универсальны; так, напр., вызывает возражение формулировка: «Хорошо все то, наличие чего лучше его отсутствия».         И.А. Герасимова         Лит.: ИвинА.А. Импликации и модальности. М., 2004.

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ОЦЕНОК ЛОГИКА

- раздел логики, изучающий логическую структуру и логические связи оценочных высказываний. О. л., являющаяся ветвью модальной логики, слагается из логики абсолютных оценок, формулируемых обычно с помощью понятий "хорошо", "плохо" и "(оценочно) безразлично", и логики сравнительных оценок, в которых используются понятия "лучше", "хуже" и "равноценно".
Сравнительные оценки называются также предпочтениями, а их логика - предпочтений логикой.
Первая попытка создать логическую теорию абсолютных оценок ("логику добра") была предпринята еще в 20-е годы немецким философом Э. Гуссерлем. Однако впервые эта логика был сформулирована только в конце 60-х - начале 70-х годов (А. А. Ивин, Е. Калиновский, X. Вессель и др.).
В логике абсолютных оценок принимается, что позитивно ценное (хорошее, добро) и негативно ценное (плохое, зло) взаимно определимы: объект является хорошим, когда его отсутствие негативно ценно; объект является плохим, когда его отсутствие позитивно ценно. Напр.: "Быть здоровым хорошо, только если быть больным плохо"; "Плохо, что случаются пожары, только если хорошо, когда их нет". Безразлично то, что не является ни хорошим, ни плохим. Среди законов О. л. положения:
о ничто не может быть одновременно хорошим и безразличным, безразличным и плохим;
о если что-то безразлично, то и противоположное безразлично ("Если все равно, что небо голубое, то было бы все равно, если бы оно не было голубым");
о хорошо первое и хорошо второе, только если хорошо вместе первое и второе ("Хорошо иметь кошку и хорошо иметь собаку, только если хорошо иметь кошку и собаку") и др.
Принимаемый обычно в логике абсолютных оценок принцип аксиологической полноты утверждает, что всякий объект является или хорошим, или безразличным, или плохим. Этот принцип справедлив только в случае предположения, что множество вещей, о ценности которых имеется определенное представление, совпадает со множеством всех вещей. Такое предположение не всегда оправданно. Напр., то, что у трапеции четыре стороны, скорее всего ни хорошо, ни плохо, ни безразлично, такого рода факты вообще лежат вне сферы наших оценок.
Другой принцип, также не являющийся универсальным, - принцип аксиологической непротиворечивости: противоречащие друг другу состояния не могут быть вместе хорошими (плохими). Напр.: "Неверно, что хорошо как путешествовать, так и не путешествовать, летать самолетами и не делать этого" и т. п. Этот принцип требует внутренней непротиворечивости системы принятых оценок, реальные же множества оценок нередко непоследовательны.
Нормы - это частный случай оценок, а именно групповые оценки, поддержанные угрозой наказания. Нормативные понятия "обязательно", "разрешено" определимы в терминах абсолютных оценочных понятий: "Обязательно А" равносильно "А позитивно ценно, и хорошо, что уклонение от A ведет к наказанию". Нормативное высказывание является сокращенной формулировкой оценочного высказывания. Это означает, что О. л. содержит деонтическую логику и является в этом смысле более фундаментальной.
Логика абсолютных оценок и логика сравнительных оценок несводимы друг к другу и являются двумя самостоятельными разделами О. л. "Лучше" неопределимо через "хорошо": лучше одна другой могут быть и две хорошие, и две плохие вещи. Иногда "хорошо" так определяется через "лучше": нечто является хорошим, когда его наличие лучше, чем его отсутствие. Напр.: "Хорошо иметь синий цвет, если и только если быть синим лучше, чем не быть синим". Однако это и подобные ему определения носят только частичный характер и не позволяют получать "логику добра" в качестве следствия логики предпочтений.
Идеи и аппарат О. л. нашли интересные приложения в целом ряде областей, и прежде всего в политической экономии, в лингвистике, в исследовании морали, права, в философском анализе ценностей. При изучении научного познания эти приложения связаны прежде всего с анализом социально-исторической обусловленности познания, зависимости его от эпохи и других контекстуальных характеристик познания. Важную роль О. л. играет в обосновании моральных норм и в критике распространенного в буржуазной философии тезиса, что наука не должна содержать ценностей, поскольку споры о них в принципе не могут носить научного характера.

Источник: Словарь по логике