ЧаншэньЧАНЬ СЮЭ

ЧАНЬ

Найдено 3 определения термина ЧАНЬ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское]

ЧАНЬ

вторая по популярности после школы «чистой земли» (амидаизма) школа кит. буддизма. Кит. название «чань» восходит к санскр. слову «дхьяна» — медитация. Ежедневная медитация,  продолжающаяся неск. часов,—основа религ. практики Ч. Однако основоположники Ч., развивая тезис махаяны о тождестве сансары и нирваны, отказывались противопоставлять медитативное состояние прочим формам человеч. деятельности. «Обыкновенное сознание — это и есть истина»,— гласит один из гл. постулатов Ч. По преданию, Ч. основана выходцем из Индии патриархом Дамо (Бодхидхарма), прибывшим в Китай во вт. четв. б в. и обосновавшимся в монастыре Шаолиньсы (пров. Хэнань). Бодхидхарма считается 28-м по счету преемником мудрости Будды, передававшейся непосредственно от учителя к ученику. Наряду с идеей «передачи истины от сердца к сердцу» другой отличит.особенностью чаньской традиции стало учение о «внезапном просветлении» (дунь у). Последнее было развито 6-м (и последним) патриархом Ч. Хуэйнэном (638-713), основателем т. н. южн. ветви Ч. В 8—10 вв. чаньская традиция разделилась на 5 толков, из к-рых 2 — Линьцзи и Цаодун — сохранились до наших дней. Различаются 4 осн. принципа Ч.: «Не твори письменных поучений», «Передавай традицию вне наставлений», «Прямо указывай на человеч. сердце», «Прозревай природу и становись Буддой». В отл. от прочих школ кит. буддизма в монастырях Ч. большое значение придавалось совместному физич. труду. В монастыре Шаолиньсы сложилась самобытная школа воинского искусства. Ч. оказал глубокое влияние на лит-ру и искусство позднеср.-век. Китая. Школа Ч. широко распространилась также в Корее, во Вьетнаме и в Японии, где она получила название дзэн. В. В. Малявин

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

ЧАНЬ

школа буддизма махаяны, сформировавшаяся в Китае на рубеже 5-6 вв. Первым кит. патриархом Ч. считается полулегендарный миссионер Бодхидхарма. Как самостоят. система Ч. сложилась при 6-м патриархе Хойнэне (637-713). Назв. школы происходит от сокращенного варианта кит. транскрипции санскр. слова дхъяна (кит. чаньна) - мистич. созерцание, сосредоточение, медитация. Однако методы пассивной медитаций, заимствованные из традиц, буддийской йоги, сочетались и Ч. с методами активной, «динамич.» медитации, заимствованными из психотехники даосизма; заметное влияние оказал также тантризм. Религ.-филос. учение Ч. Сложилось на основе воззрений мадхьямики и йогачары, переосмысленных в духе Трактатов раннего даосизма («Дао дз цзин», «Чжуанцзш и др.) И комментариев представителей неодаосизма. Осн. принципы теории и практики Ч.: недоверие к слову и тексту как форме передачи высшей истины и дискурсивнологич. мышлений как способу ее постижения; возможность достичь «просветления» и «освобождения» без длит. восхождения по пути самосовершенствования; спонтанное и внеинтеллектуальное постижение высшей истины посредством интуитивного озарения; возможность достижения совершенства в процессе активной жизнедеятельности и эстетизации окружающей действительности (в Ч. высоко ставились различные виды практич. деятельности, к-рые могли рассматриваться как своеобразная форма йоги; физич. труд, творчество художника, поэта или актера, «военно-прикладные иск-ва» - кулачный бой, борьба, фехтование, стрельба из лука и т. д.); преодоление привязанности к духовным авторитетам и догмам; отказ от подражания и обретение внутр.свободы; снятие всех противоположностей типа «время - вечность», «субъект - объект», «жизнь - смерть», «истинное - ложное», «добро - зло» и т. д. С 7 в. появилась в Японии - см. Дзэн.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

