КРЕЩЕНИЕ

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

КРЕЩЕНИЕ
одно из семи христианских таинств, которое знаменует принятие человека в лоно церкви. По ее учению, в результате крещения “человек умирает для жизни плотской, греховной и возрождается в жизнь духовную, святую”. Ритуал крещения состоит либо в погружении новорожденных в наполненную водой купель (в православии), либо в окроплении их водой (в католицизме). Это не исключает крещение людей в любом возрасте. В некоторых протестантских церквях крестят только совершеннолетних.  

Источник: Религиоведческий словарь

КРЕЩЕНИЕ
(греч. baptisma, от baptize - окунаю) - одно из семи таинств рус. правосл. церкви. Совершение К. связывается с принятием человека в лоно церкви. По ее учению, это означает, что «человек умирает для жизни грешной и возрождается в жизнь духовную, святую». Согласно евангелиям, начало К. положил Иоанн Креститель, к-рый крестил в реке Иордан Иисуса Христа. Однако достоверно установлено, что ранние христиане не знали этого обряда. По словам Ф. Энгельса, он «является институтом второго периода христианства» (т. 22, с. 490). Истоки обряда К. в древних ритуалах омовения водой, к-рые существовали у мн. народов задолго до появления христ-ва. Издавна понимая значение воды для жизни человека, древние обожествляли ее наряду с др. стихиями природы. Бытовала вера в очистит, свойства воды от злых духов, нечистой силы. Ее пережитки сохраняются ив правосл. таинстве К., ритуал к-рого состоит в погружении младенцев в купель, миропомазании, надевании на них крестика. Церковь допускает Ки взрослых.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

КРЕЩЕНИЕ
обряд посвящения в христианскую веру посредством погружения в воду или окропления водой. Исторически оно считалось актом очищения и актом нового рождения, так как купель была символом непорочной утробы Девы Марии, из которой посвященный рождается вновь. Крещение является первым из семи таинств и одним из Богоявлений Христа. Сам Христос был крещен Иоанном Крестителем в реке Иордан во время всеобщего крещения народа. В ранних изображениях было принято писать Спасителя обнаженным и полностью погруженным в воду, за исключением головы и плеч, а Иордан изображался в виде речного бога. Но ко времени Ренессанса как в итальянской, так и во фламандской живописи прочно утвердилась другая тенденция: на картинах этого периода Христос в одной набедренной повязке стоит по щиколотку в воде, а Иоанн Креститель льет воду ему на голову. На противоположном берегу изображаются два или три ангела, держащих одежды Христа, а над головой Спасителя парит голубь Святого Духа. Еще выше видна фигура Бога Отца, посылающего свое благословение Сыну. Источ.: Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия

Крещение
Слово «крещение», указывает Вольтер, пришло из греческого языка, в котором означало «погружение».
«Людям, которые всегда руководствуются чувством, – пишет он, – нетрудно было вообразить, будто то, что очищает тело, очищает также и душу». Отсюда крещение, которое заключается в «погружении в священную купель». Но крещение – больше чем символ; это обряд, а для верующих – таинство, благодаря которому мы приобщаемся Церкви. Лично меня долгое время шокировал обычай крестить новорожденных. Как можно навязывать им принадлежность к Церкви, которой они не просили, от которой не могут отказаться и смысла которой не понимают? Сегодня я думаю, что это не так уж и страшно и даже не так уж редко. Никто из них не просил, чтобы его родили на свет, заставили прожить жизнь французом, носить фамилию Дюпон или Мартен… Разве лучше до самого совершеннолетия оставаться безымянным апатридом? Никто из нас не выбирает, кем ему родиться, в какой стране, под каким именем и какой веры. Мы выбираем другое – остаться навсегда с тем, что нам навязали другие, или изменить свою жизнь. Да славятся новообращенные, еретики и отступники.

Источник: Философский словарь.

