СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
бессознательное приспособление индивида к социальным структурам общества, возникающее в процессе адаптации. Это понятие является основным в концепции Э.Фромма, которое объясняет взаимодействие между индивидом и обществом. Социальный характер формируется обществом, его образом жизни, господствующими в нём социально-экономическими отношениями. Социальный характер определяет общие психологические установки членов общества и включает в себя ту совокупность черт характера, которая присутствует у большинства членов данной группы и возникает в результате общих для них переживаний и общего образа жизни. Социальный характер служит связующим звеном между индивидом и господствующим образом жизни (культурой).

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

Социальный характер
понятие в концепциях, разработанных в рамках психоаналитич. направления в социологии для объяснения взаимодействия между индивидом и об-вом, влияния социально-экон. и культурных факторов на формирование человеч. характера, роли психол. фактора в социальном процессе. Концепции С.х. возникли на базе динамич. концепции характера, разработанной Фрейдом, установившим различие между характером и поведением. Характер рассматривался как система доминирующих бессознат. побуждений. Были выделены специфич. типы характера, связанные с разл. фиксациями либидо (орально-рецептивный, анальный и генитальный). Наиболее влиятельные концепции С.х.разработаны Фроммом и Д. Рисменом. Фромм приступил к исследованию проблемы С.х. в 1931; первоначально он пользовался понятием “либидозная структура об-ва”, но вскоре отказался от него и заменил его термином С.х., восприняв динамич. понимание характера, предложенное Фрейдом, и рассматривая его как совокупность доминантных мотивов поведения; однако он считал, что характер не может быть объяснен биологически (через развитие либидо), т.к. на его формирование оказывают большое влияние социоэкон. факторы. Общие социальные и экон. условия жизни формируют у членов об-ва установки, к-рые не могут быть объяснены особенностями индивидуального развития; С.х. отличается от индивидуального и включает в себя “ту совокупность черт характера, к-рая присутствует у большинства членов данной социальной группы и возникла в результате общих для них переживаний и общего образа жизни”. С.х. представляет собой некую целостную бессознат. структуру, к-рая мотивирует поведение членов об-ва и придает ему в той или иной степени общую направленность и согласованность. Тем самым С.х. выполняет важные биол. и социальные функции: он заменяет у человека систему инстинктов; освобождает его от обдумывания каждого действия; позволяет индивиду действовать последовательно, делает его поведение предсказуемым; определяет мысли, чувства и действия индивидов и, заставляя их “хотеть делать то, что они должны делать”, является “цементирующей силой” об-ва; удовлетворяет “религ. потребности” индивида (потребность в системе ориентации и объекте поклонения); когда социальные условия не соответствуют С.х., он может превратиться из “цемента” в “динамит” и стать мощным фактором социального изменения. Суть характера определяется ориентацией, лежащей в основе отношения человека к миру. В работе “Человек для себя” (1947) Фромм выделил 5 осн. ориентаций характера (идеальных типов – см. Идеальный тип): неплодотворные ориентации (рецептивную, эксплуататорскую, стяжательскую и рыночную) и плодотворную ориентацию, основанную на любви и созидании. С.х. представляет собой то или иное сочетание этих ориентаций, однако какая-то ориентация может быть доминирующей. Напр., в С.х. среднего класса в период Реформации и первонач. накопления капитала доминировала стяжательская ориентация. Для совр. индустриального об-ва характерна рыночная ориентация; Фромм считал, что порождаемые совр. образом жизни черты характера “патогенны и в конечном счете формируют больную личность, а следовательно, и больное об-во”. Он считал, что выход из совр. кризиса возможен только при победе плодотворной ориентации над рыночной. Рисмен представил несколько иную С.х. в работе “Одинокая толпа” (1950). С.х. он дал более общее и описат. определение, интерпретировав его как “ту часть характера, к-рая разделяется значимыми социальными группами и к-рая... является продуктом жизненного опыта этих групп”. С.х. гарантирует опр. степень конформности индивидов по отношению к своему об-ву; в его основе лежит специфич. способ конформности. Рисмен предложил свою типологию С.х., выделив три типа (идеальных типа): ориентированный-на-тради-цию, ориентированный-на-себя и ориентированный-на-другого. Эти три типа последовательно доминируют в истории: первый характерен для консервативных доиндустриальных об-в с высоким потенциалом прироста населения, второй — для промышленных об-в, находящихся в процессе капиталистич. развития (этот тип близок к описанному М. Вебером в исследовании о протестантской этике), третий — для совр. развитых об-в, гл. обр. для крупных урбанистич. центров. К С.х. близки концепции “нац. характера” (М. Мид, Р. Бенедикт, Дж. Горер) “базисных типов личности” (Кардинер); “статусной личности” (Линтон), “модальной личности” (Д. Хонигман, А. Инкелес, К. Дюбуа), а также исследования “авторитарной личности” (М. Хоркхаймер, Адорно и др.). См. также Национального характера концепции. Лит.: Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990; Он же. Иметь или быть? М., 1990; Он же. Человек для себя. Минск, 1992; Рисмен Д. Нек-рые типы характера и об-во // РЖ. Обществ. науки за рубежом. Сер. 11. Социология. 1992. № 2. В. Г. Николаев. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
2.76 мб

