МУТАЗИЛИТИЗММУТАИ РИСАКУ

МУТАЗИЛИТЫ

Найдено 3 определения термина МУТАЗИЛИТЫ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское]

МУТАЗИЛИТЫ

араб., букв. - обособившиеся) - приверженцы мусульм. теологии рационалистич. направления, зародившейся в Араб. халифате в 8-9 вв. Основоположником мутазилизма считается Василь ибн Ата (699-748). Осн. положения учения М. - единобожие и справедливость. Под единобожием М. понимали отрицание атрибутов бога, отличных от его сущности, недопустимость антропоморфных представлений о нем, невозможность лицезреть бога. М. отрицали догмат об извечности Корана, рассматривая его лишь как одно из творений Аллаха, вели борьбу со сторонниками учения о предопределении.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

МУТАЗИЛИТЫ

от араб. – му´тазила – отделяющиеся) – приверженцы особого течения или секты в исламе, возникшей во 2-й пол. 8 в. в ранне-феод. халифате. Осн. положения учения М. – единобожие и справедливость. Под единобожием М. понимали отрицание атрибутов бога, недопустимость антропоморфных представлений о нем, невозможность лицезреть бога. Бог, по мнению М., в силу своей природы Не может осудить человека на вечные мучения и обязан дать загробное воздаяние людям. Это представление о благом и правосудном боге связывалось с признанием свободной воли у человека; М. были волюнтаристами и вели упорную борьбу с мусульм. правоверами, сторонниками учения о предопределении. Коран М. рассматривали как одно из творений бога-аллаха, тогда как ортодоксальные мусульмане считают эту книгу несотворенной, предвечно существовавшей. М. выступили в качестве первых богословов в исламе, создателей мусульм. спекулятивной догматики (см. Калам). Будучи знакомы по арабским переводам с антич. философией, они использовали ее как "служанку богословия". М. не стремились противопоставить разум вере, а пытались объяснить свои догматы, привлекая доводы разума. Попытка ввести учение М. в качестве гос. религии в халифате при аббасидском халифе Мамуне [813–833 ] не увенчалась успехом: оно оставалось идеологией придворно-пра-вительств. группировки феодалов, не оказав влияния на мусульм. массы. Догматы М., насильственно прививавшиеся халифскими властями, должны были служить идеологич. оружием в борьбе с антифеод. движением и укреплять самодержавие халифа. Лит.: Гольдциер И., Ислам, пер. [с нем. ], СПБ, 1911; Беляев ?. ?., Мусульманское сектантство, М., 1957; Nader А. N.. Le syst?me philosophique des mutazila, [Beyrouth ], 1956. E. Беляев. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

МУТАЗИЛИТЫ

араб., букв.- отделившиеся), представители раннемусульм. теологии, предшественники араб. философов. Первыми стали применять рассудочные методы др.-греч. логики и философии к истолкованию взаимоотношений бога и человека, положив начало теологии (калам) как самостоят. области знания наряду с мусульм. правом (фикх). Согласно историч. свидетельствам, истоки. М. восходят к кругу последователей Хасана аль-Басри (ум. 728), от к-рого откололись его ученики Басил ибн Ата (699-748) и Амр ибн Убайд (ум. 762). Появлению М. способствовали усиленная переводч. деятельность во 2-й пол. 8 в. и рост влияния т. н. приверженцев мнения (асхаб аррай) в правоведении.

М. выступили против буквалистского понимания атрибутов бога традиционалистами, считая, что наделение бога телесными признаками человека (воля, речь, слух и т. п.) противоречит догмату о единстве бога [отсюда их прозвище «обедняющих» (понятие бога)]. Отвергая, что бог обладает атрибутом речи, слова, М. пришли к отрицанию извечности Корана, рассматривая его лишь как одно из творений бога. Святость Корана они относили не к «букве», а к «духу», считая возможным и необходимым аллегорич. толкование Корана (благодаря М. сложилась целая отрасль теологии - «илм аттафсир», наука комментирования).

М. утверждали свободу воли и соответственно нравств. ответственность человека за совершенные им действия; в своих поступках люди выбирают («присваивают») из возможного набора действий, созданного богом (см. Касб). Отсюда апелляция М. к «весам деяний»: бог не может произвольно изменить меру воздаяния, ибо она точно соответствует земным делам человека. В отличие от хариджитов и мурджиитов, М. считали, что мусульманин, совершивший т.н. великий грех (сахиб кабира), выходит из рядов верующих, но не становится безбожником (кафиром), занимая «среднее положение».

Идеи М. способствовали развитию свободомыслия и освоению антич. философии. М. в целом определили круг проблем, рассматриваемых каламом: первое творение, пространственно-временная структура бытия (учение о «предсуществовании» - кумун, об атомах - джаухар аль-фард, причинной связи - таваллуд, сущности - мана и т. п.), вопросы практич. этики (концепция «присвоения» - касб, благодати - лутф, познания как «успокоения души» - сукун аннафс, учение о единстве «знания и действия» и др.). Для атомистич. учения М. характерно представление о мире как состоящем из непротяженных частиц, каждой из к-рых в каждое мгновение управляет бог. Наиболее известными школами М. в 9-10 вв. были школы в Басре и Багдаде. Учение М. (прежде всего идеи о единстве бога и сотворенности Корана) получило офиц. признание при аббасидских халифах 1-й пол. 9 в., когда противники М. преследовались властями. При аль-Мутаваккиле (правил в 847-861) учение М. было объявлено ересью; в дальнейшем оно развивалось в одном направлении с ортодоксальной теологией. М. исчезли окончательно в 13-14 вв. Традиции их сказывались в дальнейшем в воззрениях шиитских сект (зейдиты в Йемене, имамиты в Ираке и Иране). М. оказали значит. влияние на Кинди и Рази, а также европ. схоластич. философию.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

Найдено схем по теме МУТАЗИЛИТЫ — 0

Найдено научныех статей по теме МУТАЗИЛИТЫ — 0

Найдено книг по теме МУТАЗИЛИТЫ — 0

Найдено презентаций по теме МУТАЗИЛИТЫ — 0

Найдено рефератов по теме МУТАЗИЛИТЫ — 0