Характер
от греч. charakter — черта, особенность) — совокупность отличительных свойств, признаков предмета или явления.
Источник: Начала современного естествознания: тезаурус
Характер
1) совокупность психических особенностей данного человека, проявляющаяся в его поведении; 2) совокупность отличительных свойств, признаков предмета или явления.
Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.
ХАРАКТЕР
целостный и устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека, выступающий в качестве основы его поведения. Характер тесно связан с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения характера.
Источник: Тематический философский словарь
Характер
совокупность устойчивых психических особенностей человека, которые зависят от его деятельности и условий жизни и проявляются в поступках.
Характер связан с темпераментом и воспитанием, которое в свою очередь является частью интеллекта.
Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений
Характер
(от греч. сharakter – отпечаток, отличительная черта) – устойчивые отличительные черты отдельного человека или социальной группы (национальный Х.), проявляющиеся в поведении. Относительно группы закономерность проявления Х. является статистической (не обязательно дающая о себе знать в каждом члене группы).
Ист.: Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? СПб. 1994. С. 32-34.
Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.
Характер
совокупность устойчивых психических особенностей человека, к-рые зависят от его деятельности и условий жизни и проявляются в поступках. Зная X., можно предвидеть, как человек будет вести себя в тех или иных обстоятельствах, а следовательно, направлять поведение, вырабатывая у личности общественноценные качества. X. проявляется в том, как человек относится к себе, к др. людям, к порученному ему делу, к вещам. Наиболее полно X. выражается в общественно-трудовой практике, в системе поступков человека, накладывая отпечаток на все его поведение. X. имеет общественно-психологическую природу, т. е. зависит от мировоззрения личности, накопленных знаний и опыта, от усвоенных моральных принципов, от руководства со стороны др. людей и активного взаимодействия с ними. Не являясь врожденным, X. формируется в условиях деятельности людей и зависит от воспитания.
Источник: Философский словарь. 1963
ХАРАКТЕР
(Charakter; от греч. — «отпечаток, признак») — основная черта поведения человека, проявляющаяся в его манерах, поступках и складе ума. Характер определяет все происходящие в человеке изменения, а также силу сопротивления по отношению к внешним влияниям, представляя собой основу личности и ее нравственных устоев. «В цельности характера состоит совершенство человека» (Кант). Кант различает характер неизменяемый, «интеллигибельный», и характер изменяющийся, «эмпирический»; первый соответствует возвышающейся над природой нравственности человека; второй обусловлен еще внешними влияниями. Гёте в своем стихотворении «Первоглаголы. Учение орфиков» в поэтической форме изобразил спор между характером и судьбой. С точки зрения современной этики характер есть совокупность осуществленных в одном человеке ценностей личности. См. также Учение о характере.
Р. Lersch. Aufbau der Person, 1938, 1970; N. M. Häring. C., Signum u. Signaculum. Die Entwicklung bis nach der Karoling. Renaissance, in: Scholastik, 30 (1955); P. Mesnard. La caractérologie, in: Revue int. caractérologie, 4 (1962); P. Skawran. Person u. Persönlichkeit, 1963.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
ХАРАКТЕР
от гр.-отличительная черта, признак): особенность поведения человека, проявляющаяся в его манерах, поступках и складе ума. Характер определяет все происходящие в человеке изменения, а также силу сопротивления по отношению к внешним влияниям, представляя собой основу личности и ее нравственных устоев. В цельности характера состоит совершенство человека (Кант). С точки зрения современной этики характер есть совокупность осуществленных в одном человеке ценностей личности. Следовательно, характер это совокупность отличительных черт, образующих психологическое или моральное лицо личности или группы. Различные тесты позволяют классифицировать характеры, изучая специфические реакции на неудачу (гнев, шутка и т.д.). Основная проблема состоит в распознавании причин, приводящих к образованию того или иного характера: прежде всего, это темперамент, являющийся нашей психологической данностью. В действительности темперамент, детство, воспитание, опыт – это элементы, используемые нашей свободой. Наша психологическая и моральная жизнь может эволюционировать и прогрессировать бесконечно. Мы можем формировать свой характер, вырабатывая его определенные навыки и таким способом, изменяя свою личность.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
ХАРАКТЕР
совокупность отличительных черт, образующих психологическое или моральное лицо личности или группы.Различные тесты позволяют классифицировать характеры, в частности тест Дамбо, который состоит в том, что человека с его согласия помещают в очерченный мелом круг и заставляют достать стул, который находится вне досягаемости, при этом изучая его специфические реакции на неудачу (гаев, шутка и т.д.). Основная проблема состоит в распознавании причин, приводящих к образованию того или иного характера: прежде всего, это темперамент, являющийся нашей психологической данностью. Гете, говоривший, что «характер человека — это его судьба», идентифицировал характер и темперамент. В действительности характер удивительно психологичен, вплоть до того, что Ален, наоборот, утверждает: «Характер — это присяга»; святой Игнатий от природы был жесток, он стал святым чистым усилием воли, «благодаря характеру». Между утверждениями рационалистов, для которых характер изначален и дается нам вместе с рождением, и эмпириков, для которых он формируется вместе с опытом (воспитание, среда, воля), расположены тезисы психоанализа: характер «фиксируется» в ходе испытаний, пережитых еще в розовом детстве; индивид раз и навсегда отмечен своим детством. В действительности темперамент, детство, воспитание, опыт — это элементы, используемые нашей свободой. Наша психологическая и моральная жизнь может эволюционировать и прогрессировать бесконечно. См. Характерология.
