ДОСТОЕВСКИЙ Федор МихайловичДОСТОИНСТВО ЛИЧНОСТИ

ДОСТОИНСТВО

Найдено 7 определений термина ДОСТОИНСТВО

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

Достоинство

/D/ Wurde; /E/ Dignity; /F/ Dignite; /Еsр./ Dignidad.

Идеальное представление человека о самом себе, являющееся для него чем-то высшим, безусловным, заслуживающим уважения, к реализации чего он стремится. Достоинство основывается на уважении к себе, самостоятельности, деятельности и свободе. Оно предполагает потребность и обязанность личности к всестороннему духовному и физическому совершенству.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия, практическое руководство

ДОСТОИНСТВО

сознание ценности личности, ее нравственных качеств независимо от положения человека в обществе, от его политических, религиозных и прочих взглядов. Представления о достоинстве основываются на убеждении в равенстве всех людей перед нравственными законами, на признании самостоятельности человека, его способности контролировать свое поведение, отвечать за свои поступки и помыслы. Чувство собственного достоинства не позволяет человеку пренебрежительно относиться к другим людям. В то же время достоинство личности требует от окружающих уважения к ней, признания не только ее обязанностей по отношению к коллективу, обществу, но и ее прав. В отличие от понятия чести, достоинство предполагает большую степень свободы личности от конкретных условий ее жизни, что может привести к противоречию с существующими моральными «кодексами чести».

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь

ДОСТОИНСТВО

понятие морального сознания, выражающее представление о ценности личности, категория этики, отражающая моральное отношение человека к самому себе и об-ва к индивиду. Сознание собственного Д. является формой самоконтроля личности, на к-рой основывается требовательность индивида к себе; в этом отношении требования, идущие от об-ва, принимают форму специфически личных (поступать так, чтобы не унизить своего Д.). Т. обр., Д. наряду с совестью— один из способов осознания человеком своего долга и ответственности перед об-вом. Д. личности регулирует также отношение к ней со стороны окружающих и об-ва в целом, заключая в себе требования уважения личности, признания ее прав и т. д. В обоих случаях Д. выступает как важная сторона социальной и моральной свободы личности. Идеалистическая этика ищет источник Д. в некой внесоциальной (божественной, природной, “собственно человеческой”) сущности личности и противопоставляет Д. индивида законам, требованиям и правам об-ва. Марксистская этика рассматривает Д. как социально обусловленное и историческое отношение, к-рое впервые возникает в период разложения первобытнообщинного строя вместе с возникновением личности, но в классовом об-ве проявляется противоречиво. Нравственные представления о Д. личности прямо коррелируют с развитием правосознания, гражданской зрелостью об-ва, реальной обеспеченностью прав человека.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

Достоинство

цена, в переносном смысле - чувство, тесно связанное с качествами человека. Если говорят о чувстве собственного (личного) достоинства, то это значит, что человек имеет собственную самооценку (оценил собственные достоинства) и представляет (полагает), что так же относятся к нему и окружающие. Если оказывается, что окружающие оценивают его заметно ниже, то чувство собственного достоинства ущемляется. При этом человек либо корректирует собственную самооценку, что всегда является мучительной работой над собой, но делает ему честь, либо воинствующе начинает доказывать, что это другие плохи, а вот он хорош, пытаясь тем самым сохранить чувство собственного достоинства. При этом в подавляющем большинстве случаев такой человек действует на уровне пещерного менталитета: вызывает для этого обидчика на дуэль, мстит, становится человеконенавистником, объявляет войну, совершает большое количество поступков, которые показывают, что им руководит не разум, не чувство собственного достоинства, а другие чувства: зависть, ревность, уязвленное самолюбие (менталитет), которые показывают, что данный человек не является человеком в полном смысле этого слова, разумным (а быть разумным, как показал Ортега-и-Гассет, это очень и очень трудно). Естественно, что подобное поведение человеку чести не делает, но сохранить самоуважение и самоощущение позволяет..

В соответствии с [17] достоинство - положительное качество вещи; совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе.

Иногда говорят о потере человеком своего достоинства в результате совершения им неблагопристойных и им подобных поступков, то есть о потере человеком некоторых качеств, общепринято считающихся достоинствами человека: честности, порядочности (говорят, что "человек себя обесчестил"), искренности и т.п.- что ему чести не делает и вызывает угрызения совести. Для борьбы с последним явлением и было, вероятно, придумано понятие о свободе совести.

Ассоциативный блок.

