КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВОКАНОССА

Каноны

Найдено 13 определений термина Каноны

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КАНОН

греч. - правило) - свод правил, действующих в определенной области. Эпикур назвал логику каноникой.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

КАНОН

от гр.-образец, правило): идеальный образец, которого следует придерживаться. У Канта – комплекс априорных принципов, управляющих познанием и составляющих рамку для познания мира, в том случае, если они соотносимы с возможным опытом.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь

КАНОН

от гр. Капоп, образец, правило): идеальный образец, которого следует придерживаться. У Канта — комплекс априорных принципов, управляющих познанием и составляющих рамку для познания мира, в том случае, если они соотносимы с возможным опытом.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский словарь

Каноны

нормы, правила, свод положений нормативного характера. Под канонами понимают: 1) вероучительные установления, решения христианских вселенских соборов; 2) совокупность книг Библии, которые признаны богодухновенными; 3) особые песнопения в христианском богослужении.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Религиозные термины

КАНОН

в изобразительном искусстве - это совокупность твердо установленных правил, определяющих нормы композиции и колорита художественного произведения, систему пропорций, сюжет. Так называют произведения, служащие признанными образцами данного жанра или изображения данной темы.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Справочник: История и теория культуры

Канон

от греч. kanon — правило, предписание) — 1) правило, положение какого-либо направления, учения; свод правил, действующих в определенной области; (в переносном смысле) то, что твердо установлено, стало традиционным, общепризнанным; 2) совокупность книг Библии, признанных церковью как священное писание, без права внесения изменений в текст; 3) догматы, обряды, установленные и узаконенные церковью.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

КАНОН

совокупность правил и норм в искусстве, морали, религии, философии, в культуре в целом, являющаяся господствующей в данный период, служащая образцом для деятельности. Роль канона в культуре противоречива, двойственна: с одной стороны, он выполняет роль идеала, выражает устойчивость, дух традиции, а с другой, – может выступать догмой, демонстрировать консерватизм, быть тормозом на пути нового.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

КАНОН

от греч. kanon - норма, правило) - свод положений, имеющих догматич. характер. В христианстве - 1) законы, правила, к-рые исходят якобы от самого Иисуса Христа и апостолов. В широком смысле слова К. - правила, касающиеся вероучения, догматики, культа, церк. орг-ции, возведенные церковью в закон; в узком смысле слова К. — постановление вселен, собора об устройстве церкви и религ. жизни; 2) совокупность книг Библии, признаваемых христ. церковью «богодухно-венными» - св. писание. Каноны правосл., католич., протест, церквей несколько различаются по уставу; 3) особая группа христ. богослужебных песнопений, входящих в состав утрени.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

Канон

от греч. сатюп —«норма», «правило») — система правил и норм в искусстве, этике, философии, являющаяся господствующей в какой-либо период времени или в каком-либо направлении. Каноничность в первую очередь присуща общественному сознанию древности и средних веков. В Древней Греции, например, канон пропорций изображения человека был осмыслен и подробно разработан древнегреческим скульптором Поликлетом. Поликлет в трактате «Канон» теоретически обосновывал и стремился воплотить в искусство идеальным пропорции человеческого тела. Они стали нормой для всей античности и с некоторыми изменениями для художников Возрождения и классицизма. В изобразительном искусстве средневековья утвердился строгий иконографический канон. Элементы изображения в иконе (одежда, позы, жесты и т. д.), главные композиционные схемы утвердились в качестве канонических и служили образцами для художников. Роль канона в духовной жизни общества носит двойственный характер. С одной стороны, канон является носителем определенных традиций, в нем воплощается идеал культуры того или иного времени. Когда же со сменой культурно-исторических эпох меняется и сам идеал, и вся система мышления, то канон ушедшей эпохи становится тормозом в развитии культуры, искусства.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Человек и общество. (Культурология) Словарь-справочник