Источник: Философский словарь
Характер
(напечатленная черта, характер). Слово характер применяют иногда к различным предметам, понимая под характером отличительные свойства каждого из них или целой группы их. Но правильнее будет относить характер только к человеку, потому что под характером разумеются вообще такие отличительные внутренние черты, которые обозначились под некоторым влиянием или при некотором участии сознания, а сознание свойственно только человеку. Под характером следует разуметь какое-нибудь практическое направление наших внутренних сил, утвердившееся от долговременного повторения и притом больше или меньше под влиянием сознания. Характер — это как бы развившийся и при участии сознания выработавшийся и окрепший темперамент (см. Темперамент). Если под темпераментом разумеется различное соотношение, данное человеку от природы, между возбудимостью под влиянием впечатлении и способностью воздействия его психофизических сил, то и характер будет совмещать в себе различные соотношения между этими двумя от природы данными токами индивидуальной психической жизни; только к ним привходит и может видоизменять их сознание и сознательная воля. И в характере могут преобладать стихии либо сангвинического темперамента, либо меланхолического, либо холерического и флегматического. В совершеннейшем характере исключается возможность преобладания какого-нибудь одного темперамента и водворяется некоторое равновесие между ними (так думают Шлейермахер и Стеффенс). Но присовокупить должно, что характер сам по себе — только форма, только сосуд, вырабатываемый в человеке и природою, и свободным употреблением его сил: для того, чтобы он мог выработаться и приобрести полное значение, требуется понимание и сознательное содержание.
Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876
Характер
Первое значение этого слова – отпечаток (от греческого kharakter – чеканщик монеты), т. е. неотделимый признак, постоянный и отчетливый знак. Соответственно, под характером мы понимаем совокупность постоянных или привычных для того или иного индивидуума черт (его ethos), иначе говоря, его личную манеру чувствовать и воспринимать окружающее, действовать и реагировать, – его манеру быть собой. Вольтер утверждал, что характер – это то, что «природа впечатала в нас». Я бы не рискнул заходить так далеко. Мне же характер представляется более индивидуализированным и способным к эволюции, чем темперамент, хотя и не в такой степени, как личность. Я бы выразился так: темперамент – это то, что заложено в индивидууме природой; характер – это то, во что жизнь превращает его темперамент; личность – это то, во что он сам беспрерывно превращает заложенное в нем природой и историей. Характер отсылает нас к прошлому, то есть ко всему тому в нас, что больше от нас не зависит. Нам приходится мириться с собственным характером. Именно в этом смысле следует понимать знаменитое высказывание Гераклита: «Характер человека – это его демон», иными словами, его судьба. В характере есть что‑то, чего мы не выбираем, но что выбирает за нас.
Кант выделяет в каждом человеческом существе его эмпирический и сверхчувственный характер («Критика практического разума», Критическое освещение аналитики чистого практического разума). Эмпирический характер подчинен временным условиям, то есть цепочкам причинно‑следственных связей; он полностью детерминирован (прошлым) и сам является определяющим (для будущего) – настолько, что при достаточном знании характера можно было бы предсказать будущее поведение человека «с такой же точностью, как лунное или солнечное затмение». Напротив, сверхчувственный характер не подвержен временным условиям, а значит, и причинно‑следственным цепочкам явлений; это абсолютно свободный выбор себя («…характер, который он, человек, создает себе сам», – пишет Кант). Из этого вытекает, что каждый индивидуум одновременно является полностью детерминированным (как феномен) и полностью свободным (как вещь в себе). Как оба эти характера сочетаются между собой? Это невозможно ни понять, ни объяснить. Но даже если поверить Канту на слово, все равно остается непонятным, каким образом индивидуум может сам себя выбирать, ведь для этого надо допустить, что он уже существует, так сказать, до своего собственного существования. Сверхчувственный характер, даже если рассматривать его как вещь в себе, – это нечто сверхзаумное.
Источник: Философский словарь.
