ИНДИВИДУАЛИЗМ

Найдено 26 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Индивидуализм
философско-этический принцип, утверждающий автономию и абсолютные права личности в обществе, предполагающий приоритет интересов отдельной личности над интересами социальной группы, коллектива.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

ИНДИВИДУАЛИЗМ
мировоззрение, сутью которого является позиция отдельного человека в его противопоставленности группе, коллективу, обществу в целом; обособленность человека от какого-либо сообщества, непринятие норм и установок этого сообщества.

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

ИНДИВИДУАЛИЗМ
тип мировоззрения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу; освобождение человека от навязанных ему группой моделей поведения и системы идей; самостоятельный и независимый выбор жизненного пути. Индивидуализм включает широкой диапазон ориентаций – от принципов свободного развития личности до эгоизма и анархического нигилизма.

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

Индивидуализм
(фр. individualisme) – тип мировоззрения и взаимоотношения личности и общества, согласно которому интересы личности выше интересов общества, а также абсолютизация позиции индивида в его противопоставлении обществу. Индивидуализм проявляется в поступках, в этических, философских, идеологических и других концепциях. Моральная ориентация – эгоизм, в крайних формах индивидуализм приводит к анархизму и нигилизму.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Индивидуализм
лат. "individuum", "неделимый") - представление о человеке как абстрактном понятии, вынесенном из исторического, культурного, этнического и религиозного контекста. Аналог греческого термина "атом" - "atomoz", что означает "неделимый". Понятия "индивидуум" в философии и "атом" в физике очень близки. Не случайно философский индивидуализм и атомистское учение о природе материи исторически развиваются параллельно и в одной и той же интеллектуальной среде.

Источник: Философия политики: глоссарий

Индивидуализм
крупнейшая ветвь в развитии мировой и,
в частности, европейской философской мысли, основным исходным началом которой служит особенное и единичное в вещах, индивидуальные качества объектов как таковых, вне их родо-видовых ассоциаций и сопряженных с ними всеобщих способов организации, законов превращения многого в единое, вне универсальных закономерностей бытия. Последние признаются лишь преломленными через субъекта, его "Я" - в форме архетипов родового сознания, коллективного бессознательного. И. - материнское лоно философии современного постмодернизма.

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

Индивидуализм
Стремление ставить индивидуума выше вида или общества, а то и вообще выше всего на свете (например, выше Бога или справедливости). Однако возникает вопрос: какого именно индивидуума? Если себя, то индивидуализм следует понимать как эгоизм, только под другим, не столь уничижительным, именем. Если же речь идет о любом индивидууме, точнее, о любом человеческом существе, то индивидуализм – другое, менее патетическое, название гуманизма. Сам термин испытывает постоянные колебания между этими двумя полюсами и популярностью обязан в первую очередь возникающей при этом расплывчатости.

Источник: Философский словарь.

ИНДИВИДУАЛИЗМ
(individuum — неделимое) — принцип, утверждающий приоритет и автономию личности перед любой формой социальной общности; тип мировоззрения, сутью которого является абсолютизация позиции отдельного индивида в его противопоставленности обществу, причем не какомуто определенному социальному строю, а обществу вообще. Концепции И. изображают человека как изначально несоциальное и даже антисоциальное существо. И. проявляется как в реальной жизненной позиции — в поступках, так и в различных концепциях — этических, философских, идеологических, политических и др. Проявлением И. в морали являются эгоизм как принцип жизненной ориентации, а также себялюбие и корыстолюбие. Таким образом, приоритет и автономия личности перед любой формой социальной общности конструктивны до тех пределов, за которыми превращаются в безответственное и антигуманное бытие человека в мире.

Источник: Философский словарь инженера. 2016

ИНДИВИДУАЛИЗМ
нравственный принцип, особенно характерный для буржуазной идеологии и морали. Теоретическая основа И.— признание автономии и абсолютных прав личности в об-ве. Теоретики эксплуататорских классов считают, что И. заложен в “неизменной человеческой природе”. В действительности И. как принцип противопоставления личности коллективу, подчинения общественных интересов личным сложился с возникновением частной собственности и разделением общества на классы. В эпоху становления буржуазных отношений концепции И. сыграли свою положительную роль в борьбе за освобождение личности от оков феодализма и католической церкви (Гуманизм), но с утверждением буржуазии как господствующего класса проповедь И. приобретает все более антигуманный смысл и в конечном счете служит идеологическим оправданием отношений капиталистической эксплуатации. Законченное выражение И. получил в философии Штирнера и Ницше.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Индивидуализм
 (лат. indivi-duus — неделимый) — осн. принцип буржуазной идеологии и морали. Теоретики эксплуататорских классов считают, что И. заложен в «неизменной человеческой природе». В действительности И. как принцип противопоставления личности коллективу, подчинения общественных интересов личным сложился с возникновением частной собственности и разделением об-ва на классы. Многовековое господство частной собственности явилось социальной основой традиции И. В эпоху империализма И. перерастает в циничный эгоизм. Наиболее полное выражение И. получил в философии Штирнера и особенно Ницше, учение к-рого об «элите» и «сверхчеловеке» было воспринято фашизмом. В настоящее время И. активно отстаивается экзистенциалистами. Пережитки И. в сознании советских людей стоят в глубоком противоречии с принципами коммунистической морали. Преодолевая пережитки И., социалистическое об-во защищает подлинные интересы личности и создает реальные условия для расцвета индивидуальности и развития дарований человека.

Источник: Философский словарь. 1963

Индивидуализм
отношение к людям, при котором самоценность, свобода и интересы отдельного человека ставятся выше интересов общества. Не следует смешивать реальные проявления И., котрые, видимо,
 всегда имели место у людей определенного типа, с его осознанием как жизненной позиции (люди всегда говорили прозой, но только на определенном этапе исторического развития возникла задача выработать соответствующее понятие). И. может быть связан и с положительными свойствами, если свобода самовыражения способствует активизации творческого начала и стимулирует личную самостоятельность («опора на себя» - одна из базовых ценностей американского образа жизни). Но поскольку свобода осуществляется на фоне примата личных интересов и абсолютного противопоставления самоценности ценности общества, цена и последствия её проявления могут быть весьма нежелательными для других людей. Надо честно ответить на вопрос: что вы ставите выше - максимум свободной самореализации или оптимум взаимопонимания и целостности той общности, к которой вы себя относите. Индивидуалист выбирает первый ответ. И хотя последствия его действий могут быть в чем-то и полезными, и яркими, риск нарушения меры и пренебрежения чужими интересами всегда остается.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

ИНДИВИДУАЛИЗМ
(от лат. individinim - неделимое, особь, личность) - принцип поведения и идеологии, свойственный эксплуатат. обществу и порожденный господством частной собственности, приучающей человека стремиться к получению выгоды за чужой cчет, к рассмотрению личности о антисоциальной т. зр. Практически - пренебрежение интересами др. людей, интересами общества, оправдание эгоизма. И. - органич. черта религ. идеологии. Сводя смысл жизни человека к сугубо личному «спасению», объявляя нормой поведения принцип «каждый за себя, один бог за всех» (см. Римл. 14, 12), возводя в идеал образ отшельника, «подвижника», отрекшегося от общества и занятого лишь собой, религия по самой своей сущности способствует усыплению и притуплению социальных чувств людей, порождает специфический религиозный И. Правда, христианство при этом настойчиво проповедует также т. н. любовь к ближнему, что по видимости направлено против И. Однако «любовь к ближнему» служит для христианина не целью, а лишь средством к «спасению», так что она не отрицает, а, наоборот, питает религ. И. Задачи рев. преобразования общества, строительства коммунизма требуют преодоления всякого, в том числе и религ., И. в среде трудящихся, всемерного развития солидарности трудящихся, их коллективизма. Р. В. Петропавловский

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ИНДИВИДУАЛИЗМ

склонность к самоутверждению.склонность отражает теория, провозглашающая примат прав индивида над правами общества. Индивидуалистическая установка предполагает, что счастье домашней жизни, ценность повседневного труда выше каких бы то ни было политических обязательств; что личная жизнь стоит на первом месте, а общественная — на втором (позиция, например, позднего Камю, начинавшего с противоположного утверждения). Либеральное государство будет действительно демократическим лишь в том случае, если оно блюдет ценность индивидуальной жизни, в отличие от тоталитарного этатизма, сводящего индивида к его общественной функции (или, например, ценность художественного творчества к его идеологической пропаганде). Декларация прав человека признает за индивидом частные права, так что никакое государство не имеет морального права их недооценивать (доступ граждан к необходимому минимуму жизненных благ, осуждение казней и негуманных процессов, неприкосновенность человеческого жилья и т.д.). Доведенный до крайности, индивидуализм превращается в систематическое выступление «индивида против власти» и в анархизм. Проблема философии права (общественного договора Руссо, философии права Канта и Фихте) состоит в том, чтобы примирить индивидуальные свободы с общественной необходимостью: такое примирение мыслится в терминах «влияния» (государство должно «оказывать влияние» на индивидов — при этом влияние определяется как действие свободы одного на свободу другого, а не насилие над ними), «общественного, национального или гражданского воспитания» и т.д.

