МОНОФИЗИТСТВО
Монофизитство
богословская концепция, признающая в И. Христе одну божественную природу, а не две, божественную и человеческую. Последователями М. являются армянская, коптская, эфиопская, сирийская, якобитская, малабарская (Индия) церкви.
МОНОФИЗИТСТВО
от греч. monos — один и physis — природа) -богосл.-догматич. направление в христианстве, возникшее в Византии в 5 в. Основателем его считают константиноп. архимандрита Евтихия, к-рый учил, что Христу присуща одна природа - божественная, а не две - божественная и человеческая, как утверждали представители офиц. цсрк. ортодоксии. На Халкидонском соборе (451) ?. было осуждено как ересь, а его сторонники стали преследоваться как еретики. За дог-матич. спорами о природе Христа скрывалось сложное переплетение экономич., политич. и соц. противоречий между Византией и населением ряда сепаратистски настроенных провинций (Сирии, Палестины, Египта), вызвавших ряд восстаний христиан-монофизитов (Александрия - 457, Иерусалим -458, Антиохия - 468), длительную вооруженную борьбу и, наконец, окончат, отделение от офиц. визант. церкви т. н. нехалкидонских церквей.
Источник: Атеистический словарь
МОНОФИЗИТСТВО
(от греч. юоnos - один, единый и physis - природа) - христ.-богосл. учение, возникшее в Византии в V в. Основатель М., константиноп. архимандрит Евтихий, утверждал, что Христу присуща одна природа, а но две - «божественная», а не «богочеловеческая». М. широко распространилось в вост. областях Визант. империи, что отчасти объясняется сохранением там традиций древних земледельч. культов умирающего и воскресающего божества (типа Осириса), с к-рым в нар. воображении сливалось представление о боге Христе. Однако в еще большей степени распространение М. было обусловлено тем, что оно стало знаменем сепаратизма на Востоке. В 449 на Эфесском соборе, позже признанном «разбойничьим», монофизиты, возглавляемые александрийским патр. Диоскором, одержали верх благодаря поддержке визант. императора, опасавшегося усиления власти константиноп. патриарха. Однако уже в 451 па Халкидонском вселенном соборе М. было осуждено церковью как ересь. На основе М. в Армении возникла армяно-григорианская церковь, в Эфиопии - коптская церковь.