Характеристика модели социальных иллюзий

Шукшина Людмила Викторовна
В статье анализируются составляющие модели социальных иллюзий. Дается характеристика когнитивного, эмоционального, волевого компонентов.
Читать PDF
225.57 кб

Сетевой характер социального взаимодействия

Логинова Мария Андреевна
Статья посвящена выявлению оснований сетевого характера социального взаимодействия. Ставится вопрос о целесообразности использования понятия «сетевое взаимодействие» в контексте социальных сетей.
Читать PDF
391.15 кб

Маргиналы в России: социальные характеристики

Володина Наталья Анатольевна, Алехин Эдуард Владимирович
Актуальной проблемой современного общества является деформация социальной структуры.
Читать PDF
211.48 кб

Социальный характер постмодернистской личности

Араблинская А. А.
Данная статья посвящена проблеме анализа современной личности в условиях постмодернистского, глобализирующегося общества.
Читать PDF
315.15 кб

Социальная зрелость и черты характера личности

Горбунова Ольга Владимировна
Для современного общества характерно стремление к поликультурности, ответственности, толерантности и ориентации на зрелую личность.
Читать PDF
373.81 кб

Социально-философская характеристика демократии

Махаматов Таир Махаматович
Читать PDF
173.80 кб

Социально-психологические характеристики риэлтора

Эльяфи Е. Я.
Читать PDF
69.15 кб

Духовность и социальный характер русского человека

Федоркина Алла Павловна
На основе историко-философского анализа рассмотрены проблемы духовности и социального характера русского человека. Отмечено, что наиболее перспективной методологией исследования указанной проблемы является социальный психоанализ.
Читать PDF
204.63 кб

Социально-психологические характеристики лидерства

Евтихов О. В.
В статье приведены краткие результаты анализа различных представлений о лидерстве и описаны его общие социально-психологические характеристики лидерства.
Читать PDF
205.19 кб

Социально-культурные характеристики городской среды

Мурылев В.
в статье рассматривается город как социально-территориальная общность, социокультурная ситуация которой имеет свои отличительные особенности.
Читать PDF
857.05 кб

Характеристика инвалидности как социальной проблемы

Кильсенбаев Э.Р.
В статье предпринимается попытка дать характеристику инвалидности как социальной проблемы. Раскрывается медицинская и социальная модель инвалидности.
Читать PDF
999.69 кб

Социальные характеристики лиц, склонных к вандализму

Терехина О.А.
Читать PDF
105.04 кб

Функциональная характеристика социального управления

Нашинская Татьяна Николаевна
Рассматриваются функции социального управления.
Читать PDF
186.87 кб

Социальные характеристики элиты Волгоградской области

Фролова Марина Владимировна, Дулина Надежда Васильевна
Читать PDF
198.11 кб

Социальный характер этической концепции В. М. Чернова

Куренкова А. Ю.
В.М. Чернов (1873-1952) является автором этической концепции крупнейшей в дореволюционной России неонароднической партии социалистов-революционеров.