МОНОФИЗИТЫ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

Монофизиты
(μόνος φύσις естество) еретики, признававшие одно божеское естество во Иисусе Христе. Это учение, распространенное Евтихием в V в., отверг Халкидонский Собор (451 г.); Монофеизм — Музей но монофизиты отделились от православной церкви и образовали отдельные секты. Учение монофизитов принято иаковитами, армянами и коптами.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.

МОНОФИЗИТЫ
от греч. ????? – единственный и ????? – природа) – сторонники религ.-политич. учения, основанного в 5 в. константинопольским архимандритом Евтихием, к-рый, развивая антинесторианские (см. Несторианство) высказывания Кирилла Александрийского, отстаивал тезис, что после воплощения логоса Христу была присуща одна (божественная) природа: т.е., пострадавшим за человечество оказывался не богочеловек, а бог. Учение М. получило широкое распространение на востоке Византии (в Египте, Сирии, Армении), где оно стало символом сепаратизма; популярность его на Востоке в какой-то мере может быть объяснена наличием здесь древних традиций, восходящих к вост. культам умирающего и воскресающего божества, с к-рым в народном воображении смутно отождествлялся Христос. Крупнейшим успехом М. был Эфесский собор 431, где они встретили поддержку императорской власти, опасавшейся усиления константинопольского патриарха и опиравшейся на александрийского патриарха Диоскора; однако стремление Диоскора играть роль папы Востока оттолкнуло от него епископат, и в 451 на соборе в Халкидоне учение М. было осуждено. Борьба М. против халкидонского вероучения продолжалась и в 6 в., когда все более обнаженным становится политич. содержание монофизитства (борьба за отделение вост. провинций), в то время как богословские формулы обеих группировок все более сближаются. Учение М. было воспринято в Армении, где в 554 образовалась особая (григорианская) церковь, в Сирии, где на основе монофизитства выросла яковитская церковь, в коптском Египте и Эфиопии. Лит.: Лебедев А. П., Вселенские соборы VI, VII и VIII вв., 3 изд., СПБ, 1904; Соколов В., Леонтий Византийский, Сергиев Посад, 1916; ?аrnасk ?., Lehrbuch der Dogmengeschichte, 2 Aufl., Bd 2, Freiburg im Breisgau, 1888, S. 378–401; Das Konzil von Chalkedon, [Bd 1–3 ], W?rzburg, [1951–54 ]; Beck H. G., Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich, M?nch., 1959, S. 283–91, 387–94. А. Каждан. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
454.58 кб

Проблема соотношения общего и единичного в христологии умеренного монофизитства VI века: Севир Антио

Давыденков О. В.
В статье рассматривается вопрос о соотношении общего и единичного в христологии виднейшего представителя т.н.
Читать PDF
446.00 кб

К вопросу о философской проблематике христологических дискуссий VI века: умеренное монофизитство

Давыденков О. В.
В статье рассматриваются общие методологические вопросы исследования византийской философии и теологии эпохи Вселенских соборов, предпринята попытка рассмотреть философскую проблематику христологических дискуссий на примере одного
Читать PDF
142.17 кб

Феодор Абу Курра как полемист с монофизитством

Давыденков Олег Викторович
Феодор Абу Курра, епископ Харранский, (ок. 750 ок.

Похожие термины:

  • Монофизитство, монофизиты

    - христологическая ересь, основанная константинопольским архимандритом Евтихием или Евтихом, поддержанная александрийским патриархом Диоскором и осужденная церковью на Халкидонском (четверто
  • МОНОФИЗИТСТВО

    богословская концепция, признающая в И. Христе одну божественную природу, а не две, божественную и человеческую. Последователями М. являются армянская, коптская, эфиопская, сирийская, якобитская,
  • монофизитство (от моно и фюсис-природа)

    самая крупная и значительная ересь в истории христианства эпохи вселенских соборов. Состоит в утверждении, что христос – только бог (у него одна природа – божественная), а человеческое в нем тольк