МИРОВОЙ РАЗУМ
МИРОВОЙ РАЗУМ
платоновско-аристотелевская категория, обозначающая одно из верховных первоначал бытия, положенная в основу своей философии Г.В.Ф. Гегелем (абсолютная идея).
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
МИРОВОЙ РАЗУМ
- в древнегреческой философии: Божественный Разум как источник космического порядка (Нус Анаксагора), как разумная регулирующая сила процесса мировых изменений (Логос Гераклита). В стоицизме Логос - "семя мира", источник и гарант мирового порядка и автор сценария мировых событий. В неоплатонизме Разум сверхкосмичен и порождается из Единого путем эманации: это средоточие божественных идей, полнота света, жизни и красоты. В русской религиозной философии тема Мирового разума, во-первых, возродилась в виде представления о Софии - Высшей Премудрости, имманентной и трансцендентной по отношению к миру, а, во-вторых, основательно критиковалась: "Но за этим скрыта большая скорбь и бессилие, скрыт страх перед этим самым мировым разумом и природным порядком" (Н.Бердяев).
Источник: Краткий религиозно-философский словарь
МИРОВОЙ РАЗУМ
термин идеалистич. философии и теологии, означающий не зависящее от природы и человека начало, к-рое составляет сущность мира, всей действительности. Это понятие неоднозначно толкуется философами и теологами. Гераклит и Анаксагор понимали М. р. («логос», «нус») одновременно как материальную и идеальную упорядочивающую, законополагающую силу мира. Позднее М. р. рассматривается как чисто идеальное начало: совокупность умопостигаемых, запредельных идей, высшая из к-рых — идея блага (у Платона), мыслящий, созерцающий сам себя ум (нус), перводвигатель (у Аристотеля). И благо и ум оказываются у них богом, конечной целью всех вещей. В стоицизме божеств. М. р. (отениый логос, целесообразность, закон, рок) отождествляется с природой (см. Пантеизм). У Филона Александрийского и Плотина М. р. интерпретируется преимущественно в релит, смысле. Для Филона, чьи идеи оказали значительное влияние на формирование христианства, М. р. — это и логос антнч. философии, и библ. слово божье, творческая, божеств. сила. В ср. века М. р. трактуется в духе аристотелизма и неоплатонизма, его «читают посредником между богом и миром. Гегель видел в М. р. «субстанциальную основу» и содержание всего действительного. В совр. бурж. философии идея М. р. в той или мной модификации обычно становится средством обоснования фидеизма. В маркснстск. философии термин «М. р.» является объектом критич. анализа.
Источник: Атеистический словарь