Мысль

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МЫСЛЬ
то, что является результатом размышления, идея; мыслительный процесс, мышление.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Мысль
мыслительный акт, часть процесса мышления или же его результат, содержание, продукт мышления; идея.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

"МЫСЛИ"
Pens?es") – сочинение Паскаля, изданное посмертно (1670), в к-ром собраны его афоризмы по религ.-филос. вопросам.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

МЫСЛЬ
все то, что мы осознаем. В более узком смысле мысль означает акт размышления о мире, о человеке (мыслить – значит судить, по выражению Канта) или продукт рефлексии («Мысли» Паскаля).

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

МЫСЛЬ
(Gedanke) — акт мышления, часть процесса мышления или же его результат, содержание, продукт мышления; идея. О проблеме различия между мыслью и мышлением см. W. Cramer. Grundlegung einer Theorie des Geistes, 1958. S. 11—27. Мысли являются ненаглядным содержанием мышления, они не могут быть сведены к другим переживаниям, и вместе с тем они представляют собой «элементарные единицы переживания» (К. Бюлер).

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Мысль
основная единица мышления. В мысли находит выражение процесс понимания окружающего мира, других людей и самого себя. В основе мысли лежит отражение таких фундаментальных признаков явлений, как их сходство и смежность во времени и в пространстве. С точки зрения философии, мысль сориентирована на поиск связей, она включает в себя соотнесение фактов по признакам «различие – сходство», «причина – следствие», «действительное – возможное» и др. Речевое выражение мысли имеет форму предложения.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Мысль
результат и инструмент мышления. Существует только в голове думающего человека и имеет огромное количество ассоциативных связей с другими мыслями, обоснованиями, разветвлениями (модификациями), что позволяет сказать "Мысль высказанная мертва". Точнее, высказанная мысль начинает жить уже другой, совершенно самостоятельной жизнью и является фразой, то есть фраза - продукт (труп) мысли, правда, во многих случаях достаточно съедобный.
Ассоциативный блок.
"Мысль высказанная есть ложь".

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

Мысль
всякое одиночное действие ума, рассудка, разума, представление чего-либо в уме, идея, суждение, мнение, соображение и заключение, предположение, выдумка;
то, что заполняет сознание, дума; мыслительный процесс, мышление; убеждения, взгляды;
то, что явилось в результате размышления, идея.
Мыслить что-либо или о чем-либо - думать, размышлять, судить умом, про себя; соображать или полагать; помышлять.
Мыслитель - остро и глубоко мыслящий, думец, доходящий умом до отвлеченных логических заключений.

Источник: Тематический глоссарий по философии

Мысль
всякое одиночное действие рассудка, разума, представление ч.‑л. в уме, отдельная идея, суждение, мнение, соображение, заключение, предположение, выдумка, в которой отражаются процессы понимания человеком мира, других людей и самого себя. Проявляется в форме воспоминания, ассоциации, чувства, предположения, убеждения, фантазии. Может развиваться свободно, самопроизвольно, спонтанно и, наоборот, контролироваться и управляться сознанием. М. познающего субъекта ориентирована на поиск связей и соотнесение фактов по признакам причина – следствие, сходство – различие, действительное – возможное (185).

Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018

Мысль

Люди боятся мысли больше всего на свете - больше, чем разорения, даже больше, чем смерти. Мысль разрушительна и революционна, губительна и ужасна; она беспощадна к привилегиям, установленным институтам и обычаям. Мысль анархична и беззаконна, безразлична к авторитету; она пренебрегает проверенной веками мудростью. Мысль заглядывает в бездну ада, и не боится. Она обнаруживает там человека, ничтожную пылинку, окруженную пучиной безмолвия; но он держится с достоинством, невозмутимо, будто господин вселенной.
Мысль величественна, быстра и свободна. Она - свет мира и важнейший источник красоты человека.