Крещение
христ. таинство, выражающее принятие человека в лоно церкви, совершается посредством погружения в воду, окропления водой и т. д. Использование воды в качестве очистительного средства восходит к древнейшим временам. Водные очистительные обряды совершались в религиях Египта, Ассирии, Вавилона, Палестины. Обряд К. сложился в христианстве не сразу, он, как отмечал Энгельс, «является институтом второго периода христианства» (т. 22, с. 490). В первые века христиане крестились коллективно и К. допускалось лишь над взрослыми, способными «осознать» этот «божественный» акт посвящения в новую религию. В протестантских церквах и сейчас крестят только взрослых. Обычай крестить детей возник значительно позже. Существуют различия в процедуре К. в различных церквах: в православ. церкви ребенка трижды погружают в воду, католики ограничиваются тем, что льют небольшое количество воды на голову новорожденного, англикане брызгают водой на тело. Несмотря на своеобразное понимание обряда К. в различных церквах, К. всюду преследует одну цель —приобщить человека к религ. вере, воспитать смирение, слепое повиновение служителям культа. К., как и другие таинства, служит средством духовного закабаления людей, внушения им мысли о слабости, бессилии, ничтожестве человека перед всемогущим богом.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

Крещение
Первое из христианских таинств, принимаемое всеми христианскими вероисповеданиями и сектами, хотя и не в одинаковом смысле, и знаменующее собой вступление в состав церковного общества. По общему учению православия и католичества, крещение есть таинство, в котором крещаемый с произнесением слов: «крещается во имя Отца и Сына и св. Духа», Божиею благодатию очищается от всякого греха и соделывается оправданным и освященным. Как духовное рождение, крещение не повторяется, если один раз совершено правильно. В православной церкви взрослого (с 7 лет) крестят не иначе, как по научении вере или оглашении; что касается младенцев, то забота о научении их вере возлагается на восприемников. Имя крещаемому младенцу предоставляется выбирать его родителям; крещаемые взрослые выбирают его сами; если выбор предоставляется священнику, то он обязан выбирать имя святого, ближайшего, по времени празднования, ко дню рождения крещаемого, и не должен выбирать имени неудобного для произношения, во избежание его искажения. Запрещается давать одно и то же имя двум детям одних родителей. Вода для крещения должна быть не холодная, без примесей и не может быть ни заменяема другой жидкостью, ни разбавляема другой водой (напр., богоявленской). Крещение должно быть совершаемо в церкви, на дому же лишь в самых крайних случаях.

Источник: Православный церковный словарь.

КРЕЩЕНИЕ
(греч. baptisma, лат. lavacrum) - одно из гл. христ. «таинств»; обряд, совершаемый над младенцем (или взрослым) в знак приобщения его к церкви. Исповедание К. включено в христ. символ веры. Согласно церк. учению, сущность К. состоит в очищении от «грехов» и «вторичном рождении» для обретения божеств, «благодати». Первоначально К. не было связано со знаком креста, греч. и лат. названия К. означают погружение в воду или омовение. Совершение подобного обряда евангелия приписывают Иоанну Крестителю (Марк. 1, 5—9; Матф. 3, 6—16). Ритуальные омовения засвидетельствованы у мн. народов древности, в частности, этот обряд широко применялся и в иудейской секте ессеев (см. Кумранские рукописи). В своем происхождении он восходит в вере первобытных людей в магич. «очистит.» силу воды (эта вера и связанные с ней обряды находят отражение также в ритуальных омовениях вост. религий). Элементы правосл. обряда К. - погружение ребенка в купель с водой, обношение его вокруг зажженных свечей, последующее миропомазание, надевание крестика - восходят к дохрист. магич. обрядам и до сих пор сохраняют колдовское значение как якобы ограждающие от дьявола, на к-рого, но ритуалу, даже предписывается «дунуть и плюнуть». Католич. и протестантский обряды К. отличаются от православного в деталях (К. только взрослых, опрыскивание вместо окунания в воду и т. п.), а не по сути.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

