МОНОФИЗИТСТВО

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

Монофизитство
богословская концепция, признающая в И. Христе одну божественную природу, а не две, божественную и человеческую. Последователями М. являются армянская, коптская, эфиопская, сирийская, якобитская, малабарская (Индия) церкви.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

МОНОФИЗИТСТВО
от греч. monos — один и physis — природа) -богосл.-догматич. направление в христианстве, возникшее в Византии в 5 в. Основателем его считают константиноп. архимандрита Евтихия, к-рый учил, что Христу присуща одна природа - божественная, а не две - божественная и человеческая, как утверждали представители офиц. цсрк. ортодоксии. На Халкидонском соборе (451) ?. было осуждено как ересь, а его сторонники стали преследоваться как еретики. За дог-матич. спорами о природе Христа скрывалось сложное переплетение экономич., политич. и соц. противоречий между Византией и населением ряда сепаратистски настроенных провинций (Сирии, Палестины, Египта), вызвавших ряд восстаний христиан-монофизитов (Александрия - 457, Иерусалим -458, Антиохия - 468), длительную вооруженную борьбу и, наконец, окончат, отделение от офиц. визант. церкви т. н. нехалкидонских церквей.

Источник: Атеистический словарь

МОНОФИЗИТСТВО
(от греч. юоnos - один, единый и physis - природа) - христ.-богосл. учение, возникшее в Византии в V в. Основатель М., константиноп. архимандрит Евтихий, утверждал, что Христу присуща одна природа, а но две - «божественная», а не «богочеловеческая». М. широко распространилось в вост. областях Визант. империи, что отчасти объясняется сохранением там традиций древних земледельч. культов умирающего и воскресающего божества (типа Осириса), с к-рым в нар. воображении сливалось представление о боге Христе. Однако в еще большей степени распространение М. было обусловлено тем, что оно стало знаменем сепаратизма на Востоке. В 449 на Эфесском соборе, позже признанном «разбойничьим», монофизиты, возглавляемые александрийским патр. Диоскором, одержали верх благодаря поддержке визант. императора, опасавшегося усиления власти константиноп. патриарха. Однако уже в 451 па Халкидонском вселенном соборе М. было осуждено церковью как ересь. На основе М. в Армении возникла армяно-григорианская церковь, в Эфиопии - коптская церковь.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
446.00 кб

К вопросу о философской проблематике христологических дискуссий VI века: умеренное монофизитство

Давыденков О. В.
В статье рассматриваются общие методологические вопросы исследования византийской философии и теологии эпохи Вселенских соборов, предпринята попытка рассмотреть философскую проблематику христологических дискуссий на примере одного
Читать PDF
454.58 кб

Проблема соотношения общего и единичного в христологии умеренного монофизитства VI века: Севир Антио

Давыденков О. В.
В статье рассматривается вопрос о соотношении общего и единичного в христологии виднейшего представителя т.н.
Читать PDF
142.17 кб

Феодор Абу Курра как полемист с монофизитством

Давыденков Олег Викторович
Феодор Абу Курра, епископ Харранский, (ок. 750 ок.

Похожие термины:

  • Монофизитство, монофизиты

    - христологическая ересь, основанная константинопольским архимандритом Евтихием или Евтихом, поддержанная александрийским патриархом Диоскором и осужденная церковью на Халкидонском (четверто
  • монофизитство (от моно и фюсис-природа)

    самая крупная и значительная ересь в истории христианства эпохи вселенских соборов. Состоит в утверждении, что христос – только бог (у него одна природа – божественная), а человеческое в нем тольк