ЭТАПЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВАЭТВЕШ

ЭТАТИЗМ

Найдено 4 определения термина ЭТАТИЗМ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

Этатизм

подчинение государству экономической, политической, социальной и духовной сфер жизни; стремление к полновластному контролю за деятельностью граждан и их объединений.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия права, словарь-минимум

ЭТАТИЗМ

фр. etat — государство) — концепция совр. зап. политоло-гни, означающая активное вмешательство государства в экономическую н политическую жизнь страны, в отличие от концепций, исходивших из невмешательства государства в экономическую жизнь, присущих в осн. домонополистическому капитализму. Концепции Э. распространены также в развивающихся странах. Согласно этим концепциям, только государство может быть двигателем экономического развития, обеспечить модернизацию производства, преодолеть этническую раздробленность, трайбализм (идеологию племен) и сепаратистские тенденции, обеспечить единство нации и укрепить независимость страны.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЭТАТИЗМ

от фр.-государство): позиция абсолютизации роли государства в решении всех вопросов общественной жизнедеятельности. Нашла свое классическое воплощение в гегелевской идее государства как «земного Бога», как высшего воплощения социально-исторического прогресса. Идея Э. двойственна по своему смыслу и характеру. С одной стороны, она предполагает, что сильное цивилизованное государство способно эффективно осуществлять свою цивилизаторскую функцию. Но в то же время она несет в себе потенциальную опасность того, что государство, присвоившее себе титул «земного Бога», обнаружит стремление заполнить собой все социальное пространство превратить социальный космос в «административную вселенную», в обезличенный мир иерархических бюрократических структур, а граждан в их «винтики». Огосударствление всех форм социальной жизни, пресечение любых центробежных тенденций, полная централизация управления, повсеместное насаждение этатистских идей и ценностей, уничтожение большей части элементов гражданского общества создают предельную степень полицейско-бюрократической государственности в форме тоталитарного суперэтатизма. В его условиях огромное социальное тело, у которого не хватило сил стать гражданским обществом, превращается в инертную массу, полностью находящуюся во власти стоящей над ним силы, именуемой государственной необходимостью в форме всесильной воли номенклатурного чиновничества «левиафана». Сгибая или ломая человека, насилуя его разум и парализуя волю, они присваивают себе функцию безжалостного рока. Не спрашивая у индивидов позволения, они использует их как средства для достижения своих этатистских целей, отказывают им в их естественных правах на свободное волеизъявление и самостоятельное самоутверждение.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь

ЭТАТИЗМ

от франц. etat — государство) — идеология, абсолютизирующая роль государства в обществе и предполагающая широкое и активное государственное вмешательство в экономическую и социальную жизнь общества.

Идеи этатизма были свойственны социальным концепциям еще в древности, однако приобрели артикулированный характер с формированием самого понятия государства как безличного социального института, имеющего статус субъекта определенных социальных отношений и действий, что, в свою очередь, стало возможным с окончанием эпохи абсолютных монархий. Формирование абстракции государства имело большое теоретическое и политическое значение. В. Орландо представлял государство в виде юридического лица, что означало открытие, имеющее для правоведения значение не меньшее, чем декартовское «cogito ergo sum» для философии. Этатизм прежних эпох не мог выделить государство как таковое, отграничив его от государя. Так, еще Н. П. Огарев полагал немыслимой идею государственной собственности на землю и отвлеченного понятия государства-собственника, владеющего поземельной собственностью на правах частного человека, и считал возможным говорить либо о государевой, либо о земской собственности: до понятия государствасобственника, по его словам, не додумались ни практическая Англия, ни Французская революция и французский социализм, ни прусская философия, хотя они и «придали отвлеченному понятию государства всякие отвлеченные свойства, или силы; государство могло быть высшим разумом, высшим правосудием, высшей идей, которой каждый был обязан жертвовать жизнью...» (Огарев Н. П. Избр. социально-политические и философские произв., т. l. M., 1952, с. 598).

Разбирая воззрения «экономистов», А. де Токвиль пришел к выводу: «Громадная социальная власть, рисующаяся воображению экономистов, не только обширнее всех тех, которые были у них перед глазами, она, кроме того, отличается от них своим происхождением и характером. Она не истекает непосредственно от Бога и не связана с преданием, она безлична и имя ей уже не король, а Государство; она не составляет наследственного достояния какой-либо фамилии; она исходит от совокупности, представляет всех и должна подчинять права отдельного лица общей воле. С этой особой формой тирании, называемой демократическим деспотизмом и неведомой средним векам, их мысль уже близко освоилась» ( Токвиль А. де. Старый порядок и революция. Пг., 1918, с. 134). Токвиль нарисовал картину воображаемого общества, в котором этатистская идея реализуется в сочетании с идеей демократического равенства. Над толпами равных и похожих друг на друга людей возвышается гигантская охранительная власть, обеспечивающая всех удовольствиями и следящая за судьбой каждого в толпе. Власть эта абсолютно дотошна, справедлива, предусмотрительна и ласкова. Она охотно работает для общего блага, но при этом желает быть единственным уполномоченным и арбитром; она заботится о безопасности граждан, предусматривает и обеспечивает их потребности, облегчает им получение удовольствий, берет на себя руководство их основными делами, управляет их промышленностью, регулирует права наследования и занимается дележом их наследства, она лишает людей инициативы, препятствует рождению нового, гасит и отупляет, превращая в конце концов весь народ в стадо пугливых и трудолюбивых животных, пастырем которых выступает правительство.

По словам либерального критика этатизма Л. фон Мизеса, если Людовик XIV говорил: «Государство — это я», то современный этатист говорит: «Слуга Государства — это я», имея в виду «Государство — это Бог». Крайним выражением этатизма является квазирелигиозный культ государства, убеждение в его почти сверхъестественном всемогуществе. С точки зрения философии «государствопоклонства», считает Мизес, политические конфликты рассматриваются не как столкновения между различными группами людей, а как борьба между принципами добра, воплощенного в великом боге Государстве (материализации великой идеи нравственности), и зла, сосредоточенного в «грубом индивидуализме» эгоистичных людей. Государство представляет общественное благо, справедливость, цивилизацию и высшую мудрость, тогда как индивиды — жалкие ничтожества, склонные постоянно вредить друг другу и нуждающиеся в опеке.

Этатизм неоднороден. Воплощение в той или иной степени и форме этатистских идей связывают с тоталитаризмом, социализмом, государственным патернализмом (концепция государственной опеки, устанавливаемой над индивидами, предприятиями и организациями) и интервенционизмом (доктрина административного вмешательства в рыночную экономику). «Утопический этатизм» (по выражению Н. А. Бердяева) свойствен концепциям евразийцев. В 30-е гг. 20 в. этатизм составлял одно из основных положений идеологии кемализма в Турции. Наряду с термином «этатизм» встречается термин «этакратизм». Им обозначают государственный способ производства, основанный на государственной собственности (феномен власти-собственности) и замещающий «чистые» экономические связи властно-хозяйственными отношениями. Общая направленность производства предопределяется при этом волевыми действиями власти.

В. М. Быченков

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме ЭТАТИЗМ — 0

Найдено научныех статей по теме ЭТАТИЗМ — 0

Найдено книг по теме ЭТАТИЗМ — 0

Найдено презентаций по теме ЭТАТИЗМ — 0

Найдено рефератов по теме ЭТАТИЗМ — 0