Источник: Философский словарь

ИНДИВИДУАЛИЗМ
лат.-неделимое, особь): стремление к выражению своей личности, своей индивидуальности; жизненная позиция, утверждающая безусловное право каждого человека на свободу и независимость, на активность и инициативу, на защиту своего внутреннего мира, частной жизни от посягательств со стороны других людей, общества, государства. Декларация прав человека признает за индивидом частные права, так что никакое государство не имеет морального права их недооценивать (доступ граждан к необходимому минимуму жизненных благ, осуждение казней и негуманных процессов, неприкосновенность человеческого жилья и т.д.). Доведенный до крайности, индивидуализм превращается в систематическое выступление «индивида против власти» и в анархизм. Проблема философии права (общественного договора Руссо, философии права Канта и Фихте) состоит в том, чтобы примирить индивидуальные свободы с общественной необходимостью: такое примирение мыслится в терминах «влияния» (государство должно «оказывать влияние» на индивидов – при этом влияние определяется как действие свободы одного на свободу другого, а не насилие над ним. В основе индивидуализма лежит признание абсолютной ценности, неповторимости, уникальности личности, обладающей творческими способностями и возможностями. Индивидуализм не означает права нарушать законы, общепринятые нормы морали, если, конечно, они не унижают достоинство и честь других людей, а, наоборот, предполагает развитое чувство ответственности за свои мысли и поступки. При чрезмерной абсолютизации позиций отдельного индивида в его противопоставлении другому индивиду, обществу в целом индивидуализм может перерасти в эгоизм и эгоцентризм.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ИНДИВИДУАЛИЗМ
(лат. indi viduum — неделимое, особь) — принцип идеологии, морали, признающий превосходство отдельной ЛИЧНОСТИ, индивидуума над коллективом и обществом, противопоставляющий интересы и потребности личности общественным интересам и потребностям. И. возникает в классовом обществе. Особенно яркое выражение он получает в условиях капитализма как следствие жестокой конкуренции, эксплуатации человека человеком, когда все превращается в товар, все покупается и продается. Частнособственнические отношения вызывают неприязнь и вражду между людьми. Человек начинает руководствоваться только своими собственными, сугубо личными эгоистическими интересами. Принцип буржуазного И. всячески пропагандирует, обосновывает буржуазная философия и этика (особенно в период империализма), пытающаяся доказать, что эгоистическая природа человека остается неизменной во все времена. Однако И. не означает независимости индивида от общественной жизни. Он выражает лишь тот факт, что общество, общественные отношения при капитализме враждебны индивиду, противоречат развитию лучших черт и способностей личности. С ликвидацией основы буржуазных отношений — частной собственности — подрываются и корни И. Человек начинает понимать, что его благополучие теснейшим образом связано с успехами всего общества, коллектива , где он трудится. На смену И. в отношениях между людьми приходит коллективизм. Но это не означает уравнения всех людей, принижения индивидуальности. Наоборот, только в служении интересам коллектива и общества в целом человек может в полной мере проявить своп индивидуальные способности, утвердить себя как личность. Поэтому всякие проявления И. в наших условиях наносят ущерб не только обществу, но и самому человеку.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

ИНДИВИДУАЛИЗМ
мировоззренческий и нравственный принцип и жизненная позиция, исходящий из приоритета ценности индивидуальной человеческой жизни и утверждающий право человека на свою особенность, индивидуальность, человеческие права. Теоретической основой принципа индивидуализма было признание автономии и самодеятельного характера существования человека в обществе, изначального наличия у него права на свободное самоутверждение. Социально-исторической основой возникновения и упрочения этого принципа был процесс индивидуализации социального бытия человека на основе общественного разделения труда и частной собственности. Индивидуалтзм использовался для обоснования духовной независимости человека от переменчивого хода событий и неблагоприятной судьбы (эпикурейство, стоицизм, скептицизм), для утверждения ценности человеческой жизни и достоинства человека (эпоха Возрождения), для освобождения от всех форм социальной зависимости. На этом пути играл положительную роль, способствуя развертыванию личной активности человека, свободе морального выбора и самоопределения, проявлению ответственности за свое поведение. Долгое время в этике считалось, что только коллективистские ценности соответствуют природе морали, утверждающей всеобщий интерес, в то время как индивидуалистические ценности лишь ослабляют и подрывают ее. В действительности мораль выполняет свое предназначение только при сознательном, свободном и добровольном выборе личности своей нравственной и жизненной позиции, когда общественные коллективистские ценности не навязываются человеку насильно, под жестким социальным контролем, а выступают как итог, к которому приходит личность в своем индивидуальном свободном развитии. В крайних формах когда этот принцип абсолютизировался, индивидуализм, зачастую оборачивался эгоизмом, волюнтаризмом, анархизмом, личным произволом и безответственностью.

Источник: Тематический философский словарь

ИНДИВИДУАЛИЗМ
(Individualismus) — такое направление мыслей, чувств и желаний, которое расценивает частную жизнь отдельного человека (в широком смысле — также и жизнь отдельной особо ценной группы, например семьи) как более важную, чем жизнь больших ассоциаций и общества в целом. Теоретический индивидуализм признает реальность вообще только индивидуального (см. Номинализм), иначе говоря, реальность собственного сознания, или Я (см. Солипсизм), и поэтому отрицает возможность обязательных для всех положений, или взглядов (см. Субъективизм). Этико-политический индивидуализм (см. Анархия; Эгоизм; Либерализм) рассматривает индивида как самоцель, а в счастье и всестороннем развитии отдельной личности он видит конечную цель; в частности, общество и государство он рассматривает только как вспомогательные средства для достижения индивидом цели. Широко распространенными разновидностями этико-политического индивидуализма являются народно-хозяйственный индивидуализм, предоставляющий хозяйственную жизнь свободной игре сил (стремлению извлечь выгоду, конкуренции) (ср. Laissez faire), и педагогический индивидуализм, который строит воспитательную работу на принципе учета индивидуальных особенностей воспитанника, считая, что настоящее товарищество возможно лишь между всесторонне развитыми индивидами. Социологический индивидуализм утверждает, что общественные процессы совершаются благодаря взаимодействию индивидов, в противоположность солидаризму или универсализму, который рассматривает общественные явления в их целостности; см. также Социализм.
Т. Litt, Individuum u. Gemeinschaft, 1912; L. Koehler Wesen u. Bedeutung des I., 1922; R. Denker, I. und mündige Gesellschaft, 1967; A. Bohnen, I. und Gesellschaftstheorie, 1975; V. Vanberg, Die zwei Soziologien. I. und Kollektivismus in der Sozialtheorie, 1975; T. C. Heller. Reconstructing Individualism, Autonomy, Individuality and the Self in Western Thought. Stanford, 1986.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Индивидуализм

1) теоретический (метафизический) - признание самостоятельного и пребывающего существования индивидуальных психических единиц, не поглощаемых и не упраздняемых общим мировым единством в той или другой его форме. Типичным представителем такого воззрения в философии следует считать Лейбница, с его монадологией.
2) И. практический - вообще утверждение и отстаивание человеческой индивидуальности против различных естественных и исторических групп и учреждений, могущих ее подавлять. В более тесном смысле практический И. означает сознательное стремление (возводимое в более или менее последовательную доктрину) к тому, чтобы единичные человеческие существа стали безусловными господами своей жизни, с освобождением их от всяких принудительных общественных связей. В этом смысле И. противополагается с одной стороны традиционному строю церковному, государственному и национальному, а с другой стороны - тем коммунистическим учениям, которые хотят заменить этот традиционный строй иным, более рациональным, но столь же (а в иных сферах еще более) принудительным; относительно же первого И. имеет относительное, историческое оправдание именно в тех случаях, когда данная часть человечества духовно переросла налагаемые на нее извне принудительные связи. Но в принципе отрицательный И. основан на недоразумении. Общественность есть неотъемлемое свойство человека, как такого; люди никогда не существовали и не могут существовать в виде отдельных изолированных единиц, а с другой стороны прогресс человечества состоит в том, что первоначальные инстинктивные связи (в диком или естественном состоянии), превратившись сперва в принудительные учреждения (внешняя цивилизация), затем все более приближаются к идеалу внутреннего единства по нормам правды и добра (царство нравственного порядка). Таким образом, нет никакого основания противополагать, в принципе, индивидуальный элемент общественному, как два враждебные и исключающие друг друга начала. Единичное лицо имеет, в меру своего собственного внутреннего содержания, высшее право против общественной неправды, но не против общества как такого, без которого само это лицо не могло бы существовать и всякое его право лишено было бы смысла. В нормальном состоянии человечества, к которому идет история, индивидуальный и общественный элементы совмещаются в сознательной нравственной солидарности, не ограничивая, а восполняя друг друга.
Вл. С.

