КОНСЕНСУС

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Консенсус
согласие, единодушие, диссенсус – несогласие, расхождение во мнениях.

Источник: Философия науки. Эпистемология. Методология. Культура

КОНСЕНСУС
общее согласие по обсуждаемому или спорному вопросу, достигнутое в процессе разрешения противоречий без процедуры голосования.

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

КОНСЕНСУС
(Consensus; лат.) — согласие, одобрение; consensus gentium, consensus omnium — согласие народов, согласие всех; использовалось стоиками, Цицероном и шотландской школой как доказательство; см. также Аргумент. В логике консенсус рассматривается, например Ч. С. Пирсом, как критерий истины, если имеется всеобщее согласие ученых.
К. Oehler. Der с. omnium als Kriterium der Wahrheit in der antiken Philos. u. Patristik, in: Antike u. Abendland, 10 (1961); H. Scheit. Wahrheit, Diskurs, Demokratie. Studien zur «Konsensustheorie der Wahrheit», 1987.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

КОНСЕНСУС
[лат. consensus согласие, единодушие] – принятие решений в парламентах, на конференциях или совещаниях, при заключении международных договоров на основе общего согласия участников без проведения формального голосования при отсутствии формально заявленных возражений. Метод консенсуса признан также в ряде органов ООН, применяется на международных конференциях и совещаниях, проводимых в ее рамках. К научному консенсусу часто прибегают в науке при принятии решений по кругу сложных, неоднозначно трактуемых научных, научно-технических вопросов и актуальных проблем.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

КОНСЕНСУС
от лат. consensus - согласие, соучастие) - в обычном употреблении - означает единство мнений, суждений, взаимное согласие людей. В социологическом смысле К. суть согласие индивидов относительно норм и целей социальной общности, членами которой они являются, а также относительно распределения ролей и вознаграждений внутри этой общности. Понятие отражает чувство солидарности и сопричастности индивидов тем или иным ценностям, традициям и т.п. По Веберу поведение людей, основанное на К., является предпосылкой более формальных типов социальной интеграции, обусловленных общественным договором, законами и т.д. В феноменологической социологии Шюца К. анализируется как внутренне присущее сознанию свойство социальности (интерсубъективности), формируемое путем взаимопонимания индивидов, основанного на том, что субъекты взаимно мотивируют друг друга в своих коммуникативных актах и духовных проявлениях. В социологии науки исследуются механизмы достижения интеллектуального К. внутри различных научных сообществ. Научный К. как согласованная оценка имеющегося фонда знания, а также новых открытий достигается в основном не за счет вполне убедительных доказательств или опровержений, а в процессе неформальных дискуссий и личных взаимодействий ученых, в которых интеллектуальные аргументы соседствуют с апелляциями к интуиции, вере, мнению научной "элиты". Существенную роль научный К. выполняет в проведении грани между общепринятыми научными дисциплинами и так называемыми "девиантными" (отклоняющимися от нормы) исследованиями: между психологией, биологией, астрономией, физикой, с одной стороны, и парапсихологией, астрологией, уфологией и т.п. - с другой. На достижение К. здесь влияют не только принятые внутри научного сообщества критерии научности, но и давление общественного мнения, степень распространения данных о параявлениях в средствах массовой коммуникации.

Источник: Современная западная философия: словарь

КОНСЕНСУС
согласно людей на единение на основе общности воспроизводства, обеспечивающего существование целостности, интеграции соответствующего субъекта от малой группы до большого общества, человечества в целом. В основе К. лежит способность людей осваивать всеобщность, прежде всего в форме культуры, общего нравственного идеала, задающих единую основу воспроизводственной деятельности субъектов, основу обществу для решения медиационной задачи.
К. возможен на основе общей конструктивной напряженности, на основе единого менталитета (достаточно распространенного его истолкования в массовом сознании), на основе следования социокультурному закону.
Препятствием К. является раскол, существование заколдованного круга, т.
е. социокультурная ситуация, где деятельность расколотых частей общества вызывает друг у друга дискомфортное состояние. Основная проблема - обеспечение К., необходимость избежать в результате массового освоения новых явлений, идей распада К. Обеспечение К. в условиях раскола требует особых методов, формирования идеологии, гибридного идеала, что позволяло рассматривать дискомфортное состояние как комфортное, т. е.
подводить под К. основание, использующее ограниченное согласие, ограниченность, односторонность элементов массового сознания. Его суть, в том, что некоторые значимые аспекты социальных отношений, лежащие в основе К., культурно не освоены. Это освоение грозит раскрытием тайны К., тайны компромиссных социальных отношений. Подобный К. грозит при изменении условий выявить себя как псевдоконсенсус.
Псевдоконсенсус возможен, так как сложность структуры К. (она включает К.
по поводу целей, а также средств и условий) позволяет экстраполировать К.
по поводу одного из этих элементов на другой. Псевдоконсенсус является средством удержать невыполнение социокультурного закона возможно у порога катастрофического распада К. На каждом этапе псевдоконсенсус в той или иной форме и степени выявляет свое банкротство, свою утопичность, что требует нового его варианта. Эта смена подчиняется определенным закономерностям, четко выявившимся в глобальном модифицированном инверсионном цикле.
Особенно острой проблема К. становится в результате его окончания, в результате накопления остаточного дискомфортного состояния. Оно - серьезная угроза катастрофического нарушения социокультурного закона, что в конечном счете вновь ставит вопрос перед обществом о К., о поиске его нравственной основы, возможно, нового идеологического мифа, скрывающего новую тайну, новый псевдоконсенсус.