КАНОН

греч. kanon — норма, правило) — система правил, норм, господствующая в иск-ве в к.-л. исторический период или в к.-л. худож. направлении и закрепляющая осн. структурные закономерности конкретных видов искусства. Каноничность в первую очередь присуща древн. и средневековому иск-ву. В пластике с Древн. Египта утвердился К. пропорций человеческого тела, к-рый был теоретически осмыслен древ-негреч. скульптором Поликлетом (V в. до н. э.) в трактате «Канон» и практически воплощен в статуе «Дорифор», также получившей название «Канон». Разработанная Поликлетом система идеальных пропорций человеческого тела стала нормой для античности и с нек-рыми изменениями для художников Ренессанса и классицизма. В изобразительном искусстве восточного и европ. средневековья, особенно в культовом, утвердился иконографический К. Выработанные в процессе многовековой худож. практики гл. композиционные схемы и соответствующие им элементы изображения тех или иных персонажей, их одежд, поз, жестов, деталей пейзажа или архитектуры уже с IX в. утвердились в качестве канонических и служили образцами для художников стран восточнохристианского региона до XVI в. Своим К. подчинялось и песен-но-поэтическое творчество Византии. В частности, одна из наиболее сложных форм византийской гимнографии (VIII в.) называлась «К.». Он состоял из девяти песен, каждая из к-рых имела определенную структуру. Первый стих каждой песни (ирмос) почти всегда составлялся на основе тем и образов, взятых из Ветхого завета, в остальных стихах поэтически и музыкально развивались темы ирмосов. В западноевроп, музыке с XII—XIII вв. под названием «К.» получает развитие особая форма многоголосия. Элементы ее сохранились в музыке до наших дней (у П. Хиндеми-та, Б. Бартока, Д. Шостаковича и др.). Роль К. в процессе исторического бытия иск-ва двойственна. Являясь носителем традиций определенного худож. мышления и соответствующей худож. практики, К. отражает эстетический идеал той или иной эпохи, культуры, народа, худож. направления и т. п. В этом его позитивная роль в истории культуры. Когда же со сменой культурно-исторических эпох меняется эстетический идеал и вся система худож. мышления, К. ушедшей эпохи становится тормозом в развитии иск-ва, мешает ему адекватно отражать духовно-практическую деятельность людей своего времени. В процессе культурно-исторического развития этот К. отбрасывается. В конкретном произв. иск-ва каноническая схема не является носителем собственно худож. значения, возникающего на ее основе (в «канонических» иск-вах—благодаря ей) в каждом акте худож. творчества или эстетического восприятия.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Эстетика: Словарь

КАНОН

от греч. ????? – правило, предписание) – в широком смысле слова означает твердо установленное, традиционное, общепринятое. Термин "К." получил широкое распространение в логике, этике, эстетике и теории познания, в религии. В э с т е т и к е К. – совокупность законов и правил, к-рые являются нормой и образцом для всех художеств, произв. данного рода. В истории эстетики К. понимался гл. обр. количественно, как взаимоотношение частей изображаемой человеч. фигуры. Сохранилось неск. египетских К., устанавливающих рост человека в размере 6 или, позднее, 7 ступней ноги с дальнейшим подразделением каждой из этих частей еще на 3 более мелкие части. В Древней Греции славился канон Поликлета, связанный с пифагорейскими источниками, причем Поликлет и создал образцовую статую и написал трактат о пропорциях, назвавши то и другое "Канон" (А 3 Diels9). У Поликлета, а затем и у скульптора Лисиппа (Plin. Hist, nat. XXXIV, 65) К. создавался не механически, но путем сопоставления отд. частей тела с телом, взятым как целое. В результате этого К. оказывается состоящим из самых разнообразных и сложных дробей. В визант.к., известном по анонимной книге "Толкование для живописцев", человеч. тело измеряется размерами головы. В готич. К. 13 в. человеч. фигуры даются даже при помощи разного рода схем, заимствованных из геометрич. фигур. К. эпохи Возрождения частично возвращаются к антич. космологич. пифагорейству и платонизму; Альберти, Леонардо да Винчи, Дюрер погружаются в эмпирич. антропометрию, оперирующую уже целыми сотнями измерит, единиц. В связи с ростом и углублением проблем личности К. в дальнейшем отходит на задний план, предоставляя место изображению внутр. жизни человека, уже не охватываемой никакими арифметич. схемами. К области эстетических К. может быть отнесен и т, н. закон золотого сечения, сущность к-рого содержится в формуле: целое так относится к большему, как большее к меньшему. Закон этот имеет пифагорейско-платонич. происхождение и был распространен в эпоху Возрождения. Термин "К." имел большое значение и в л о г и к е. Эпикур, называя логику каноникой, понимал под нею правила познания и истины. В логич. смысле К. употреблялся Лейбницем, Дж. С. Миллем. У Канта под К. чистого разума понимается совокупность всех априорных основоположений, правильно функционирующих в познании. Соответственно Кант говорит и о К. рассудка и о К. морального суждения (см. "Критика чистого разума", П., 1915, с. 437–53). В области р е л и г и и под К. понимается совокупность "священных" книг, признанных "непогрешимыми" и введенных в практику богослужения. Лит.: Брунов Н. [И. ], Пропорции античной архитектуры, [М., 1936 ]; Недович Д., Поликлет, М.–Л., 1939; Тимердинг Г. Е., Золотое сечение, пер. с нем., П., 1924; Гика М., Эстетика пропорций в природе и искусстве, пер. с франц., М., 1936; Мессель Э., Пропорции в античности и в средние века, пер. с нем., М., 1936; Xэмбидж Д., Динамическая симметрия в архитектуре, пер. с англ., М., 1936; Panofsky E., Die Entwicklung der Proportionslehre als Abbild der Stilentwicklung, "Monatsh. Kunstwiss.", 1921, Jg 15, November, S. 188–219. А. Лосев. Москва