Источник: Философский словарь Владимира Соловьева

ИНДИВИДУАЛИЗМ
лат. in dividuum - неделимое, особь) - принцип обоснования нравственности и выбора ориентации, линии поведения, к-рый основывается на мировоззренческой позиции, противопоставляющей т. зр. индивида, взятого вне его социальных связей, об-ву, всякой социальности. Об-во, исходя из этой позиции, есть нечто привходящее, побочное по отношению к природе человека, к-рый призван утверждать свою индивидуальность и нравственность вопреки «внешним», социальным зависимостям. Т. обр., И. означает отречение человека от собственной культурно-исторической сущности, от того содержания человеческой жизни, к-рым она может быть наполнена только в системе общественных связей между людьми (Человек и общество). Позиция И. выступает как противоположность коллективизму, но вместе с тем, по сути дела, И. враждебен всякому личностному развитию человека, в особенности его развитию как нравственного субъекта, ибо, лишь выходя за рамки непосредственно индивидуального существования, человек обретает себя как нравственно самостоятельную личность. И. же, уводя его от восприятия социальных проблем как своих личных и лишая его открытости навстречу судьбам др. людей, обрекает индивида на мировоззренческую замкнутость. Моральная ориентация И. - это эгоизм, нередко опирающийся на критерии утилитаризма или гедонизма, в крайних формах она приводит к анархизму, цинизму и ниилиз. Характерные индивидуалистические качества -корыстолюбие, тщеславие, честолюбие, карьеризм, чванство. Следовательно, И. столь же антигуманистичен, как и апелляция в морали к внешним, безличным силам (Авторитаризм, Отчуждение). Поэтому противопоставление И. этим силам лишь внешнее, а в конечном счете -мнимое. И. не свойствен примитивным или сохраняющим в себе архаику об-вам, где индивиды включены в социальное целое непосредственно, как его частицы, лишенные самостоятельности, подчиненные унифицирующей регуляции извне (они выступают в своих поступках и помыслах как объект действия принятых норм, ритуалов, табу). И. возникает лишь в развитом классовом об-ве, где индивиды обретают нек-рую самостоятельность, но в то же время лишены возможности проявлять ее в нравственной деятельности из-за уродливой, отчужденной формы существования культуры. В наибольшей степени И. питают буржуазные частнособственнические отношения, к-рые К. Маркс называл «чисто атомистическими» (т, 23, с. 103). Из этой «атомистичности» и вырастает иллюзия изначальной несоци-альности "индивида-одиночки, такова почва всей идеологии И. (от раннебуржуазного либерализма до утопии типа мютюализма Придана и т. п.). Его принципы получили отражение в различных буржуазных этических теориях (Общественный договор. Нравственного чувства теории. Эвдемонизм), но И. как форма осознания разрыва личности с социальной средой и противопоставления последней своей индивидуальности (ибо не найдены альтернативные en формы социальности, коллективных связей и солидарной борьбы) всегда по природе своей не адекватен прогрессивному содержанию, к-рое в эту форму вкладывается (Эгоизма теории). В идеологии совр. капитализма идеи И. претерпели кризис, на смену им приходит и усиливается тенденция технократического анти-И., отрицание высшей ценности личности, сциентистское приравнивание ее к «социальной» вещи, проповедь

Источник: Словарь по этике

ИНДИВИДУАЛИЗМ
лат. idividuum - неделимое) - философско-этический принцип, утверждающий приоритет & и автономию личности перед любой формой социальной общности. Возможны два подхода к рассмотрению И.: концептуальный в совокупности философских, этических, идеологических, политических аспектов; и практический, выражающий реальную жизненную позицию. К ранним теориям И. в европейской духовной культуре относят воззрения киников и киренаиков. В эпоху Возрождения культ индивидуальности привел к концептуальному оформлению И. Крайним выражением последнего стали теории "разумного эгоизма" Гельвеция и Гольбаха, Фейербаха, Чернышевского. Шопенгауэр предположил, что воля к жизни, присущая каждому человеку, является причиной его И. и эгоизма. Лишь в искусстве, где человек является "безвольным субъектом", и в морали, основанной на сострадании, И. исчезает в единстве сущего. В 20 в. среди многочисленных версий И. наиболее известны суждения Сартра и Бергсона, Ясперса, Юнга. Так, сам себя выбирающий и делающий человек Сартра абсолютно автономен в выборе собственного пути и абсолютно за свой выбор ответствен. В философии Бергсона открытая мораль и динамическая религия (в противовес закрытой морали и статической религии) содержат в себе И. как условие приобщения к стихии жизненного порыва. Ясперс полагает, что лишь трансценденция человека показывает его необходимый И. и сохраняет достоинство, в отличие от коммуникации, при которой человек "отражается" в других. В психологии Юнга архетип Самости позволяет достичь конечной цели индивидуального развития - личностной целостности и неповторимости. В принципе, И. не свойственен архаичному сознанию, поскольку возможен при достаточно высокой степени автономии личности, знании ею своих приоритетов, возможностях выбора, предоставляемых обществом. И. показывает меру свободы и полноты самовыражения, и, за исключением крайних своих форм, в философии субъективизма и солипсизма, является конструктивным принципом и качеством. В современном обществе феномен И. - реакция на стандартизацию и обезличивание, протест против манипулирования сознанием человека, против тоталитарных режимов, сциентистского, прагматического и утилитарного подхода к человеку. Этот протест может принимать такие формы, как нигилизм, скептицизм, цинизм, волюнтаризм, анархизм, эгоизм, авторитаризм. Причиной противопоставления личности коллективу и обществу во всех этих случаях будет отчуждение культурно-исторических сил человека. Нигилизм как принцип отрицания моральных и идеологических норм ведет к скептическому сомнению в достоверности чего бы то ни было и к циничному презрению и осмеянию культурных феноменов. Волюнтаризм как произвольность выбора в актах свободы может означать освобождение личности от власти, анархизм. Ярким проявлением И. в морали является эгоизм как принцип жизненной ориентации и моральное качество себялюбия и корыстолюбия. Догматический полюс индивидуалистических ориентации показывает авторитаризм, обосновывающий нравственность божественными велениями или указанием на власть другого авторитета. Таким образом, приоритет и автономия личности перед любой формой социальной общности конструктивны до тех пределов, за которыми превращаются в безответственное и антигуманное бытие человека в мире.
Н.Г. Севастьянова

Источник: Новейший философский словарь

ИНДИВИДУАЛИЗМ
(от лат. individuum — неделимое, особь) — система воззрений, утверждающая особую форму бытия и деятельности человека, которые раскрывают уникальный характер и неповторимое своеобразие его личности. В этической и философской основе И. — признание автономии и абсолютных прав личности в обществе. Свое законченное теоретическое обоснование и утверждение в качестве главного жизненного принципа И. получил в эпоху становления капиталистической цивилизации, утвердившей главенствующее значение и торжество частной собственности. Становление И. в общественном сознании и мировоззрении людей сыграло свою положительную роль в борьбе за освобождение человека от феодализма и власти церкви. В свою очередь, с точки зрения философии культуры, переломным моментом в истории развития И. явилась эпоха Возрождения, одним из важнейших достояний которой стал гуманизм, утвердивший главенствующую роль, самоценность и творческий потенциал отдельной личности. Основной смысл радикального переворота, произошедшего в сознании, философии и культуре Возрождения, заключался в провозглашении идеи об автономности человеческой личности, которая отныне может в своей деятельности и личной жизни обходиться без средневековых религиозных и социальных санкций. Другой самобытной эпохой расцвета И. в области философии и культуры принято считать период романтизма конца ХVIII— 1-й трети ХIХ в. Именно тогда в идеологии И. на первый план было выдвинуто понятие человеческой субъективности и гениальности, уникальных, неподвластных внешним силам и воздействиям качеств, и утверждались возможность и право отдельной выдающейся личности на коренное преобразование окружающего мира. В результате в качестве социально-политической, философско-этической и культурной концепции И. был признан явлением, наиболее полно характеризующим некоторые коренные черты и особенности западного типа цивилизации. В основе современного И. — утверждение приоритета личности перед любой формой социальной общности на основе ее самобытности и противостояния окружающему миру. Следование идеалам И. ведет к признанию отдельного человека единственной реальностью и самоцелью всего общественного развития. В то же время обогащение категории И. оказалось связано с развитием понятия индивидуальности, обозначающего неповторимость и уникальность человека во всем богатстве его неповторимых качеств и свойств. Понятие индивидуальности широко используется в современной философии, социологии, психологии, педагогике и культурологии. Принципы И. в соотношении с понятием индивидуальности дают возможность трактовать человека как активного и творческого субъекта культуры, чья свободная деятельность должна способствовать дальнейшему развитию всего человеческого общества. В современной социальной культурологии проблемы человеческой индивидуальности также рассматриваются в связи с реальной опасностью утраты личностных начал в сфере массовой культуры. Наряду с этим в настоящее время утверждение высшей ценности интересов отдельной личности, ее неподчиненности внешним силам и воздействиям соотносится в И. с признанием нереальности полной самостоятельности личности и необходимости правового и нравственного ограничения некоторых сфер ее деятельности. Важнейшие признанные мировым сообществом принципы И. легли в основу «Всеобщей Декларации прав человека», принятой ООН в 1948 г.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.