Люди или классы, облеченные властью, не способные самостоятельно сохранять свое достоинство и честь, но любящие и желающие выглядеть красиво в собственных глазах, стремящиеся закрепить положения об охране их чести и достоинства при помощи государственных институтов, (т.е. другими людьми), в нормативных документах (декларациях, юридических кодексах, конституциях и т.п.), всегда были, есть и будут.

Не следует путать достоинство с достоянием.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

ДОСТОИНСТВО

понятие морального сознания, выражающее представление о ценности всякого человека как нравственной личности, а также категория этики. к-рая означает особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны об-ва, в к-ром признается ценность личности. С одной стороны, сознание человеком собственного Д. является формой самосознания и самоконтроля личности, на нем основывается требовательность человека к самому себе. Утверждение и поддержание своего Д. предполагает совершение соответствующих ему нравственных поступков (или, наоборот, не позволяет человеку поступать ниже своего Д.). В этом смысле понимание собственного Д. наряду с совестью и честью является одним из способов осознания человеком своей ответственности перед собой как личностью. С др. стороны, Д. личности требует и от др. людей уважения к ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей, высокой требовательности к нему. Идеалистическая этика считает основой Д. личности ее свободу от общественных связей, ищет источник его в некой потусторонней сущности человека (в происхождении от бога и связи его с богом, в его «вечной жизни» - см. Неопротестантизм). Марсель (Экзистенциализм) утверждает, что Д. личности не связано с выполняемыми ею функциями в об-ве, а коренится в якобы не поддающемся разумному анализу смысле ее бытия. Такое внеобщественное понимание Д. обусловлено тем, что в классовом об-ве действительное Д. человека постоянно принижается и попирается эксплуатацией и социальной несправедливостью. Но вместе с тем сторонники этой теории не могут предложить никаких реальных путей к восстановлению Д. человека. Марксистская этика рассматривает личное Д. как выражение той высшей меры исторического развития человека, к-рая соответствует определенным условиям его общественной жизнедеятельности. В феодальном об-ве Д. человека почти целиком ограничивалось его сословной честью, к рая оставляла весьма мало места для собственно личного Д. Буржуазная мораль первоначально трактовала Д. личности как самоутверждение человека посредством личных способностей и предприимчивости, вне зависимости от его сословной принадлежности. Однако на деле оказалось, что это Д. ю-прежнему определяется общественным положением человека, частой собственностью. Что же касается трудящихся, то их подневольный и эксплуатируемый труд, в сущности, отрицает в них Д. свободной личности (Отношение к труду) В антагонистическом об-ве действительное утверждение человеком своего Д. возможно лишь в революционной борьбе с устоями этого об-ва Восставая против антигуманного общественного строя, человек на деле доказывает (и осознает), что он достоин лучших условий жизни. Спасти свое человеческое Д., указывал Ф. Энгельс, пролетарий может, только выражая протест против буржуазии, против того класса, к-рый эксплуатирует его. В равной мере Д. каждого члена об-ва практически признается лишь в условиях социализма и коммунизма. Здесь каждый человек впервые получает возможность повседневно утверждать себя как нравственную личность в свободном труде на общее благо, в сознательном служении людям, в активном самостоятельном участии во всех областях общественной жизни. Здесь впервые понятие Д. личности приобретает подлинно моральный смысл: оно не зависит ни от общественного положения человека, ни от конкретного характера его труда. От самого человека зависит, насколько высоко он будет нести свое Д. и осуществлять свое человеческое назначение.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по этике

ДОСТОИНСТВО

характеристика человека с точки зрения его внутренней ценности, соответствия собственному предназначению. Принципиально таковы уже исторически ранние представления о достоинстве, привязанные к социальному статусу человека (достоинство тем выше, чем выше статус). Употребление в посттрадиционных обществах для обозначения достоинства словосочетания «внутреннее благородство» свидетельствует о том, что достоинство начинает обозначать благородство, отличное от иерархически высокого происхождения или положения. Достоинство как моральное понятие («общечеловеческое достоинство», по И. Канту) характеризует индивида как личность: достоинство человека определяется не его происхождением, богатством, образованием или социальным положением, а присущей ему как индивидуальной личности и гражданину свободой. По Канту, достоинство, выступающее основанием воления, противостоит любым иным практическим побуждениям, в частности своекорыстным. Самоценность достоинства удостоверяется тем, что оно, в отличие от цены, не имеет эквивалента; как «внутренняя ценность» оно имеет отношение не к склонности и потребности, а соответствует вкусу.

