эпистемология в Россииэпистемология романтизма

эпистемология в Санкт-Петербурге

Найдено 1 определение:

эпистемология в Санкт-Петербурге (Ленинграде)

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ (ЛЕНИНГРАДЕ) имеет давнюю традицию, сложившуюся еще в 19 в. и связанную с именами Н. Г. Дебольского (одного из учредителей Петербургского философского общества), М. И. Каринского, В. В. Лесевича, А.И.Введенского, Н.О. Лосского, И. И. Лапшина и др. Однако после Октябрьской революции, в 1920—1940-х, ленинградские философы-марксисты мало занимались проблемами гносеологии и методологии научного познания. Интерес к ним возродился лишь в послевоенное время.         Специфика развивавшегося ленинградскими философами подхода к этим проблемам была обусловлена тем, что он, с одной стороны, формировался под влиянием логических и психологических исследований работавших в Л Г У замечательных ученых ( Б. Г. Ананьев, В. Н. Мясищев, Л.М. Веккер, И.Н. Бродский, О.Ф. Серебрянников), взгляды которых на мышление и язык послужили исходным пунктом философских обобщений, а с др. — в тесном контакте с ленинградской философской «онтологической школой», представители которой, во главе с В.И. Свидерским, видели в онтологии, существующей наряду и во взаимосвязи с гносеологией, одну из важнейших отраслей философского знания — в отличие от господствовавшей в официальной марксистско-ленинской доктрине позиции, отрицавшей правомерность ее признания в марксистской философии. Отсюда — выдвижение на передний план эпистемологической проблематики вопросов, связанных с мышлением и языком как в повседневном, так и в научном познании, и стремление согласовывать гносеологические концепции познания с онтологическими представлениями о бытии.         В этом контексте вопросы теории познания и методологии начали обсуждаться с конца 1950-х на проходивших в Ленинградском ун-те философских семинарах. В них активно участвовали ученые разных специальностей, в том числе и бывший в то время ректором известный математик А.Д. Александров. Методологический интерес был сосредоточен на философских вопросах математики и естествознания (физики, химии, биологии), а также на проблемах языка, сознания и психики. Тщательному разбору подвергались понятия теории информации, кибернетики, теории систем и семиотики, обладавшие, по тем временам, новизной. Семинарские встречи стимулировали научные поиски целого ряда питерских философов.         Особое значение приобрело творчество Л.О. Резникова (1905—1970) и В.А. Штоффа (1915—1984). Благодаря их работам уже тогда определились сквозные проблемно-тематические направления теоретико-познавательных и логико-методологических исследований. Монографии Резникова «Понятие и слово» (1958) и «Гносеологические вопросы семиотики» (1964) были в числе первых отечественных публикаций в русле лингвистического движения в мировой философии 20 в. и сыграли большую роль в пробуждении интереса советских философов к еще малоизученной тогда семиотической теме. Среди многочисленных публикаций Штоффа особой известностью и поныне пользуются «Роль моделей в познании» (1963), «Моделирование и философия» (1964) и «Проблемы методологии научного познания» (1976). Много лет Штофф являлся научным лидером ленинградской эпистемологической школы. Его личность — символ высокой нравственности в философском творчестве и философской педагогике.         В 1962 вышла в свет монография В.П. Бранского «Философское значение проблемы наглядности в современной физике», в которой разработка гносеолого-методологической концепции научного познания была связана с предложенной автором оригинальной онтологической теорией («онтологический негеоцентризм»).         Затем в 1960-х появились работы М.В. и A.M. Mocтепаненко о методологических проблемах физики, Г.А. Подкорытова — о логике научного мышления, А.С. Кармина — о методологической функции философских категорий и математических моделей в научном познании.         С осени 197 1 в Ленинградском ун-те стал работать республиканский семинар по проблемам теории познания под руководством М.С. Козловой. В работе семинара принимали активное участие различные вузы и научные учреждения страны. Укрепились творческие связи с московскими философами, а также с учеными др., регионов как ближайших, так и отдаленных. За годы работы семинара были сделаны доклады таких известных философов, как В. А. Лекторский, О. Г. Дробницкий, B. C. Степин, Н. В. Мотрошилова, М.К. Мамардашвили. Семинар объединил всех, кто вел систематические исследования по эпистемологии, логике и философии науки, включая не только философов, но и их коллег по гуманитарному и естественнонаучному знанию. Он превратился в эффективный способ междисциплинарного и философского общения (см. об этом: «Вопросы философии». 1973. № 9).         