МОНАРХИЯ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

МОНАРХИЯ
политическая система, основанная на исключительной законной власти одного лица.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

МОНАРХИЯ
греч.-единовластие): политическая система, основанная на исключительной законной власти одного лица. Монархия является самым древним и стабильным в истории типом политической организации.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Монархия
тип государственного строя, в котором главой является монарх. Различают неограниченную (абсолютную) и ограниченную (конституционную) монархию, когда власть монарха ограничена парламентом (в Великобритании, Норвегии, Дании, Швеции). Об этом типе государственного строя писали Платон («Государство») и Аристотель («Политика»). В теократических монархиях глава государства является одновременно и главой церкви.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Монархия
форма государства, где главой является единый властитель – монарх (князь, король, император). Различают неограниченные (абсолютные) М. (характерны для древних и средневековых обществ) и ограниченные (конституционные или парламентские) М., где власть монарха ограничена парламентом или конституцией. В совр. эпоху существует ряд государств с ограниченной М. (напр., Великобритания, Норвегия, Дания, Швеция). В некоторых странах Азии имеются еще теократические М. (глава гос-ва является одновременно и религиозным главой).

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

Монархия
Власть одного человека, однако подчиненная законам (в отличие от деспотизма, не признающего никаких норм и правил). Когда эти законы сами зависят от воли монарха (именуемого самодержцем), мы говорим об абсолютной монархии; когда монарх зависит от законов – об ограниченной или конституционной монархии (в частности, когда полнотой власти обладает народ). Очевидно, что абсолютная монархия весьма близка деспотизму (это и есть упорядоченный деспотизм), тогда как конституционная монархия может выступать как одна из форм демократии. В современных Англии или Испании власть принадлежит народу; монарх царствует, но не правит и не издает законов. Король в условиях конституционной монархии не является обладателем полноты власти, он скорее олицетворяет собой символ нации и ее суверенитета, поддерживаемый всем народом.

Источник: Философский словарь.

МОНАРХИЯ

(от греч. monos - единый и arche - начало, власть) - религиозно санкционируемое единовластие в обществе, одна из авторитарных форм правления. В язычестве это часть священного миропорядка, с обожествлением монарха, признанием его хранителем социального уклада и гарантом космической стабильности. Библейские пророки оценивали монархию язычников как демоническую. В Новом Завете из слов Мк.10.42-43 вытекает, что монархия - не от Христа. Но в истории христианства, особенно на Востоке, вплоть до ХХ в. было немало приверженцев христианской монархии. Мотивы разные - от "любви к боговенчанному царю" до стремления силой наводить порядок в обществах, отказавшихся строить жизнь по закону Божию. Свящ. П.Флоренский считал монархию православным общественным идеалом и закрывал вопрос: монарх - от Бога, а не от людей. И.Ильин, напротив, писал, что монархия опирается на правосознание, чувство меры в социальных вопросах, законность и правопорядок, а ее корни - в "иррациональном предпочтении души" народа, в желании религиозно санкционировать власть и олицетворять в живом единоличном носителе государственный дух: это "художественный процесс, в котором монарх художественно отождествляется с народом и государством, а народ художественно воплощает себя и свое государство в Государе". Вековой спор монархистов и демократов сводится к вопросу, должны ли власть и правопорядок быть чисто человеческими или же иметь религиозную санкцию. С.Франк видел гибельное заблуждение демократии в идее, что государственность создается спонтанной волей народа, и настаивал, что вечные духовные основы жизни должны стать опорой конституционной монархии. Монарх (или "монократ") должен быть объективно избран (свыше) в качестве носителя Высшей правды. В современном мир религиозно-монархическое сознание разрушено везде и всюду, и монархизм не сможет породеить ничего кроме грубых форм социально-политического авторитаризма, отвергаемого демократами. Но если религиозное возрождение приведет к серьезному социальному обновлению, тогда монархия может появиться, по крайней мере в обществах конфессионально однородных и традиционных. Христианские монархии Византии и России были имперскими - они объединяли общества этнически и конфессионально разнородные и Православие было в них порабощено и искажено. Те, кто отвергает авторитаризм и дорожит свободой евангельского духа, навсегда останутся оппонентами любых видов монархии.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