Понятие достоинства как общечеловеческой характеристики может иметь разную степень обобщения. В качестве достойного может признаваться индивид, а) соответствующий представлению о высшем предназначении человека (таков общегуманистический образ достоинства, складывающийся уже в античности, ярко выраженный у Аристотеля, Эпикура, стоиков); б) просто как таковой, т. е. безусловно (в христианстве достоинство человека ассоциируется с тем, что он изначально заключает в себе образ Бога; в кантовсхом учении уважение к другому обусловлено тем, что другой признается в качестве субъекта законодательствующей воли); в) как личность, исполняющая свои обязанности и отвечающая разумным ожиданиям окружающих в конкретных человеческих отношениях. Различия в толкованиях свидетельствуют о том, что достоинство в отличие от заслуги (эти понятия нередко употребляются в качестве синонимов)—не только оценочное, но и императивное понятие: человеку предписывается быть достойным. Человек, в силу обстоятельств не имеющий возможности соответствовать этой императивности и отвечать ожиданиям или не понимающий, что от него ожидают,— жалок, а не желающий соответствовать—презренен. Этим достоинство отличается от заслуг, которые вменяются человеку в знак одобрения его достижений, успехов на каком-либо поприще; через признание заслуг как бы утверждается ценность человека в сравнении с другими людьми и человек рассматривается как средство для достижения высших целей, которые и выступают как критерий или мера заслуг. Абсолютизация такого отношения к человеку ведет к восприятию его как «винтика».

В субъективном плане достоинство как чувство самоуважения заключается в ощущении человеком собственной значимости. Так понимаемое достоинство, в отличие от иллюзий самомнения, основывается на том, что человек обладает рациональным и реалистичным жизненным планом, уверен в собственных способностях и понимает, что его личность и его дела одобряются («по достоинству оценены») уважаемыми им людьми (Дж. Ролз). Поскольку человек сохраняет ощущение своей значимости при условии, что другие одобряют его действия (т. е. ощущает себя значимым в той мере, в какой сделанное им вызывает восхищение других или отвечает их потребностям и интересам), люди в отдельных случаях могут пытаться реализовать свою потребность в достоинстве на основе конформистских стратегий поведения, которые, как очевидно, противоречат моральному смыслу понятия достоинства.

Лет.: Кант И. Основы метафизики нравственности.—Соч. в б т., т. 4(1). M., 1965, с. 276—78; РолзДж. Теория справедливости (§ 67). Новосибирск,1995.

