Когнитивный стиль
Когнитивный стиль
совокупность критериев выбора предпочтений при решении задач и познании мира.
Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016
Когнитивный стиль
понятие, выражающее особенности мышления и познания в условиях различных культур. Обычно выделяют две разновидности: полезависимый (глобальный, определяемый внешними обстоятельствами, ситуацией) и поленезависимый (артикулированный, ориентирующийся на мнение "Я").
Источник: Культорология. Антропологические теории культур. Словарь понятий и терминов
КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ
операциональная характеристика процесса научного познания, делающая акцент на специфике языка науки, его общих категорий, методов получения и обоснования знания, способов принятия когнитивных решений и их утверждения. Различают общий когнитивный стиль научного познания (стиль научного мышления вообще) в отличие от вненаучных способов познания (обыденное мышление, художественное познание, религиозный стиль мышления, мифологическое мышление и др.) и особенные когнитивные стили мышления в науке. Последние определяются предметными, методологическими и коммуникационными особенностями той или иной частной науки (физический стиль мышления, естественно-научный стиль мышления, математический стиль мышления, гуманитарный тип мышления и т. д.). Независимо от степени общности когнитивного стиля и особенностей различных конкретно-научных стилей мышления все они не зависят от отдельных ученых, принимаются ими в целом в силу своей профессиональной принадлежности и в этом смысле имеют объективный характер в отличие от индивидуального когнитивного стиля. (См. парадигма, методологический кластер, когнитивные ценности).
когнитивный стиль
КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ (англ. cognitive style — познавательный стиль; от лат. cognitio — знание, познание) — складывающаяся в процессе онтогенеза, характерная для личности совокупность взаимосвязанных приемов, способов, стратегий осуществления познавательной деятельности, определяющаяся своеобразием как внешних требований, так и индивидуальных предпосылок реализации познавательной активности. К. с. преимущественно отражает индивидуальные особенности познавательной сферы личности. Термин был предложен и разработан американским психологом Г. Уиткином (Н. Witkin). В его теории К. с. — это комплексное образование, которое синтезирует в себе личностные характеристики (доминирующую мотивацию, направленность, виды психологических защит и др.) с определенными особенностями восприятия и мышления (расчлененность, степень аналитичности-синтетичности и проч.). Отличительной особенностью К. с. является их «формальность», т.е. автономия от содержания отражаемого. К.с. аккумулирует инструментальные особенности личности и познания; он не связан с эффективностью или уровнем исполнения того или иного вида деятельности, обладает социальной равноценностью с ценностной точки зрения и охватывает все уровни психического отражения реальности. В настоящее время в психологии предложено более 15 К. с. (полезависимость—поленезависимость, когнитивная простота—сложность, рефлексивность—импульсивность, сглаживание—заострение и т.п.). Наиболее общим К. с. является полезависимость—поленезависимость (Н.А. Witkin, D. R. Goodenough). Поленезависимость характеризуется способностью хорошо дифференцировать Я от не-Я, структурированностью личностной организации, завышенной самооценкой, «аналитичностью», расчлененностью перцепции и мышления. Полезависимость отражает недостаточную дифференцировку Я от не-Я, размытость представления о самом себе, пониженную самооценку ориентацию на окружение, синкретичность, глобальность восприятия и мышления. В психологии выделяются две относительно автономные школы исследования К. с. Первая развивается в рамках концепции психологической дифференциации. Сюда относятся прежде всего исследования полезависимости — поленезависимости (Н.А. Witkin, H.F. Faterson, D.R. Goodenough и др.), импульсивности—рефлексивности (J. Kagan, H. Moss и др.). Второе направление — так называемая меннингерская группа (R. Gardner, G. Klein и др.), формирующаяся в русле неопсихоаналитического направления (Н. Hartman, D. Rapaport). Здесь изучаются когнитивные контроли личности, которые, будучи вторичными процессами (3. Фрейд), возникают в результате «задержки» реализации потребностно-энергетической области первичных образований (влечений). К. с. рассматривается при этом как относительно стабильная структура механизмов контроля. В отечественной психологии К. с. изучаются в качестве особых интеллектуальных способностей (В.Н. Дружинин, М.А. Холодная), как психологические характеристики, связанные с содержательными параметрами психической активности, и динамичные образования (В.В. Селиванов); исследуются наследственные и биологические детерминанты К. с. (М.С. Егорова) и др. В.В. Селиванов