Каноны

Найдено 21 определение
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КАНОН
греч. - правило) - свод правил, действующих в определенной области. Эпикур назвал логику каноникой.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Канон
Любая разновидность правила (от греческого kanon – правило), способная служить нормой, образцом или моделью.

Источник: Философский словарь.

КАНОН
система правил и норм (порядок) в искусстве, в этике, в философии, господствующая в какой-либо период времени или в каком-либо направлении.

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

КАНОН
(от греч. kanon — норма, правило) — система правил, норм, господствующих в искусстве в какойлибо исторический период или в каком-либо художественном направлении.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

КАНОН
от гр. Капоп, образец, правило): идеальный образец, которого следует придерживаться. У Канта — комплекс априорных принципов, управляющих познанием и составляющих рамку для познания мира, в том случае, если они соотносимы с возможным опытом.

Источник: Философский словарь

Каноны
нормы, правила, свод положений нормативного характера. Под канонами понимают: 1) вероучительные установления, решения христианских вселенских соборов; 2) совокупность книг Библии, которые признаны богодухновенными; 3) особые песнопения в христианском богослужении.

Источник: Религиозные термины

КАНОН
в изобразительном искусстве - это совокупность твердо установленных правил, определяющих нормы композиции и колорита художественного произведения, систему пропорций, сюжет. Так называют произведения, служащие признанными образцами данного жанра или изображения данной темы.

Источник: История и теория культуры

КАНОН
(Kanon; греч. — «правило») — обобщение правил, действующих в определенной сфере. Каноникой Эпикур называл логику.
В. L. van der Waerden. Die Harmonielehre der Pythagoreer, in: Hermes, 78 (1943); A. Szabö. Die frühgriech. Proportionenlehre im Spiegel ihrer Terminologie, in: Arch. Hist. Ex. Sei., 2 (1962—1966).

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Канон
(греч. kanon, букв. — палка, в переносном смысле — предписание, правило). 1. Правило или догмат в области вероучения, орг-ции церкви или религ. обрядов; 2. Религ. книги, признанные церковью «боговдохновенными», «непогрешимыми» и используемые в практике богослужения (Ветхий завет и Новый завет); 3. Жанр христ. торжественных песнопений.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

Канон
от греч. kanon — правило, предписание) — 1) правило, положение какого-либо направления, учения; свод правил, действующих в определенной области; (в переносном смысле) то, что твердо установлено, стало традиционным, общепризнанным; 2) совокупность книг Библии, признанных церковью как священное писание, без права внесения изменений в текст; 3) догматы, обряды, установленные и узаконенные церковью.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

КАНОН
совокупность правил и норм в искусстве, морали, религии, философии, в культуре в целом, являющаяся господствующей в данный период, служащая образцом для деятельности. Роль канона в культуре противоречива, двойственна: с одной стороны, он выполняет роль идеала, выражает устойчивость, дух традиции, а с другой, – может выступать догмой, демонстрировать консерватизм, быть тормозом на пути нового.

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

Канон
Группа богослужебных песнопений, входящих в состав утрени и связуемых в одно целое единством предмета (напр. прославление того или иного святого или события из евангельской истории). Каждый канон разделяется на песни (wdh), каждая песнь в свою очередь состоит из ирмоса (см.) и нескольких более кратких частей, называемых стихами (sticoj). Обыкновенное число песен в каноне девять или восемь («полный канон»); но есть каноны из четырех, трех и двух песен, называемые четверопеснцами, трипеснцами и двупеснцами.

Источник: Православный церковный словарь.

