КОРОНА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Корона
С очень древних времен корона служила символом победы или знаком отличия. Поэтому она стала знаком царского величия. В христианском искусстве корона на голове Мадонны указывает на то, что Богоматерь является Царицей Небесной. Когда корона используется как атрибут мученика, она означает победу над грехом и смертью или указывает на принадлежность святого царской семье. Корона часто представляет собой просто венец, но иногда она может быть венком из цветов или головным убором из золота, украшенным драгоценностями.

Источник: Православный церковный словарь.

КОРОНА
от лат. corona — венец) — особый драгоценный головной убор, символизирующий наивысшую ступень в иерархии и являющийся эмблемой верховной власти — божественной и земной. Короны появились еще в государствах древнего мира (Египет, Месопотамия, Рим), а с XI в. императорские, королевские, княжеские, герцогские, графские и другие короны распространились в Европе. В Европе короны в основном произошли от античных венков, а в древних государствах Двуречье, Египте и на Ближнем Востоке — от головных украшений жрецов. Они изготовлялись из драгоценных металлов — обычно из золота — и украшались драгоценными камнями и жемчугом. Короны имели форму тиары, шапки, диадемы, венка или обруча. Особенно знамениты короны Карла Великого, святого Стефана (венгерская), шапка Мономаха, ставшая короной при Иване III, и большая императорская корона Екатерины II. Корона присутствует в библейских (Христос, коронующий Деву Марию), мифологических (корона, которую держит в руках муза Мельпомена) и в многочисленных исторических сюжетах. В сцене распятия Христа две фигуры по обе стороны креста олицетворяют церковь и синагогу, что в глазах христианских теологов знаменовало конец Ветхого Завета и начало Нового, триумф православия над иудаизмом. Церковь в короне расположена справа от креста и держит чашу, в которую собирает кровь Спасителя. С поникшей головы Синагоги, стоящей слева с завязанными глазами, падает корона. Впервые изображение этих фигур широко использовалось в искусстве каролингского Возрождения и стало сюжетом соборной пластики XII–XIII вв. Двадцать четыре коронованных старца сидят на своих тронах по обе стороны от Христа на Страшном Суде. Венок из цветов тесно связан с римской богиней цветов Флорой и музой Терпсихорой, венок из колосьев — с богиней плодородия Церерой, из винограда — с богом виноделия Бахусом. Корона в виде перьев олицетворяет Америку как одну из четырех персонифицированных частей света в искусстве Контрреформации. Являясь атрибутом матери семи свободных искусств Философии, корона может быть украшена тремя головами, олицетворяющими три ветви философии — мораль, естественную природу и созерцание. В готической церковной скульптуре одна из христианских добродетелей — Надежда — часто изображалась протягивающей руки к короне, что символизировало надежду на будущую славу; в искусстве более позднего времени ей преподносит корону ангел. Сохранились исторические легенды об Александре Македонском, надевающем корону на голову Роксаны, дочери вождя Согдианы, или о стоящем на коленях царе Ассирии, вручающем корону легендарной основательнице древней Ниневии Семирамиде. Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» повествует о том, как однажды фараон шутки ради надел корону на голову маленькому Моисею, которую тот сбросил и вспрыгнул на нее. Придворными это было воспринято как предзнаменование того, что Моисей свергнет фараона. Корона в различных формах была наградой за достижения в искусствах и победу в любви. Лаврового венка были удостоены Гомер, Данте и Вергилий. Кроме того, корона в форме тернового венца является атрибутом Христа, святого Иосифа Арифамейского, Людовика XI Святого и Марии Магдалины. Венок из оливковой ветви венчает голову христианской девы-мученицы Агнессы, обезглавленной в 13-летнем возрасте. Тройная корона является атрибутом францисканской монахини Елизаветы Венгерской (1207–1231), которая для францисканцев является символом женского милосердия. Тройная корона на голове бывшей принцессы из венгерской династии Арпад символизирует три ее ипостаси: девственницы, жены и вдовы. Как основной знак суверена корона вошла в средневековую геральдику со значением главного атрибута власти, указывающего также на степень этой власти, благодаря разработанной системе изображения, — от императорской до дворянской. В русской геральдике были приняты следующие виды корон: княжеская шапка темномалинового бархата с горностаевой опушкой и тремя золотыми дугами, усеянными жемчужинами, над которыми помещена золотая держава с крестом; графская золотая корона с девятью жемчужинами; российская баронская корона в виде золотого обруча, перевитого три раза жемчужной нитью; прибалтийская баронская золотая корона с семью жемчужинами; дворянская золотая корона с тремя листовидными зубцами и двумя жемчужинами между ними. В настоящее время у некоторых государств, не являющихся сейчас монархиями, в гербе сохраняется корона как историческая память: например, в Сан-Марино, Австрии и Сомалийской Демократической Республике. За последние годы все чаще корона стала использоваться в торговых марках и эмблемах. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997; Леонтьева Г. А. Палеография, хронология, археография, геральдика: Учебное пособие для вузов. М., 2000; Похлебкин В. В. Международная символика и эмблематика: (Опыт слов). М., 1989; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия

Похожие термины:

  • АТЕФ или Корона Гора

    Она состояла из высокой белой шапки с рогами барана и уреем спереди. Ее два пера изображают две истины - жизнь и смерть.
  • Короней

    В древнегреческой мифологии царь Фокиды и отец Корониды, которую Афина превратила в ворону, чтобы избавить ее от любовных преследований Посейдона.
  • Коронида

    греч.) – 1. Дочь лапифа Флегия, мать Асклепия, изменившая Аполлону со смертным Исхисом, будучи беременной от бога. Аполлон поразил К. стрелой, а младенца Асклепия вынул из ее чрева и отдал на воспита