КАРИНСКИЙКариотип

КАРИНСКИЙ Михаил Иванович

Найдено 3 определения термина КАРИНСКИЙ Михаил Иванович

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КАРИНСКИЙ Михаил Иванович (1840—1917)

рус. логик и философ. В своих взглядах склонялся к материализму (“Явление и действительность”, 1878; “Логика”, 1884—85, и др.). В докторской диссертации “Классификация выводов” (1880) К. разработал силлогистическое и индуктивное направления в логике и высказал оригинальные взгляды по этому вопросу. В соч. “Об истинах самоочевидных” (1893) критикует догматизм и априоризм кантовской философии в вопросах теории познания. К. неоднократно выступал против неокантианцев (в т. ч. против Введенского), а также против субъективного идеализма берклианского толка. К.— автор оригинальных работ по истории философии (“Темное свидетельство Ипполита о философе Анаксимене”, 1881; “Лекции по истории древней философии”, 1885; “Лекции по истории новой философии”, 1884, и др.).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

КАРИНСКИЙ Михаил Иванович

4(16). 11.1840, Москва - 20. 07 (2.08). 1917) - логик и философ. Учился в духовном училище, затем - в духовной семинарии. Окончил Московскую духовную академию (1862). С 1869 г. доц. кафедры метафизики Петербургской духовной академии. Преподавал философию и в др. учебных заведениях. В 1871-1872 гг. был за границей, слушал лекции Р. Г. Лотце по логике. В 1880 г. защитил диссертацию "Классификация выводов". Отправной для исследования логических форм считал проблему соотношения мысли и реальности. Утверждая, что "существующим мы называем все то, что, будучи само по себе независимо от данного в нас образа его, от нашего представления о нем, только отражается в этом представлении" (Логика. Спб., 1884-1885. С. 1), К. выступил с критикой априоризма и субъективизма в теории познания. В логических исследованиях К. значительное место занимает проблема классификации выводов. Он подверг сомнению устоявшуюся классификацию выводов, основанную на противопоставлении силлогизма и индукции, принятую систематизацию силлогистических выводов, отмечал искусственность идущего от Аристотеля деления на фигуры в зависимости от положения среднего термина в посылках. В то же время К. выявлял слабые места в критике силлогистики Ф. Бэконом и Дж. С. Миллем. Разрабатывая собственную классификацию выводов, К. выделяет два осн. их типа: 1) выводы, основанные на "сличении субъектов", и 2) выводы, основанные на "сличении предикатов". Он исследует разновидности выводов в рамках каждого из этих типов, предлагая при этом оригинальные взгляды на индуктивные выводы, выводы по аналогии, разделительные силлогизмы и др. К. является также автором оригинальных работ по истории философии, прежде всего античной.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Русская философия: словарь

КАРИНСКИИ Михаил Иванович

4(16) ноября 1840, Москва — 20 июля (2 августа) 1917] — русский философ, логик, историк философии. В 1862 окончил Московскую духовную академию, с 1869 — доцент кафедры метафизики Санкт-Петербургской духовной академии. В 1871—72 слушал в Германии лекции Г. Лотце по логике, по возвращении опубликовал научный отчет «Критический обзор последнего периода германской философии» (СПб., 1873). Аналитическая характеристика метафизики в Германии начиналась с раздела «Кантова «Критика чистого разума». Каринский был убежден в том, что на почве критической философии невозможно построение новой гносеологической системы. Попытка решения этой задачи была предпринята в докторской диссертации «Классификация выводов» (СПб., 1880), которую по уровню логико-философской интуиции можно поставить в один ряд с логическими сочинениями Аристотеля, Ф. Бэкона, Лейбница, Дж. С. Милля, Гегеля. Основой для исследования логических форм при создании классификации выводов Каринский считал проблему соотношения мысли и реальности, выступая с критикой априоризма и субъективизма в теории познания. Это означало критическое противостояние и кантианству, и позитивизму. Разрабатывая собственную классификацию выводов, Каринский типологически их делил на выводы, основанные на «сличении субъектов», и на выводы, основанные на «сличении предикатов». Он исследовал разновидности выводов в рамках каждого из этих типов, предлагая оригинальные взгляды на индуктивные выводы, выводы по аналогии, разделительные силлогизмы и др. В последний период творчества редактировал учебник Э. Целлера «Очерк истории греческой философии» (СПб., 1886), издал собственные «Лекции по Древней и Новой философии», многочисленные историко-философские статьи, книгу «Бесконечное Анаксимандра» (СПб., 1890).

Соч.: Явление и действительность.— «Православное обозрение», 1878,т. 1; Логика. СПб., 1885; Об истинах самоочевидных, в. 1.СП6., 1893: Избр. труды русских логиков 19 в. М., 1956.

Лит.: Рад.юв Э.Л. Ученая деятельность проф. М. И. Карийского, в. 1—2.СПб., 1895:0н.же. Карийский М. И. Творец русской критической философии. Пг.. 1917; Миртов Д. В. М. И. Каринский и его философские воззрения.— «Мысль и слово», т. 2. М., 1917—21.

А. И. Абрамов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме КАРИНСКИЙ Михаил Иванович — 0

Найдено научныех статей по теме КАРИНСКИЙ Михаил Иванович — 0

Найдено книг по теме КАРИНСКИЙ Михаил Иванович — 0

Найдено презентаций по теме КАРИНСКИЙ Михаил Иванович — 0

Найдено рефератов по теме КАРИНСКИЙ Михаил Иванович — 0