ИНДИВИДУАЛИЗМ
франц. individualisme), тип мировоззрения, сутью к-рого является в конечном счете абсолютизация позиции отд. индивида в его противопоставленности обществу, причем не какомуто определ. социальному строю, а обществу вообще. И. проявляется как в реальной жизненной позиции - в поступках, так и в различных концепциях - этич., филос., идеологич., политич. и т. п. Концепции И. изображают человека как изначально несоциальное и даже антисоциальное существо (см. также Эгоизм, Анархизм). И. не характерен для примитивных, архаич. обществ. где индивиды еще настолько неразвиты и незрелы, что непосредственно принадлежат своему социальному целому как несамостоятельные его частицы (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 46, ч. 1, с. 18). И. возникает и упрочивается лишь в развитых классово антагонистич. формациях, где почва для него расширяется по мере того, как, с одной стороны, индивиды обретают самостоятельность, но, с другой - их культурно-историч. силы получают отчужденную и безличную форму существования, в противовес их непосредственному бытию (см. Отчуждение). Таковы частнособственнические, особенно бурж., отношения, к-рые Маркс называл «чисто атомистическими» (см. там же, т. 23, с. 103); они порождают т. зр. изолированного одиночки, создают видимость изначальной обособленности индивида от всякого социального целого.
Уже ранние концепции И. возникали как следствие противоречий развития культуры в антич. Обществе (киники, киренская школа). Для эпохи Возрождения характерен культ индивидуальности, переходящий в И.Идеологи Просвещения часто делают своим исходным пунктом абстрактного индивида. С углублением социальной атомизации в условиях развитого бурж. общества формируются концепции более резкого и отчетливого И. Так, младогегельянец Штирнер («Единственный и его достояние», рус. пер., в. 1, 1906) провозгласил отречение «Я» от всего того, что не дано как «мое» (критику см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 3). В условиях монополистич. капитализма преобладают след. тенденции: 1) на смену претерпевшей кризис идеологии либерализма и И. приходит антииндивидуализм, связанный с апологией манипуляции людьми со стороны бурж. социальных институтов, с утверждением «человека организации»; 2) усиливается утилитаристское отношение к культуре, уход человека от широких проблем обществ. жизни в потребительство. На почве анархистской и нигилистич. ультралевой «революционности») возникает бунтовщический И.
Марксизм объяснил природу, историч. роль И. и показал пути его преодоления. Критикуя И., марксизм не противопоставляет ему безличные обществ. формы, оторванные от индивидов, а ориентирует на практич. устранение социальной почвы И. и полное гуманизирующее преобразование индивидами сложного и противоречивого содержания их обществ. жизни. Целостное развитие самостоят. личности осуществимо лишь вместе с подлинной коллективностью и через нее, следовательно, лишь с изживанием всех «суррогатов коллективности» (см. там же, с. 75). При этом условием свободного развития всех является свободное развитие каждого индивида (см. там же, т. 4, с. 447). Эта идея стала программным положением Коммунистич. партии: «Все для человека». Коммунистич. воспитание направлено на полное преодоление пережитков И. (стяжательство, высокомерие, эгоизм и т. п.), на утверждение всесторонне, целостно развитой личности, исполненной глубокой ответственности и творч. отношения ко всем аспектам социальной жизни.

Источник: Советский философский словарь

ИНДИВИДУАЛИЗМ
мировоззренческая программа, провозглашающая в качестве высшей ценности интересы индивида, форма осознания индивидуальности. И. проявляется в отношениях человека к человеку, индивида к обществу и государству, к социальной группе.
Оценки социальной значимости и философского смысла И. разнообразны. Он рассматривается как позиция индивида, отделяющая его от массового, «стадного» поведения, от социального конформизма. И. часто противопоставляется этатизму – поглощению жизни индивида и его интересов интересами государства. И. может рассматриваться как расширение чувства обладания, как «право собственности на самого себя» (М. Штирнер ). Существует интерпретация И. как осознанного стремления предприимчивого, энергичного индивида к личному успеху. И. как необщительность, стремление к уединению оценивается в качестве необходимой предпосылки творческой деятельности (И. Кант ). Противоречивость оценок И. определяется противоречивостью самого И. как типа мировоззрения.
Принципы индивидуалистического мировоззрения сложились не сразу, поэтому об античном И. и И. средневековой культуры можно говорить условно, опираясь на расширительную трактовку термина. Расширительное толкование И. отождествляет его с признанием относительной автономности индивида. Так, античный И. есть форма ослабления родовых и групповых связей, реализуемая посредством признания связей индивида с космическим целым. Индивидуалистические мотивы в средневековом мышлении связаны с обоснованием личной свободы человека и его ответственности перед Богом. В гуманистическом И. Возрождения находит выражение идея деятельно-конструктивной природы человека.
Содержание И. в узком смысле определяется тремя постулатами. Первый постулат – рассмотрение общества не как сложной системы социальных отношений, но как совокупного человеческого существования, коллектива, собрания индивидов. Второй постулат предполагает антропологический подход к человеку. Сущность человека рассматривается как совокупность определенных качеств, изначально ему присущих, отданных ему в безраздельное владение, неотчуждаемых. Третий постулат предполагает полное несовпадение законов жизни общества и законов жизни личности.
Эти три закона И., взятые в сопоставлении, обнаруживают свою противоречивость, чем и определяется неустойчивость И. как мировоззрения, многообразие его форм. Если индивид – лишь набор определенных качеств, которыми он обладает, а общество – совокупное «индивидное» существование, то между индивидом и обществом не должно быть пропасти. Ничто не должно стоять между ними, кроме самого обладания, в котором сосредоточены устремления человека к автономному, свободному существованию. Постепенно уступки обществу приводят к чувству утраты, собственность индивида поглощается более сильным коллективным партнером – обществом. Человек стремится вернуть свое утраченное «Я» двумя способами: либо путем законного выкупа, либо – насилием, «грабежом», подчинением себе человеческого сообщества.
Так возникают две формы И.: И. мещанский, обывательский и И. бунтарский. Для первого характерно стремление «договориться» с обществом-коллективом, «выкупить» себя за отчуждение части своих прав. Бунтарский индивидуалист не торгуется с обществом, а стремится подчинить его себе, превратить в проекцию «Я». Обе формы И. носят универсальный характер, могут проявляться в любую историческую эпоху. Однако они имеют свою «историческую родину». Мещанский И. наиболее законченную форму обретает в эпоху Просвещения. Г. Зиммель назвал его «количественным» И. Это И. равных («одинаковых») в правовом и нравственном отношении обособленных индивидов. И. бунтарский ярче всего был выражен в философии Возрождения, в немецком романтизме, в ницшеанстве. Г. Зиммель назвал этот И. «качественным», воплощающим в себе мировоззренческое кредо творческой личности.
Мировоззренческая установка И. в широком смысле характерна для любого общества с достаточно высокой степенью социальной дифференцированности и является необходимой предпосылкой социальной коммуникации. Распространение И. в узком смысле – свидетельство неэффективности функционирования наличной системы социальных связей, несбалансированности частей социального целого.

Источник: Краткий философский словарь.

Индивидуализм
мировоззренческая программа, провозглашающая в качестве высшей ценности интересы индивида, форма осознания индивидуальности. И. проявляется в отношениях человека к человеку, индивида к обществу и государству, к социальной группе. Оценки социальной значимости и философского смысла И. разнообразии. И. рассматривается как позиция индивида, отделяющая его от массового, «стадного» поведения, от социального конформизма. И. часто противопоставляется этатизму, поглощению жизни индивида, его интересов интересами Государства. И. может рассматриваться как расширение чувства обладания, как «право собственности на самого себя» (М. Штирнер). Существует интерпретация И. как осознанного стремления предприимчивого, энергичного индивида к личному успеху. И. как необщительность, стремление к уединению оценивается в качестве необходимой предпосылки творческой деятельности (И. Кант). Противоречивость оценок И. определяется противоречивостью самого И. как типа мировоззрения. Принципы индивидуалистического мировоззрения сложились не сразу, поэтому об античном И. или И. средневековой культуры можно говорить условно, опираясь на расширительную трактовку И. Расширительное толкование И. отождествляет его с признанием относительной автономности индивида. Так, античный И. есть форма ослабления родовых и групповых связей, реализуемая посредством признания связей индивида с космическим целым. Индивидуалистические мотивы в средневековом мышлении связаны с обоснованием личной свободы человека и его ответственности перед Богом. В гуманистическом И. эпохи Возрождения находит выражение идея деятельно-конструктивной природы человека. Содержание И. в узком смысле определяется тремя постулатами. Первый постулат И. — рассмотрение общества не как сложной системы социальных отношений, но как совокупного человеческого существования, коллектива, собрания индивидов. Второй постулат предполагает антропологический подход к человеку. Сущность человека рассматривается как совокупность определенных качеств, изначально ему присущих, отданных ему в безраздельное владение, неотчуждаемых. Третий постулат предполагает полное несовпадение законов жизни общества и законов жизни личности. Эти три постулата И., взятые в сопоставлении, обнаруживают свою противоречивость, чем и определяется неустойчивость И. как мировоззрения, многообразие его форм. Если индивид — лишь набор определенных качеств, которыми он обладает, а общество — совокупное «индивидное» существование, то между индивидом и обществом не должно быть пропасти. Ничто не должно стоять между ними, кроме самого обладания, в котором сосредоточены устрещения человека к автономному, свободному существованию. Постепенно уступки обществу приводят к чувству утраты, собственность индивида поглощается более сильным коллективным партнером — обществом. Человек стремится вернуть свое утраченное «Я» двумя способами: либо путем законного выкупа, либо — насилием, «грабежом», подчинением себе человеческого сообщества. Так возникают две формы И.: мещанский (обывательский) и бунтарский. Для первого характерно стремление «договориться» с обществом-коллективом, «выкупить» себя за отчуждение части своих прав. Бунтарский индивидуалист не торгуется с обществом, а стремится подчинить его себе, превратить в проекцию «Я». Обе формы И. носят универсальный характер, могут проявляться в любую историческую эпоху. Однако они имеют свою «историческую родину». Мещанский И. наиболее законченную форму обретает в эпоху Просвещения. Г. Зиммель назвал его «количественным» И. «Количественный» И. — это И. равных (одинаковых) в правовом и нравственном отношениях обособленных индивидов. И. бунтарский ярче всего был выражен в философии эпохи Возрождения, в немецком романтизме, в ницшеанстве. Г. Зйммель назвал этот И. «качественным», воплощающим в себе мировоззренческое кредо творческой личности. Мировоззренческая установка И. в широком смысле характерна для любого общества с достаточно высокой степенью социальной дифференцированности и является необходимой предпосылкой социальной коммуникации. Распространение И. в узком смысле — свидетельство неэффективности функционирования наличной системы социальных связей, несбалансированности частей социального целого.