Источник: Философский словарь разума, материи, морали

МЫСЛЬ
все то, что мы осознаем. В более узком смысле мысль означает акт размышления (мыслить — значит судить, по выражению Канта) или продукт рефлексии («Мысли» Паскаля). Проблема природы и источника наших мыслей, представляющая собой последний вопрос всякой рефлексии, напрямую затрагивалась лишь Спинозой (во второй книге «Этики»), Фихте (в «Наукоучении») и Хайдегге-ром (в «Что значит мыслить?»). Нам представляется, что анализ человеческой мысли и ее саморефлексия — наиболее прямой путь познания абсолютного бытия или Бога. Строго говоря, следует различать понятия «мысль», которая реф-лективна, и познание, которое направлено непосредственно на реальный объект (мир, люди и т.д.) и необязательно предполагает рефлексию.

Источник: Философский словарь

МЫСЛЬ
один из аспектов концептов в их ментальной форме. Обычно М. противопоставляют чувствам, в т.ч. эмоциям и аффектам. Имеется в виду, что М. и чувства — это две элементарные формы ментальности, существующие независимо друг от друга. При всей своей кажущейся очевидности такой вывод далек от безупречности. На самом деле он получен без всякого обращения к теории. Если же попытаться проинтерпретировать природу М. и чувств посредством теорий, то выясняется, что путь к ней определяют концепты, прежде всего — понятия. Что такое понятия в их ментальном бытии? Как раз мысли и чувства, но тогда не остается ничего другого, как выявить подлинную соотносительность понятий, М. и чувств. В понятии одна М. объединена со многими чувствами. Инвариантное в понятии — это М., а вариативное — это чувства.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

«МЫСЛИ»
название, под которым в 1670 г. были опубликованы разрозненные записи Паскаля, собираемые им для объемного труда, посвященного Апологии христианской религии.
Болезнь и смерть автора прервали работу над этим произведением. Паскаль в нем обращается к «вольнодумцу», в котором он хочет пробудить беспокойство, показав ему нищету человека, лишенного Бога. Для этого он использует силу убеждения (дух тонкости) и доказательства (дух геометрии). Паскаль описывает положение человека между двумя бесконечностями (бесконечно большим и бесконечно малым), препятствие для истинного размышления, созданное «себялюбием» и предрассудками, и бегство человека от нищеты условий своего существования в «развлечение». Однако, несмотря на нищету, человек велик своим духом; это «тростник, но мыслящий тростник». Бездна величия и малости, ни ангел, ни зверь, но живая загадка, человек может найти объяснение самого себя лишь в религии. Чтобы войти в нее, нужно держать пари, сделав ставку на Бога. Произведение завершается сияющим образом Сына Божия, мистикой сердца, у которого «свои резоны, неизвестные разуму». Именно здесь последний предел любой христианской жизни. Эта восхитительная книга породила после себя массу вдохновенных комментариев.

