МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРАМолодежь и молодежное движение

Молодежь

Найдено 3 определения термина Молодежь

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МОЛОДЕЖЬ

В середине XIX в. было распространено мнение, что молодые люди, даже подростки, во всех отношениях лучше, мудрее и т. д. взрослых людей. Подозреваю, что нечто в этом роде мы обнаруживаем уже в «Оде к молодости»:

Пусть тот, кого уж возраст тяготит, Клоня к земле чело, изрытое годами, Такой круг мира только зрит, Какой обводит он потухшими глазами. Над долом, юность, возлетай!..*

* Мицкевич А. Ода к молодости. (Перевод Н. Семенова.) В кн.: Мицкевич А. Избранное. М., 1946, с. 58.— Прим. перев.

И все же мнение об абсолютном превосходстве молодежи — ни на чем не основанное заблуждение. У каждого возраста есть свои достоинства и свои недостатки. Молодые люди, к примеру, более динамичны, чем взрослые, но менее опытны, уступают взрослым в силе характера. Лучший возраст человека — не молодость и не старость, а зрелость, и только в этом возрасте люди должны занимать руководящие посты. Из этого, естественно, не следует, что они не должны прислушиваться к советам молодых и особенно стариков. Но приписывать молодежи превосходство во всех отношениях — предрассудок.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков

Молодежь

весьма специфическая категория населения планеты, которая достаточно много знает благодаря совершенной системе образования (школа, библиотека, средства массовой информации), но еще не умеет, возможно, что не научилась, думать и не обладает выношенными, то есть глубоко продуманными, нравственными устоями.

Молодежь обычно не обладает также и жизненным опытом, так как сама еще ничего созидательного в жизни (именно в силу молодости) не совершила, а наблюдала за действиями других людей со стороны и видела в их действиях преимущественно промахи (что является нормальным, так как в новой области деятельности человек совершает все возможные ошибки - см., например, Законы Паркинсона). В силу этого молодежь обладает огромным разрушительным потенциалом, что многие тысячелетия стабилизировало общество не давая ему развиваться.

В последние столетия молодежь активно участвует в системе производства, что явилось, по видимому, одной из причин научно-технической революции, и в политической жизни общества, что при исключительно высокой производительности труда, в том числе и в области уничтожения себе подобных, становится опасным для человечества в целом.

Обычно молодыми люди считаются до 33-35 лет (возраст Христа). Поскольку люди такого возраста не обладают, как правило адекватным мышлением и мировоззрением, то конституции ряда стран, исходя из горького опыта, не позволяют им занимать высшие государственные посты, а в избирательном праве ограничивают до 20-22 лет и т.п.

Характерным косвенным признаком подтверждающим правоту изложенной позиции (незрелости молодежи до 35 лет) являются культурная революция в Китае (когда ставка была сделана именно на молодых), и перестройка в СССР (когда на работу в "новые", в том числе и криминальные структуры "двинули" именно молодых людей - не обладающих, естественно, должными нравственными устоями, чувством патриотизма, мудростью).

По [7]. "В середине XIX в. было распространено мнение, что молодые люди, даже подростки, во всех отношениях лучше, мудрее и т.д. взрослых людей.

Подозреваю, что нечто в этом роде мы обнаруживаем уже в "Оде к молодости" (А.Мицкевича):

" Пусть тот, кого уж возраст тяготит,

Клоня к земле чело, изрытое годами,

Такой круг мира только зрит,

Какой обводит он потухшими глазами.

Над долом, юность, возлетай!..."

И все же мнение об абсолютном превосходстве молодежи - ни на чем не основанное заблуждение. У каждого возраста есть свои достоинства и недостатки. Молодые люди, к примеру, более динамичны, чем взрослые, но менее опытны, уступают взрослым в силе характера. Лучший возраст человека не молодость и не старость, а зрелость, и только в этом возрасте люди должны занимать руководящие посты. Из этого, естественно, не следует, что они не должны прислушиваться к советам молодых и особенно стариков".

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

МОЛОДЁЖЬ

социально-Демографич. группа, выделяемая на основе совокупности возрастных. характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологич. свойств.-Молодость как определ. фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологич. особенности имеют социально-историч. природу и зависят от обществ. строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации.

В доклассовом обществе социальные характеристики в наибольшей степени связаны с естеств.-биологическими и в известной мере производны от последних. В первую очередь это касается таких универс. признаков, как пол и возраст, на к-рых покоятся древнейшие естеств. формы разделения труда. В большинстве таких обществ существовала система организованных возрастных групп. В нек-рых обществах возрастные группы охватывали все население, в других - только М., еще не достигшую полной социальной зрелости (по принятым в данном обществе критериям). Система возрастных групп была элементом социальной организации, выполнявшим функции разделения труда, управления и социализации М.