Источник: Философия. Словарь по обществознанию

ИНДИВИДУАЛИЗМ
( лат. individual individuus нерасчленимый) — понятие, обозначающее признание приоритета интереса индивида над коллективным или институциональным интересом, а также его блага, свободы и личностного развития в качестве высшей цели, по отношению к к-рой социальные ин-ты и группы являются средством или условием ее достижения. Как жизненная позиция и мировоззрение И. возникает в результате обособления индивида от семьи, рода, клана или социальной группы, осознания им своей индивидуальной или персональной определенности в отношении природы, божества, сообщества и в процессе осмысления ценности индивида самого по себе как рационального, автономного и самоопределяющегося существа. Элементы соответствующего духовно-практического опыта встречаются уже в глубокой древности. Памятники др.-егип. лит-ры свидетельствуют о способности индивида к последовательной рефлексии. Патриархи, пророки и цари Ветхого Завета предстают посредством Бога индивидуальностями; Енох или Иов обнаруживают индивидуальность по отношению к Богу. Эта идея становится существенным моментом в христианстве. Она получает обоснование в утверждении Иисуса Христа как Сына Человеческого: индивидуальность Иисуса определяется его мессианством, Христос - посланник Бога и как таковой божествен. И человек призван к спасению своей индивидуальной души.
В многочисленных притчах Иисуса проповедуется индивидуальность человека перед Богом. Этико-философские взгляды, содержавшие идеи И., высказывались начиная с Демокрита и софистов.
В сократовском тезисе о нравственном достоинстве разумной жизни, как и в дельфийской надписи «Познай самого себя» предполагалась рациональная определенность индивида. Однако как социально-нравственный феномен И. получает распространение в эпоху эллинизма, что отразилось в учениях Эпикура, стоиков и скептиков. Стоики выводят личное благо индивида не из ценностей и установлений полиса или общины, но из закона природы; индивидуальность связывается ими с божественным порядком и равенством всех перед Богом.
В Новом Завете, как и в трудах христианских мыслителей (на протяжении всего средневековья) человек предстает индивидуальным лишь в отношении Бога; его решения и действия в миру предопределены его сословным статусом. Эти представления сохраняются и идеологами Реформации, указывавшими на равнодостоинство всех людей перед Богом, независимо от выпавшего на долю каждого жизненного поприща. Бог предстает доступным каждому индивиду непосредственно (а не через Церковь); благодаря полнейшей преданности Богу индивид обретает власть на земле как проводник божественного всемогущества. Преданный Богу, человек отделен от мира; ценность индивида выводится не из его принадлежности миру, а из существенного отличия от мира. Протестантская этика оправдывает человека в его овладении природой и в его могуществе над природой. Кальвинизм утверждал необходимость самостоятельного обоснования индивидом каждого своего решения; тем самым прямо ставился вопрос о личной ответственности человека за свою судьбу. Преданность Богу и самостоятельность в принятии решения сами по себе становятся достаточным основанием для нравственной корректности действий, в т.ч. тех, к-рые направлены к материальному благополучию. Частное накопление оправдывается как средство индивидуального спасения.
В этом М.Вебер увидел проявление духа капитализма. Именно с расцветом капиталистических отношений, давших простор свободе частной инициативы и предпринимательству, связано развитие И., получившего обоснование в философско-этических учениях Т.Гоббса, Дж.Локка, А.Смита, Ж.Ж.Руссо, К.А.Гельвеция, Б.Франклина как идеология, противостоящая феодальному абсолютизму и сословному корпоративизму.
В теориях общественного договора подчеркивался приоритет индивида по отношению к социальным структурам и государству. Индивид как бы признавался онтологически предшествующим государству, а его развитие — в качестве условия развития общества (что нашло своеобразное отражение в памфлетной формуле Б.Мандевиля: «Пороки частных лиц — благо для общества»).
В экономической теории И. получил выражение в тезисе Смита о том, что отсутствие государственного регулирования хозяйства ведет к увеличению индивидуального благосостояния.
В просветительской и постпросветительской мысли формулируется идея (с наибольшей полнотой выраженная в утилитаризме Дж.Бентама. и Дж.С.Милля) о том, что противоречия между общими и индивидуальными интересами снимаются в условиях такого социального порядка, при к-ром удовлетворение общих интересов осуществляется индивидами, сориентированными в своей деятельности на реализацию частных интересов.
В гносеологии Нового времени индивидуализм подкрепляется благодаря обоснованию особой роли рефлексии в познании (Ф.Бэкон, РДекарт, Б.Спиноза). Декартовское «cogito, ergo sum» ставит индивида в центр знания. Наконец, в моральной философии и теории права (Ф.Хатчесон, Р.Прайс, И.Кант) личностная определенность и вменяемость индивида выводятся из его автономии (см. Автономия и гетерономия) и способности к универсал изуемым суждениям (см. Всеобщность). На рубеже 18 и 19 вв., по-видимому, и возникает термин «И.», на что указывал А.Токвиль, отмечая, что новый термин был призван обозначить спокойное и взвешенное стремление каждого гражданина изолировать себя от массы себе подобных и замкнуться в узком семейном и дружеском кругу. Следствием этого стремления является то, что, создавая, т.о., для себя маленькое сообщество, человек охотно перестает тревожиться об обществе в целом. Как символ раннебуржуазного мировоззрения И. провозглашал свободу индивида от всех форм внешнего давления и тем самым стимулировал самостоятельную, инициативную личную активность, способствовал утверждению морального достоинства человека.
В отличие от эгоизма (смысл к-рого заключается в том, что человек стремится к достижению собственного блага) смысл И. заключается в том, что человек в своих мотивах, решениях и действиях ориентируется на самого себя, исходит из своего собственного понимания того, в чем заключается благо и достоинство.
В этом плане И. противостоит коллективизму и конформизму (к-рые заключаются в том, что индивид в своих мотивах, решениях и действиях исходит исключительно из стандартов, задаваемых извне). Так что в нормативном и ценностном отношении И. амбивалентен и может проявляться различным образом: как в эгоизме, анархизме, так и в альтруизме.
В определенных условиях свободного рынка И. может оказываться формой оправдания ориентации на достижение практического успеха и, т.о., выступать апологией частного интереса. Со втор. пол. 19 и в 20 в. И. нередко воспринимается в крайних формах утверждения суверенности, неподотчетности и своеволия личности; как таковой он является предметом разнообразной критики. Во-первых, И. отвергается на том основании, что всякий индивид является продуктом социальных отношений (марксизм), обычаев или культуры (коммунитаризм); и проблема заключается в таком устроении социальной или коммунальной жизни, к-рое, предоставляя наибольший простор индивидуальному развитию, направляло бы индивидов на содействие общему благу. Однако как социальный, так и интеллектуальный (см. в частности, дискуссии вокруг «Заключенного дилеммы»), и духовный опыты свидетельствуют о том, что далеко не всегда возможна такая организация коллективной (коммунальной, кооперативной, корпоративной) деятельности, к-рая бы при очевидном приоритете общего интереса обеспечивала бы ориентацию ее индивидуальных участников на достижение именно общего блага. Во-вторых, И. критикуется на том основании, что акцентированное утверждение приоритета индивида оказывается фактически сопряженным с игнорированием действительного места человека в целостном мире, шире — космосе, и в этом отношении И. противоположен универсализму: в И. индивидуальность отторгается от «иерархии живых существ», утрачивает высшие, надличностные смыслы (обсзбоживается), ее свобода оказывается в конечном счете беспредметной и формальной (Н.А.Бердяев).
В персонализме И. трактуется как система нравов, чувств, идей и учреждений, в к-рых индивиды могут быть организованы на основе их взаимной изоляции и противоборства, как порожденное новоевропейским обществом мировоззрение человека, не принадлежащего к какому-либо естественному сообществу, отягощенного неограниченной и беспредметной свободой, не доверяющего никому и вынужденного находиться в постоянной обороне (Э.Мунье). И., т.о., предстает как форма отчужденного сознания частичного индивида, не способного стать личностью.
В общественно-политических движениях 19 — перв. пол. 20 в. И. нередко сочетался с идеями уравнительности. Развитие капиталистических корпораций приводит к кризису И.: требования корпоративной лояльности приходят в столкновение с традициями И. Вместе с тем И. получает новое дыхание, с одной стороны, в либертарианстве (порой принимающем экстремистские формы анархиствующего отказа от любых форм государственного и общественного контроля), а с другой - в различных гражданских движениях (напр., за равенство прав, за сохранение окружающей среды, за усиление борьбы против смертельных болезней, за законодательную отмену смертной казни и запрещение абортов, против ядерной опасности и т.д.).
В социально-экономической теории 20 в. получил развитие «методологический И.» (Дж.Шумпстср, К.Менгер), в соответствии с к-рым все социальные изменения коренятся в деятельности индивидов - как человеческих, так и корпоративных субъектов. Методологическому И. противостоит методологический холизм, в соответствии с к-рым все социальные изменения рассматриваются как результат действия общественных механизмов. Л и т.: Бердяев И.А. Смысл творчества [Гл. VI] // Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989; Куклярский Ф. Философия индивидуализма. СПб.: Общественная польза, 1910; ТоквильА. де. Демократия в Америке. М: Прогресс, 1992. С. 373; Dewey J. Individualism: Old and New. London: I.Allen & Unwin, 1931; Clarke P.B., Norman E.R. Individualism// Dictionary of Ethics, Theology and Society / Ed. P.B.Clarke and A.Linzey. London; New York: Routledge, 1996. P. 474-479; Lukes S. Individualism. Oxford: Clarendon Press, 1986; Mounter E. Personalism [I,II]. Notre Dame; London: University of Notre Dame Press, 1952. P. Г.Апресян