Источник: Философский словарь

«МЫСЛИ»
Les Pensees) — главный философский труд Паскаля, названный издателями «Мысли о религии и о некоторых других предметах» ( 1670), с легкой руки Вольтера просто «Мысли», остался незавершенным ввиду его ранней смерти. Он задумывался изначально как «Апология христианской религии», о чем Паскаль осенью 1658 делает доклад в Пор-Рояле (Pensees, fr. 149 — Oeuvres completes, par L. Lafuma. R, 1963), в котором излагает не столько план будущего сочинения, так и не созданного, сколько некоторые основные идеи, впоследствии развитые в «Мыслях»: величие и ничтожество человека как знаки «двух природ»: божественно-совершенной и греховно-порочной, противоречивость его существа, христианская религия как «ключ» к разгадке этих противоречий, спасение через Иисуса Христа, идея «скрытого Бога». «Мысли» были найдены после смерти Паскаля в виде фрагментов на отдельных листах бумаги, лишь отчасти им классифицированных в «тематические связки», 27 из которых имели содержательные заголовки, имеющие прямое отношение к «Апологии» («Порядок», «Ничтожество», «Величие», «Противоречия», «Ложность других религий», «Доказательства Иисуса Христа» и т. д.), а 34 связки без заглавий на самые разные темы нередко носили светский характер. Снятие копий с этих бумаг Паскаля, равно как и первые издания «Мыслей», осуществленные янсенистами из Пор-Рояля, было сопряжено с изъятием из них «еретических фрагментов» крамольного или «слишком вольного» характера, а также просто не относившихся к «Апологии». Так читающая Европа получила сильно препарированное сочинение Паскаля, представлявшее его не как великого философа, а как «христианнейшего мыслителя» и «святого из Пор-Рояля». И в дальнейшем издатели по своему произволу и в зависимости от своих убеждений (религиозных, атеистических и др.) компоновали фрагменты «Мыслей», совершенно искажая творческий облик Паскаля. Лишь в 1842 Виктор Кузен поставил наконец перед Французской академией вопрос об издании «подлинного корпуса «Мыслей» в соответствии с оригиналом». В плане решения этой задачи появляются более аутентичные издания П. Фожера (1844), Э. Авэ (1852) и ставшее классическим надолгие годы издание Л. Брюнсвика (1895,1904, 1914). В 1963 Л. Лафюма — после тщательных исследований — предпринимает юбилейное издание Полного собрания сочинений Паскаля, куда вошел еще более аутентичный текст «Мыслей», по которому, равно как и по Брюнсвику, в мировой практике принято цитировать фрагменты «Мыслей». Всего у Лафюма — 1010 фрагментов, в т. ч. «не зарегистрированные копией». Несмотря на незавершенность этого сочинения в целом, большинство его фрагментов отличается не только оригинальностью и идейной глубиной, но и стилистическим совершенством. Недаром многие афоризмы Паскаля стали «летучими фразами»: «Величие человека состоит в его мысли»; «У сердца свои законы, которых разум не знает»; «Человек бесконечно превосходит человека»; «Смеяться над философией значит истинно философствовать» (Ibid, fr. 759,423,131,513) и др. Среди фрагментов есть и такие, которые представляют собой маленькие философские опусы, довольно цельные и завершенные: «Воображение», «О пирронизме и догматизме», «Развлечение», «Несоразмерность человека», «Аргумент-пари», «Себялюбие», «Тайна Иисуса» (Ibid., fr. 44,131, 136, 199, 418, 978, 919). В текст «Мыслей» включен т. н. «Мемориал» Паскаля (Ibid., fr. 913), свидетельство «мистического боговдохновенного опыта», пережитого им в памятную ноябрьскую ночь 1654, после чего он принял решение уйти в монастырь. Что же касается основной массы фрагментов, то помимо религиозной тематики в них затронуты чуть ли не все проблемы как «вечной философии», так и современной ему новой философии.
Мир мыслей Паскаля — это целая эпоха в европейской философии и культуре. Будучи идейным противником традиционной «отвлеченной метафизики», он создает уникальную «философию сердца» (в оппозиции и в дополнение «философии разума» Декарта), в рамках которой сердце выступает и как орган особой чувственной интуиции, — в противовес интеллектуальной интуиции Декарта, Спинозы, Лейбница, — и как сущностная основа, духовный стержень личности («внутреннего человека» в отличие от «внешнего человека»), и как «субъект нравственного порядка», и как «путеводитель души к Богу». В «век разума» Паскаль провозгласил: «Мы постигаем истину не только разумом, но и сердцем. Именно сердцем мы познаем первые принципы бытия» (fr. 110). Культу разума в европейской традиции он противопоставил трезвую его оценку, указывая как на его достоинство и силу (величие), так и на слабость, ограниченность и тенденциозность (ничтожество). Разум силен в определениях и доказательствах, в математических предметах, но на этом и заканчивается сфера его владычества. Как часто он бессилен в предметах духовных, «человеческих, слишком человеческих», психологических, нравственных и религиозных, где приоритет принадлежит сердцу. Паскаль не считает разум «сувереном» и «высшим судией» в вопросах истины, ибо он может идти на поводу у