КАНОН
[от гр. kanon норма, правило] – свод положений, имеющих догматический характер: 1) библейский канон-совокупность книг Библии, признаваемых церковью «боговдохновенными», применяемых в богослужении в качестве «Священного писания». Канон православной, католической, протестантской церквей несколько различается составом произведений; 2) церковный канон — правила в области догматики, культа, организации церкви, возведенные христианской церковью в закон; 3) перен.: все, что твердо установлено, стало общепринятым.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

КАНОН
(греч. kanon норма, правило) - свод положений, носящих нормативный характер. В православии данное понятие употребляется по меньшей мере в 4 значениях. 1. Правила, касающиеся вероучения, обрядности и церк. организации, возведенные в ранг закона, якобы исходившего от Иисуса Христа и его апостолов. 2. Постановление вселенского собора об устройстве церк. жизни и характере религиозности. 3. Совокупность книг Библии, признаваемых «богодухновенными». 4. Одна из форм правосл. богослужеб. песнопения, представляющая собой своеобразный диалог между чтецом и хором или между двумя хорами. Исполняется на утрене, полунощнице, повечерии и молебне.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

КАНОН
от греч. kanon - норма, правило) - свод положений, имеющих догматич. характер. В христианстве - 1) законы, правила, к-рые исходят якобы от самого Иисуса Христа и апостолов. В широком смысле слова К. - правила, касающиеся вероучения, догматики, культа, церк. орг-ции, возведенные церковью в закон; в узком смысле слова К. — постановление вселен, собора об устройстве церкви и религ. жизни; 2) совокупность книг Библии, признаваемых христ. церковью «богодухно-венными» - св. писание. Каноны правосл., католич., протест, церквей несколько различаются по уставу; 3) особая группа христ. богослужебных песнопений, входящих в состав утрени.

Источник: Атеистический словарь

Канон
от греч. сатюп —«норма», «правило») — система правил и норм в искусстве, этике, философии, являющаяся господствующей в какой-либо период времени или в каком-либо направлении. Каноничность в первую очередь присуща общественному сознанию древности и средних веков. В Древней Греции, например, канон пропорций изображения человека был осмыслен и подробно разработан древнегреческим скульптором Поликлетом. Поликлет в трактате «Канон» теоретически обосновывал и стремился воплотить в искусство идеальным пропорции человеческого тела. Они стали нормой для всей античности и с некоторыми изменениями для художников Возрождения и классицизма. В изобразительном искусстве средневековья утвердился строгий иконографический канон. Элементы изображения в иконе (одежда, позы, жесты и т. д.), главные композиционные схемы утвердились в качестве канонических и служили образцами для художников. Роль канона в духовной жизни общества носит двойственный характер. С одной стороны, канон является носителем определенных традиций, в нем воплощается идеал культуры того или иного времени. Когда же со сменой культурно-исторических эпох меняется и сам идеал, и вся система мышления, то канон ушедшей эпохи становится тормозом в развитии культуры, искусства.

Источник: Человек и общество. Культурология

КАНОН
Слово “канон” греческое, означает правило или норму. Церковные каноны разделяются на догматические (вероучительные) и практические (относящиеся к церковной организации и дисциплине); последние каноны меняются по мере надобности, первые – ни при каких обстоятельствах (например, каноны соборов о православной вере или каноны, связанные с моральной стороной жизни православных). Каноны принадлежат Церкви, и их нельзя понимать как юридические законы, они не охватывают абсолютно все стороны церковной жизни и на них всегда лежит отпечаток определенных исторических реалий. Поэтому они могут рассматриваться только в тесном единении с церковной жизнью, ее богословием, духовностью и историей.
Также каноном называется сложное многострофное произведение, входящее в состав утрени, вечерни и некоторых других богослужений. Канон делится на песни, каждая из которых состоит из ирмоса и 4–6 тропарей. В каноне 9 так называемых библейских песен: первая песнь – песнь Мириам, сестры Моисея, воспевающая переход евреев через черное море (Исх. 15: 1 19), вторая – песнь Моисея перед смертью (Втор. 32: 1 43), третья – благодарственная молитва Анны (1 Цар. 2: 1 10), четвертая – пророка Аввакума (Авв. 3: 2 19), пятая – Исайи (Ис. 26: 9 19), шестая – Ионы из чрева кита (Иона 2: 3 10), седьмая – трех отроков, которых за отказ поклоняться языческим богам бросили в печь, но они не сгорели в ней (Дан. 3: 26–45), восьмая – их славословие Бога (Дан. 3: 52–90), девятая – песнь Пресвятой Богородицы (Лк. 1: 46–55) и пророчество Захарии о рождении Иоанна Крестителя (Лк. 1: 68–79).
Обычно поется не более 8 песен, потому что вторая песнь поется только в Великий пост.