Развитию эпистемологических исследований в Ленинграде в немалой мере способствовала также работа учрежденного в 1972 Минвузом РСФСР при Ленинградском ун-те республиканского Проблемного совета по материалистической диалектике, руководителем которого был В.И. Свидерский. Вопросы теории познания и методологии науки обсуждались как на заседаниях Совета, так и на страницах выпускавшегося им ежегодно в течение полутора десятилетий периодического издания «Проблемы диалектики» под редакцией В.В. Ильина и др.         С 1970-х проблемно-тематический диапазон эпистемологических исследований ленинградских философов радикально расширяется, а их публикации приобретают широкую известность. Появляются новые работы В.П. Бранского по методологии научного исследования, разрабатываются вопросы логики научного мышления (И.Н. Бродский, О.Ф. Серебрянников, Я.А. Слинин, Э.Ф. Караваев), проблемы научного творчества и творческой интуиции (АС. Кармин), философские вопросы естествознания ( В. И. Свидерский, В. Г. Иванов, А. С Мамзин), медицины (В.П. Петленко, А.А. Корольков), теории информации (Д.А. Гущин), методологические проблемы социальных наук (И.С. Кон, М.С. Каган, В.А. Ядов, А.Г. Здравомыслов, И.А. Голосенко). С публикациями, посвященными детерминации научного познания, его методам и ценностным аспектам, а также методологическому анализу философского знания, выступает начавшая свою научную деятельность в Ленинграде Л.А. Микешина. Выходит в свет целый ряд ленинградских сборников и коллективных трудов, освещающих эпистемологическую проблематику, в том числе обобщающая коллективная монография «Диалектика познания» (редактор А.С. Кармин). В 1980-х в Ленинграде под его руководством работает междисциплинарный семинар по проблемам творчества, в котором с участием философов и ученых различных специальностей, в том числе и из др. городов страны, обсуждаются методологические и гносеологические аспекты творческой деятельности.         На 1980-е приходится период наибольшей активности эпистемологических исследований в Ленинграде. В это время публикуются монографии М.С. Козловой «Философия и язык» (1982), В.В. Лапицкого «Структура и функции субъекта познания» (1983), В. А. Карпунина «Формальное и интуитивное в математическом познании» (1983), Б.В. Маркова «Проблемы обоснования и проверяемости теоретического знания» (1984), С.С. Гусева «Наука и метафора» (1984), Б.Я. Пукшанского «Обыденное знание: Опыт философского осмысления» (1987), Г.Л. Тульчинского «Проблема осмысления действительности» (1986), Ю.Н. Солонина «Наука как предмет философского анализа» (1988), Б.И. Липского «Практическая природа истины» (1988). В 1990-х — начале 2000-х в свет выходят книги Ю.М. Шилкова «Гносеологические основы мыслительной деятельности» (1992), Ю. В. Перова «Историчность и историческая реальность» (2000), С.С. Гусева «Смысл возможного: Коннотационная семантика» (2002). Во всех этих работах так или иначе ставятся и решаются кардинальные вопросы эпистемологии.         На сегодняшнем этапе развития Петербургской (Ленинградской) эпистемологической школы ведущими исследовательскими центрами стали кафедра онтологии и теории познания и кафедра философии науки и техники философского факультета СПбГУ Позитивную роль играет укрепление контактов с психологическим факультетом ун-та, где за последнее время возрос интерес к эпистемологическим проблемам (В.М. Аллахвердов, В.А. Аверин, А.И. Юрьев и др.), что привело к обсуждению их на совместных заседаниях.         Важнейшее место в исследовательской работе петербургских эпистемологов занимает идея рациональности. На почве этой идеи сейчас под эгидой кафедры онтологии и теории познания СПбГУ развиваются несколько творческих направлений, в русле которых работают Ю.М. Шилков, С.С. Гусев, Б.И. Липский, Г. Л. Тульчинский и др.: рациональность и повседневная жизнь; рациональность и дисциплинарный образ науки; рациональность и перцептивное познание; рациональность и вымысел; рациональность и современная культура. Активно ведется разработка логики и методологии научного познания (В.П. Бранский, Э.Ф. Караваев, В.П. Котенко, А.Э. Назиров, Б.Я. Пукшанский и др.). Одним из перспективных направлений в последние годы стало развитие синергетического подхода к проблемам философского и социального познания (труды В.П. Бранского, М.С. Кагана, В.В. Васильковой и др.). Важную роль здесь играет семинар по социальной синергетике (руководитель В.П. Бранский), основанный в СПбГУ по инициативе декана философского ф-та Ю.Н. Солонина.         А.С. Кармин, Ю.М.Шилков

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено схем по теме эпистемология в Санкт-Петербурге — 0

Найдено научныех статей по теме эпистемология в Санкт-Петербурге — 0

Найдено книг по теме эпистемология в Санкт-Петербурге — 0

Найдено презентаций по теме эпистемология в Санкт-Петербурге — 0

Найдено рефератов по теме эпистемология в Санкт-Петербурге — 0