чувств, воображения, привычек, интересов и т. д. Он — «флюгер», который поворачивается в любую сторону, будучи подвержен всякому влиянию. Паскаль настаивает на том, что разум есть вторичная инстанция в человеке по отношению к чувствам и сердцу и потому он не может быть абсолютным критерием истины. Речь идет не об «отвлеченном разуме» абстрактной метафизики, не о «духовном автомате» (Спиноза), а о «живом разуме» экзистенциального субъекта познания. Т. о., Паскаль не принимает «абстракцию гносеологического субъекта», столь распространенную в европейской философии, начиная с Античности и до наших дней. Критика разума Паскалем породила неправильную оценку его гносеологической позиции как скептической. Между тем именно «Мысли» дают мастерское развенчание «коварного пирронизма», равно как и догматизма. Если мы не можем познать «все», учит Паскаль, то это не значит, что мы не знаем «ничего». Есть достоверность на уровне чувств, разума и сердца (fr. 110,131).
«Мысли» знаменуют появление своеобразной «философской антропологии» в 17 в., тесно связанной с «философским богословием». Человек и Бог, Бог и человек — два главных объекта исследований Паскаля: «Истинная природа человека, его подлинные благо и добродетель, а также истинная религия познаются только в совокупности» (fr. 393). В антропологии он исходит из конкретного человека, полного противоречий, загадок и тайн: величие и ничтожество пронизывают все уровни его бытия. Эта главная антиномия получает свое разрешение, согласно Паскалю, лишь в христианстве: Бог создал человека совершенным, полным всяческого величия, но первородный грех в корне «повредил» его первозданную природу, обусловив его ничтожество и вечное противоборство в нем этих двух начал. На «оси антиномий» вращаются едва ли не все «Мысли», придавая мировидению Паскаля трагический оттенок. Трагизм индивидуального бытия усиливается трагизмом социальной жизни в условиях «империи власти» с ее культом насилия, практикой неравенства и несправедливости. Его социальный критицизм распространяется и на «психологию нравов» современного ему общества. Причем он не просто описывает, подобно Монтеню, эмпирические дефекты и порочность нравов, но пытается найти их глубинные основания. Это и антиномизм человеческого существа, и его себялюбие (amour-propre), из которого произрастают эгоизм, лицемерие, лживость и другие пороки. Это и «естественный удел человеческий»: скука, забота, тревога, непостоянство, страх смерти. Но особое внимание Паскаль уделяет феномену «развлечения» (divertissement), поразительную трактовку которого он дает в целом ряде фрагментов (fr. 132—139). «Развлечение» — это способ «бегства от самого себя», ухода от глубинных вопросов о смысле жизни и смерти, Боге и душе, трусливое неприятие трагизма жизни. «Развлечение» Паскаль понимает столь широко, что в него попадает всякого рода активность человека (в т. ч. и профессиональная деятельность), отвлекающая от раздумий о самом себе. В итоге — «суета сует», чему и посвящен специальный раздел «Мыслей».
«Критика человека» у Паскаля — только прелюдия к его учению о Боге. И здесь он противостоит «веку разума» с его «излюбленным» деизмом и «религией разума». Он выдвигает дихотомию «личного Бога Авраама, Исаака и Иакова» и «Бога философов и ученых». Отсюда утверждение «философского Бога» деистов — лишь суррогат подлинной веры, которая достигается только путями, «указанными в Евангелии». Религиозное кредо Паскаля выражено математически кратко: «Сердце чувствует Бога, а не разум» (fr. 424). Способствует этому «вдохновение» (inspiration), в конце концов идущее от милосердия Божия, его Благодати. Но коль скоро вера достигнута, она увлекает за собой и разум, и все существо человека, тогда разум находит аргументы в пользу веры, которые есть в «Мыслях»: аргумент-пари, онтологический аргумент и др. Однако «как далеко от познания Бога до любви к нему» (fr. 377). «Мысли» Паскаля вошли в «плоть и кровь» мировой философии и культуры. Философы развивают его идеи (Лейбниц, Юм, Руссо, Гельвеций, Шопенгауэр, Ницше, Бергсон, Шелер, Тиллих, Сартр, Камю и многие другие). Писатели и поэты вдохновляются его философскими образами и экзистенциальными мыслями (Тютчев, Тургенев, Достоевский, Л. Толстой и др.). Русской культуре особенно близка «метафизика сердца», развитая в «Мыслях».
Русские переводы: И. Бутовского (1843), П. Первова (1888). С.Долгова(1892), Ю.А. Гинзбург (1995; полный перевод). Лит.: Гуляев А. Д. Этическое учение в «Мыслях» Паскаля. Казань, 1906; Стрельцова Г, Я. Паскаль и европейская культура. М., 1994; Lafuma L. Histoire des Pensees de Pascal (1656—1952). P., 1954; DAngers J. E. Lapologetique en France de 1580 a 1670. Pascal et les precurseurs. P., 1954; Francis R. Les Pensees de Pascal en France de 1842 a 1942. P., 1959; Le GuemM. et M.-R. Les Pensees de Pascal (de lantropologie a la theologie). P., 1972; MesnardJ. Les Pensees de Pascal. P., 1976; Kirsch U. Biaise Pascals «Pensees» (1659-1662). FreiburgMunch. (Symposion Philos.), 1989. См. также лит. к ст. Паскаль.
Г. Я. Стрельцова