Источник: Православие. Основные понятия.

КАНОН
греч. kanon — норма, правило) — система правил, норм, господствующая в иск-ве в к.-л. исторический период или в к.-л. худож. направлении и закрепляющая осн. структурные закономерности конкретных видов искусства. Каноничность в первую очередь присуща древн. и средневековому иск-ву. В пластике с Древн. Египта утвердился К. пропорций человеческого тела, к-рый был теоретически осмыслен древ-негреч. скульптором Поликлетом (V в. до н. э.) в трактате «Канон» и практически воплощен в статуе «Дорифор», также получившей название «Канон». Разработанная Поликлетом система идеальных пропорций человеческого тела стала нормой для античности и с нек-рыми изменениями для художников Ренессанса и классицизма. В изобразительном искусстве восточного и европ. средневековья, особенно в культовом, утвердился иконографический К. Выработанные в процессе многовековой худож. практики гл. композиционные схемы и соответствующие им элементы изображения тех или иных персонажей, их одежд, поз, жестов, деталей пейзажа или архитектуры уже с IX в. утвердились в качестве канонических и служили образцами для художников стран восточнохристианского региона до XVI в. Своим К. подчинялось и песен-но-поэтическое творчество Византии. В частности, одна из наиболее сложных форм византийской гимнографии (VIII в.) называлась «К.». Он состоял из девяти песен, каждая из к-рых имела определенную структуру. Первый стих каждой песни (ирмос) почти всегда составлялся на основе тем и образов, взятых из Ветхого завета, в остальных стихах поэтически и музыкально развивались темы ирмосов. В западноевроп, музыке с XII—XIII вв. под названием «К.» получает развитие особая форма многоголосия. Элементы ее сохранились в музыке до наших дней (у П. Хиндеми-та, Б. Бартока, Д. Шостаковича и др.). Роль К. в процессе исторического бытия иск-ва двойственна. Являясь носителем традиций определенного худож. мышления и соответствующей худож. практики, К. отражает эстетический идеал той или иной эпохи, культуры, народа, худож. направления и т. п. В этом его позитивная роль в истории культуры. Когда же со сменой культурно-исторических эпох меняется эстетический идеал и вся система худож. мышления, К. ушедшей эпохи становится тормозом в развитии иск-ва, мешает ему адекватно отражать духовно-практическую деятельность людей своего времени. В процессе культурно-исторического развития этот К. отбрасывается. В конкретном произв. иск-ва каноническая схема не является носителем собственно худож. значения, возникающего на ее основе (в «канонических» иск-вах—благодаря ей) в каждом акте худож. творчества или эстетического восприятия.