Р. Г. Апресян

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

ДОСТОИНСТВО

личности – осознание личностью своего обществ. значения, права на обществ. уважение, основанное на признании обществом социальной ценности человека. Содержание господствующих в том или ином обществе взглядов на человеч. Д. определяется в конечном счете характером обществ. отношений, от к-рого зависит положение личности в обществе. Чувство собств. Д. зарождается у человека уже в родовом обществе, хотя здесь индивид, по словам Маркса, еще не оторвался "...от пуповины естественнородовых связей с другими людьми..." ("Капитал", т. 1, 1955, с. 85). Основой зарождающегося в родовом обществе Д. было участие в общем труде и уважение со стороны соплеменников к людям, проявившим силу и храбрость в добывании средств к жизни и в столкновениях с враждебными племенами. С возникновением частной собственности человеч. Д. рассматривается преимущественно как привилегия личности, принадлежащей к господств. классам; рабы, считавшиеся только "говорящими орудиями", не могли на него претендовать. Однако в многочисл. восстаниях (напр., восстание Спартака) рабы, борясь против угнетения рабовладельцев, добивались восстановления попранного человеч. Д. Личность человека в рабо-владельч. обществе продолжала оставаться скованной религ. предрассудками, от к-рых в известной мере смогли освободиться лишь передовые люди того времени, верившие в силы и возможности человека. "Глупо просить у богов то, что человек способен сам себе доставить", – говорил Эпикур (см. "Материалисты Древней Греции", М., 1955, с. 223). В эпоху феодализма развивается феод. понятие Д. (т.н. рыцарская честь), носившее ярко выраженный сословный характер и исключавшее право на человеч. Д. "черни", "простолюдинов". В процессе многочисл. крест, восстаний и войн нар. массы вырабатывали новые представления и понятия о человеч. Д. В борьбе против феод. идеологии с ее отрицанием человеч. Д. (человек есть "раб божий") развиваются взгляды представителей гуманизма, требующих признания высокого назначения и Д. за каждым человеком. В эпоху Возрождения проблема Д. становится одной из основных проблем философских, этических и эстетических трактатов. Джианоццо Манетти в трактате "О достоинстве и превосходстве человека", Пико делла Мирандола в соч. "О достоинстве человека" провозглашают принцип высокого призвания человека. Человек сам творец своей собственной формы. От его воли и желания зависит, будет ли он высшим существом, превосходящим все другие существа, либо же он выродится в низменное существо. Человек опирается не на бога, не на свое происхождение, а исключительно на самого себя, на свое Д. Гуманисты высмеивали феодальное понятие Д. и чести, основанное на знатности происхождения. Эразм Роттердамский в сатире "Похвала Глупости" писал о феодалах: "Как ни тороплюсь я, не могу, однако, обойти молчанием тех, которые хоть и не отличаются ничем от простого поденщика, однако кичатся благородством своего происхождения... Но еще находятся дураки, готовые приравнять этих родовитых скотов к богам!" (указ. соч., М., 1960, с. 55). Деятели эпохи Возрождения, материалисты и просветители 17 и 18 вв. стремились подойти к оценке значения человеч. личности с т. зр. разума и требований человеч. природы. Гоббс ставил Д. человека в зависимость от его личных способностей и добродетелей, образующих могущество человека. "Публичная ценность человека, т.е. та цена, которую придает ему государство, есть то, что люди обычно называют д о с т о и н с т в о м. И эта цена, положенная ему государством, выражается в пожаловании должностей военных, судейских, по государственному управлению или в пожаловании имен и титулов, введенных для выявления такой цены" ("Левиафан...", М., 1936, с. 90). Представитель демократич. крыла франц. Просвещения Руссо связывал чувство Д. с проблемой свободы: "Отказаться от своей свободы – это значит отказаться от своего человеческого достоинства, от прав человека, даже от его обязанностей... Такой отказ несовместим с человеческой природой" ("Об общественном договоре", М., 1938. с. 8). Представители франц. материализма 18 в. (Гольбах, Гельвеций) видели Д. человека в свободном удовлетворении его личных интересов, к-рое возможно, однако, только при разумном удовлетворении общего интереса, общего блага всех людей. В нем. классич. философии принцип Д. личности наиболее отчетливо был провозглашен Кантом. Формулируя положения категорического императива, Кант утверждал самоценность человеч. личности. "Действуй так, – писал он, – чтобы ты никогда не относился к человечеству, как в твоем лице, так и в лице всякого другого, только как к средству, но всегда в то же время и как к цели" ("Основоположения к метафизике нравов", М., 1912, с. 55). Нем. философы рассматривали понятие Д. в связи с проблемой свободы, к-рая понималась как свобода духа. Такое понимание Д. нашло выражение во взглядах Шиллера, Фихте и др. "Господство моральной силы над инстинктами, – писал Шиллер в ст. "О грации и достоинстве", – есть свобода духа, и выражение ее называется в явлении достоинством" (Собр. соч., т. 6, М., 1957, с. 156). Рассматривая проблему Д. в связи с проблемой целостности человеческой личности, Шиллер считал необходимым достижение единства моральной силы и эстетич. совершенства, Д. и грации. "...