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001

ИНДИВИДУАЛИЗМ
принцип поведения, социологич. и этич. учение, в основе к-рого лежит признание абсолютных прав личности, ее свободы и независимости от общества и гос-ва. Как социологич. концепция И. совпадает с субъективно-идеалистич. трактовкой историч. процесса. В различных конкретно-историч. условиях концепции И. в социально-политич. и этич. плане носили различный характер и играли разную роль. В Древней Индии принцип И. был разработан школой чарваков. Антикастовая и антибрахманистская направленность И. чарваков, стремление поставить в центр теоретич. проблем человека с его разнообразными потребностями, учение о равенстве людей от природы – все это делало их И. исторически прогрессивным. В др.-кит. философии этич. И. развивал философ Ян Чжу. Смысл жизни, по его учению, состоит в полном развитии природы человека в соответствии с его индивидуальными склонностями. Выдвигая принцип: "все для себя", Ян Чжу в то же время отвергал крайний эгоизм и распущенность личности. Свобода индивида состоит не только в следовании его своей природе, но и в освобождении личности от уз деспотич. гос-ва. Этич. индивидуализм Ян Чжу был реакцией на укрепление власти гос-ва, на идеологию конфуцианства. На позициях крайнего И. стоял современник и противник Ян Чжу – представитель даосизма Чжу-ан-цзы. В др.-греч. философии И. составлял основу этич. концепции софистов и получил выражение в формуле Протагора "человек есть мера всех вещей". В гедонистич. этике киренаиков И. занимал первостеп. место (особенно у Аристиппа). Крайнюю форму И. принял в учении киников, а позже у стоиков. "Философия наслаждения всегда была лишь остроумной фразеологией известных общественных кругов, пользовавшихся привилегией наслаждения" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 418). Принцип И. проходил и через материалистич. систему эпикуреизма. Основой поведения личности Эпикур считал стремление к разумным чувств. и духовным удовольствиям; он отвергал роскошь, излишества и распутство, приводящие к пресыщению и даже страданию. Страстным проповедником этич. И. эпикурейства явился Лукреций. Эпикурейский И. выражал в эпоху упадка греч. рабовладельч. общества стремление части рабовладельч. интеллигенции к уходу от трудностей жизни. Особое развитие принцип И. получил в этике и морали Возрождения. В эпоху становления бурж. отношений И. означал борьбу за раскрепощение личности от феод. пут, за утверждение естеств. равенства и достоинства людей. Этот И. получает свое выражение в требовании гармонич. развития человека, в культе человеч. разума, в учении о ценности человеч. личности, к-рое находит наиболее яркое проявление у Пико делла Мирандола, Джаноццо Манетти. Обосновывая принцип И., этика Возрождения возрождает антич. теории морали, гл. обр. эпикуреизм, стоицизм, платонизм. Особое значение приобретает этика Эпикура. Эпикурейский принцип наслаждения, понимаемый как удовлетворение естеств. потребностей человека и достижение душевного спокойствия, развивают Козмо Раймонди, Лоренцо Валла, Помпоний Лет и др. В дальнейшем принципы эпикурейской этики возрождаются Бруно, Эразмом Роттердамским, Монтенем, Ванини. Бурж. И. получил религ. обоснование и в идеях протестантизма, к-рый, проповедуя освобождение личности от канонов католицизма, совмещал религ. фатализм и крайний ригоризм с идеями личной свободы (Ж. Кальвин, Дж. Эдуарде). Принцип И., свойственный и этике бурж. мыслителей 17–18 вв. (Ф. Бэкон, Гоббс, Локк, Руссо), имел различную филос. основу при сходных социальных истоках. Последователями эпикурейского И. были Гассенди, Спиноза, к-рый хотя и не являлся индивидуалистом, однако вслед за Эпикуром в этич. учении исходил из интереса, пользы, стремления к самосохранению и удовольствий индивида. Развитием идей Эпикура о благоразумии, как пути к здоровым наслаждениям и счастью индивида, был принцип пользы и разумного эгоизма в этике франц. материалистов, к-рые использовали его для обоснования необходимости обществ. преобразования. И. всех этих мыслителей по социальной природе был буржуазным и его девиз: свободу частной инициативе, торговле, собственности, мысли и деятельности индивида, был исторически прогрессивным. Эти представители бурж. И. резко выступали против католич. церкви и иерархич. структуры феодализма; их идеалом была разносторонне развитая личность, а вовсе не буржуазно огранич. делец. Учение о "естественной природе" человека, теории "естественного права" и "общественного договора", установление связи моральных норм с материальными интересами индивидов – все это обосновывало бурж. И. и служило оружием в борьбе с феодализмом и католицизмом. Однако очень скоро обнаружилось противоречие между идеалом разносторонне развитой личности и бурж. действительностью, к-рое отметили уже представители утопич. социализма, особенно Фурье. Сущность этого противоречия сформулировал Маркс: "В буржуазном обществе капитал обладает самостоятельностью и индивидуальностью, между тем как трудящийся индивидуум лишен самостоятельности и обезличен" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 439). С тех пор как буржуазия стала господствующим классом, И. враждебен обществу. Бурж. И. становится этич. оправданием капиталистич. эксплуатации и препятствием для всякого обществ. движения, целью к-рого является освобождение трудящихся. И. является осн. устоем бурж. морали. Принципы И. воспроизводятся во всех сферах жизни бурж. общества и пронизывают всю бурж. идеологию. Как принцип отношения человека к человеку И. стал антигуманистическим; как норма отношения индивида к обществу он – антисоциален; как способ отношения к гос-ву и законности он стал антидемократическим; как семейная традиция он глубоко аморален. Раньше всего это обнаруживается в бурж. поли-тич. экономии. А. Смит рассматривает И. как естеств. порождение природы человека и как непременное условие нормального функционирования экономики. В 19 в. И. развивался обратно пропорционально тем реальным возможностям, к-рые бурж. общество предоставляло для развития индивида. Утилитаризм И. Бентама превратил экономич. теорию полезности в прямую апологию неприкрытого эгоизма, стяжательства, бурж. эксплуатации ("Введение в основания нравственности и законодательства" – "Introduction to the principles of morals and legislation", 1789, рус. пер. 1867). Дж. С. Милль с позиций позитивизма выразил принцип И. как методологич. основу социологич. и этич. исследований ("Утилитарианизм" – "Utilitarianism", 1863, рус. пер. 1900; "О свободе" – "On liberty", 1859, рус. пер. 1900). Начиная с Бентама и Милля происходит слияние этич. теории полезности с бурж. политич. экономией. В исторической (В. Рошер и др.), а затем в австр. (см. Менгер и Бем-Баверк) школах эта теория выступает под названием теории "предельной полезности"; она сохраняет свое значение и в совр. бурж. политич. экономии, напр., у Шумпетера (см. J. Schumpeter, Capitalism, socialism and democracy, ?. ?., 1942, p. 126). В младогегельянской школе И. принял филос. форму "самосознания", критикующего весь мир ради мысленного освобождения индивида от действит. социальных оков. В 1845 М. Штирнер опубликовал манифест бурж. И. – кн. "Единственный и его собственность" ("Der Einzige und sein Eigentum", рус. пер. 1906), в к-рой "...на место деятельного буржуазного эгоизма он поставил хвастливый, согласный с собой эгоизм индивидуального "Я" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 411). У Штирнера культ "Я" становится идеологич. угрозой для организованных действий трудящихся. Оборотной стороной этого И. было презрение к массе, к-рое особенно культивировалось братьями Бауэрами. Начиная с сер. 40-х гг. 19 в. бурж. И. выполняет две социальные функции: во-первых, борьбы против революц. движения трудящихся масс и, во-вторых, идеологич. обоснования и морального оправдания бурж. господства в меняющихся обществ. условиях. Вся история анархизма представляет собой содействие осуществлению этих задач с мелкобурж. позиций. Теоретич. основой анархизма и его краеугольным камнем выступал всегда И. (см. В. И. Ленин, Соч., т. 5, с. 300). Наиболее циничным и враждебным обществ. прогрессу становится бурж. И. в теории "сверхчеловека" у Ницше, к-рый превратил И. в эгоистич. культ грубой силы, проникнутый глубокой ненавистью к демократии и гуманизму. Эти идеи Ницше послужили одним из идеологич. источников герм. фашизма, в к-ром, несмотря на дух корпоративизма и крайний национализм, И. выступал в крайней форме. В совр. эпоху реакц. И. представляет собой ядро бурж. идеологии и является осн. мотивом почти всех ее разновидностей, служа гл. идейным оружием буржуазии в ее борьбе против коммунистич. и рабочего движения и мировой системы социализма. В эпоху сосуществования двух социальных систем И. в ходе идеологич. борьбы принял форму бурж. "философии свободы" и противопоставляется марксистско-ленинскому мировоззрению и коммунистич. этике. Осн. направления совр. бурж. философии используют И. как моральное "обоснование" антикоммунизма под видом защиты "свободы личности". В экзистенциализме, напр., центр. роль играет проблема личности. Целью объявляется свободное самоутверждение индивида. При этом свобода сводится к свободе выбора. И. пронизывает весь экзистенциализм. Изолированная от общества личность испытывает состояние непреодолимой покинутости, заброшенности, одиночества. В поисках утверждения своей свободы ей остается только ожидание смерти, "героизм" бессмысленной жизни (А. Камю, см. А. Camus, Le mythe de Sisyphe. Essai sur ?Absurde, 1942) или традиц. религ. иллюзии (Ясперс, Хейдеггер, Бубер, Марсель). Для неопозитивизма личность служит основой филос. исследований в вопросах гносеологии, социологии и этики. Он сводит все социальное к индивидуальному, объявляет общество пустым, классы, нации, формации – абстракциями и провозглашает И. как цель человеч. стремлений, а также использует И. в качестве существ. черты метода социологич. исследований. Личность живет и действует в социальных группах, к-рые разделяются позитивистскими социологами на первичные (семья, круг друзей) и вторичные (класс, нация, гос-во). Реальны лишь первичные группы, вторичные же рассматриваются как "псевдопонятия". Важнейшей реальностью является индивид. Его качества, отношения и связи определяют облик социальных групп. При этом обществ. отношения личностей толкуются субъективистски и с позиций И. как "отношение личности к...", как комплекс ее мнений, оценок, стремлений, взглядов, не обладающий объективным содержанием. Микросоциология, основываясь на этой методологии, пытается опровергнуть марксистское учение об объективной закономерности историч. процесса, искажает жизнь личности при социализме и "доказывает" реальность свободы личности при капитализме. Субъективистская релятивистская этика, пропагандируемая неопозитивистами (т.