МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
(от лат. monumentum — памятник) — род изобразительного искусства, включающий памятники и монументы, скульптурное, живописное и мозаичное убранство зданий, витражи.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Монументальное искусство
род изобразительного искусства, произведения которого отличаются значительным идейным содержанием, обобщенностью форм, крупным масштабом. К монументальному искусству относят памятники и монументы, скульптурные, живописные, мозаичные композиции для зданий, витражи, городскую и парковую скульптуру, фонтаны и др.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Это понятие следует отличать от монументальности в искусстве.
К монументальному искусству относят скульптурные памятники, живописные и мозаичные панно, фрески, витражи и т.д., созданные для архитектурной или - реже - природной среды, во взаимодействии с которой они составляют единый ансамбль.
Произведения монументального искусства, как правило, отличаются величественностью и значительностью идейного содержания. Часто их назначение подчиняется определенным общественным и государственным задачам, вытекая из необходимости пропаганды и популяризации каких-то идей в массах. Создаются произведения монументального искусства обычно на наиболее значительные темы (исторические события, героические подвиги, народные сказания).
Обычно произведения монументального искусства являются частью ансамбля, предназначены для рассматривания издали, поэтому в них не должно быть мелких деталей, они должны быть выразительны.

Источник: История и теория культуры

МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
от лат. monumentum — памятник) — рол изобразительного искусства, включающий памятники и монументы, скульптурное, живописное и мозаичное убранство зданий, витражи. Произв. М. и. выступают в синтезе с архитектурой (Синтез искусств), обретая в подобном худож. бытии свой законченный худож. образ, стиль и значение. М. и. имеет разнообразные функции — воплощение значительных социально-философских и религиозных идей, увековечение памятных событий и крупных личностей, пропаганда и популяризация значимых общественных идеалов (скульптурное убранство древнеегипетской культовой архитектуры, византийские мозаики и готические витражи, фрески Рафаэля и «Давид» Микеланджело, памятник Минину и Пожарскому И. П. Мартоса, произв. мексиканских монументалистов XX в. и т. п.). Эти функции М. и. предопределяют крупно-масштабность его форм, их значительность, высокую идейную содержательность и насыщенность, что придает произв. М. и. особое эстетическое качество — монументальность. Когда в произв. М. и. усилены свойства украшения, поддержки композиционно-конструктивных ритмов архитектуры, то его называют монументально-декоративным (декор, орнамент и т. п.). Места, отводимые для произв. М. и., нередко связаны с определенной культурно-исторической традицией, что особо выделяет их в сознании современников. В произв. М. и., рассчитанных на века, используются обычно долговечные материалы, что также придает им эффект внушительности, значительности. С формами М. и. могут взаимодействовать тексты, поясняющие сложные аллегорические и символические образы (Аллегория, Символ). Создаваемые на века, произв. М. и. при смене разных эпох, народов и идеологий нередко подвергались уничтожению или частичной реконструкции (с заменой прежнего значения). Особое значение М. и. в классовых об-вах обусловлено стремлением к утверждению величия и незыблемости силы государства и высшей власти. М. и. приобретает важное значение в периоды общественного подъема, пластически выражая чаяния народных масс. В социалистическом об-ве как воплощение и развитие идей Ленина, сформулированных еще в 1918 г. в плане монументальной пропаганды, М. и. активно используется в качестве средства эстетической организации среды, идейно-патриотического и эстетического воспитания народа.

Источник: Эстетика: Словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
179.29 кб

Особенности монументального церковного искусства Вятки

Кривошеина Наталья Викторовна
Предметом исследования в статье является церковная живопись Вятской епархии XIX века. Рассматриваются особенности монументальной храмовой живописи Вятки в иконографии, стиле, выявляются специфически вятские темы и сюжеты.
Читать PDF
257.45 кб

Церковное монументальнодекоративное искусство Мориса Дени

Певнева Наталья Юрьевна
Дана краткая характеристика религиозного искусства Мориса Дени; рассмотрен ряд наиболее значимых церковных монументальнодекоративных ансамблей мастера; определен вклад Дени в католическое возрождение Франции на рубеже XIX XX вв.
Читать PDF
448.10 кб

Образ в монументальной композиции древнерусского искусства

Лопасова Елена Владимировна
В статье рассматривается роль древнерусской иконы в раскрытии художественного образа монументальной композиции
Читать PDF
2.28 мб

Монументальное церковное искусство Лузского района Кировской области

Кривошеина Наталья Викторовна
Вводится в научный оборот художественное наследие Лузского района Кировской области в виде монументального церковного искусства.
Читать PDF
318.44 кб

Синтез монументальных искусств в архитектуре СССР в период 1917 – 1932 годов

Петренко Сергей Дмитриевич
Материал статьи посвящен теоретическим аспектам организации синтеза трех искусств (живописи, скульптуры и архитектуры) в первое десятилетие после событий Октябрьской революции.
Читать PDF
107.24 кб

Значение термина «Программа росписей» для церковного монументального искусства

Давидова Мария Георгиевна
Статья посвящена общим вопросам программы росписи православного храма. В тексте рассматривается значение термина «программа росписей», а также содержание терминологии, связанной с этим понятием.
Читать PDF
142.42 кб

Основные направления исследований средневекового монументального искусства Европы

Чуворкина Ольга Александровна
В статье рассматривается генезис и развитие основных методологических подходов к европейской медиевистике в XIX–XXI вв.
Читать PDF
1.05 мб

СОВРЕМЕННОЕ МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО: К ВОПРОСУ О ЗАКАЗЧИКЕ И ВОСТРЕБОВАННОСТИ

Романова Елена Олеговна
Монументально-декоративное искусство переживает не лучшие времена.
Читать PDF
280.90 кб

Мифологический образ Петра i в произведениях живописи и монументального искусства XVIII века

Конанова Евгения Игоревна
Исследуется формирование культа Петра I в общественном сознании XVIII в. посредством произведений живописи и монументального искусства. Рассматриваются портрет Петра I мастера петровских времен И.
Читать PDF
7.85 мб

Визуальный миф в идеологическом нарративе: репрезентация в советском монументальном искусстве

Киуру Константин Валерьевич
Рассматривается проблема репрезентации в искусстве социалистического реализма визуального мифа о новом советском человеке. В качестве предмета анализа выбрано оформление станций московского метрополитена. Майоликовые панно Е.
Читать PDF
135.26 кб

«Эффект присутствия»: монументальное искусство романской эпохи в музее: проблема экспонирования

Арутюнян Юлия Ивановна
Статья посвящена вопросам экспонирования романского монументального искусства в музеях Западной Европы и США.
Читать PDF
575.57 кб

Икона как образ и как идея: аспекты византийского монументального искусства в их взаимодействии

Лунгина Дарья Андреевна
С развитием храмового зодчества (начиная с V в.) монументальное искусство Византии получило возможность выразить несколько заключенных в иконе аспектов: религиозный, антропологический, политический, художественный и др.
Читать PDF
3.43 мб

Скульптор Фам Ван Ханг - яркий представитель современного вьетнамского монументального искусства

Соколовский Александр Якубович
Читать PDF
525.16 кб

Украинский авангард утраченная станица мирового искусства? (Монументальная живопись М. Л. Бойчука и

Земляная Тамара Николаевна
Читать PDF
1.60 мб

Монументальное искусство как средство организации архитектурно-пространственной среды. О развитии мо

Алмосов Лев Иванович, Алмосов Артём Львович
В данной статье рассмотрена необходимость профессионального подхода к формированию архитектурно-пространственной городской среды, раскрыты последовательность и основы развития монументального искусства в Ставрополе, предложены осн