Они не исключают друг друга в одной личности и даже в одном ее состоянии, напротив, только от грации получает достоинство подтверждение, и только от достоинства получает ценность грация" (там же, с. 162). В буржуазном обществе главным мерилом Д. человека является его богатство. В условиях капиталистич. эксплуатации миллионы трудящихся утрачивают права на уважение и человеч. Д. "В буржуазном обществе капитал обладает самостоятельностью, между тем как трудящийся индивидуум лишен самостоятельности и обезличен" (Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, см. Соч., 2 изд., т. 4, с. 439). Отношения эксплуатации закономерно порождают, с одной стороны, самомнение, чванство, честолюбие и тщеславие, а с др. стороны – подхалимство, угодничество, лицемерие и продажность. В эпоху империализма, когда монополистич. буржуазия окончательно отказалась от демократич. принципов, вновь широко проповедуется культ грубой силы, теории элиты и "сильной личности", призванной осуществлять господство буржуазии, попирая человеч. Д. масс. В революц. борьбе за свое освобождение рабочий класс вырабатывает свое понятие о Д., в основе к-рого лежит борьба за освобождение трудящихся масс от эксплуатации, сознание всемирно-историч. миссии пролетариата. В условиях эксплуататорского общества порабощенный трудящийся человек поднимается до осознания своего Д., включаясь в освободит. борьбу масс. "Раб, сознающий свое рабское положение и борющийся против него, есть революционер. Раб, не сознающий своего рабства и прозябающий в молчаливой, бессознательной и бессловесной рабской жизни, есть просто раб. Раб, у которого слюнки текут, когда он самодовольно описывает прелести рабской жизни и восторгается добрым и хорошим господином, есть холоп, хам" (Ленин В. И., Соч., т. 13, с. 33). Д. пролетария связано с сознанием силы и Д. своего класса, с чувством классовой солидарности. "...Пролетарская самостоятельность, – писал Плеханов, – обусловливает собою сознание пролетарием своей зависимости от капиталиста и стремление от нее и з б а в и т ь с я... А для этого нет другого пути, кроме сплочения пролетариев... кроме их объединения, для совместной борьбы за существование... Его т я г о т е н и е к м а с с е прямо пропорционально е г о с т р е м л е н и ю к независимости, его сознанию собственного достоинства, словом – развитию его и н д и в и д у а л ь н о с т и" (Избр. филос. произв., т. 5, 1958, с. 511). С развитием обществ. жизни расширяются и обогащаются представления и понятия о Д. Высшим образцом борьбы за человеч. Д. в эксплуататорском обществе является борьба за уничтожение капиталистич. строя, за мир, нац. освобождение народов, демократию и социализм. В совр. условиях, в условиях нац.-освободит. революций и войн особенное значение получает Д. народов, сбросивших цепи колониализма. Д. человека социалистич. общества – это осознание им своего обществ. значения как творца новых, коммунистич. отношений между людьми. Основу Д. личности при социализме составляет выполнение обществ. долга, активное и сознат. участие в строительстве коммунизма, единство личных и обществ. интересов. Задача воспитания чувства собственного Д. сов. человека неразрывно связана с задачей воспитания чувства долга перед родиной и народом. "Мы желаем воспитать культурного советского рабочего... Мы должны воспитать у него чувство долга и понятие чести, иначе говоря, – он должен ощущать достоинство свое и своего класса и гордиться им, он должен ощущать свои обязательства перед классом" (Макаренко А. С., Соч., т. 2, 1957, с. 397). В процессе коммунистич. строительства в сов. людях развивается чувство коллективизма, сознание ответственности за общее дело. Весь строй социализма, весь социалистич. правопорядок обеспечивают высокое Д. сов. человека. Оно неразрывно связано с непримиримой борьбой против всего того, что унижает человека труда: против несправедливости и угнетения, низкопоклонства и холопства, самодовольства и чванства. Д. сов. человека поднимается на новую, более высокую ступень в период развернутого строительства коммунизма, когда само общество охраняет личное. Д. каждого гражданина. "Личное достоинство каждого гражданина – говорится в Программе КПСС, – охраняется обществом" (1961, с. 121). Переход к коммунизму означает всемерное развитие свободы личности и прав советского гражданина. Д. сов. человека сочетает в себе преданность и любовь к своему народу, гордость его революц. традициями с уважением к трудящимся массам др. наций, к народам др. стран, гордость своим самым прогрессивным и гуманным мировоззрением – марксизмом-ленинизмом. Лит.: Ленин В. И., Памяти графа Гейдена, Соч., 4 изд., т. 13; ?леханов Г. В., К вопросу о роли личности в истории, [М.], 1948; его же. Избр. филос. произв., т. 5, М., 1958, с. 511, Герцен А. И., Несколько замечаний об историческом развитии чести. Собр. соч. в тридцати томах, т. 2, М.. 1954; Макаренко А. С, Из истории коммуны имени Ф. Э. Дзержинского, Соч., т. 2, М., 1957; ?ихте И. Г., О достоинстве человека, Избр. филос. соч., т. 1, [М.], 1916; Пикоделла Мирандола Дж., О достоинстве человека, в кн.: Дживелегов А. К., Возрождение. Собрание текстов..., М.–Л., 1925; Гоббс Т., Левиафан..., [М.], 1936, ч. 1, гл. 10; Шиллер Ф., О грации и достоинстве, Собр. соч., т. 6, М., 1957. В. Морозов. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме ДОСТОИНСТВО — 0

Найдено научныех статей по теме ДОСТОИНСТВО — 0

Найдено книг по теме ДОСТОИНСТВО — 0

Найдено презентаций по теме ДОСТОИНСТВО — 0

Найдено рефератов по теме ДОСТОИНСТВО — 0