МОЛДАВСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ

Найдено 1 определение
МОЛДАВСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
Гл. вопросом, на протяжении трех веков волновавшим умы передовых представителей молд. народа, был вопрос борьбы за независимость. Эту проблему поднимали еще летописцы Гр. Уреке (1590-1647), М. Костин (1633-91) и Ион Некулче (1672-1745), призывавшие к единению для борьбы против иноземных поработителей. Произведения молд. летописцев выражали идеологию той части феодалов, к-рая стремилась к освобождению от ига иноземных поработителей. Выдающимися представителями феод. идеологии конца 17 - нач. 18 вв. в Молдавии были Н. Милеску-Спафарий и Д. Кантемир. Начиная со 2-й пол. 18 в. возникают ряд идеологич. течении и направлений. Победы России в войнах с Турцией ослабили Османскую империю и способствовали экономич., политич. и культурному развитию Молдавии. Для развития просвещения в Молдавии много сделал просветитель Амфилохий (конец 18 в.). В написанной им "Грамматике физики..." (рукопись хранится в Киевской публичной библиотеке) отстаивалась гелиоцентрич. система мира Коперника. Он выступал поборником распространения знаний среди народа. В Молдавию начинают проникать идеи социального освобождения, распространяется в рукописи "Путешествие из Петербурга в Москву" Радищева, появляются произведения передовых мыслителей запада: "Энциклопедия" франц. просветителей, труды Вольтера, Монтескье и др. Освободит. идеи нашли свое яркое выражение в одном из анонимных документов этого времени – "Слово крестьянина к боярам" (см. "Anul1848 in principate le romane", Buс., 1902, t. 3). В 1-й пол. 19 в. происходит присоединение вост. части Молдавии – Бессарабии, к России (1812). Подъем нац.-освободит. и антикрепостнич. движения, известного в истории под названием гетерия (1821), вызвал бурное развитие обществ. мысли. Появляется нац. художеств. и политич. лит-ра. Молдавский писатель И. Тэутул (1798–1825) написал первый проект молд. конституции (1822). Кроме этого, он сочинил памфлет "Голос народа Молдавии к боярам и митрополитам", в к-ром осуждал боярскую олигархию, выступал против социальной несправедливости. Издаваемая Гр. Асаке (1788–1869) первая молдавская газета (1829) "Албина ромыняскэ" способствовала распространению просветительских идей. Материалистич. направление в естествознании развивали молд. ученые Якоб Чихак (1800–88), Константин Вырнав (1806–77), Тоадер Стамати (1812–52), А. Д. Денгинк и А. И. Гросул-Толстой. Получает развитие литературно-критич. направление. Виднейшим его представителем был молд. революционер-демократ Алеку Руссо (1819–59). В 60-х гг. в Бессарабии распространялись запрещенные произведения Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Некрасова, а в 70–80-х гг. здесь, как и в др. частях России, широкую известность получают идеи народничества. Рев. народники (В. Красеску-Бассарабеану, Замфир Арборе и др.) сыграли большую роль в распространении произведений Маркса и Энгельса. Пропагандистом марксизма в Молдавии был Н. Зубку-Кодряну. В 70–80-х гг. в легальной филос. лит-ре Молдавии шла борьба между идеализмом (Леонард) и материализмом (хотя и не вполне последовательными материалистами выступали Стамати-Чуря и В. Л. Лашков). К концу 19 в. относится возникновение социал-демократич. движения в Молдавии. В 1896 рус. политич. ссыльными в Кишиневе был организован первый социал-демократич. кружок. К осени 1900 рабочие социал-демократич. кружки были созданы в ряде мест Молдавии. Однако в них еще не были полностью изжиты идеи народничества. В это время в Кишиневе образуется социал-демократич. группа, к-рая начинает осуществлять постепенный переход от пропаганды марксизма в