Миф и религия

Найдено 1 определение
Миф и религия
формы культуры, обнаруживающие в ходе истории глубинную взаимосвязь. Стремление людей обрести финальную осмысленность своего существования, рационализируя непостижимое, ведет к постоянному воспроизводству в культуре М. и р. Религия как таковая предполагает наличие опр. мировоззрения и мироощущения, центрированных на вере в непостижимое, божеств. источник существующего. На этой основе возникают специфичные для нее отношения, стереотипы действия, культовая практика и организации. Религ. взгляд на мир и сопутствующий ему тип мироощущения первоначально складываются в границах мифол. сознания. Разные типы религии сопровождаются несхожими между собой мифол. системами. Одновременно существует и тенденция обособления мифа от религии, ибо он обладает имманентной логикой саморазвертывания, к-рая не обязательно обращена на последнюю реальность — непостижимый абсолют. Сообразно с логикой мифа можно препарировать социокультурные явления или же созидать идеальные конструкции средствами худож. фантазии. Миф — первая форма рац. постижения мира, его образно-символич. воспроизведения и объяснения, выливающихся в предписание действий. Миф превращает хаос в космос, создает возможность постижения мира как некоего организованного целого, выражает его в простой и доступной схеме, к-рая могла претворяться в магич. действие как средство покорения непостижимого. Интерпретация универсума мифа антропоморфна: он наделяется теми качествами, к-рые окрашивают бытие индивида в его взаимосвязи с другими людьми. Отсутствие субъект-объектной оппозиции, изначальная нерасколотость мира также специфичны для мифологии. Мифол. образы наделяются субстанциальностью, понимаются как реально существующие. Символич. воображение продуцирует образы, воспринимаемые как часть действительности. Боги др.-греч. пантеона, напр., столь же реальны, как и олицетворяемые ими стихии. Мифол. образы в высшей степени символичны, являясь продуктом синтеза чувственно-конкретного и понятийного моментов. Так, Посейдон — властитель морской стихии, имя Аида символизирует царство мертвых, а Аполлон — бог света. Конкр. мифол. персонаж соотносится с предельно широкой сферой феноменов, к-рые объединяются в единое целое посредством метафоры, созидающей символическое. Циклизм первонач. архаич. мифологии, до опр. степени преодолеваемый эсхатологически окрашенной иудеохристианской традицией, по Элиаде, объясним как средство преодоления страха перед безудержным потоком времени. В любом случае, миф — средство снятия социокультурных противоречий, их преодоления. Миф рождается на стадии господства архаич. сознания, но не уходит со сцены истории и с появлением изощренных рефлективных процедур, ибо антропоморфное видение реальности постоянно воспроизводится в культуре, апеллируя к массовому сознанию. Социально-мифол. конструкции отвечают чаяниям массы и зачастую получают свое завершение в рефлективных усилиях профессиональных идеологов. Примерами могут служить нацистский миф крови или миф о советском человеке. Иногда архаич. миф оживает в рафинированных филос. конструкциях: учение Маркузе о противоборстве в культуре начал, заложенных Прометеем и Орфеем, или же попытки реанимации индоевроп. мифологии в философии лидера “новых правых” де Бенуа. Мифол. конструкции — органич. звено творчества М. Булгакова, Х.Л. Борхеса, Г. Гессе, Дж. Джойса, Т. Манна, Г. Г. Маркеса, А. де Сент-Экзюпери и др. видных писателей 20 в., использовавших их для выражения собств. основополагающих идей. Религиозно-мифол. представления специфичны своей направленностью на непостижимое, принципиально находящееся за пределами компетенции разума, опорой на веру как высшую инстанцию по отношению к любым теологич. аргументам. Вера сопряжена с экзистенциальной активностью субъекта, попыткой осмыслить свое существование. Обрядовые действия и практика индивидуальной жизни базируются на ней, служат ее продолжением. Одновременно они стимулируют веру и делают религию возможной. Мифол. представления получают статус религиозных не только через их ориентацию на непостижимое, но и благодаря их связи с обрядами и индивидуальной жизнью верующих. Особый интерес вызывает сегодня анализ языка религии. Католич. авторы от Аквината и Каэтана до Маритена почитают таковым язык аналогии. Среди протестантских авторов Тиллих одним из первых в нашем столетии заговорил о символизме и метафоричности языка религии, утверждая невозможность суждений об абсолюте вне обращения к индивидуальному и культурному опыту. Р.Б. Брейтвейт, Т.Р. Майлз, П.Ф. Шмидт и др. представители т.н. некогнитивистского подхода, сложившегося в англо-амер. философии религии, полагают, что религ. дискурс в отличие от научного ориентирован на выработку нек-рых конвенциональных форм нравств. поведения, их утверждения как идеальных жизненных образцов. Возражая им, Д. Хик говорит, что нравств. проповедь Христа неотрывна от творимой им картины мира, подтверждение к-рой принципиально возможно за границами человеч. жизни. Во вт. пол. 20 в. становится очевидным, что религиозно-мифол. представления понимаются и интерпретируются сквозь призму языкового горизонта современности. К этому заключению приходят К. Ранер, В. Панненберг, Э. Корет и др. католич. и протестантские авторы, избирающие платформу герменевтики (см. Герменевтика). Тезис о многообразии форм религ. дискурса, его зависимости от культурного окружения фактически прокладывает дорогу межконфессиональному диалогу, плюрализму и веротерпимости. В многообразии религ. картин мира проступает никогда не завершенный абрис непостижимого. Лит.: Фрейденберг О.М. Миф и лит-ра древности. М., 1978; Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М., 1990; Лосев А.Ф. Миф, число, сущность. М., 1994; Топоров В. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исслед. в обл. мифопоэтического. М., 1995; Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996. Б.Л. Губман. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
216.78 кб

