Когнитивный стиль

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Когнитивный стиль
совокупность критериев выбора предпочтений при решении задач и познании мира.

Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016

Когнитивный стиль
понятие, выражающее особенности мышления и познания в условиях различных культур. Обычно выделяют две разновидности: полезависимый (глобальный, определяемый внешними обстоятельствами, ситуацией) и поленезависимый (артикулированный, ориентирующийся на мнение "Я").

Источник: Культорология. Антропологические теории культур. Словарь понятий и терминов

КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ
операциональная характеристика процесса научного познания, делающая акцент на специфике языка науки, его общих категорий, методов получения и обоснования знания, способов принятия когнитивных решений и их утверждения. Различают общий когнитивный стиль научного познания (стиль научного мышления вообще) в отличие от вненаучных способов познания (обыденное мышление, художественное познание, религиозный стиль мышления, мифологическое мышление и др.) и особенные когнитивные стили мышления в науке. Последние определяются предметными, методологическими и коммуникационными особенностями той или иной частной науки (физический стиль мышления, естественно-научный стиль мышления, математический стиль мышления, гуманитарный тип мышления и т. д.). Независимо от степени общности когнитивного стиля и особенностей различных конкретно-научных стилей мышления все они не зависят от отдельных ученых, принимаются ими в целом в силу своей профессиональной принадлежности и в этом смысле имеют объективный характер в отличие от индивидуального когнитивного стиля. (См. парадигма, методологический кластер, когнитивные ценности).

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

когнитивный стиль
КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ (англ. cognitive style — познавательный стиль; от лат. cognitio — знание, познание) — складывающаяся в процессе онтогенеза, характерная для личности совокупность взаимосвязанных приемов, способов, стратегий осуществления познавательной деятельности, определяющаяся своеобразием как внешних требований, так и индивидуальных предпосылок реализации познавательной активности. К. с. преимущественно отражает индивидуальные особенности познавательной сферы личности.         Термин был предложен и разработан американским психологом Г. Уиткином (Н. Witkin). В его теории К. с. — это комплексное образование, которое синтезирует в себе личностные характеристики (доминирующую мотивацию, направленность, виды психологических защит и др.) с определенными особенностями восприятия и мышления (расчлененность, степень аналитичности-синтетичности и проч.).         Отличительной особенностью К. с. является их «формальность», т.е. автономия от содержания отражаемого. К.с. аккумулирует инструментальные особенности личности и познания; он не связан с эффективностью или уровнем исполнения того или иного вида деятельности, обладает социальной равноценностью с ценностной точки зрения и охватывает все уровни психического отражения реальности.         В настоящее время в психологии предложено более 15 К. с. (полезависимость—поленезависимость, когнитивная простота—сложность, рефлексивность—импульсивность, сглаживание—заострение и т.п.). Наиболее общим К. с. является полезависимость—поленезависимость (Н.А. Witkin, D. R. Goodenough). Поленезависимость характеризуется способностью хорошо дифференцировать Я от не-Я, структурированностью личностной организации, завышенной самооценкой, «аналитичностью», расчлененностью перцепции и мышления. Полезависимость отражает недостаточную дифференцировку Я от не-Я, размытость представления о самом себе, пониженную самооценку ориентацию на окружение, синкретичность, глобальность восприятия и мышления.         В психологии выделяются две относительно автономные школы исследования К. с. Первая развивается в рамках концепции психологической дифференциации. Сюда относятся прежде всего исследования полезависимости — поленезависимости (Н.А. Witkin, H.F. Faterson, D.R. Goodenough и др.), импульсивности—рефлексивности (J. Kagan, H. Moss и др.). Второе направление — так называемая меннингерская группа (R. Gardner, G. Klein и др.), формирующаяся в русле неопсихоаналитического направления (Н. Hartman, D. Rapaport). Здесь изучаются когнитивные контроли личности, которые, будучи вторичными процессами (3. Фрейд), возникают в результате «задержки» реализации потребностно-энергетической области первичных образований (влечений). К. с. рассматривается при этом как относительно стабильная структура механизмов контроля.         В отечественной психологии К. с. изучаются в качестве особых интеллектуальных способностей (В.Н. Дружинин, М.А. Холодная), как психологические характеристики, связанные с содержательными параметрами психической активности, и динамичные образования (В.В. Селиванов); исследуются наследственные и биологические детерминанты К. с. (М.С. Егорова) и др.         В.В. Селиванов

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
1.13 мб

Понятийные структуры знаний и когнитивный стиль

Гаврилова Татьяна Альбертовна, Лещева Ирина Анатольевна
Структурирование знаний — один из малоизученных когнитивных процессов, который существенно влияет как на процессы обучения, так и на эффективность процессов передачи знаний в рамках профессиональной деятельности.
Читать PDF
157.01 кб

Когнитивный стиль и индивидуальные особенности общения

Гомзякова Наталья Николаевна, Сироштаненко Татьяна Геннадьевна
Статья посвящена рассмотрению когнитивной организации человека в качестве детерминанты особенностей общения. Приводятся данные об особенностях общения лиц с высокими и низкими показателями когнитивной дифференцированности.
Читать PDF
213.79 кб

Пол и когнитивный стиль: артефакт исследования или закономерность?

Беловол Елена Владимировна
В статье анализируются результаты исследований, проведенных за последние 60 лет в рамках изучения особенностей проявления когнитивных стилей у мужчин и женщин.
Читать PDF
4.40 мб

Когнитивный стиль и интеллектуально-творческое развитие первоклассников

Чистикова М.А.
В статье представлены данные эмпирического исследования когнитивного стиля у первоклассников и его связи с их интеллектуально-творческим развитием.
Читать PDF
758.33 кб

Когнитивный стиль личности как фактор эффективного распознавания лицевой экспрессии

Беловол Е.В., Хворова Е.М.
Лицевая экспрессия является одним из самых информативных источников невербальной информации.
Читать PDF
616.18 кб

Аффективно-когнитивный стиль репрезентации отношений Я-Другой у лиц с суицидальным поведением

Соколова Е. Т., Коршунова А. Р.
Предметом публикации является обсуждение вопроса о соотношенииаффективных и когнитивных факторов личностного стиля, детерминирующих способность субъекта к поддержанию связных, целостных иобобщенных репрезентаций о социальном взаим
Читать PDF
540.30 кб

Гармоничный когнитивный стиль как оперирование словесно-логическими и образными компонентами мышлени

Порфирьева Наталья Михайловна
Проводится анализ когнитивных стилей в их связи с общими закономерностями мышления. Рассматриваются синистральный и декстральный модусы мышления как выбор когнитивной стратегии, опирающейся на понятия или образы.
Читать PDF
395.00 кб

Когнитивный стиль полезависимость- поленезависимость: индивидуальные различия, обусловленные целеуст

Богомаз С.А.
Обнаружена отрицательная корреляция между поленезависимостью и целеустремленностью. Выявлены индивидуальные особенности субъектов с высокой поленезависимостью, которые различались по критерию целеустремленности.

Похожие термины:

  • ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ

    при всей своей ярко выраженной коллективности, объективности, предметной, логической и исторической обусловленности, научное познание прирастает когнитивными творческими усилиями своих наибол