Михаил

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Михаил
иуд., христ.)  – архангел, предводитель небесного воинства в борьбе против сил зла. Его изображают борющимся с ангелом зла Самаэлем (с Сатаной), в Апокалипсисе он также сражается с Сатаной (дьяволом, драконом). Ему традиционно приписывают роль защитника праведных – он спасает Авраама из огненной печи, выводит из Содома Лота с семьей, заменяет на ягненка обреченного в жертву Исаака, ведет израильтян по пустыне во время исхода из Египта. Он является заступником людей перед Богом, а также «ангелом предстояния», стоящим вместе с Гавриилом перед троном божьим. В этом качестве М. является ангелом-писцом, заносящим имена праведников в особую книгу, и хранителем таинственных письмен, в том числе – магических слов, которыми были сотворены небеса и земля. Он научил Адама земледелию, а Авраама – богопознанию, передал скрижали закона Моисею на горе Синай. Он провожает души праведников к воротам небесного Иерусалима. В Древней Руси М. считался покровителем князей и ратной славы.

Источник: Мифологический словарь

МИХАИЛ
архангел, один из ангелов, носящих мистическое имя Бога. В библейской традиции — величайший из всех ангелов, что нашло отражение не только в иудейских, но и в христианских и мусульманских священных текстах. Михаил был известен халдеям и даже почитался ими как бог. В персидских сказаниях он выступает как Бештер или «тот, кто поддерживает человека». В Коране он именуется Микаилом, имеет изумрудно-зеленые крылья, покрыт «шафрановыми волосами, каждый из которых содержит миллион лиц и ртов и столько же языков, взывающих о прощении Аллаха». Он находится на седьмом небе, на границе моря, переполненного бесчисленным количеством ангелов. В библейских преданиях рассказывается, что херувимы появились из слез Михаила, которые он проливал над грехами верных. Он — глава чина добродетелей и архангелов, ангел мудрости, милости, раскаяния, добродетели и освящения, правитель 4-го неба и принц Израиля. Именно он остановил руку Авраама, когда тот готовился принести в жертву своего сына Исаака. Согласно легенде, огонь, который видел Моисей, был также явлен в виде Михаила. Вместе с Гавриилом, Уриилом и Рафаилом он был одним из четырех ангелов, погребавших Моисея, и именно он вступил в спор с Сатаной за обладание его телом. Христианство приняло ангела-хранителя еврейского народа как святого воинствующей церкви вообще. Корни такого толкования, по-видимому, лежат в религии древней Персии, пантеон которой был разделен пополам: на свет и тьму, или добро и зло. Боги света, с которыми ассоциируется Михаил, находились в постоянном конфликте с богами тьмы. В категориях конфликта Христа против Антихриста Михаил стал изображаться побеждающим дьявола. Сатана — либо в его получелове ческом обличье, либо в виде дракона — распростерт под ногами святого, готового убить дьявола. Архангел Михаил в сценах Страшного Суда изображается взвешивающим души умерших, чтобы измерить их истинные заслуги. Этому также имеется аналогия в греческой и египетской религиях. Например, одной из обязанностей Гермеса, Меркурия, сопровождавшего души умерших в подземное царство, было взвешивание на весах душ античных героев. В некоторых мистических и оккультных текстах Михаил ассоциировался со Святым Духом, Логосом и Метатроном. Например, в Апокалипсисе Баруха Михаил владеет ключами от Небесного Царства, что в ортодоксальной христианской традиции входит в обязанности Петра. Источ.: Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
493.82 кб

Михаил Пришвин и Алексей лосев

Подоксенов Александр Модестович
В статье исследуются взгляды М. Пришвина и А. Лосева на процесс изменения общественного сознания после Октябрьского переворота 1917 г.
Читать PDF
644.17 кб

Над временем. Епископ Михаил (Грибановский): попытка богословского портрета

Хондзинский П.
С именем епископа Михаила Грибановского связаны многие глубинные процессы в русской духовной традиции последней четверти XIX в.
Читать PDF
110.63 кб

Михаил Васильевич Ломоносов «Первый наш университет» (1711 1765)