н. эмотивная теория), строго придерживается индивидуалистич. принципов. Прагматизм широко использует принцип И. в гносеологии, этике и теории воспитания. Субъективно-идеалистич. критерий истины прагматизма – успех, полезность или практика – трактуется глубоко индивидуалистически. В этич. теории, как и в прагматистской педагогике, получившей большое распространение в США, И. является целью всей системы. Все воспитат. мероприятия, по Дьюи, должны быть подчинены специфич. чертам и задаткам индивидуальности. Эта реакц. педагогич. теория всецело направлена на воспитание и укрепление И. у каждого обучающегося (Дж. Дьюи, см. J. Dewey, Individualism old and new, 1931, Школа и общество – The school and society, 1899, рус. пер. 1922). Неотомизм, идя навстречу требованиям бурж. идеологии эпохи империализма, уделяет большое внимание проблеме личности. Все социальные проблемы сводятся к морально-религиозным. Общение личности с богом оттесняет социальные связи. Важным актом сознающей себя индивидуальности является утверждение частной собственности и подготовление к индивидуальному спасению. Антикоммунистич. выступления католич. философов во славу бога, церкви и папы проникнуты пропагандой бурж. И. и клеветой на марксизм и социализм. Для совр. амер. персонализма, тесно связанного с протестантской теологией, И. служит лейтмотивом всей философии. Он раздувается, абсолютизируется, приобретает характер онтологич. концепции (истоки к-рой восходят к монадологии Лейбница, теории микрокосмоса Р. Лотце и христ. теизму Г. Тейхмюллера), согласно к-рой не только люди, но все сущее представляет собой совокупность личностей (см. Брайтмен, Флюэллинг). Во главе иерархии личностей находится бог. И. в этой философии используется для апологии теизма. И. как совр. бурж. "философия свободы" используется в качестве оружия в идейной борьбе с коммунистич. идеологией и мировой социалистич. системой. Один из руководителей зап.-герм. ин-та по вост. проблемам К. Менерт в кн. "Советский человек" ("Der Sowjetmensch", 1958) обвиняет социализм в ликвидации свободы личности и идеализирует положение личности в капиталистич. мире. С позиций И. ополчается на социализм обосновавшийся в США антикоммунист Г. Маркузе. "Социализм, – по его словам, – проявление возмущения со стороны многих против тех немногих, к-рые обладают и наделены более высокими ценностями; социализм, таким образом, представляет собою часть общего бунта против выдающихся людей" ("Reason and revolution...", N. Y., 1954, p. 266). В кн. "Советский марксизм" ("Soviet marxism", 1958) он противопоставляет И. коллективизму и коммунистической морали. С клеветой на коммунизм с позиций И. систематически выступает американский прагматист С. Хук. Крайний И. служит опорой различных теорий "элиты", широко используемых против идей социалистич. демократии (К. Башвиц, С. Хадлстон и мн. др.) (см. S. Hook, The Него in history, N. Y., 1943, p. 18; К. Baschwitz, Du und die Masse, Leiden, 1951, S. 17; S. Huddlston, Popular diplomacy and war, p. 180). Социальная функция "философии свободы" – продлить агонию обреченного эксплуататорского строя. Принципы реакц. И. служат основой совр. бурж. социальной психологии, в к-рой значит. место занимает неофрейдизм. Глубоко индивидуалистична психологич. концепция неофрейдизма, построенная на высвобождении инстинктов от социальных ограничений. Ныне она все шире применяется в социальном плане, противопоставляя индивидуальные подсознат. влечения сознат. социальной организации и революц. борьбе. Маркс и Энгельс поставили на науч. почву вопрос об отношении личности и общества и тем нанесли удар по теориям бурж. И. Они доказали, что абстрактной внеисторич. природы человека не существует; сущность человека – это совокупность всех обществ. отношений данной эпохи. Отношения в обществе частных собственников и обособленных товаровладельцев не могут не порождать И., история к-рого определяется, в конечном итоге, развитием обществ. разделения труда, форм частной собственности и способов эксплуатации. Социальной предпосылкой И. является отсутствие в эксплуататорском обществе подлинной коллективности, к-рая начинает формироваться лишь в ходе классовой борьбы пролетариев. Поскольку последние являются носителями обществ. характера процесса произ-ва и их борьба с капиталом формирует солидарность, сплоченность и сознательность класса, у пролетариата развивается подлинная коллективность в действиях, взглядах и морали, к-рая противостоит бурж. И. Социализм в корне меняет отношения общества и личности, ибо новыми становятся и общество и личность. Рождается подлинная коллективность общества, не знающего эксплуатации и политич. гнета, и создаются реальные предпосылки для гармонии личности и общества. Всестороннее развитие личности при коммунизме в корне чуждо И. Социализм обеспечивает сочетание обществ. и личных интересов, направленных к построению коммунизма, где свободное развитие каждого явится условием свободного развития всех. Развитие обществ. самоуправления в период развернутого строительства коммунизма есть яркое выражение действит. демократии и реальной свободы личности. В полную противоположность клевете бурж. "философии свободы" социалистич. коллектив является полем применения сил и талантов личности, стимулом их развития, источником морального удовлетворения, опорой в личной беде. Социализм не обедняет и не нивелирует личность, а поощряет разнообразие интересов и творч. стремлений, ставит своей целью всестороннее и свободное развитие личности. Лозунг Коммунистич. партии, сформулированный в Программе КПСС: "Все во имя человека, для блага человека", выражает стремление обеспечить формирование яркой, самостоят., богатой духовно, чистой морально, гармонично и всесторонне развитой личности, свободной от пережитков И. Моральный кодекс строителя коммунизма, сформулированный в Программе КПСС, пронизан идеалами коллективизма и гуманизма, обеспечивающими свободу и расцвет личности и вместе с тем исключающими всякий И. Бурж. И. есть его последняя историч. форма; он обречен историей на гибель вместе с капиталистич. формацией. Коммунизм знает подлинную индивидуальность, полностью и навсегда освобожденную от И. (см. также Личность). Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., 2 изд., т. 2; их же, Немецкая идеология, там же, т. 3; их же, Манифест Коммунистической партии, там же, т. 4; Маркс К., Введение (Из экономических рукописей 1857– 1858 годов), там же, т. 12; Энгельс Ф., [Письмо] П. Л. Лаврову, 12–17 ноября 1875 г., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, М., 1953; Ленин В. Неэкономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве, Соч., 4 изд., т. 1; Программа КПСС, М., 1961; Шишкин А. Ф., Из истории этических учений, М., 1959; Лейбниц Г. В., Монадология. 1714, Избр. филос. соч., М., 1908, с. 339; Lotze H., Mikrokosmus. Ideen zur Naturgeschichte und Geschichte der Menschheit, Bd 1–3, Lpz., 1856–64, рус. пер. – ч. 1–3, M., 1866–67; Winter F. J., Der Individualismus, Lpz., 1880; Sommer H., Individualismus oder Evolutionismus?, В., 1887: Teichm?ller G., Neue Grundlegung der Philosophie und Logik, Breslau, 1889; ?iegler Th., Individualismus und Sozialismus im Geistesleben des 19. Jahrhunderts, Dresden, 1899; Fourni?re E., Essai sur ?individualisme, P., 1901; Fischer E. L., ?ber den Individualismus..., Charlottenburg, 1907; Wolf H., Geschichte des antiken Sozialismus und Individualismus, G?ttersloh, 1909; Fite W., Individualism, N. Y. [a. o.], 1911; P?ibram K., Die Entstehung der individualistischen Sozialphilosophie, Lpz., 1912; Archambault P., Essai sur ?individualisme, P., 1913; Burckhardt G. ?., Was ist Individualismus?, Lpz., 1913; Weisengr?n P., Die Erl?sung von Individualismus und Sozialismus, M?nch., 1914; Dittriсh О., Individualismus, Universalismus, Personalismus, В., 1917; Horneffer E., Der moderne Individualismus, "Kant-Studien", 1918, Bd 23; Schmalenbach H., Individualit?t und Individualismus, там же, 1920, Bd 24, H. 4; Кehler F., Wesen und Bedeutung des Individualismus, M?nch.–В., 1922; Вreysig К., Vom geschichtlichen Werden, Bd l, Stuttg.–В., 1925; Kallen H. M., Individualism; an American way of life, N. Y., [1933]; Adler M. J., The idea of freedom, N. Y., 1958. В. Карпушин. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Индивидуализм