Источник: Социокультурный словарь по книге Критика исторического опыта

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
223.79 кб

Дискурсивное толкование понятия «Консенсус» в политико-правовом учении Ю. Хабермаса

Белоусова Вера Михайловна
Рассматриваются основные аспекты дискурсивно-теоретической трактовки понятия «консенсус» знаменитым немецким философом современности Юргеном Хабермасом в контексте его коммуникативной теории общества.
Читать PDF
206.08 кб

Индивидуальная ответственность и консенсус в традиционных обществах

Рулан Норбер
Статья посвящена анализу эволюции представлений об индивиде в западном обществе и в традиционном обществе. Автор утверждает, что история западного мира обязывает исследователя рассматривать понятие индивида с различных сторон.
Читать PDF
249.06 кб

Консенсус на основе рациональности

Пирогов Александр Иванович
There is a summary of 3rd Russia-wide scientific meeting with international participation “Descartes Scientific Conference” entitled “The Rational and the Irrational in Life, Philosophy and Science” held in National Research Unive
Читать PDF
9.09 мб

Консенсус под угрозой: о значении дискуссии лакатоса и Фейерабенда для современных исследований наук

Линч Уильям
В ответе на комментарии оппонентов обсуждается необходимость возвращения к казалось бы утраченной возможности интеграции социологического и нормативного подходов к науке.
Читать PDF
267.36 кб

2011. 03. 007. Панов С. В. , Ивашкин С. Н. Консенсуальная этика, ритуал аргументативной дискуссии, т

Панов С. В., Ивашкин С. Н.
Читать PDF
3.60 мб

Консенсуальный подход к обоснованию истинности научных теорий

Оботуров Алексей Васильевич
В статье анализируются роль и значение консенсуального подхода, соотношение консенсуса и диссенсуса, конвенции и дискуссии в обосновании объективности и истинности научных теорий.
Читать PDF
950.01 кб

К проблеме консенсуса Церкви и государства: исторический и текстуально-герменевтический аспекты

Тарасов А. Г., Тарасова А. А.
В статье исследуются исторические и текстуальные предпосылки, выступающие основой для формирования новых форм взаимоотношений между христианской Церковью и государством в современном социо-культурном пространстве.
Читать PDF
1.28 мб

Об одном важном условии возможности политического консенсуса

Швырков А.И.
Политика невозможна без коммуникации. Коммуникация по поводу политических проблем подразумевает генерацию достаточно сложного дискурса.

Похожие термины:

  • Консенсус, культура консенсуса

    готовность признания за противной стороной законности ее интересов и связанное с этим искусство компромисса. В основе культуры консенсуса лежит понимание естественности и законности социальног
  • НАУЧНЫЙ КОНСЕНСУС

    категория философии и социологии научного знания, фиксирующая важнейшую роль в функционировании и развитии научного знания когнитивных коммуникаций между членами научного сообщества. Введение
  • КОНСЕНСУС в науке

    согласие дисциплинарного научного сообщества относительно интерпретации тех или иных эмпирических данных либо концептуальных положений. В соответствии с конвенционалистскими установками конс
  • КОНСЕНСУС И ДИССЕНСУС

    концепты дискурсивных наук. Много нареканий вызывает возведение в ранг ценности согласия, К., достигаемого в дискурсе. В К. видят угрозу тоталитаризма и насилия, желание ограничить творчество, ума
  • КОНСЕНСУС В НАУКЕ (КОГНИТИВНЫЙ КОНСЕНСУС)

    согласие представителей научного сообщества относительно содержания научного знания, согласованность точек зрения на наиболее значимые вопросы научной деятельности. В социологии науки проблем