Источник: Эстетика: Словарь

КАНОН
от греч. ????? – правило, предписание) – в широком смысле слова означает твердо установленное, традиционное, общепринятое. Термин "К." получил широкое распространение в логике, этике, эстетике и теории познания, в религии. В э с т е т и к е К. – совокупность законов и правил, к-рые являются нормой и образцом для всех художеств, произв. данного рода. В истории эстетики К. понимался гл. обр. количественно, как взаимоотношение частей изображаемой человеч. фигуры. Сохранилось неск. египетских К., устанавливающих рост человека в размере 6 или, позднее, 7 ступней ноги с дальнейшим подразделением каждой из этих частей еще на 3 более мелкие части. В Древней Греции славился канон Поликлета, связанный с пифагорейскими источниками, причем Поликлет и создал образцовую статую и написал трактат о пропорциях, назвавши то и другое "Канон" (А 3 Diels9). У Поликлета, а затем и у скульптора Лисиппа (Plin. Hist, nat. XXXIV, 65) К. создавался не механически, но путем сопоставления отд. частей тела с телом, взятым как целое. В результате этого К. оказывается состоящим из самых разнообразных и сложных дробей. В визант.к., известном по анонимной книге "Толкование для живописцев", человеч. тело измеряется размерами головы. В готич. К. 13 в. человеч. фигуры даются даже при помощи разного рода схем, заимствованных из геометрич. фигур. К. эпохи Возрождения частично возвращаются к антич. космологич. пифагорейству и платонизму; Альберти, Леонардо да Винчи, Дюрер погружаются в эмпирич. антропометрию, оперирующую уже целыми сотнями измерит, единиц. В связи с ростом и углублением проблем личности К. в дальнейшем отходит на задний план, предоставляя место изображению внутр. жизни человека, уже не охватываемой никакими арифметич. схемами. К области эстетических К. может быть отнесен и т, н. закон золотого сечения, сущность к-рого содержится в формуле: целое так относится к большему, как большее к меньшему. Закон этот имеет пифагорейско-платонич. происхождение и был распространен в эпоху Возрождения. Термин "К." имел большое значение и в л о г и к е. Эпикур, называя логику каноникой, понимал под нею правила познания и истины. В логич. смысле К. употреблялся Лейбницем, Дж. С. Миллем. У Канта под К. чистого разума понимается совокупность всех априорных основоположений, правильно функционирующих в познании. Соответственно Кант говорит и о К. рассудка и о К. морального суждения (см. "Критика чистого разума", П., 1915, с. 437–53). В области р е л и г и и под К. понимается совокупность "священных" книг, признанных "непогрешимыми" и введенных в практику богослужения. Лит.: Брунов Н. [И. ], Пропорции античной архитектуры, [М., 1936 ]; Недович Д., Поликлет, М.–Л., 1939; Тимердинг Г. Е., Золотое сечение, пер. с нем., П., 1924; Гика М., Эстетика пропорций в природе и искусстве, пер. с франц., М., 1936; Мессель Э., Пропорции в античности и в средние века, пер. с нем., М., 1936; Xэмбидж Д., Динамическая симметрия в архитектуре, пер. с англ., М., 1936; Panofsky E., Die Entwicklung der Proportionslehre als Abbild der Stilentwicklung, "Monatsh. Kunstwiss.", 1921, Jg 15, November, S. 188–219. А. Лосев. Москва

