ПЕНАТЫ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Пенаты
у римлян боги-хранители, покровители домашнего очага, семьи, затем всего римского народа. Перен. – домашний очаг, родной дом.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

ПЕНАТЫ
Римские божества-хранители. Они охраняют дом и особенно запасы продовольствия. Иногда пенатов отождествляли с ларами. Кроме пенатов домашних и семейных, были пенаты «государственные», всего римского народа. Эти пенаты считались залогом непобедимости и вечности Рима.

Источник: Языческие божества Западной Европы. Энциклопедия.

ПЕНАТЫ
(Penates) - др.-римские божества, хранители семьи и ее имущества. Изображения П. помещались около домашнего очага, в к-ром горел неугасимый огонь. Переселяясь в новый дом, семья уносила П. с собой. Гос-во также имело своих И., культ к-рых был сосредоточен в храме Весты.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ПЕНАТЫ
духи и божества, хранители семейного и обществ. благополучия в религии др. римлян. Семейные П. охраняли дом, содействовали материальному достатку семьи и продолжению рода. Обществ. П. охраняли устои гос-ва и процветание народа. Главной из них считалась Веста.

Источник: Атеистический словарь

Пенаты
рим.)  – древнеримские божества-хранители. П. разделялись на домашних и государственных. Домашние П. считались хранителями дома, домашнего очага и запасов продовольствия; их обычно помещали около очага и приносили им жертвы во время семейных торжеств. Общественные П. охраняли благополучие римского народа и считались залогом непобедимости и целостности государства. По преданию, они были привезены Энеем из Трои в город Лавиний, а затем перенесены в Рим и помещены во внутреннюю часть храма Весты. В качестве П. использовали деревянные или мраморные фигурки великих богов (Юпитера, Весты, Меркурия, Юноны, Минервы и др.), атакже предметы, считавшиеся священными.

Источник: Мифологический словарь

Пенаты
Пенаты (Penates) – y древних римлян боги домашнего продовольствия или кладовой (penus = съестные припасы). Они почитались у очага и близко стояли к культу Весты. Поскольку Веста была олицетворением духовного семейного начала, постольку пенаты олицетворяли собой материальную сторону семейной жизни. Они заботились о насущном хлебе для семьи, о том, чтобы домашний очаг доставлял семье обильную пищу, и потому тесно были связаны с семьей и почитались как dei Penates (лары не имели названия dei). Свои заботы о семье они разделяли с ларами (см.): участвовали во всех домашних огорчениях, радостях, несчастьях, покровительствовали всей семье и каждому ее члену в отдельности, особенно охраняли семейное спокойствие и довольство. Как боги питания, они почитались начатками пищи перед каждым приемом ее; перед их изображениями ставили солонки и тарелочки с небольшими дозами кушаний. Домашние пенаты (Penates familiares, privati, minores) сохраняли свое значение до последних времен язычества и даже перешли в область христианских религиозных представлений. Кроме частных пенатов, были еще общественные (Penates publici, maiores), представители общественного благополучия, также стоявшие в связи с культом Весты. Каждый город имел свою Весту и своих пенатов, не только у латинян, но вообще у всех италиков. Равным образом были пенаты у целых союзов: так, пенаты латинского союза имели святилище в городе Лавинии, куда сходились на поклонение им жители всех союзных городов. Каждый год консулы, преторы, диктаторы до вступления в должность и по сложении ее приносили здесь жертву перед изображениями пенатов; сюда приходили также для принесения жертв жрецы и военные начальники, отправлявшиеся в провинции. По преданию, пенаты Лавинии – те самые, которые были унесены Энеем из Трои. Храм пенатов существовал и в Риме; первое упоминание о нем относится к 167 г. до Р. Х. Колонии зажигали огонь своего общественного очага у очага своей метрополии и переносили с собой на новое поселение старых пенатов. Пенаты были чисто римскими божествами; на это указывает их отвлеченно-символический, безличный характер. Хотя у греков был культ гестий, соответствовавший культу Весты, но греческая мифология не создала божеств, подобных пенатам. У греков были боги-покровители семьи, города, племени, но это были герои или личные боги, имевшие определенную физиономию. Число пенатов (как и ларов) на каждом очаге было два; они изображались в виде сидящих юношей с копьями в руках.
Ср. Jer. Muller, «De diis Romanorum Laribus et Penatibus» (1811); Jaekel, «De diis domesticis priscorum Italorum» (Берлин, 1830); Klausen, «Aeneas und die Penaten»; Hertzberg, «De diis Romanorum patriis sive de Larum atque Penatium religione et cultu» (Галле, 1840). Н. О.

Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.