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
150.79 кб

Этическая мысль в русском либерализме

Борисова Ю. В.
В настоящее время проблема либерализма становится одной из ключевых в отечественной науке. Особый интерес вызывает нравственное содержание этого явления. В статье дается краткий обзор нравственных ценностей русского либерализма.
Читать PDF
312.52 кб

Русская либеральная историография и европейская философская мысль в конце XIX начале XX века

Сидненко Татьяна Ивановна
Рассматривается идейно-теоретическое наследие либеральных историков конца XIX начала XX века в контексте исследования основных философских направлений этого периода.
Читать PDF
430.68 кб

Мысль и настоящее

Грякалов Алексей Алексеевич
Построение живого философского опыта не сводимо к проблемам влияния или заимствования. Оно также не может быть решаемо в категориях господства и подчинения.
Читать PDF
233.33 кб

Теория стейкхолдеров и католическая социальная мысль

Алфорд Хелен
Исследованы два этических подхода к обоснованию теории стейкхолдеров: концепция корпоративной социальной ответственности и католическая социальная доктрина.
Читать PDF
298.53 кб

Мысль и действие

Рыбаков Николай Сергеевич
Читать PDF
81.61 кб

Политическая мысль в русском духе

Макарова Л. В.
Читать PDF
87.64 кб

Марченко О. В. Григорий Сковорода и русская философская мысль XIX-XX веков. Исследования и материалы

Антонов Константин Михайлович
Читать PDF
109.68 кб

Историко-методологический семинар «Русская мысль»

Румянцева Н. А.
Читать PDF
265.22 кб

Социальная мысль Бенгальского возрождения: проект гражданского общества

Скороходова Татьяна Григорьевна
Реконструируется проект гражданского общества, созданный интеллектуальной элитой Бенгальского Возрождения (XIX начала XX вв.) в рамках социокультурного проекта возрождения Индии.
Читать PDF
302.97 кб

Отечественная историческая мысль в свете глобализации и информатизации

Зубова Ирина Львовна
Статья посвящена анализу вклада представителей отечественной исторической мысли в экспликацию творческой природы общественной жизни.
Читать PDF
284.42 кб

Критическая и релятивистская мысль в современной онтологии

Елинский Михаил Викторович
Спецификой современной онтологии являются два вида неклассического мышления критический и релятивистский. В европейской философии первое из них восходит к И.
Читать PDF
154.40 кб

Особая мысль: А. Пятигорский о трансцендентальном единстве философа и его философии

Мелихов Герман Владимирович
Статья представляет собой опыт философского комментирования тезиса А. Пятигорского о трансцендентальном единстве философа и его философии.
Читать PDF
136.67 кб

Семинар «Русская мысль» в РХГА три года работы

Артемов Д.
Читать PDF
0.00 байт

Философская мысль Франции после второй мировой войны: «Философия различия»

Карцев И. Е.
Читать PDF
0.00 байт

Семинару «Русс кая мысль» исполнилось пять лет: отклики участников

Косых Флегонтова Муравьев Пигров М. П. С. М. А. Н. К. С.

Похожие термины:

  • Философская мысль духовно-академического направления в русской философии XVIII-XIX вв

    Гораздо более основательным выглядит преподавание и творческое развитие философии в духовных академиях Киева, Москвы, Петербурга, Казани, где ориентировались не на скороспелые просветительские
  • АЛБАНСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ

    Источники для изучения истории филос. и социально-политич. мысли древней и ср.-век. Албании малочисленны. Предки албанцев - иллирийцы - были язычниками и политеистами, они имели, очевидно, такую же м
  • Католическая мысль Латинской Америки о путях освобождения

    Латиноамериканская религиозно-философская мысль, конечно, не оторвана от традиционных и обновленных вариантов католичества как такового. Но она вносит в современное христианство целый ряд важн
  • АРАБСКАЯ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ