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

КАНОН
система внутренних творческих правил и норм, господствующих в искусстве какого-либо исторического периода или направления и закрепляющих основные структурные закономерности конкретных видов искусства. Каноничность в первую очередь присуща древнему и средневековому искусству. В пластике Древнего Египта утвердился канон пропорций человеческого тела; переосмысленный древнегреческой классикой, он был теоретически закреплен скульптором Поликлетом (5 в. до н. э.) в трактате «Канон» и практически воплощен в его статуе «Дорифор», также получившей название «Канон». Разработанная Поликлетом система идеальных пропорций человеческого тела стала нормой для античности и—с некоторыми изменениями — для художников Ренессанса и классицизма. Витрувий применял термин «канон» к совокупности правил архитектурного творчества. В изобразительном искусстве восточного и европейского Средневековья, особенно в культовом, утвердился иконографический канон. Выработанные в процессе многовековой художественной практики главные композиционные схемы и соответствующие элементы изображения тех или иных персонажей (в т. ч. их одежд, поз, жестов), деталей пейзажа или архитектуры уже с 9 в. утвердились в качестве канонических и служили образцами для художников стран восточно-христианского ареала до 17 в. Строгим канонам подчинялось и песенно-поэтическое творчество Византии. В частности, каноном называлась одна из наиболее сложных форм византийской гимнографии (8 в.). Он состоял из девяти песен, каждая из которых имела определенную структуру. Первая строфа каждой песни (ирмос) почти всегда составлялась на основе тем и образов, взятых из Ветхого Завета, в остальных строфах (тропарях) поэтически и музыкально развивались темы ирмосов. В западноевропейской музыке с 12—13 вв. под названием «канон» получает развитие особая форма многоголосия. Элементы ее сохранились в музыке до 20 в. (у П. Хиндемита, Б. Бартока, Д. Шостаковича и др.). Каноническая нормативизация искусства, часто перераставшая в формализаторский академизм, характерна для эстетики классицизма.
Проблема канона была поставлена на теоретический уровень в эстетических и искусствоведческих исследованиях только в 20 в. А. Ф. Лосев определял канон как «количественно-структурную модель художественного произведения такого стиля, который, являясь определенным социально-историческим показателем, интерпретируется как принцип конструирования известного множества произведений» (Лосев А. Ф. О понятии художественного канона.— В сб.: Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., 1973, с. 15). Ю. М. Лотман, исследовавший информационно-семиотический аспект канона, считал, что канонизированный текст организован не по образцу естественного языка, а «по принципу музыкальной структуры», и поэтому выступает не столько источником информации, сколько ее возбудителем. Канонический текст по-новому организует имеющуюся у субъекта информацию, «перекодирует его личность» (Лотман Ю. М. Каноническое искусство как информационный парадокс.— Там же, с. 16—22).
Роль канона в процессе исторического бытия искусства двойственна. Будучи носителем традиций определенного художественного мышления и соответствующей художественной практики, канон выражал эстетический идеал той или иной эпохи, культуры, народа, художественного направления и т. п. В этом его продуктивная роль в истории культуры. Когда же со сменой культурно-исторических эпох меняется эстетический идеал и вся система художественного мышления, канон ушедшей эпохи становится тормозом в развитии искусства, мешает ему адекватно выражать духовно-практическую ситуацию своего времени. В процессе культурно-исторического развития этот канон преодолевается новым творческим опытом. В конкретном произведении искусства каноническая схема не является носителем собственно художественного значения, возникающего на ее основе (в «канонических» искусствах — благодаря ей) в каждом акте художественного творчества или эстетического восприятия.
Художественно-эстетическая значимость канона заключается в том, что каноническая схема, закрепленная материально или существующая только в сознании художника (и реципиентов данной культуры), являясь конструктивной основой художественного символа, как бы провоцирует талантливого мастера на преодоление этой схемы внутри нее самой с помощью мало заметных, но художественно значимых отклонений от нее в нюансах всех элементов изобразительно-выразительного языка. В психике реципиента каноническая схема возбуждала устойчивый комплекс традиционной для его времени и культуры информации, а конкретные художественно организованные вариации элементов формы побуждали его к углубленному всматриванию во вроде бы знакомый, но в чем-то новый образ, к стремлению проникнуть в его сущностью, архетипические основания, к открытию каких-то еще неизвестных духовных глубин.
Лит.: Лосев А. Ф. Художественные каноны как проблема стиля.— В сб.: Вопросы эстетики. М.. 1964, в. 6, с. 351—99; Бычков В. В. Эстетические аспекты иконографического канона в восточно-христианском искусстве.— В сб.: Вопросы теории и истории эстетики. М., 1972, в. 7, с. 148—68; Он же. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica. M., 1999, т. 1, с. 483-507; т. 2, с. 91—98; Померанцева H. А. Эстетические основы древнеегипетского канона.— Она же. Эстетические основы искусства Древнего Египта. М., 1985; Флоренский П. А. Иконостас. М., 1994; Булгакове. Икона и иконопочитание. М„ 1996.
В. В. Бычков