С переходом к классовому обществу единство возрастных и социальных характеристик разрывается. Обществ, положение индивида и его престиж определяются уже не столько возрастом, сколько социальным происхождением и имуществ. положением. Осн. ячейкой первичной социализации постепенно становится семья, а возрастные группы утрачивают свой обязательный, формальный характер. Сами критерии молодости и зрелости становятся менее четкими. В ср. века границы молодости чаще всего увязывались с юридич. критериями и нормами обычного права, регулировавшими условия достижения «взрослого» статуса. В новое время положение еще более усложнилось. Процесс акцелерации существенно ускорил физическое, и в частности половое, созревание детей и подростков, к-рое традиционно считается нижней границей юности. С другой стороны, усложнение трудовой и обществ.-политич. деятельности, в к-рой должен участвовать человек, вызывает удлинение общественно необходимого срока подготовки к жизни, в частности периода обучения, с к-рым ассоциируется известная неполнота социального статуса.

Совр. М. дольше обучается в школе и соответственно позже начинает самостоят. трудовую жизнь. Усложнились и сами критерии социальной зрелости. Начало самостоят. трудовой жизни, завершение образования и приобретение стабильной профессии, получение политич. и гражд. прав, материальная независимость от родителей, вступление в брак и рождение первого ребенка - все эти события, в своей совокупности дающие человеку чувство полной взрослости и соответствующий социальный статус, наступают не одновременно, и сама их последовательность и символич. значение каждого из них не одинаковы в разных социальных слоях. Отсюда и дискуссионность хронологич., абсолютных возрастных границ: нижнюю границу М. разные авторы устанавливают между 14 и 16, а верхнюю - между 25 и 30 годами и даже позже.

Усложняется и сам процесс социализации. Формирование личности совр. молодого человека осуществляется под влиянием неск. относительно автономных социальных факторов, важнейшими из к-рых являются: семья, школа, трудовой коллектив, общество сверстников, молодежные орг-ции, большей частью направляемые взрослыми, и многообразные неформальные, стихийные группы и сообщества, средства массовой коммуникации. Организация воспитания и обучения М. по возрастному принципу способствует выработке специфич. «молодежного» самосознания и стиля жизни («субкультуры»). Ускорение темпов обществ. жизни в связи с науч.-технич. прогрессом влечет за собой повышение роли и значения М. в обществ.-политич. и культурной жизни.

Существуют качеств. различия в положении М. в условиях противоположных обществ. систем. При капитализме молодые люди не чувствуют себя хозяевами собственной жизни, у них отсутствует уверенность в будущем. Труд на эксплуататоров не дает большинству молодых людей достаточного удовлетворения, а односторонние потребительские ориентации приводят в конечном итоге к духовной опустошенности. Все это вызывает чувство протеста и неудовлетворенности существующим обществом. Формы этого протеста различны (попытки хиппи вести «неприобретательский» образ жизни, обращение к религ. вере, вост. мистицизму, политич. молодежное и студенч. движение во имя общедемократич. или социалистич. целей).

Повышение социального веса М. и рост молодежного движения стимулировали интерес к молодежным проблемам со стороны ученых, особенно социологов. Однако многие немарксистские работы страдают рядом типичных недостатков, таких, как подмена социальных проблем психофизиологическими; недооценка социально-классового расслоения М. и преувеличение ее культурно-идеологич. гомогенности, доходящее до утверждений, что М. является самостоят. обществ. классом, идущим якобы на смену «обуржуазившемуся» пролетариату; необоснованная экстраполяция выводов, полученных на основе изучения групп М. из средних слоев развитых капиталистич. стран, на всю М.

Коммунистич. партии, руководствуясь марксистско-ленинской теорией, рассматривают М. и молодежное движение с классовых позиций. М. в классовом обществе классово неоднородна, и различные ее отряды (рабочая, крестьянская, учащаяся М.) имеют свои специфич. интересы, причем классовая общность объективно перевешивает возрастную. Существенно различны положение и проблемы М. в развитых и в развивающихся странах. Поэтому нельзя говорить о М. как о единой политич. и идеологич. силе. Оценивать молодежное движение и его лидеров нужно не столько по их словам и лозунгам, сколько по их реальным делам и классовой позиции.

Принципиально новые пути открывает перед М. социализм, дающий ей возможности свободного развития и творч. деятельности. М. занимает важное место в социально-демографич. структуре и общественно-политич. жизни социалистич. общества. КПСС проявляет постоянную заботу о воспитании М. и росте ее социальной активности. Большое внимание уделяется развитию школы, проф.-технич. образования, высшей школы. Совершенствуется система проф. ориентации и подготовки М. к труду, а также руководство ее трудовой деятельностью. Авангард советской М.- Ленинский комсомол - объединяет около 42 млн. юношей и девушек. При этом М. рассматривается не как пассивный объект заботы и воспитания, а как активная творч. сила социального обновления и развития.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

Найдено схем по теме Молодежь — 0

Найдено научныех статей по теме Молодежь — 0

Найдено книг по теме Молодежь — 0

Найдено презентаций по теме Молодежь — 0

Найдено рефератов по теме Молодежь — 0