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

КАНОН

система внутренних творческих правил и норм, господствующих в искусстве какого-либо исторического периода или направления и закрепляющих основные структурные закономерности конкретных видов искусства. Каноничность в первую очередь присуща древнему и средневековому искусству. В пластике Древнего Египта утвердился канон пропорций человеческого тела; переосмысленный древнегреческой классикой, он был теоретически закреплен скульптором Поликлетом (5 в. до н. э.) в трактате «Канон» и практически воплощен в его статуе «Дорифор», также получившей название «Канон». Разработанная Поликлетом система идеальных пропорций человеческого тела стала нормой для античности и—с некоторыми изменениями — для художников Ренессанса и классицизма. Витрувий применял термин «канон» к совокупности правил архитектурного творчества. В изобразительном искусстве восточного и европейского Средневековья, особенно в культовом, утвердился иконографический канон. Выработанные в процессе многовековой художественной практики главные композиционные схемы и соответствующие элементы изображения тех или иных персонажей (в т. ч. их одежд, поз, жестов), деталей пейзажа или архитектуры уже с 9 в. утвердились в качестве канонических и служили образцами для художников стран восточно-христианского ареала до 17 в. Строгим канонам подчинялось и песенно-поэтическое творчество Византии. В частности, каноном называлась одна из наиболее сложных форм византийской гимнографии (8 в.). Он состоял из девяти песен, каждая из которых имела определенную структуру. Первая строфа каждой песни (ирмос) почти всегда составлялась на основе тем и образов, взятых из Ветхого Завета, в остальных строфах (тропарях) поэтически и музыкально развивались темы ирмосов. В западноевропейской музыке с 12—13 вв. под названием «канон» получает развитие особая форма многоголосия. Элементы ее сохранились в музыке до 20 в. (у П. Хиндемита, Б. Бартока, Д. Шостаковича и др.). Каноническая нормативизация искусства, часто перераставшая в формализаторский академизм, характерна для эстетики классицизма.

Проблема канона была поставлена на теоретический уровень в эстетических и искусствоведческих исследованиях только в 20 в. А. Ф. Лосев определял канон как «количественно-структурную модель художественного произведения такого стиля, который, являясь определенным социально-историческим показателем, интерпретируется как принцип конструирования известного множества произведений» (Лосев А. Ф. О понятии художественного канона.— В сб.: Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., 1973, с. 15). Ю. М. Лотман, исследовавший информационно-семиотический аспект канона, считал, что канонизированный текст организован не по образцу естественного языка, а «по принципу музыкальной структуры», и поэтому выступает не столько источником информации, сколько ее возбудителем. Канонический текст по-новому организует имеющуюся у субъекта информацию, «перекодирует его личность» (Лотман Ю. М. Каноническое искусство как информационный парадокс.— Там же, с. 16—22).

Роль канона в процессе исторического бытия искусства двойственна. Будучи носителем традиций определенного художественного мышления и соответствующей художественной практики, канон выражал эстетический идеал той или иной эпохи, культуры, народа, художественного направления и т. п. В этом его продуктивная роль в истории культуры. Когда же со сменой культурно-исторических эпох меняется эстетический идеал и вся система художественного мышления, канон ушедшей эпохи становится тормозом в развитии искусства, мешает ему адекватно выражать духовно-практическую ситуацию своего времени. В процессе культурно-исторического развития этот канон преодолевается новым творческим опытом. В конкретном произведении искусства каноническая схема не является носителем собственно художественного значения, возникающего на ее основе (в «канонических» искусствах — благодаря ей) в каждом акте художественного творчества или эстетического восприятия.