Источник: Новая философская энциклопедия

Канон
греч. kanon — норма, правило) В эстетике категория, означающая систему внутренних творческих правил и норм, господствующих в искусстве в какой-либо исторический период или в каком-то художественном направлении и закрепляющих основные структурные закономерности конкретных видов искусства. Каноничность в первую очередь присуща древнему и средневековому искусству. В пластике с Древнего Египта утвердился К. пропорций человеческого тела, который был переосмыслен древнегреческой классикой и теоретически закреплен скульптором Поликлетом (V в. до н. э.) в трактате «Канон» и практически воплощен в статуе «Дорифор», также получившей название «Канон». Разработанная Поликлетом система идеальных пропорций человеческого тела стала нормой для античности и с некоторыми изменениями для художников Ренессанса и классицизма. Витрувий применял термин К. к совокупности правил архитектурного творчества. Цицерон использовал греческое слово К. для обозначения меры стиля ораторской речи. В патристике К. называлась совокупность текстов Св. Писания, легитимированная церковными соборами. В изобразительном искусстве восточного и европейского Средневековья, особенно в культовом, утвердился иконографический К. Выработанные в процессе многовековой художественной практики главные композиционные схемы и соответствующие им элементы изображения тех или иных персонажей, их одежд, поз, жестов, деталей пейзажа или архитектуры уже с IX в. утвердились в качестве канонических и служили образцами для художников стран восточнохристианского ареала до XVII в. Своим К. подчинялось и песенно-поэтическое творчество Византии. В частности, одна из наиболее сложных форм византийской гимнографии (VIII в.) называлась «каноном». Он состоял из девяти песен, каждая из которых имела определенную структуру. Первый стих каждой песни (ирмос) почти всегда составлялся на основе тем и образов, взятых из Ветхого Завета, в остальных стихах поэтически и музыкально развивались темы ирмосов. В западноевропейской музыке с XII—XIII вв. под названием «канон» получает развитие особая форма многоголосия. Элементы ее сохранились в музыке до XX в. (у П. Хиндемита, Б. Бартока, Д. Шостаковича и др.). Хорошо известна каноническая нормативизация искусства в эстетике классицизма, часто перераставшая в формализаторский академизм. Проблема К- была поставлена на теоретический уровень в эстетических и искусствоведческих исследованиях только в XX в.; наиболее продуктивно в работах П.Флоренского, С.Булгакова, АЛосева, ЮЛотмана и др. российских ученых. Флоренский и Булгаков рассматривали проблему К. применительно к иконописи и показали, что в иконографическом К. закреплялся многовековой духовно-визуальный опыт человечества (соборный опыт христиан) по проникновению в божественный мир, который максимально высвобождал «творческую энергию художника к новым достижениям, к творческим взлетам» (о.Павел Флоренский). Булгаков видел в К. одну из существенных форм «церковного Предания». Лосев определял К. как «количественно-структурную модель художественного произведения такого стиля, который, являясь определенным социально-историческим показателем, интерпретируется как принцип конструирования известного множества произведений» (1973). Лотмана интересовал информационно-семиотический аспект К. Он считал, что канонизированный текст организован не по образцу естественного языка, а «по принципу музыкальной структуры», и поэтому выступает не столько источником информации, сколько ее возбудителем. Канонический текст по-новому переорганизовывает имеющуюся у субъекта информацию, «перекодирует его личность» (1973). Роль К. в процессе исторического бытия искусства двойственна. Будучи носителем традиций определенного художественного мышления и соответствующей художественной практики, К. выражал эстетический идеал той или иной эпохи, культуры, народа, художественного направления и т. п. В этом его продуктивная роль в истории культуры. Когда же со сменой культурно-исторических эпох меняется эстетический идеал и вся система художественного мышления, К. ушедшей эпохи становится тормозом в развитии искусства, мешает ему адекватно выражать духовно-практическую ситуацию своего времени. В процессе культурно-исторического развития этот К. преодолевается новым творческим опытом. В конкретном произведении искусства каноническая схема не является носителем собственно художественного значения, возникающего на ее основе (в «канонических» искусствах — благодаря ей) в каждом акте художественного творчества или эстетического восприятия. Художественно-эстетическая значимость К. заключается в том, что каноническая схема, закрепленная как-то материально или существующая только в сознании художника (и реципиентов данной культуры), являясь конструктивной основой художественного символа, как бы провоцирует талантливого мастера на конкретное преодоление ее внутри нее самой системой мало заметных, но художественно значимых отклонений от нее в нюансах всех элементов изобразительно-выразительного языка. В психике реципиента каноническая схема возбуждала устойчивый комплекс традиционной для его времени и культуры информации, а конкретные художественно организованные вариации элементов формы побуждали его к углубленному всматриванию во вроде бы знакомый, но в чем-то новый образ, к стремлению проникнуть в его сущностные, архетипические основания, к открытию каких-то еще неизвестных его духовных глубин. Искусство Нового времени, начиная с Возрождения активно отходит от канонического мышления к личностно-индивидуальному типу творчества. На смену «соборному» опыту приходит индивидуальный опыт художника, его самобытное личностное видение мира и умение выразить его в художественных формах. И только в ПОСТ-культуре (см.: ПОСТ-), начиная с поп-арта, концептуализма, постструктурализма и постмодернизма, в системе художественно-гуманитарного мышления утверждаются принципы, близкие к каноническим, некие симулякры К. — на уровне конвенциональных принципов творчества, когда в сферах арт-производства и его вербального описания (новейшей арт-герменевтики) складываются своеобразные канонические примы и типы создания арт-продуктов и их вербальной поддержки. Сегодня можно было бы говорить о К. поп-арта, концептуализма, «новой музыки», «продвинутой» арт-критики, философско-эстетического дискурса и т.п., смысл которых доступен только «посвященным» в «правила игры» (см.: Игра) внутри этих канонически-конвенциональных пространств и закрыт ото всех остальных членов сообщества, на каком бы уровне духовно-интелектуального или эстетического развития они ни находились. Лит.: Лосев А.Ф. Художественные каноны как проблема стиля // Вопросы эстетики. Вып. 6. М., 1964. С. 351-399; Бычков В.В. Эстетические аспекты иконографического канона в восточнохристианском искусстве // Вопросы теории и истории эстетики. Вып. 7. М., 1972. С. 148-168; Лосев А.Ф. О понятии художественного канона // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., 1973. С. 6 — 15; Лотман Ю.М. Каноническое искусство как информационный парадокс // Там же. С. 16— 22; Померанцева H.A. Эстетические основы древнеегипетского канона // Померанцева H.A. Эстетические основы искусства Древнего Египта. М., 1985; Флоренский П.А. Иконостас. М., 1994; Булгаков С. Икона и иконопочитание. М. 1996; Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica. M., 1999. T. 1. С. 483-507; T. 2. С. 91-98. В. Б.

