ЛАРЫ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ЛАРЫ
в др.-римск. религии божества, охранявшие дом и семью. Изображения Л. помещались в особом ящике - ларарии, вблизи очага. При каждом семейном празднике Л. приносились жертвы. Римляне почитали также обществ. Л. - покровителей улиц, города и гос-ва. К ним причисляли Ро-мула. Рема, их воспитательницу Акку Ларенцию и Тита Тация. Общественным Л. посвящались алтари. Праздник в честь личных Л. носил название компиталий и проходил в январе.

Источник: Атеистический словарь

ЛАРЫ
(лат. lares) - первоначально в представлении древних римлян - души добрых предков, затем вообще добрые духи, охранители семьи и домашнего очага, более тесно, чем пенаты, связанные с домом; считалось, что они оставались в доме и после переезда семьи в др. место. Изображения Л. и пенатов помещались в ларарии (прототип христ. киота), находившемся у домашнего очага. Ларам приносились жертвы: изображения Л. украшались цветами, перед ними ставились кушанья. Кроме домашних, римляне почитали обществ. Л. - покровителей гос-ва, города или улиц. Им посвящались алтари и часовни, воздвигавшиеся на перекрестках (обычай воспринят христианами). Души злых или обиженных умерших людей, составлявшие, по верованиям римлян, противоположность Л., назывались ларвами (larvae).

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Лары
рим.) – древнеримские мелкие божества, охранявшие дом и семью (подобно домовым). В отличие от пенатов Л. были связаны с домом, с домашним очагом и семейной трапезой, с деревьями и рощами, посвящавшимися им в усадьбе. Согласно поверьям, когда семья навсегда покидала свое жилище, Л. оставались в доме, а пенаты следовали за хозяевами. Считалось, что Л. охраняли хозяев не только дома, но и во время путешествий, на войне, на полевых работах. Изображения домашних Л. помещались в особом шкафу (ларарии) около домашнего очага, по соседству с изображениями пенатов. Римляне почитали также общественных Л., считавшихся покровителями города и государства. К ним причисляли Акку Ларентию, Ромула и Рема и др. Улицы города также имели своих собственных Л.-покровителей, алтари которых ставились на перекрестках.

Источник: Мифологический словарь

ЛАРЫ
Лат.) Их было три вида: Lares familiares, стражи и
невидимые главы семейного круга; Lares parvi, небольшие идолы,
употреблявшиеся для гадания и предсказывания; и Lares praestites,
которые должны были сохранять порядок среди других. Лары суть
маны или духи развоплощенных людей. Апулей говорит, что
надгробная надпись - Богам-манам, которые жили - означало, что
Душа преобразилась в лемура; и добавляет, что, хотя "человеческая
Душа есть демон, которого наши языки могут обозначить как гения",
и "является бессмертным богом, хотя в некотором смысле она
родилась в то же время, что и человек, в котором она находится,
все же мы можем сказать, что она умирает так же, как родилась."
На более ясном языке это означает, что лары и лемуры суть просто
оболочки, сброшенные Эго, высшей и духовной и бессмертной Душой,
оболочка которой, так же как и ее астральное отражение, животная
Душа, умирает, тогда как высшая Душа сохраняется на протяжении
вечности.

Источник: Теософский словарь

Лары
В древнеримской мифологии Лары (греч. ήρωες) – домашние боги. Первоначально под этим именем были известны добрые духи земли, позднее – души предков и духи-покровители обитаемых людьми мест. Первоначальный культ ларов видел в них покровителей лугов, виноградников, дорог и всякой сельской деятельности. Культ ларов был весьма распространен во всей Италии. Они почитались как L. publici – покровители перекрестков (L. compitales), защитники против врагов (L. hostilii), помощники в путешествиях (viatores, permarini), защитники государственного благосостояния и города (L. praestites). Как охранители семейства (L. familiares), они были L. privati, заботились о благополучии семейства и о здоровье детей, принимали участие в семейных радостях и горе.
В их культе сказалась семейная основа государственного строя (см. Fustel de Coulanges, «La cite antique»). L. publici, под именем L. compitales, имели на перепутьях (compita) алтари. Культ их находился в ведении коллегий, состоявших из ремесленников и рабов. После Сатурналий, в январе, справлялся в честь ларов праздник, отличавшийся свободой и разнузданностью и специально установленный для низших классов общества. Позднее, когда религиозный смысл праздника стал теряться, демагоги пользовались беспорядочными сходками для своих политических целей, что заставило Цезаря уничтожить этот праздник. Август, учредивший должность magistri vicorum, восстановил культ ларов, поручив его заботам этих mаgistri и их ministri. К двум ларам он прибавил третьего, которого назвали гением Августа. Изображения ларов семейных ставились на очаге в комнате, где семейство принимало пищу. О ларах должна была заботиться преимущественно хозяйка дома: она содержала очаг в чистоте, украшала его венком в календы Ноны и Иды, приносила Лару его долю пищи и др. даров. Первого мая (в майские календы) справлялся годовой праздник в честь ларов (Laralia). Жрецом был всякий хозяин очага. Во время семейных праздников и радостей лары украшались венками, цветами и листьями. Праздник в честь ларов permarini был установлен по поводу счастливого возвращения ларов Эмилия Регилла, после морского сражения с Антиохом. Изображения ларов делались из камня или металлов; они представлялись молодыми, с протянутой кверху правой рукой, в которой был рог, и вытянутой вперед левой, в которой была чаша. Так их изображали со второй пунической войны. Их всегда было два; сохранялись они в особых lararia (ящичках). Позднее их ставили при входе в дом или рядом со спальней. Ларов часто смешивают с пенатами (см.), но последние с самого начала были божествами кладовой, следовательно– домашнего благосостояния и довольства, тогда как Л. лишь впоследствии стали божествами семейства.
Ср. Hertzberg, «De diis Romanorum patriis» (1840); Schoemann, «Dissertatio de Geniis, Manibus et Laribus» (1840); Scharbe, «De Genus, Manibus et Laribus dissertatio» (1854, Casani); Jordan, «De Larum imaginibus atque cuitu» (1862, в «Annall d. Instit.». H. О.

Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.