КАНОНИКА

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КАНОНИК
в католич. и англи-кан. церквах член капитула.

Источник: Атеистический словарь

КАНОНИКА
в философии эпикуреизма логика или диалектика, учение о познании.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Каноника
у Эпикура наука или часть его философии, равносильная нашей логике. Название каноники употребляет и Кант в смысле такой части его критической философии, которая регулирует, направляет употребление наших умственных и нравственных сил.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

Каноника
Совокупность правил в области мышления или познания. Так, у Эпикура каноника заменяет и логику, и методологию, и теорию познания. Она содержит изложение критериев истины (ощущения, предвосхищения, привязанности) и способов (посредством доказательства) расширения своих знаний.

Источник: Философский словарь.

КАНОНИКА
доктрина): доктрина Эпикура, согласно которой существуют четыре вида истины — страсть (удовольствие — боль), ощущение, антиципация, рефлексия. Ощущение всегда правдиво, и «обман чувств» возможен лишь вследствие неправильной интерпретации ощущения. Антиципация, или пролепсис — субстрат нашего прошлого опыта. Страсть и рефлексия также исходят из реального опыта. На этих четырех видах истины покоится объективное познание реальности.
Каноника: комплекс правил для изложения какой-либо системы. Синоним логики. «Канонический» — синоним «нормативный». (См. Нормативное).

Источник: Философский словарь

Каноник
1) В древней греческой церкви название священнослужителей, внесенных в список или священный каталог епархии. От греков это название перешло в римскую и позже в англиканскую церкви, где им обозначается штатный священнослужитель епархиального кафедрального собора, состоящий членом капитула, т. е. существующего при епархиальном епископе коллегиального учреждения, ведающего дела духовенства епархии, приходского и монашествующего, кроме дел судных, подлежащих ведению епископа и кoнcиcтopии.
2) Название богослужебной книги православной церкви, содержащей в себе избранные каноны (см.) Богоматери, бесплотным силам, ангелу-хранителю и др., а также некоторые другие акафисты и молитвы.

Источник: Православный церковный словарь.

Каноника
(греч. kanon – норма, правило, свод положений, имеющих догматический характер) – 1. В теологии: совокупность книг Библии, признаваемых христианской церковью «боговдохновенными». Церковный канон – правила в области догматики, возведенные в закон церкви. 2. В философии: а) то, что является общепринятым и действует на протяжении некоторого времени в качестве образца (например, Органон Аристотеля); б) в учении Эпикура было три части: каноника – введение в его философию, а также физика и этика. В канонике рассматривается наука о «началах», т. е. основах бытия (философский труд «О критерии, или Канон»). В канонике рассматривались проблемы теории познания, физическим основанием которой являлось подобие образцов, которые отрывались от поверхности изучаемых тел и оказывали воздействие на человека в форме отпечатка на его материальной душе.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

КАНОНИКА
????????) – термин, к-рым в школе Демокрита и Эпикура обозначалось логич. учение. Основы К. заложены Демокритом в недошедшем до нас соч. "Канон" (в трех книгах). Затем К. представлена в соч. "Треножник" демокритовца Навсифана и, наконец, в работах Эпикура и его последователей, особенно Филодема. К. тесно связана с физикой Демокрита – Эпикура. Трасилл в перечне соч. Демокрита включал "Канон" в цикл его физич. сочинений. Эпикур, как и Демокрит, не выделял К. в особую филос. дисциплину, считая ее составной частью физики, и излагал К. в неразрывной связи с физикой ("Письмо к Геродоту", написано ок. 292–291 до н.э., рус. пер. 1925). Осн. проблема К. – вопрос о критериях истины. По Демокриту, их три: разум, ощущение и практика. Эпикур и его школа принимали эти 3 критерия, но основным считали ощущение, тогда как Демокрит – разум. Поскольку и у Демокрита, и в школе Эпикура осн. предметом науч. изучения являлось эмпирич. естествознание и исследование причин явлений природы, в К. на первое место выступала проблема индукции, к-рая глубоко разработана эпикурейцами 1 в. до н.э. (особенно в неаполитанской школе Филодема). Термин "К." употреблял Гассенди в своей работе "Система философии Эпикура" (P. Gassendi, Syntagma philosophiae Epicuri, 1659). Лит.: Боричевский И., Древняя и современная философия науки в ее предельных понятиях, ч. 1... (Научные письма Эпикура), М.–Л., 1925; Маковельский А. О., Древнегреческие атомисты, Баку, 1946 (о "Каноне" Демокрита и "Треножнике" Навсифана); Материалисты древней Греции. Собр. текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура, М., 1955, с. 181–236 (Письма и фрагменты Эпикура, пер. С. И. Соболевского); Philodemus: On methods of inference, ed. by Ph. H. de Lacy and E. A. de Lacy, Phil., 1941. А. Маковельский. Баку.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
293.53 кб

Грациан «О покаянии», канон IV Латеранского собора «Все обоего пола» (Omnis Utriusque) и каноники: з

Атриа Ларсон
21-е постановление IV Латеранского Собора (1215) «Все обоего пола» (Omnis utriusque), предписывавшее ежегодную исповедь для христиан, было в значительной степени укоренено в трактате Грациана «О Покаянии» (De penitentia), датируем

Похожие термины:

  • Право каноническое каноника

    (от греч. kanon — правило, предписание) — церковно-правовые нормы, постановления и предписания, регулирующие внутреннее устройство и жизнь христ. церквей. П. к. — составная часть права церковного. П