Источник: Художественно-эстетическая культура XX века

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
143.42 кб

Канон образец шедевр

Ченских Е. П.
Читать PDF
308.42 кб

Калинников Л. А. Иммануил Кант в русской поэзии (философско-эстетические этюды). М. : «Канон+» РООИ

Зильбер А. С.
Читать PDF
221.41 кб

Круглов А. Н. Философия Канта в России в конце XVIII первой половине XIX веков. М. : «Канон+» РООИ «

Повилайтис Владас Ионо
Читать PDF
918.05 кб

Физика Посидония: новаторство или стоический канон? (к вопросу о том, был ли Посидоний «Стоическим п

Столяров Александр Арнольдович
Довольно долгое время Посидоний был для историков античной философии таинственной и «модной» фигурой. Его считали предтечей «великого синтеза», подготовившего рождение неоплатонизма (через посредство среднего платонизма).
Читать PDF
2.75 мб

Канон и органон

Шалак В. И.
Читать PDF
162.12 кб

2008. 03. 001. Мегилл А. Историческая эпистемология. - М. : канон+, 2007. - 480 с

Дунаева Ю. В.
Читать PDF
128.37 кб

2003. 04. 009. Субъект, познание, деятельность: к 70-летию В. А. Лекторского. М. : канон: реабилитац

Яковлев В. А.
Читать PDF
246.13 кб

2009. 04. 019. Противоположности и парадоксы: (методологический анализ). - М. : «Канон» - РООИ «Реаб

Боброва Л. А.
Читать PDF
150.69 кб

2006. 04. 001. Юлина Н. С. Головоломки проблемы сознания: концепция Дэниела Деннета. - М. : канон+,

Боброва Л. А.
Читать PDF
267.41 кб

2014. 01. 006. Эпистемология: перспективы развития / отв. Ред. В. А. Лекторский. – М. : канон+: РООИ