Художественно-эстетическая значимость канона заключается в том, что каноническая схема, закрепленная материально или существующая только в сознании художника (и реципиентов данной культуры), являясь конструктивной основой художественного символа, как бы провоцирует талантливого мастера на преодоление этой схемы внутри нее самой с помощью мало заметных, но художественно значимых отклонений от нее в нюансах всех элементов изобразительно-выразительного языка. В психике реципиента каноническая схема возбуждала устойчивый комплекс традиционной для его времени и культуры информации, а конкретные художественно организованные вариации элементов формы побуждали его к углубленному всматриванию во вроде бы знакомый, но в чем-то новый образ, к стремлению проникнуть в его сущностью, архетипические основания, к открытию каких-то еще неизвестных духовных глубин.

Лит.: Лосев А. Ф. Художественные каноны как проблема стиля.— В сб.: Вопросы эстетики. М.. 1964, в. 6, с. 351—99; Бычков В. В. Эстетические аспекты иконографического канона в восточно-христианском искусстве.— В сб.: Вопросы теории и истории эстетики. М., 1972, в. 7, с. 148—68; Он же. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica. M., 1999, т. 1, с. 483-507; т. 2, с. 91—98; Померанцева H. А. Эстетические основы древнеегипетского канона.— Она же. Эстетические основы искусства Древнего Египта. М., 1985; Флоренский П. А. Иконостас. М., 1994; Булгакове. Икона и иконопочитание. М„ 1996.