КРЕЩЕНИЕ
Одно из семи таинств. Символизирует моральную перемену и духовное рождение. Крещение является как бы дверью в Церковь Христову, только принявший его, может пользоваться другими таинствами.
Младенцев православная церковь крестит по вере родителей и воспреемников. От верующего человека для принятия крещения требуется сознательное желание стать христианином, опирающееся на веру и сердечное покаяние.
Служба крещения начинается с отречения крещаемого от сатаны и принятия им Христа. Перед его погружением в воду воспреемники (крестные родители) читают Символ веры. После провозглашения веры над водою читаются молитвы, и она благословляется. Священник молится над крещаемым и помазует его освященным елеем, а затем, после торжественного пения Аллилуйя, крещаемого трижды погружают в воду во имя Отца и Сына и Святого Духа. Это означает смерть крещаемого для старого мира и Воскресение его в новую жизнь. Затем его облачают в белую одежду и торжественно три раза обводят вокруг купели, символизируя вхождение в царство Божие и жизнь вечную. От места крещения (баптистерия – от греч. baptidso – крестить) процессия идет в храм, где новокрещенный на Божественной литургии принимает святое причастие.
Первый обряд крещения водой был произведен праведником Иоанном Предтечей. Он говорил приходящим к нему людям: “готовьтесь принять Спасителя. Он идет за мной. Креститесь в знак покаяния”. “Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем” (Мф. 3: 11). Многие крестились в реке Иордан, пришел к Иоанну и Иисус Христос. Так состоялось Крещение Господне.

Источник: Православие. Основные понятия.

КРЕЩЕНИЕ
Греч.) Ритуал очищения, совершавшийся во время
церемонии посвящения на священных танках Индии; а также более
поздний идентичный ритуал, установленный Иоанном "Крестителем" и
применявшийся его учениками и последователями, которые не были
христианами. Обряд этот уже поседел от древности, когда его
приняли христиане ранних веков. Крещение принадлежало к самой
ранней халдео-аккадийской теургии; оно религиозно совершалось в
ночных церемониях в Пирамидах, где до сих пор мы находим купель в
форме саркофага; известно, что оно имело место во время
Элевсинских мистерий на священных храмовых озерах, и применяется
еще теперь потомками древних сабеян. Мендеяне (El Mogtasila
арабов) являются, несмотря на свое обманчивое название "христиане
Св. Иоанна", меньше христианами, нежели окружающие их правоверные
мусульманские арабы. Они чистые сабеяне; и это объясняется очень
просто, если вспомнить, что крупный семитский ученый Ренан в
своем труде "Vie de Jesus" показал, что арамейский глагол себа,
источник названия сабеянин, есть синоним греческого ____________
. Современные сабеяне, мендеяне, чьи всенощные бдения и
религиозные ритуалы, происходящие лицом к лицу с безмолвными
звездами, описаны некоторыми путешественниками, все еще сохранили
теургические ритуалы крещения своих далеких и почти забытых
предков, халдейских Посвященных. Их религия есть одна из
размножившихся видов крещения, религия семи очищений во имя семи
планетарных владык, "семи "Ангелов Присутствия"
римско-католической Церкви. Протестантские баптисты являются лишь
бледными подражателями El Mogtasila или назареев, совершающих
свои гностические обряды в пустынях Малой Азии. (См. "Будхасп".)

Источник: Теософский словарь

КРЕЩЕНИЕ
одно из 7 христ. таинств, к-рое знаменует принятие человека в лоно церкви. По утверждениям духовенства, в результате К. «человек умирает для жизни плотской, греховной и возрождается в жизнь духовную, святую». Ведь, по христ. представлениям, люди рождаются запятнанными первород. грехом прародителей человечества. К. призвано «смыть» этот грех, открыть перед ними перспективу спасения. Ритуал К. состоит либо в погружении новорожденных в наполненную водой купель (в православии), либо в окроплении их водой (в католицизме). В протест, церквах, как правило, крестят уже совершеннолетних. Во всех случаях К. рассматривается как акт приобщения человека к христ. религии. Однако истоки его лежат в дохрист. культах. Известно, что водные очистит. обряды совершались во мн. религиях др. мира и были связаны с представлениями первобытн. людей об очистительной силе воды. Обряд водного омовения новорожденных возник в христианстве не сразу. По словам Ф. Энгельса, он «является институтом второго периода христианства» (т. 22, с. 490). К. входит в культовую практику церкви по мере становления и совершенствования христ. обрядности. На протяжении всей истории христ. церкви оно служит средством идейн. и эмоц.-психологич. влияния на верующих, внушения им представлений о собств. слабости и ничтожестве перед богом и др. идей, преследующих цель полного подчинения человека власти религии. Несмотря на то что религиозность в наст. вр. идет на убыль, есть еще немало людей, к-рые крестят детей в церкви. И хотя значит, их часть прибегает к услугам церкви «по традиции», под влиянием религ. родственников, разъяснение идеологич. вреда этого обряда является одной из задач науч.-атеистич. пропаганды. А внедрение в быт новой, социа-листич. обрядности, в т. ч. обрядов, связанных с рождением человека, служит действенной предпосылкой полного вытеснения К. из нашего быта.