узких кружках к агитации среди рабочей массы. Группа установила тесную связь с социал-демократич. организациями Киева, Одессы, Харькова и Екатеринослава. В начале 900-х гг. усилилось влияние "экономистов". Решающую роль в преодолении этой опасности сыграла ленинская "Искра" и работа Ленина "Что делать?" Защитниками идей "Искры" в Молдавии были А. Боград, О. Басовский, М. Вельтман, В. Броаскэ и др. В декабре 1902 в Кишиневе был создан социал-демократич. комитет, возглавивший революц. работу в крае. В Молдавии в годы первой рус. революции распространялись большевистские газеты "Вперед", "Пролетарий", работы Ленина "Задачи русских социал-демократов", "От какого наследства мы отказываемся", "Пересмотр аграрной программы рабочей партии" и др. Для пропаганды идей марксизма местные социал-демократы стремились использовать и легальные возможности. В результате Великой Окт. социалистич. революции 1917 перед молд. народом открылся путь к новой, социалистич. жизни. Но оккупация Молдавии боярской Румынией (1918) задержала социалистич. развитие. Созданием Молдавской Автономной Советской Социалистической Республики (1924) были заложены основы социалистич. государственности молд. народа и открыты широкие возможности для образования и культурной революций в целом. В это время в оккупированной Бессарабии борьбу против реакц. идеалистич. течений возглавляла подпольная коммунистич. организация Бессарабии. На страницах газет "Бессарабский коммунист", "Красное знамя" и др. разоблачались бурж. доктрины открытых и скрытых врагов марксистской идеологии. Пропаганду марксистско-ленинских идей проводили представители передовой интеллигенции ?. Д. Кочя, П. Константинеску-Яшь, К. С. Сырбу и др. В 1940 была образована Молд. ССР (в результате освобождения Бессарабии и воссоединения ее с Молд. АССР). Тем самым был завершен процесс создания социалистич. государственности всего молд. народа. В республике созданы кафедры науч. коммунизма, диалектич. и историч. материализма при Кишиневском гос. ун-те и с.-х. ин-те, а также кафедры марксизма-ленинизма в др. учебных заведениях, организован сектор философии при Ин-те истории АН Молдавской ССР. Важным событием в духовной жизни республики было издание на молд. яз. полного собрания соч. Ленина и осн. трудов Маркса и Энгельса. Философы-марксисты опубликовали ряд трудов: Д. Т. Урсул, Филос. и общественно-политич. взгляды Н. Г. Милеску-Спафария (1955); П. Ковчегов и Коробан В., Общественно-политич. и философские взгляды А. Руссо (1953); В. Н. Ермуратский, Общественно-политич. взгляды Д. Кантемира (1956) и др. В наст. время ведутся исследования по конкретной социологии и истории филос. и обществ.-политич. мысли в Молдавии. Лит.: Кантемир Д., Книга система или состояние Мухаммеданския религии, т. 1, СПБ, 1722; Арсеньев Ю., Николай Спафарий и его время, "Русский архив", 1895, No 7; История Молдавии, т. 1, Кишинев, 1951; Известия Молдавского филиала АН СССР, 1958, No 3 (48); История философии, т. 4, 5, М., 1959–61; Mохов ?. ?., Очерки истории молдавско-русско-украинских связей, Кишинев, 1961: Известия Академии наук Молдавской ССР, Кишинев, 1962, No 1; Амфильский Хотинянул, Елементе аритметиче арэтате фирсште акум интыю тинэрите, Ясса, 11 дечембрие 1795; Сantemir D., Istoria Imperiului ottomanu crescerea si scaderea lui, Buc., 1876–78; его же, Storia ieroglifica`? , Buc., 1883; его же, Hronicul vechimei a Romano-Moldo-Vlahilor, Buc., 1901; eго же, Metafisica, Buc., 1928; его же, Descrierea Moldovei, Buc., 1909; Adamescu Сh., Istoria literaturii rom?ne, [2 ed. ], Buc., 1920; ?оrga N., Istoria literaturii rom?nesti, v. 1–3, Buc., 1925–33. В. Ермуратский. Кишинев.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.