В. В. Бычков

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Канон

греч. kanon — норма, правило) В эстетике категория, означающая систему внутренних творческих правил и норм, господствующих в искусстве в какой-либо исторический период или в каком-то художественном направлении и закрепляющих основные структурные закономерности конкретных видов искусства. Каноничность в первую очередь присуща древнему и средневековому искусству. В пластике с Древнего Египта утвердился К. пропорций человеческого тела, который был переосмыслен древнегреческой классикой и теоретически закреплен скульптором Поликлетом (V в. до н. э.) в трактате «Канон» и практически воплощен в статуе «Дорифор», также получившей название «Канон». Разработанная Поликлетом система идеальных пропорций человеческого тела стала нормой для античности и с некоторыми изменениями для художников Ренессанса и классицизма. Витрувий применял термин К. к совокупности правил архитектурного творчества. Цицерон использовал греческое слово К. для обозначения меры стиля ораторской речи. В патристике К. называлась совокупность текстов Св. Писания, легитимированная церковными соборами. В изобразительном искусстве восточного и европейского Средневековья, особенно в культовом, утвердился иконографический К. Выработанные в процессе многовековой художественной практики главные композиционные схемы и соответствующие им элементы изображения тех или иных персонажей, их одежд, поз, жестов, деталей пейзажа или архитектуры уже с IX в. утвердились в качестве канонических и служили образцами для художников стран восточнохристианского ареала до XVII в. Своим К. подчинялось и песенно-поэтическое творчество Византии. В частности, одна из наиболее сложных форм византийской гимнографии (VIII в.) называлась «каноном». Он состоял из девяти песен, каждая из которых имела определенную структуру. Первый стих каждой песни (ирмос) почти всегда составлялся на основе тем и образов, взятых из Ветхого Завета, в остальных стихах поэтически и музыкально развивались темы ирмосов. В западноевропейской музыке с XII—XIII вв. под названием «канон» получает развитие особая форма многоголосия. Элементы ее сохранились в музыке до XX в. (у П. Хиндемита, Б. Бартока, Д. Шостаковича и др.). Хорошо известна каноническая нормативизация искусства в эстетике классицизма, часто перераставшая в формализаторский академизм. Проблема К- была поставлена на теоретический уровень в эстетических и искусствоведческих исследованиях только в XX в.; наиболее продуктивно в работах П.Флоренского, С.Булгакова, АЛосева, ЮЛотмана и др. российских ученых. Флоренский и Булгаков рассматривали проблему К. применительно к иконописи и показали, что в иконографическом К. закреплялся многовековой духовно-визуальный опыт человечества (соборный опыт христиан) по проникновению в божественный мир, который максимально высвобождал «творческую энергию художника к новым достижениям, к творческим взлетам» (о.Павел Флоренский). Булгаков видел в К. одну из существенных форм «церковного Предания». Лосев определял К. как «количественно-структурную модель художественного произведения такого стиля, который, являясь определенным социально-историческим показателем, интерпретируется как принцип конструирования известного множества произведений» (1973). Лотмана интересовал информационно-семиотический аспект К. Он считал, что канонизированный текст организован не по образцу естественного языка, а «по принципу музыкальной структуры», и поэтому выступает не столько источником информации, сколько ее возбудителем. Канонический текст по-новому переорганизовывает имеющуюся у субъекта информацию, «перекодирует его личность» (1973). Роль К. в процессе исторического бытия искусства двойственна. Будучи носителем традиций определенного художественного мышления и соответствующей художественной практики, К. выражал эстетический идеал той или иной эпохи, культуры, народа, художественного направления и т. п. В этом его продуктивная роль в истории культуры. Когда же со сменой культурно-исторических эпох меняется эстетический идеал и вся система художественного мышления, К. ушедшей эпохи становится тормозом в развитии искусства, мешает ему адекватно выражать духовно-практическую ситуацию своего времени. В процессе культурно-исторического развития этот К. преодолевается новым творческим опытом. В конкретном произведении искусства каноническая схема не является носителем собственно художественного значения, возникающего на ее основе (в «канонических» искусствах — благодаря ей) в каждом акте художественного творчества или эстетического восприятия. Художественно-эстетическая значимость К. заключается в том, что каноническая схема, закрепленная как-то материально или существующая только в сознании художника (и реципиентов данной культуры), являясь конструктивной основой художественного символа, как бы провоцирует талантливого мастера на конкретное преодоление ее внутри нее самой системой мало заметных, но художественно значимых отклонений от нее в нюансах всех элементов изобразительно-выразительного языка. В психике реципиента каноническая схема возбуждала устойчивый комплекс традиционной для его времени и культуры информации, а конкретные художественно организованные вариации элементов формы побуждали его к углубленному всматриванию во вроде бы знакомый, но в чем-то новый образ, к стремлению проникнуть в его сущностные, архетипические основания, к открытию каких-то еще неизвестных его духовных глубин. Искусство Нового времени, начиная с Возрождения активно отходит от канонического мышления к личностно-индивидуальному типу творчества. На смену «соборному» опыту приходит индивидуальный опыт художника, его самобытное личностное видение мира и умение выразить его в художественных формах. И только в ПОСТ-культуре (см.: ПОСТ-), начиная с поп-арта, концептуализма, постструктурализма и постмодернизма, в системе художественно-гуманитарного мышления утверждаются принципы, близкие к каноническим, некие симулякры К. — на уровне конвенциональных принципов творчества, когда в сферах арт-производства и его вербального описания (новейшей арт-герменевтики) складываются своеобразные канонические примы и типы создания арт-продуктов и их вербальной поддержки. Сегодня можно было бы говорить о К. поп-арта, концептуализма, «новой музыки», «продвинутой» арт-критики, философско-эстетического дискурса и т.п., смысл которых доступен только «посвященным» в «правила игры» (см.: Игра) внутри этих канонически-конвенциональных пространств и закрыт ото всех остальных членов сообщества, на каком бы уровне духовно-интелектуального или эстетического развития они ни находились. Лит.: Лосев А.Ф. Художественные каноны как проблема стиля // Вопросы эстетики. Вып. 6. М., 1964. С. 351-399; Бычков В.В. Эстетические аспекты иконографического канона в восточнохристианском искусстве // Вопросы теории и истории эстетики. Вып. 7. М., 1972. С. 148-168; Лосев А.Ф. О понятии художественного канона // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., 1973. С. 6 — 15; Лотман Ю.М. Каноническое искусство как информационный парадокс // Там же. С. 16— 22; Померанцева H.A. Эстетические основы древнеегипетского канона // Померанцева H.A. Эстетические основы искусства Древнего Египта. М., 1985; Флоренский П.А. Иконостас. М., 1994; Булгаков С. Икона и иконопочитание. М. 1996; Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica. M., 1999. T. 1. С. 483-507; T. 2. С. 91-98. В. Б.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Художественно-эстетическая культура XX века

Найдено схем по теме Каноны — 0

Найдено научныех статей по теме Каноны — 0

Найдено книг по теме Каноны — 0

Найдено презентаций по теме Каноны — 0

Найдено рефератов по теме Каноны — 0