    Возрождение эстетической мысли на Арабском Востоке после долгих веков относительного застоя происходит на рубеже XIX—XX вв. В дальнейшем она развивается, все более взаимодействуя с мировой эстети
  • Новая мысль

    движение, впитавшее в себя идеи, почерпнутые из -Христианской науки, -теософии, учения Эммануэля -Сведенборга. Движение было основано Эммой Куртис Хопкинс (1849 - 1925) после того, как в 1885г. ее исключили
  • АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ

    Зарождение филос. мысли в Азербайджане связано с развитием маздеизма, к-рый с разложением первобытного общества преобразуется в зороастризм (с 6 в. до н.э.); несколько позже возникает магизм. По свое
  • БЕЛОРУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ

    До 16 в. белорус. обществ. мысль находила свое выражение гл. обр. в устном нар. творчестве, летописях, поучениях ("Слова и поучения св. Кирилла Туровского", "Летопись Авраамки", "Летописец Литвы и хроник
  • ФИЛОСОФСКО-БОГОСЛОВСКАЯ МЫСЛЬ XVIII-XX вв

    синодальный период развития православного вероучения, к-рое характеризуется созданием метафизической традиции "конкретного онтологизма" (Зеньковский) на основе личностного религиозного опыта.
  • ЛАТИНОАМЕРИКАНСКАЯ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ.—

    В силу особых условий процесс становления и превращения эклектической и экзотической культуры Нового Света, в т. ч. и фило-софско-эстетической мысли, в относительно единое самостоятельное целое о
  • ЭСТЕТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ

    в России берет свое начало с кон. X в., со времени "крещения Руси", как самосознание эстетического мироотношения Древней Руси. Последнее имело своими истоками языческую культуру вост. славян, сплавл
  • ЭСТОНСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ

    Вплоть до 19 в. единств. источником, позволяющим ознакомиться с филос. идеями эстонского народа, служил фольклор. Присоединение Прибалтики к России (18 в.) и основание Тартуского ун-та (1802) создали бла
  • ЭТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ

    Рус. философии традиционно свойственно исключительное внимание к этическим проблемам. Такие авторитетные ее историки, как Зеньковский, Н. О. Лосский, Бердяев, были единодушны в признании присущег
  • КАЗАХСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ

    До Октябрьской революции 1917 казахский народ находился в состоянии культурной отсталости. В этих условиях вплоть до появления письм. лит-ры думы и чаяния трудящегося народа, его мечты о свободе, ст
  • КИРГИЗСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ

    До Великой Октябрьской социалистич. революции киргизы не имели письменной лит-ры. Духовная культура народа, развивавшегося в течение мн. веков в условиях кочевого быта, при патриархально-родовых
  • КОРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ

    Изучение истории кор. философии началось со 2-й пол. 19 в. Лит-ра этого периода, представленная гл. обр. произведениями отд. миссионеров или изданиями католич. миссий в Корее, дает фрагментарное и тенд
  • ЛАТЫШСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ

    Истоки филос. мысли латышей уходят в устное нар. творчество; наивный материализм и стихийная диалектика проявляются в истолковании народом явлений природы; идея труда пронизывает принципы нар. мо
  • ЛИТОВСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ

    У литов. народности первобытное, анимистическое миропонимание, находившее свое выражение в фольклоре, сохранилось, несмотря на распространение католичества, вплоть до сер. 16 в. В 1-й пол. 16 в. в Литв
  • МОЛДАВСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ

    Гл. вопросом, на протяжении трех веков волновавшим умы передовых представителей молд. народа, был вопрос борьбы за независимость. Эту проблему поднимали еще летописцы Гр. Уреке (1590-1647), М. Костин (1633-
  • РУМЫНСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ

    История рум. народа характеризуется беспрерывной борьбой за нац. независимость, к-рая особенно усиливается с конца 14 в. в связи с частыми тур. нашествиями и впоследствии – с установлением ига Осма
  • ТУРКМЕНСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ

    зародилась в глубокой древности. Ее начало связывается с Авестой – древнейшим памятником доисламской религии. Историю Т. ф. и о. м. нельзя рассматривать в отрыве от филос. традиций таджиков, узбеко