ЧАНЬ

в япон. произношении Д з э н) – одно из течений дальневосточ. буддизма. Само слово "чань" – кит. транскрипция санскр. термина "дхьяна" (медитация, самоуглубление). Ч. сложился в Китае, в 6–7 вв. под сильным влиянием даосизма. Для Ч. характерно пренебрежение к установленным нормам разумного и морального, любовь к парадоксу, интуитивизм, непосредственность. Основа понятийного и художеств. языка Ч. – лаконичный намек и ритмич. пауза. На первое место выдвигается импровизация, действие по наитию, без плана. Эти черты Ч. стихийно продолжают традиции гротескной мысли даосов и могут быть поняты как своеобразное выражение свободы духа в обществе, где свободное мыслимо только как нечаянное, необдуманное, юродское. Легендарный основатель Ч. – Бодхидхарма, проповедовавший в Китае в 6 в. Но окончательно оформился Ч. только после Хуэй-нэна (7 в.), к-рый учил простому, не требующему никакой подготовки, внезапному взгляду на целостность бытия. Проповеди Хуэй-нэна помогли освободиться от штампов инд. буддизма, но очень скоро возникли новые, чаньские каноны, приемы психотехники, к-рые легли в основу различных сект Ч. Так, в секте Риндзай осн. методом психотехники является решение иррацион. загадки, размышление над алогичным вопросом (кун-ан, в яп. произношении коан). Невозможность найти ответ вызывает отчаяние, погружение в к-рое приводит к полному крушению веры в разум, к "смерти" "Я" и к послед. воскрешению по ту сторону логич. мышления, в экстатич. переживании и понимании единства бытия (сатори). Ч. – это стиль жизни; он создается специфич. ритмом дня в монастыре, медитацией, созерцанием природы и иск-ва. Творч. акт интерпретируется в Ч. как религ. акт.ч. оказал огромное влияние на кит. живопись, каллиграфию и поэзию периода Сун (10–13 вв.), а затем на япон. культуру, особенно с периода Муромати (14–16 вв.). Интерес к Ч. (дзэн) на совр. Западе свидетельствует о кризисе господств. культуры, о "чувстве дрейфа" (вовлеченности в неосмысленный поток событий). Своеобразный, очень вульгаризированный вариант дзэн процветает среди "битников", стремящихся просто повернуться спиной к цивилизации. Влияние дзэн ощутимо в творчестве Дж. Сэлинджера, П. Керуака и др. амер. писателей. Знакомство с подлинным дзэн – одно из необходимых условий понимания культур Дальнего Востока и составляет часть диалога между Востоком и Западом. Лит.: Померанц Г. С., Дзэн и его наследие, "Народы Азии и Африки", 1964, No 4; 3авадская Е. В. и Пятигорский А. М., Отзвуки культуры Востока в произведениях Дж. Д. Сэлинджера, там же, 1966, No 3; Конрад Н. И., Восток и Запад, М., 1966; Humphreys Т. Сh., Zen Buddhism, L., 1957; Suzuki D. T., Zen and Japanese culture, 2 ed., L., 1959; Dumoulin H., Zen. Geschichte und Gestalt, Bern, 1959; Zenga. Malerei des Zen – Buddhismus, M?nch., 1960; Watts ?., The way of Zen, N. Y., 1957; его же, The spirit of Zen, N. Y., 1960; Вlyth R. H., Zen and Zen classics, v. 1–4, Tokyo, 1963–1966; Lu K´uan Yu, The secrets of Chinese meditation, L., 1964. Г. Померанц. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме ЧАНЬ — 0

Найдено научныех статей по теме ЧАНЬ — 0

Найдено книг по теме ЧАНЬ — 0

Найдено презентаций по теме ЧАНЬ — 0

Найдено рефератов по теме ЧАНЬ — 0