МОНОФИЗИТЫ
Монофизиты
(μόνος φύσις естество) еретики, признававшие одно божеское естество во Иисусе Христе. Это учение, распространенное Евтихием в V в., отверг Халкидонский Собор (451 г.); Монофеизм — Музей но монофизиты отделились от православной церкви и образовали отдельные секты. Учение монофизитов принято иаковитами, армянами и коптами.
Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.
МОНОФИЗИТЫ
от греч. ????? – единственный и ????? – природа) – сторонники религ.-политич. учения, основанного в 5 в. константинопольским архимандритом Евтихием, к-рый, развивая антинесторианские (см. Несторианство) высказывания Кирилла Александрийского, отстаивал тезис, что после воплощения логоса Христу была присуща одна (божественная) природа: т.е., пострадавшим за человечество оказывался не богочеловек, а бог. Учение М. получило широкое распространение на востоке Византии (в Египте, Сирии, Армении), где оно стало символом сепаратизма; популярность его на Востоке в какой-то мере может быть объяснена наличием здесь древних традиций, восходящих к вост. культам умирающего и воскресающего божества, с к-рым в народном воображении смутно отождествлялся Христос. Крупнейшим успехом М. был Эфесский собор 431, где они встретили поддержку императорской власти, опасавшейся усиления константинопольского патриарха и опиравшейся на александрийского патриарха Диоскора; однако стремление Диоскора играть роль папы Востока оттолкнуло от него епископат, и в 451 на соборе в Халкидоне учение М. было осуждено. Борьба М. против халкидонского вероучения продолжалась и в 6 в., когда все более обнаженным становится политич. содержание монофизитства (борьба за отделение вост. провинций), в то время как богословские формулы обеих группировок все более сближаются. Учение М. было воспринято в Армении, где в 554 образовалась особая (григорианская) церковь, в Сирии, где на основе монофизитства выросла яковитская церковь, в коптском Египте и Эфиопии. Лит.: Лебедев А. П., Вселенские соборы VI, VII и VIII вв., 3 изд., СПБ, 1904; Соколов В., Леонтий Византийский, Сергиев Посад, 1916; ?аrnасk ?., Lehrbuch der Dogmengeschichte, 2 Aufl., Bd 2, Freiburg im Breisgau, 1888, S. 378–401; Das Konzil von Chalkedon, [Bd 1–3 ], W?rzburg, [1951–54 ]; Beck H. G., Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich, M?nch., 1959, S. 283–91, 387–94. А. Каждан. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.