Ждан Антонина Николаевна
Представлены основные этапы жизни и деятельности выдающегося отечественного ученого. Показаны особенности его личности и мировоззрения. Раскрывается вклад Ломоносова в развитие научной психологической мысли в России.
Читать PDF
446.63 кб

Михаил Васильевич Ломоносов как мыслитель

Горохов Павел Александрович
В статье дан историко философский и науковедческий анализ достижений великого русского мыслителя, сумевшего за короткий срок не только совершить ряд основополагающих и судьбоносных открытий во всех отраслях естествознания, но и со
Читать PDF
77.26 кб

Михаил Хеллер в поисках теории всего

Гудимова С. А.
Хеллер М. В поисках теории всего // Новая Польша. Варшава, 2003. №1 (38). С.7175.
Читать PDF
170.60 кб

МИХАИЛ СЕМЁНОВИЧ УВАРОВ (1955–2013). Некролог

Читать PDF
239.72 кб

Михаил Иванович Каринский: философ, логик, ученый

Цвык И.В.
Читать PDF
1.90 мб

Михаил Ломоносов о природе теплоты и холода

Буторина Антонина Викторовна, Архаров Алексей Михайлович, Матвеев Валерий Александрович, Смородин А. И., Борзенко Евгений Иванович, Нестеров Сергей Борисович
19 ноября 2011 года отмечался знаменательный юбилей для всей Российской и Мировой науки – 300 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова, крестьянского сына, поразившего весь мир высотой и широтой своего таланта ученого.
Читать PDF
98.92 кб

Михаил Бакунин и Петр кропоткин об общественном идеале

Амелина Елена Михайловна
Анализируются взгляды на общественный идеал представителей русского анархизма М.А. Бакунина, П.А. Кропоткина.
Читать PDF
275.30 кб

Михаил Петрович коржев – садово-парковый архитектор (эссе)

Головко Э. П.
Эссе посвящено памяти талантливого садово-паркового архитектора М.П. Коржева.
Читать PDF
416.45 кб

Михаил Васильевич Ломоносов как зиждитель и подвижник российского историописания. Статья 1. Мировозз

Васильев Юрий Альбертович
Автор позиционирует великого русского мыслителя М. В. Ломоносова в качестве творца и основоположника историописания в России.
Читать PDF
229.96 кб

Гуссерль, Бахтин и другое Я. Или: Михаил Бахтин - гуссерлианец?

Папе Карина
В своих ранних работах Михаил Бахтин стремился разработать феноменологию опыта себя и опыта другого.
Читать PDF
109.24 кб

Михаил Уваров. Третья природа. Смертию смерть поправ

Кириллова Ольга Алексеевна
Рецензия на книгу М. С. Уварова (1955–2013) «Третья природа: размышления о культуре и цивилизации» (СПб.
Читать PDF
415.31 кб

Кубизм. Нина Яворская, Михаил Лифшиц, Лидия Рейнгардт (из истории советского искусствознания)

Рыков Анатолий Владимирович
В статье рассматриваются проблемы рецепции кубизма в советском искусствознании и теории искусства. Автор концентрируется на интерпретации социологических и политико-философских аспектов кубизма в советской историографии.
Читать PDF
639.80 кб

Михаило Маркович. Разговор с философом

Тасич М.

Похожие термины:

  • Акимов Михаил Григорьевич

    председатель Государственного Совета с 1907 г. До того был председателем Одесской судебной палаты, сенатором уголовного кассационного департамента и наконец, министром юстиции в кабинете Витте с д
  • АРЖАНОВ Михаил Александрович

    Михаил Александрович [р. 1 (14) авг. 1902] – сов. ученый, юрист и философ, д-р юридич. наук (1938), чл.-корр. АН СССР (1939). Член КПСС с 1924. Окончил Ин-т красной профессуры (1930). Ведет преподават. (с 1939) и исследоват.
  • Энгельгардт, Михаил Александрович

    род. в 1861 г.) - писатель, сотрудник "Новостей". Отдельно издал перевод сочинений Эдгара По, а также книги "Вечный мир и разоружение", "Прогресс, как эволюция жестокости" и ряд биографий известных естест
  • Кузмин, Михаил Александрович