ХАРАКТЕР
от греч. отпечаток, признак, отличит, черта) в психологии, целостный и устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека, проявляющийся в отд. актах и состояниях его психич. жизни, а также в его манерах, привычках, складе ума и свойственном человеку круге эмоциональной жизни. X. человека выступает в качестве основы его поведения и составляет предмет изучения характерологии (термин введен нем. философом Ю. Банзеном - «Очерки по характерологии», «Beitrage zur Charakterologie», Bd 1-2, 1867).
Как особая область психологич. исследований изучение X. получило развитие гл. обр. в нем. психологии 1-й пол. 20 в., исходившей в значит. мере из идей философии жизни, феноменологии и др., причем термин «X.» нередко выступал как синоним личности. Первый систематич. анализ различных аспектов X. был дан Клагесом («Принципы характерологии», «Prinzipien der Charakterologie», 1910) на основе развитого им учения о выражении. В т. н. конституциональной типологии нем. психиатра Э. Кречмера (1921) получил законченное выражение статич. подход к X. как некоей неизменной структуре осн. черт, соответствующей строению тела (см. Темперамент), причем как психич., так и соматич. конституция определяются, по Кречмеру, в конечном счете врожденными, прежде всего эндокринными, факторами (близок Кречмеру в своей морфологич. концепции X. амер. психолог У. Шелдон). В типологии Юнга (1921) выделяются экстравертивный и интравертивный типы характера (личности), отличающиеся преобладанием направленности (установкой) на внеш. объект или на внутр. мир мыслей и переживаний.
Динамич. и генетич. подход к X. получил распространение в психоанализе (индивидуальная психология А. Адлера и др.), отводящем решающую роль в формировании X. событиям раннего детства; образование тех или иных черт X. истолковывается при этом как своеобразный способ решения некроц конфликтной ситуации (в концепции Райха X. в целом предстает как «панцирь», отчужденная система защитных реакций человека). В психоанализе и идущих от него различных течениях глубинной психологии делается акцент на бессознат. и иррациональных истоках X. В концепции нем. ученрго Р. Хайса (1936) разнонаправленность влечений и способностей рассматривалась как осн. конфликт, определяющий формирование X. и личности. Ф. Л ерш в работе «Строение X.» («Der Aufbau des Charakters», 1938; 4 изд. под назв. «Строение личности», «Der Aufbau der Person», 1951), сыгравшей ведущую роль в последующем развитии нем. характерологии, попытался, отталкиваясь от теорий Фрейда и Клагеса, развить учение о «слоях» X., выделяя в нем внутр., «эндотимную», основу (настроения, чувства, аффекты, влечения и т. д.) и личностную «надстройку».
В англосаксонской психологич. лит-ре изучение X. о самого начала велось в рамках «исследования личности»; после 2-й мировой войны и в нем. психологии термин «X.» вытесняется термином «личность».
Сов. психология, исходя из марксистского понимания человека как совокупности обществ. отношений, подчеркивает социально-историч. обусловленность X. и рассматривает его нак сложное единство индивидуального и типологического, как результат взаимодействия наследств. задатков и качеств, вырабатываемых в процессе развития личности и ее воспитания.
Источник: Советский философский словарь
ХАРАКТЕР
от греч. ???????? – отличительная черта, признак, особенность) (в психологии) – склад личности, образуемый индивидуально своеобразными и типологич. чертами и проявляющийся в особенностях поведения, а также в особенностях отношения (установок) к окружающей социальной действительности. X. обусловливает определенность, устойчивую направленность поведения личности. Вопрос о психологич. сущности X. принадлежит к числу наименее изученных в психологии. В зарубежной психологии высказываются т. зр., согласно к-рым природа X. коренится в глубинных слоях психики (фрейдизм) или определяется типом соматич. конституции человека (Кречмер). Сов. психология, признавая роль врожденных задатков X., гл. роль отводит социальным условиям и факторам его формирования. До сих пор не построена общепризнанная классификация типов X. Несмотря на то, что понятие X. трактуется со времен Аристотеля, интенсивное науч. исследование X. фактически началось в 20 в., когда учение о X. выделилось в особую отрасль психологии – характерологию. Осн. причиной почти полного невнимания науч. психологии 19 в. к этой проблеме был господствовавший тогда элементаристский подход к психике: попытки разложения каждого более или менее сложного психич. феномена на элементарные акты и сведения к ним всей сферы психического. X. же, будучи сложным целостным образованием, остался, как и вообще психология личности, недоступным для традиц. психологии. В совр. психологии обычно считают, что X. выявляется в направленности личности (в господствующих устойчивых потребностях, установках, побуждениях, интересах, идеалах, целях человека), в отношении к разным сферам действительности и в образе действия человека. При этом имеют значение не только сами по себе цели, мотивы