Молодежь и молодежное движениеМолодежь и студенчество

Молодежь и религия

Найдено 1 определение:

Молодежь и религия

Мировоззрение совр. российской молодежи складывается под воздействием двух противоборствующих процессов: процесса усиления роли и влияния религии в об-ве и процесса секуляризации, связанного с обмирщением религии, утверждением в сознании людей в кач-ве глубинных мотивов жизнедеятельности нерелиг. ценностей, идеалов и целей. Этим определяется сложный и противоречивый характер отношения молодежи к религии. Прежде всего, заметен рост ориентации на религию, рост усиления ее авторитета. Если в 20—30-е гг. 20 в. религия в глазах молодежи выглядела собранием сказок и мифов, к-рые поддерживаются в сознании людей невежеством и корыстью священнослужителей, то уже в 70-е гг. часть молодежи начинает признавать положительное влияние религии на сохранение нравственности в об-ве, развитие искусства, хотя эти оценки еще не стали доминирующими. Ныне религия осознается не только как феномен духовной культуры, сыгравший большую роль в становлении культуры вообще и русской в частности, но признается основой внутренней духовной жизни личности. Характерным для совр. молодежи является подчеркивание в религии нравственного аспекта, а порой и отождествление религии с нравственностью. Одновременно с признанием ценности религии упал авторитет атеизма, он часто квалифицируется молодежью как «уродливое явление», а атеисты как люди, лишенные веры и идеалов. В то же время нельзя не отметить такую новую черту в облике совр. молодежи, как проявление терпимости к людям противоположных мировоззренческих взглядов.

Проведенные в последние годы социологические исследования выявили высокий процент молодых людей, назвавших себя верующими в Бога. Они составляют более половины всех опрошенных, тогда как в 60-е гг. верующие среди этой возрастной группы составляли лишь 1,5–3 %. В то же время если в прошлые годы идентифицирующих себя с убежденными атеистами было ок. 60 %, то сегодня их только 3 %. Однако приходится констатировать, что религиозность значительной части молодежи является номинальной. Религиозная молодежь так же, как и нерелигиозная, в своем большинстве ориентирована на ценности секулярной жизни. Среди нерелиг. ценностей в динамике наиболее перспективными являются ориентации на семейные и национальные, а также социально-профессиональные и материальные ценности. В подавляющем большинстве молодые люди выступают, т. обр., как «практические атеисты».

Стремительный рост номинальной религиозности учащихся ориентирован прежде всего на традиционные для той или иной этнокультурной среды конфессии: у русских православие, у татар ислам и т. д. В их сознании конфессиональная принадлежность отождествляется с этнической. Однако обращает на себя внимание эклектичный характер содержания релит, верований значительной части молодежи, назвавшей себя верующей. Традиционные атрибуты религии незыблемость догматов, на основе крых покоится та или иная религия, ритуалы, св. предметы не имеют существенного значения в представлениях молодежи. Главный атрибут религии вера в существование Бога также оказывается размытым. Нередко Бог отождествляется с нравственным законом, совестью. В то же время нельзя не видеть, что сегодня в самосознании молодых людей, особенно подростков, происходят глубокие перемены: обострилась потребность в вере, возникло осознание самоценности веры для человека («Без веры жить нельзя»). Заметим, что молодежь прошлых лет весьма пренебрежительно отзывалась о вере, противопоставляя ее знанию, науке, с к-рой связывались достоинство и сила совр. человека.

В целом же духовные искания совр. молодежи идут в двух осн. направлениях — это «поиски» Бога и открытие для себя религ. традиции, активное и детальное ее освоение. Однако среди молодежи число тех, кто придерживается традиционных форм религии, хоть и выросло по сравнению с прошлыми годами, в целом невелико. Другое же направление пантеистическое представлено различными группами, в т. ч. заявляющими себя «язычниками». Оно связано с поиском мыслящего разума, растворенного во Вселенной, между объектами крого существует энергетический и информационный обмен. Молодежь этого направления стремится получить из космоса энергетический импульс для стимуляции человеческого организма, широко используя медитацию, всякого рода психотехнику, обращение к астрологам и экстрасенсам. Идейная почва, питающая эту религиозность, восточные учения, индуистская мифология, языческие верования, шаманство и т. д.

В нынешнее переломное время трудно прогнозировать, в каком преимущественно направлении будет развиваться религиозность молодежи, какой мировоззренческий выбор сделают подрастающие поколения, т. к. этот выбор будет определяться мн. разнонаправленными факторами, в т. ч. влиянием светской культуры, к-рая сегодня является осн. источником информации о религии в молодежной среде, развитием системы религ. образования и воспитания, действенностью проповеди зап. и вост. миссионеров, стремящихся определять взгляды молодежи нашей страны, а главное развитием самосознания самой молодежи.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Религии народов современной России

Найдено схем по теме Молодежь и религия — 0

Найдено научныех статей по теме Молодежь и религия — 0

Найдено книг по теме Молодежь и религия — 0

Найдено презентаций по теме Молодежь и религия — 0

Найдено рефератов по теме Молодежь и религия — 0