Боброва Л. А.
Читать PDF
72.72 кб

В. В. Савчук. Топологическая рефлексия. М. : «Канон+» РОИИ «Реабилитация», 2012. 416 с

Разумов Владимир Ильич
Читать PDF
453.52 кб

Евразийский образовательный канон как средство преодоления кризиса в сфере образования

Дугин Александр Гельевич
Статья посвящена кризису российского высшего образования. В ней предложена авторская концепция «евразийского образовательного канона», конкурирующая с глобальной образовательной тенденцией постмодерна.
Читать PDF
0.00 байт

Рецензия на книгу Т. М. Рябушкиной «Познание и рефлексия» М. : «Канон+», 2014. 352 с. ISBN 978-88373

Паткуль Андрей
В рецензии обсуждаются наиболее значимые, по мнению рецензента, результаты исследования относительно возможности нерефлексивной теории субъективности, представленные в книге.
Читать PDF
93.47 кб

Концептуализация топоса Рец. На книгу: Савчук В. В. Топологическая рефлексия. М. : «Канон+» РООИ «Ре

Паткуль Андрей Борисович
Читать PDF
1.50 мб

Новые книги издательства «Канон+»

Гуревич Павел
Из потока книг, издаваемых «Каноном+», выбраны труды, связанные с философией. Разумеется, они не совпадают по теме, жанру или временному промежутку.

Похожие термины:

  • ИНДУКЦИИ КАНОНЫ

    от греч. canon - правило, предписание) -методы установления причинных связей между явлениями. Сформулированы англ. логиком Д. С. Миллем (1806-1873) ("методы Милля", "каноны Милля"). Он опирался на "Таблицы откр
  • Библии, канон

    (Bible, Canon of). В христианстве термином "канон" обозначают собрание книг, крые ранняя Церковь признала правилом веры и богослужебной практики. Слово "канон" заимствовано из греч. языка, в к-ром оно обозн
  • Канон чистого разума

    - технический термин Кантовой философии. Так как разум (в тесном смысле), т.е. способность образования безусловных идей, не имеет теоретического или познавательного употребления (принадлежащего вс
  • ДЖАЙНИЙСКИЙ КАНОН

    канон авторитетных текстов, кодифицированный на соборе в Валабхи (вГуджарате)в5 в. шветамбирами (см. Джайнизм}. Как и буддийский канон (см. Тршштака), джайнское собрание канонических текстов стало р
  • Стиль-эталон-канон

    разные варианты внешнего оформления человеческой практики. Стиль предполагает свободный выбор из нескольких вариантов. Эталон задает правильные, принятые в данном обществе образцы поведения, Ка
  • Тропари канона

    Короткие песнопения, составляющие песнь канона; первый тропарь каждой песни называется ирмосом.
  • КАНОНАРХ

    одно из лиц клира, в обязанность к-рого входит объявлять во всеуслышание, что будет петь хор и на какой глас. Он исполняет каждую строку песнопения, повторяемого затем всем хором. Пение с К» сохрани
  • Канонизация

    акт причисления того или иного лица к сонму святых за праведную жизнь, стойкость в вере и т. д.
  • КАНОНИКА

    в католич. и англи-кан. церквах член капитула.
  • Право каноническое каноника

    (от греч. kanon — правило, предписание) — церковно-правовые нормы, постановления и предписания, регулирующие внутреннее устройство и жизнь христ. церквей. П. к. — составная часть права церковного. П
  • КАНОНИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ

    в том числе чувства, мысли). Феномены, за которыми закреплены традиционные названия и которые легко распознаются, весьма часто встречаются. Канонические эмоции (эмотивное): страх, ужас, ярость, смех
  • Канонический

    от слова канон [гр. правило, предписание]: 1) в широком значении - все, что твердо установлено, стало традиционным и общепринятым; 2) догмат, обряд или правило, установленное и узаконенное церковью; 3) в
  • КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО

    в правосл. церкви совокупность законов (канонов), т. е. правил, установленных гл. обр. на вселен, и нек-рых др. соборах (до 9 в.). Значит, часть этих правил включалась в право церк., действовавшее в царско