Мифы синто и мифы мировых религий

Пронина И. В.
В статье компаративно анализируются мифы мировых религий.
Читать PDF
119.54 кб

Теория мифа русских религиозных философов

Цылев В. Р.
В статье проведен анализ концепций мифа русских религиозных мыслителей, выявлена близость их позиций в понимании мифа, и их основные идеи сведены в единую теорию.
Читать PDF
532.65 кб

Мифологическое и новые религиозные движения

Яшин В. Б.
Анализируется место новых религиозных движений (НРД) в истории религий. Показана роль НРД как одного из каналов ремифологизации и архаизации современной культуры.
Читать PDF
165.97 кб

Роль религии в формировании политического мифа

Рязанова Светлана Владимировна
Статья посвящена роли религиозной формы культуры в эволюции политического мифа. Предлагается авторская концепция политического мифа, основанная на архетипическом принципе единства Космоса, социума и человека.
Читать PDF
1.48 мб

Мифо-религиозное пространство северного региона

Полуэктов Антон Андреевич
В статье раскрывается проблема понимания и интерпретации мифо-религиозного пространства северного региона.
Читать PDF
666.42 кб

Осетинские мифо-религиозные песни в честь Аларды

Дзлиева Дзерасса Майрамовна
Осетинский народный календарь представляет собой сложную систему счета и регламентации годового времени.
Читать PDF
1.10 мб

Современное мифосознание и субкультурные религии

Римская О. Н., Римский В. П.
В статье современная социальная мифология рассмотривается в качестве ментального механизма воспроизводства субкультур и субкультурных религий, трансформации психологии, сознания и поведения человека в превращенных (инновационных,
Читать PDF
4.23 мб

Философское значение мифов и религий Дальнего Востока

Николай Николаевич Кожевников, Вера Софроновна Данилова
Читать PDF
1.32 мб

Размышления о специфике современного религиозного мифа

Коркунова О.В.
Читать PDF
131.15 кб

Религиозно-мифологические представления о душе у мордвы

Мокшин Николай Федорович, Мокшина Елена Николаевна
В статье рассматриваются религиозно-мифологические представления о душе как особой нематериальной субстанции не зависимой от тела у мордвы. Эти представления исторически менялись, эволюционировали.
Читать PDF
164.71 кб

Структура религиозного дискурса: от мифологии к теологии

Прилуцкий А. М.
Рассматриваются вопросы, связанные с изучением структурной организации религиозного дискурса, а также когнитивные отличия мифологического и теологического осмысления объектов религиозного почитания и парадигматика религиозного зна
Читать PDF
128.28 кб

Магический костюм в религиозно-мифологической картине мира

Быстрова Яна Васильевна
В статье представлена концепция костюма как репрезентации телесности. На примере магического костюма шамана рассмотрены символические механизмы сборки коллективного тела первопредка.
Читать PDF
124.64 кб

Понятие мифа в русской религиозной философии 20-х гг. ХХ в

Чагинский Андрей Александрович
Проблема мифа для русской мысли не нова основные подходы к ее решению были заложены еще в 40-х гг. XIX в.
Читать PDF
370.53 кб

Мифологические истоки религиозного и философского эзотеризма

Алиев Разим
В статье исследуются мифологические источники религиозного и философского эзотеризма. Статья отличается новизной научных взглядов, касающихся фундаментальных проблем философии.
Читать PDF
566.42 кб

Черты «Абсолютной мифологии» в философии религии А. Ф. Лосева

Чагинский Андрей Александрович
В статье делается попытка выявить структурные элементы религиозно-философской системы Лосева в том виде, в котором она представлена в его ранних работах, показать логику её развёртывания и описать основные черты.

Похожие термины:

  • ДРЕВНЕРИМСКАЯ РЕЛИГИЯ И МИФОЛОГИЯ

    Д. р. и м. наряду с религ. и мифологич. представлениями, заимствованными из древнегреческой религии и мифологии, характеризуются рядом оригинальных образов и культов. К ним относятся божества и дем
  • ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ И МИФОЛОГИЯ

    Мифология Древней Греции представляет собой совокупность сказаний о стихийных силах природы, демонах, богах и героях, возникших в результате перенесения общинно-родовых отношений на весь окружа
  • ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ РЕЛИГИЯ И МИФОЛОГИЯ

    Религия и мифология Египта отличаются устойчивостью и консервативностью, к-рые, однако, не исключают историч. развития др.-египетских мифов и культов. Из родоплеменного культа предков развилось в
  • ДРЕВНЕГЕРМАНСКАЯ РЕЛИГИЯ И МИФОЛОГИЯ

    Религия и мифология древних германцев изучена недостаточно полно вследствие скудости источников, т.к. в ходе христианизации германцев были беспощадно искоренены языч. верования, нар. предания и п
  • ДРЕВНЕСЛАВЯНСКАЯ РЕЛИГИЯ И МИФОЛОГИЯ

    На ранних ступенях обществ. развития у древних славян не было единой религии; родоплеменные культы объединялись в процессе формирования слав, народностей. В своем развитии религия и мифология дре
  • ДРЕВНЕВАВИЛОНСКАЯ РЕЛИГИЯ И МИФОЛОГИЯ

    Система верований, получившая общее название "вавилонская религия", создавалась на протяжении тысячелетий различными народами Двуречья (Месопотамии): шумерийцами, аккадийцами (вавилонянами), асс