Олейник Юрий Николаевич
Читать PDF

Гуманизм и индивидуализм

Пастушкова О. В.
Статья представляет собой попытку проанализировать генезис становления индивидуалистического общества, а также выявить причины и последствия трансформации гуманизма в индивидуализм
Читать PDF

О подлинной природе человека (индивидуализм или коллективизм?)

Зеленцова Марина Григорьевна, Павлова Екатерина Сергеевна
В статье доказывается, что коллективистская идеология, как наиболее гуманная, соответствует современной исторической необходимости перехода человечества от эпохи господства частной собственности к общественной, конкретно от капита
Читать PDF

Географическое познание и индивидуализм, восприятие и исследовательский образ — важные вопросы социа

Бочарников В. Н.
Рассматриваются индивидуальные аспекты восприятия географического пространства, обсуждается необходимость интеграции феноменологического и конструктивистского подходов в разработке актуальных теоретических аспектов социально-эконо
Читать PDF

Индивидуализм в русской культуре Серебряного века

Кулагина Галина Николаевна
Статья посвящена проблемам индивидуализма начала ХХ в. В статье подчеркивается нелинейность понятия «индивидуализм». Рассматриваются различные модели отношения к индивидуализму в начале ХХ в.
Читать PDF

Индивидуализм как способ воспроизводства общественной жизни в гомогенном обществе

Пискорская С. Ю., Фибих Е. В.
В статье анализируются понятия гомогенного общества и индивидуализма, представлены формы индивидуализма и стандарты.
Читать PDF

96. 01. 006. Фольрат Э. Понятие "имущественный индивидуализм" в свете учения Адама Смита. Vollrath E

Гирко Л. В.
Читать PDF

97. 03. 007. Хегман X. политический индивидуализм. Реконструкция социальной теории Макиавелли, Боден

Гирко Л. В.
Читать PDF

Западный индивидуализм и Русская традиция

Андреев Анатолий Петрович, Селиванов Александр Иванович
В конце 20-го столетия вновь стала актуальной уходящая вглубь веков проблема взаимоотношения Запада и России как двух великих культурных путей.
Читать PDF

Коллективизм и индивидуализм в современной России

Телегин Артур Михайлович
В статье анализируется принцип коллективизма, являющийся характерной чертой русского архетипа, и индивидуализм как разновидность социальной ментальности.
Читать PDF

«Индивидуализм» В. Г. Белинского в интерпретации Иванова-Разумника

Сараєва Елена Леонидовна
В статье осмыслено воззрение русского историка начала XX в. Иванова-Разумника на эволюцию социально-этических взглядов В. Г Белинского, ставшего «глашатаем» идей идеалистов круга Станкевича и западников-реалистов 40-х гг XIX в.
Читать PDF

«Критический индивидуализм» Евгения Александровича Боброва

Половинкин Сергей Михайлович
Малоисследованный отечественный мыслитель Е.А.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • ИНДИВИДУАЛИЗМ И ХОЛИЗМ

    методологические, онтологические и ценностные установки, противостояние которых отразилось в стиле исторических, социологических и экономических концепций в XX в. В онтологическом плане индивид
  • КОЛЛЕКТИВИЗМ И ИНДИВИДУАЛИЗМ

    типы мировоззрения, сутью которых является абсолютизация либо интересов общества, группы, либо интересов отдельного человека. Причем принцип индивидуализма в марксизме определяет человека как а
  • методологический индивидуализм

    концепт из области теории общественного выбора, согласно которому все социальные явления объясняются поведением отдельных лиц, руководствующихся своими, а не чужими, предпочтениями, ценностями.
  • КОЛЛЕКТИВИЗМ-ИНДИВИДУАЛИЗМ

    базовая оппозиция для характеристики культур и культурных различий. Понятия условные, отражающие преобладающий тип. Для колллективистских культур характерны приоритет групповых ценностей над и
  • Проблема индивидуализации в средневековой философии

    Однако концепция Фомы Аквинского сталкивается со следующим затруднением. Субстанциальная форма определяет существенные свойства не одного, а множества индивидов. Она является общей (универсаль
  • ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ

    оборотная сторона социализации, социально-культурный процесс накопления личностью особенного, уникального опыта, рост ее масштаба, творческого потенциала, универсальности, самостоятельности св
  • ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ

    (Individualbegriff; от лат. individuum—«неделимое») — в противоположность общему понятию и родовому понятию (см. Род), отдельное понятие (см. Понятие), которое обозначает только отдельную вещь (индивид) или едини
  • ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ДУХ

    см. Дух; Субъективный дух.
  • ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОПЫТ

    [англ. experience] – совокупность знаний и умений, приобретенных индивидом на основе и в процессе непосредственного практического взаимодействия с внешним миром.
  • ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ

    (individuell) — принадлежащий отдельному, расчлененный. Противоположность — общий.
  • Индивидуализированное духовное

    это сознание индивида. Сознание существует, бытийствует как порожденный деятельностью мозга невидимый и необратимый поток чрезвычайно быстро меняющихся побуждений, впечатлений, чувств, пережив
  • ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО И КОЛЛЕКТИВИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО

    одна из основных оппозиций истории и философии истории. Индивидуалистическое общество (И.о.) не ставит перед собой задачу решительной перестройки общества ради достижения универсальной, обязател
  • Дистанция индивидуальная

    в этологии - механизм рассредоточения индивидов, определяющий «радиус» личного, персонального пространства, в центре которого находится охраняющий его индивид.
  • ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ЭТИКА

    (Individualethik) — часть этики, касающаяся только индивида, в отличие от общественной этики (см. Социальная этика). Индивидуальная этика требует от каждого отдельного человека нравственной самореализац
  • ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

    направление в психологии, социологии и психоанализе, выражающее идеи А.Адлера и его последователей. Гл. идея — бессознательное стремление человека к совершенству. И.п. исходит из того, что индивид
  • ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ВЕРУЮЩИМИ

    неотъемлемая и сост. часть атеистич. воспитания. Представляет собой совокупность приемов воспитат. воздействия на сознание верующих с целью формирования у них науч.-материали-стич. мировоззрения.
  • ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

    круг культурных явлений, непосредственно выражающихся и функционирующих на уровне развития и жизнедеятельности отдельной личности. В современной науке И. к. рассматривается как совокупность фор
  • Индивидуального языка аргумент

    изобретен Л. Витгенштейном: индивидуальный язык не может существовать, общественный дискурс первичен.
  • Категорический императив: индивидуальное и общечеловеческое

    Категорический императив, по замыслу Канта, — формулирование того, как должно поступать человеку, стремящемуся приобщиться к подлинно нравственному. Он непосредственно обращен к действующему че
  • ИНДИВИДУАЛЬНОЕ и КОЛЛЕКТИВНОЕ

    взаимосвязанные характеристики социальности, функционирования и развития общества. Они определяют социальность в аспекте индивидного бытия людей и их контактов между собой. Категории И. и К. ука