    род. в 1877 г.) - поэт и писатель модернистского направления. Замечание автора об упразднении им законов естества имеет в виду рассказ Кузмина "Крылья", в котором изображается однополая любовь. /Т. 20/
  • НОВОСЕЛОВ Михаил Александрович

    1(13).07.1864 - 1938) - религиозный мыслитель. Окончил историко-филологический ф-т Московского ун-та. В юные годы Н. становится ревностным последователем и любимым учеником Толстого, под влиянием к-рого нач
  • ЛУНИН Михаил Сергеевич

    1787-1845) - рус. революционер, декабрист. Сослан в Сибирь. В «Письмах из Сибири» (вт. пол. 30-х гг.) и др. произведениях Л. выступил с резкой критикой российских порядков, самодержавия и право-славия, в к-рых
  • ОЛЕНОВ Михаил Ильич

    (29 апр. 1876 – 4 апр. 1957) – экономист и социолог. Окончил мед. фак-т Киевского ун-та (1904), студентом вступил в революц. движение (1899), в ссылке познакомился с марксизмом. Критиковал экономич. и социологич.
  • ПЕТРАШЕВСКИЙ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ

    см. Буташевич-Петрашевский М. В.
  • Стахович, Михаил Александрович

    род. в 1861 г.) - либерал, скатившийся к крайним правым в 1905 году. С 1892 г. по 1895 г. елецкий предводитель дворянства, с 1895 г. орловский губернский предводитель. В тот наиболее реакционный период самодержав
  • Алексеев, Михаил Васильевич

    царский генерал, после Февральской революции был верховным главнокомандующим, потом помощником Корнилова, а после разгрома корниловского мятежа стал начальником штаба верховного главнокоманду
  • АЛПАТОВ Михаил Владимирович

    - историк и теоретик искусства. А. внес самобытный вклад в теорию т.н. "структурного анализа", а также в осмысление эстетич. и общекультурного своеобразия худож. наследия России. Учился на филол. ф-те
  • ЛОГИНОВ Михаил Осипович, Антон

    1882-1963) - сов. публицист, пропагандист атеизма. В 20-е гг. участвовал в диспутах с представителями духовенства, разоблачал контрреволюц. деятельность церковников, вскрывал антинауч., реакц. сущность р
  • Арцыбашев, Михаил Петрович

    писатель, один из наиболее типичных представителей идейного и литературного течения, возникшего в России после поражения революции 1905 г. Главные мотивы его творчества - проповедь анархического и
  • ПСЕЛЛ, МИХАИЛ

    M. – см. Михаил Пселл.
  • РАЛЯ Михаил

    (30 апр. 1896 – 17 авг. 1964) – рум. психолог, социолог и обществ.-политич. деятель. Проф. психологии в Бухарестском ун-те, акад. (с 1948), директор Ин-та психологии АН PHP (с 1956), чл. Гос. совета PHP. В условиях народн
  • ОПЕНКОВ Михаил Юрьевич

    Родился 19 января 1959 г. Окончил математический факультет Горьковского государственного педагогического института (1980), аспирантуру Московского педагогического государственного университета им.
  • БАХТИН Михаил Михайлович

    1895-1975) - литературовед, теоретик искусства. Анализировал философское значение категорий поэтики, исследовал полифоническую форму романа и народную «смеховую» культуру средневековья.
  • БУТАШЕВИЧ-ПЕТРАШЕВСКИЙ Михаил Васильевич

    1(13).11.1821, Петербург - 7(19). 12.1866, Бельское Енисейского окр.) - организатор кружка молодежи ("пятниц") во 2-й пол. 40-х гг. XIX в. в Петербурге (Петрашевцы). Дворянин, сын хирурга. Окончил Александровский лицей, с
  • ДИМИТРОВ Михаил

    Михаил Димитров Д а ф и н к и ч е в) [р. 30 сент. (12 окт.) 1881] – болг. историк, психолог и философ-марксист. Действит. член Болг. АН (с 1946), заслуженный деятель науки (с 1956). Член БКП (с 1944). Проф. Софийского ун-т
  • ФИЛИППОВ Михаил Михайлович

    прогрессивный рус. мыслитель, естествоиспытатель и философ, историк и популяризатор научных званий, писатель. Представитель естественнонаучного материализма 80— 90-х гг. 19 в, продолжатель рус. мате