МОНАРХИЯ
одна из форм монократии — единоправия и наименование государственного строя, во главе которого стоит монарх. От других форм монократии (диктатуры, президентского правления, партийного вождизма) монархия отличается наследственной (динамической) преемственностью власти (престола, короны) и семейно-родственным заполнением политического окружения.
Культурно-исторической основой происхождения монархии был социально-биологический механизм вождизма — появления у человеческой группы, жившей по нормам стайных животных, вождя и иерархии подчиненного ему окружения. Впоследствии такой вождь возглавлял племя, затем союз племен, предгосударственные и государственные образования, и постепенно складывалось представление о стране и народе как собственности государя.
Монархия находится в исторической оппозиции республиканской государственности и конкурирует с республиканской демократией, но может сочетаться с демократией монархической, т. е. с древнейшими формами племенной, военной, вечевой (в русских княжествах), городской (полисной) демократии (смешанное правление, по Аристотелю). Исторический смысл дилеммы «монархия — республиканская демократия», сформулированной еще политической философией античной Греции, объяснялся как проблема числа в политике: движение от 1 до множества (Платон. Республика, 291d, 302с). Движение от 1 до функционально, между монархией и демократией расположены все другие типы государственного строя, 1 и это крайности, поэтому они в истории то вытесняли друг друга, то сочетались друг с другом. В романской и средневековой традиции прочно удерживалась традиция титулярности монархии, т. е. правления, доверенного монарху народом — подлинным обладателем власти и права. Раннефеодальные монархии еще не обладали всей полнотой власти, которую они вынуждены были делить с племенными вождями и общинным самоуправлением в городах, нередко их функции были ограничены руководством военными операциями (выборные цари германских племен, новгородские князья на Руси). На Востоке и в Европе к началу Нового времени монархия постепенно абсолютно возобладала и приняла завершенную форму абсолютизма (в Европе) и самодержавия (в России) в процессе исторической концентрации и централизации власти. Абсолютизм получил теоретическое обоснование в концепции монархического суверенитета в сочинениях И. Санина («Просветитель», 1503) и Ж. Бодена («Шесть книг о республике», 1576). Монархия как форма правления постепенно пришла в упадок. Этот процесс начался с кон. 18 в. и продолжался в течение 19 и 20 вв. Монархии либо заменялись республиканским строем, либо принимали смешанные формы (конституционная, демократическая, парламентская), которые существенно ограничивали властные полномочия монарха, а зачастую сводили роль монарха в государстве к чистому представительству.
Лит.: Mittels ff. Der Staat des hohen Mitelalters. Grundlinien einer vergleichenden Verfassungsgeschichte des Lehnszeitalters. Weimar, 1968; Ficliienau H. Das Karolingische Imperiurn. Zurich, 1949.
И. И. Кравченко

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
365.76 кб

Религиозно-философские обоснования принципа монархии в русском консерватизме второй половины XIX - н

Чернавский Михаил Юрьевич
Читать PDF
75.63 кб

Идеалы и политика: монархическая государственность Л. А. Тихомирова

Кудрявцев Виктор Кузьмич, Ширинянц Александр Андреевич
Читать PDF
33.61 кб

Монархическая идея в отечественном государственно-правовом консерватизме

Комова Наталья Борисовна
Статья посвящена анализу идей российских консерваторов XIX в. в отношении правовой природы и социокультурных основ русской монархии.
Читать PDF
671.00 кб

Концепция монархической власти в воззрениях Л. А. Тихомирова

Манушакова Даниэлла Рудольфовна
В статье предпринята попытка философского и теоретико-правового анализа доктрины монархической государственности Л.А. Тихомирова как важнейшего достижения русской философии права.

Похожие термины:

  • Всемирная монархия

    Человечество, хотя и разделенное на множество отчужденных враждующих между собою племен и народов, никогда не теряло сознания своего внутреннего единства и стремления осуществить это единство р
  • МОНАРХИАНЕ

    последователи христ. секты 2-3 вв., выступавшей против вырабатывавшегося в то время догмата о троице, т. к., по их мнению, это представление грозило поколебать идею единого господства (греч. monaichia — ед