и потребности, но и то, каким образом они удовлетворяются. Иначе говоря, X. рассматривается как интеграция психич. с в о й с т в личности, по отношению к к-рым психич. процессы и состояния личности производны. X. тесно связан с волевыми качествами личности, хотя и не идентичен им. Согласно распространенной т. зр., X. является такой же основой волевых процессов, как интеллект основой мыслит. процессов, а темперамент – эмоц. процессов. Взаимосвязь X. и воли определяется, с одной стороны, тем, что воля представляет собой способность к произвольной, определяемой мотивами и сознательно поставленными целями деятельности и, с др. стороны, тем, что одним из осн. параметров X. является сравнит. значимость для данной личности тех или иных мотивов поведения, целей деятельности. Черты X., его индивидуальные или типологич. особенности проявляются в отношении человека к значимым для него областям действительности, причем наиболее показательна сравнит. значимость для данного субъекта общественных и личных мотивов поведения. Различное отношение человека к себе, к своей деятельности и к др. людям, к коллективу, к обществу обусловливает огромное количество черт X. и возможность их многообразных классификаций. Напр., отношение к др. людям, к коллективу, к обществу более или менее определяет такие свойства X., как общительность или нелюдимость, мягкость или черствость, доброта или деспотичность и т.п. Ряд существ. черт X. проявляется в отношении к старшим по работе, к подчиненным, к сильным и слабым людям. Гл. обр. отношением к себе определяются такие свойства, как эгоизм, самомнение, скромность и т.п. Нек-рые черты X. обусловлены, согласно С. Л. Рубинштейну, взаимосвязью отношений к др. людям и к себе; таковы самообладание, мужество, робость и т.д. Отношение к своей деятельности определяет такие черты X., как самолюбие, самоуверенность или неуверенность в себе, трудолюбие или леность и т.п. С т. зр. структуры личности центральной в характерологии является проблема соотношения индивидуально своеобразного и типологического, имеющая неск. аспектов. Один из аспектов этой проблемы – соотношение индивидуально- типологич. особенностей и того, что называют "типич. X. эпохи". Изучение этого аспекта тесно связывает характерологию с историч. и социально-психологич. анализом. Как осн. свойство личности, являющейся прежде всего неповторимой индивидуальностью, X. индивидуально своеобразен; это своеобразие в значит. мере обусловлено врожденными задатками. Но поскольку X. формируется под влиянием социальной среды и воспитания, постольку у людей, принадлежащих к одной социальной группе, одной профессии и т.д., имеет место, в известных пределах, общность определ. свойств X. Проблема соотношения этих свойств в X. исследуется как в психологии, так и в философии. При этом многие зарубежные концепции исходят из полного антагонизма индивидуальных и типология, свойств, а ряд особенностей X. считают результатом борьбы между этими свойствами. Др. исследователи, в т.ч. сов. психологи, подчеркивают возможность полной гармоничности развития этих двух групп свойств, достигаемой за счет того, что типич. проявления идут в одном направлении (напр., в отношении к труду, к обществу), а индивидуальные – либо в др. направлении (в отношении к себе, к близким), либо обнаруживаются в различных формах, напр. различные формы проявления дружбы, принципиальности, самомнения и т.п. Ряд особенностей X. обусловливается его структурой, прежде всего взаимозависимостью X. как целого и его компонентов. В этом смысле различают цельный X., основанный на гармоничной структуре компонентов, и X. внутренне противоречивый, когда одни импульсивные побуждения противоречат другим или сознательно поставленным целям. Гармоничность или дисгармоничность структуры X. определяется также подбором отд. черт X.: напр., доброта, мягкость может сопровождаться нетвердостью в принципах. По степени устойчивости различают сильные и слабые, твердые и лабильные X. Как свойство личности X. тесно связан с темпераментом; в нек-рых проявлениях личности их даже трудно отделить друг от друга. Гл. различие между ними состоит в том, что темперамент обусловливается гл. обр. врожденными биологич. свойствами нервной и эндокринной системы, тогда как в формировании X. большую роль играют влияния социальной среды и воспитания. Лит.: Ананьев Б. Г., Проблемы формирования X., Л., 1949; Левитов Н. Д., Вопросы психологии X., 2 изд., М., 1956; Ковалев А. Г. И Мясищев В. Н., Психич. особенности человека, т. 1, Л., 1957; Рубинштейн С. Л.. Бытие и сознание, М., 1957; Мерлин В. С, Очерки психологии личности, Пермь, 1959; Крутецкий В. ?., Проблема X. в сов. психологии, в кн.: Психологич. наука в СССР, т. 2, М., 1960; ?оракидзе В. Г., Типы X. и фиксированная установка, Тб., 1966; Murray ?. ?., Explorations in personality, N. Y., 1938; Boven W., Introduction ? la caract?rologie, P., 1946; Roback ?. ?., The psychology of character, 3 ed., L., 1952. P. Натадзе. Тбилиси.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.