КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Крещение господне
один из двунадесятых праздников христ. церкви. Установлен в честь мифического крещения Иисуса Христа в реке Иордан пророком Иоанном. Празднуется 6 (19) января. Праздник К. г. носит и другое название — богоявление, в честь того, что якобы во время крещения Христа «бог-отец свидетельствовал с неба и бог-дух святой сошел в виде голубя». Чтобы придать особую торжественность празднику К. г., церковь устраивает церемонию освящения воды (иордань). Вода освящается и в храмах опусканием в бачки с водой креста. Праздник К. г. используется служителями культа для укрепления религ. веры.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ
христ. праздник; в правосл. церкви относится к двунадесятым праздникам. Отмечается 6(19) января. В основе К. г. лежит еванг. сказание о крещении Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Праздник носит и др. название - богоявление, т. к. во время крещения Иисуса бог — дух святой будто бы сошел с небес в виде голубя. Установленный во вт. пол. 2 в. праздник К. г. первоначально отмечался 6 января одновременно с рождеством и богоявлением. Лишь в 4 в. рождество было выделено как отд. праздник, к-рый стал отмечаться 25 декабря. На Руси праздник К. г. совпал по времени с окончанием святочных празд
неств др. славян и впитал в себя мн. народные обряды, к-рыми сопровождались святки. Пережитками древнейших поверий, связанных с представлениями об очистительной силе воды, являются крещенские обряды освящения воды, в части., гл. обряд «великого освящения воды на Иордане», к-рый совершался в храме и в проруби на реке. Идеологич. смысл К. г. заключен в др. названиях праздника: «праздник светов», «праздник просвещения». По учению церкви, именно с крещения Иисус начинает проповедовать, «просвещать» народ, озаряя его своим светом. В действительности же К. г. всегда использовалось церковью для закрепления религ. представлений об окружающем мире, о месте человека в об-ве, о его назначении и жизнен, целях.

Источник: Атеистический словарь

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ
богоявление - один из т. н. двунадесятых праздников рус. правосл. церкви, отмечаемый 6(19) января. Установлен в память описанного в евангелиях крещения Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан. Др. название - богоявление - происходит от того, что, согласно евангелиям, во время крещения Иисуса на него сошел дух святой в виде голубя. В церк. календарь К. г. вошло не ранее вт. пол. 2 в., причем вначале оно праздновалось 6 января, вместе с рождеством и богоявлением. После того как в 4 в. празднование рождества было перенесено на 25 декабря, за Кг. сохранилась прежняя дата. На Руси дата празднования К. г. совпала с окончанием многодневн. др.-славян, праздника святки. Многие святочные обычаи - народные игрища, гадания сохранились в бытовой обрядности христ. праздника. Пережитками древн. верований об очистит, свойствах воды, якобы предохраняющей от нечистой силы, является крещен, обряд «великого освящения воды на Иордане», к-рые чаще всего совершался в проруби в естеств. водоемах, а ныне по большей части - в храмах. Духовенство нередко называет Кг. «праздником световым», «праздником просвещения», ибо якобы именно после своего крещения Иисус начал «просвещать» люден, озаряя их своим светом. Поэтому и крещение человека, знаменующее его принятие в лоно христ, церкви, рассматривается как важнейший жизненный акт, определяющий выбор человеком истинной веры. В этом заключен и осн. смысл праздника, формирующего н закрепляющего представление о том, что, только вступив в лоно церкви, люди могут надеяться на воскресение и вечную жизнь.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ
или Богоявление. Один из двунадесятых праздников, празднуется 19 января. Этот день отмечает первое появление Христа в человеческом образе как Мессии (помазанника) и в то же время предвечного Сына Божьего, единого с отцом и Св. Духом в Св. Троице. Богоявленское богослужение построено по типу рождественского, хотя исторически правильнее было бы сказать наоборот. В канун праздника служатся Царские часы, за которыми следует вечерня с литургией Василия Великого, а всенощное бдение состоит из великого повечерия и утрени. В службе особое внимание уделяют предсказанию о пришествии Мессии и его предтечи Иоанна Крестителя. Далее следует крещальный гимн и апостольское чтение. Отличительной чертой праздника является великое водосвятие (иначе называемое «иордань» в память о крещении Иисуса в реке Иордан), которое предписывается совершать после литургии накануне самого праздника и на следующий день после праздничной литургии. В первый день вода обычно освящается в купели посреди храма, а во второй – в близлежащем естественном источнике. Служба начинается особыми песнопениями и каждением воды, а купель, украшенная цветами и свечами, символизирует красоту первоначального творения и окончательное его прославление Христом в Царствии небесном. Далее читается особая ектенья, призывающая благодать Св. Духа на воду и на всех, кто ее пьет. Священник три раза погружает крест в воду, а затем кропит святой водой все четыре стороны света (этой же водой благословляют людей и их жилища), так как при этом «освящается все естество воды».
Когда Иисус пришел к Крестителю на реку Иордан “Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его” (Мф. 3: 14–15).

Источник: Православие. Основные понятия.