Источник: Атеистический словарь

Крещение
у правосл. русских христ. таинство, к-рым отмечается рождение как «вход в мир» с целью очищения физического и соответственно возрождения в жизнь духовную, нравственную, благодаря троекратному погружению крещаемого в освященную воду. С христ. т. зр. благодаря К. совершается глубочайшая тайна: единение человеческого и Божественного в «обновленной жизни». Важнейший момент К. наречение имени. У русских имя крещаемому дается по правосл. святцам, т. обр. к.-л. святой становится небесным покровителем и заступником крещаемого. К. остается самым значимым правосл. таинством, приобщающим человека к соц. общности, в данном случае правосл. общине. Своими корнями К. уходит в глубокую древность и стоит в исторической связи с посвятительными обрядами мн. народов мира, цель к-рых приобщение молодого поколения к соц. — культурным обычаям определенного коллектива. За мн. века К. у каждого народа приобрело этнический колорит. Для русских как нации, к-рая сформировалась как аграрная, восприятие К. через вероисповедное понятие «христианин» стало равнозначным сословному «крестьянин». Такое осознание до сих пор сохраняется в русских деревнях. Этнически своеобычны традиции, сопровождающие К., на уровне обыденном, семейном. Это выражается, напр., в правиле иметь восприемников. По Требнику полагается при К. один восприемник, но укоренилась традиция иметь двух восприемников крестных отца и мать. Именно они приносят (или сопровождают) крещаемого в церковь, им на руки передается крещеный младенец. Этнически колоритен крестильный обед, во время крого до сих пор сохраняются такие старые обычаи, как класть младенца на вывернутую шерстью наружу овчину (чтобы в жизни был удачлив и богат), угощать отца специально приготовленной «крестильной» кашей, чтобы знал, как «солоно» было жене рожать ребенка, и др.
В советское время была предпринята попытка ввести в общественную жизнь ритуал гражданского имянаречения, или торжественной регистрации новорожденного. Однако по разным причинам он не вошел широко в общественный быт.

Источник: Религии народов современной России

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
586.99 кб

ЛЮТЕР О КРЕЩЕНИИ: «О ПЕРЕКРЕЩИВАНИИ» (1528) И «БОЛЬШОЙ КАТЕХИЗИС» (1529)

Кортрайт Чарльз Ллойд
Два главных сочинения Мартина Лютера «О перекрещивании» (1528) и экскурс «О крещении младенцев», который содержится в «Большом катехизисе» (1529), освещены и проанализированы в данной статье. В трактате 1528 г.

Похожие термины:

  • КРЕЩЕНИЕ ДУХОМ

    один из догматов вероучения пятидесятников. к-рые придают особое значение девяти н.-з. «пятидесятническим дарам» (см. 1 Кор. 12: 8-10). Эти дары могут якобы быть получены каждым верующим во время К. д. на
  • КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ

    один из двунадесятых праздников христ. церкви. Установлен в честь мифического крещения Иисуса Христа в реке Иордан пророком Иоанном. Празднуется 6 (19) января. Праздник К. г. носит и другое название
  • КРЕЩЕНИЕ РУСИ

    принудительное обращение населения Киевской Руси в христианство, предпринятое княжеской властью в конце 10 в. Новая религия была призвана освятить феодальные отношения, складывающиеся на Руси, у
  • Возрождение крещением

    (Варtismal Regeneration). В НЗ дважды устанавливается связь между водой, или омовением в воде, и возрождением. В Ин 3:5 говорится, что человеку надлежит быть рожденным от воды и Духа, чтобы войти в Царство Божь