ЧАНЬ СЮЭЧАПЕК Карел

ЧАНЬ ШКОЛА

Найдено 2 определения термина ЧАНЬ ШКОЛА

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ЧАНЬ ШКОЛА

Одна из наиболее влиятельных кит. буд. школ, "эзотерич." направление в буддизме махаяны. Название Ч.ш. происходит от метода буд. практики - чань дин (санскр. дхьяна, "концентрация", "сосредоточение", "медитация", см. Чань сюэ). Др. самоназвания школы - "Передача печати сознания (сердца) будды" (Чжуань фо синь инь), "школа Сознания (сердца) будды" (Фосинь цзун). Традиция Ч.ш. считает первым патриархом Бодхид-харму (6 в.), к-рому приписывается формулировка четырех осн. принципов чань-буддизма: "не опираться на слова и тексты"; "особая передача вне учения"; "прямое указание на сознание человека"; "созерцая свою природу, становиться буддой". Считается, что от Бодхидхармы традиция Чань перешла к Хуэйкэ (481 -593), далее Сэнцаню (7-606?), Даосиню (580 - 651) и Хунжэню (606 - 71). При четвертом патриархе Даосине один из его учеников, Хуэйжун (580 - 651), основал собств. школу, однако наиболее значит, размежевание Ч.ш. произошло при пятом патриархе Хун-жэне, когда ряд его учеников - Шэньсю (ум. 706), Хуэйнэн (638 - 713), Чжишэнь (609 - 702), Лаолань (642 - 709) и Сю-аньши основали отд. направления. Течения Ч.ш. раннего периода опирались на различные ответвления буддизма махаяны. Школы Шэньсю, Чжишэня, Лаоаня и Сюаныии придерживались взглядов вид-жнянавады. Согласно им, хотя все живые существа обладают изначально "природой будды", но она сокрыта "неведением". Поэтому необходимо, "отстранившись от внеш. объектов, созерцать свое сознание", с тем чтобы уничтожить ложные мыслительные построения и обрести "просветление". Метафорой этого положения служит потускневшее от пыли зеркало: его старательно очищают, и только тогда зеркало способно к отражению вещей. В этих школах большое внимание уделялось технике медитации. Школа Хуэйжуна стояла на позициях шунь-явады. Согласно ее учению, все дхармы (см. Фа [1], п. 2), как "омраченные", так и "просветленные", изначально не субстанциальны, не существующи, "пустотны" (кун, санскр. шунья). В процессе духовной практики ученики не должны ни к чему привязываться, дабы не позволить какой-либо отд. дхарме служить помехой для своих ощущений. С течением времени "загрязненные" состояния сознания уничтожаются сами по себе. Хуэйнэн и его последователи были приверженцами концепции "Единой колесницы" (санскр. экаяна), базирующейся на теории "единого сознания" (и синь). Наиболее четкое оформление она получила в "Махаяна шрадтходпхада шастре" - одном из источников теории и практики Ч.ш. "Единое сознание" содержит всю совокупность дхарм, т.е. дхармы, "подверженные бытию" и "не подверженные бытию". Оно рассматривается в двух аспектах - нирваническом (см. Непань) и сансарическом (см. Лунъ-хуэй), т.е. в аспекте сознания "истинной таковости" (чжэнь жу, санскр. бхутататхата) и "обусловленного сознания". Они считаются "недвойственными", неконтрадикторными, каждый из этих аспектов подразумевает все дхармы - как "просветленные", так и "омраченные". Поэтому "просветления" нельзя достичь путем простого подавления "неведения", "омраченных" дхарм, но оно возможно посредством постижения неконт-радикторности "омраченного" и "просветленного" в результате "прямого раскрытия природы сознания", "внезапного просветления" (дунь у). Отсюда самоназвание этого направления - "школа внезапного просветления". Полемика между последователями школ "внезапного просветления" и "постепенной практики очищения", "постепенного просветления" (цзянь у) вылилась в раскол Ч.ш. на южн. ветвь во главе с Хуэйнэном и сев. во главе с Шэньсю. Южн. Ветвь получила широкое распространение и стала выразительницей ортодокс, линии учения Ч.ш. Наряду с осн. текстами махаяны "Ланкаватара сутра", "Ваджраччхедика праджняпарамита сутра", "Вималакирти нирдеша сутра", "Махаяна шраддхотпада шастра" и др.) гл. канонич. текстом южн. ветви считалась "Сутра помоста Шестого патриарха" (Лю цзу тань цзин). Наиболее влиятельными в южн. ветви были Линьцзи школа и Цаодун школа. Их отличают гл. обр. разные акценты в применении методов психотренинга. В школе Линьцзи наряду с гунъань и вэнь да большое значение придавалось динамич. методам; в школе Цаодун применялась в основном практика медитации, носившая статический характер. В эпоху Сев. Сун (960 - 1127) получила распространение концепция единства всех направлений Чань. Ч.ш. оказала глубокое влияние не только на др. школы кит. буддизма, но и на неоконфуцианство. В 8 - 9 вв. сев. и южн. ветви Ч.ш. распространились в Корее, дав начало школам Сильвансан, Тоннисан, Каджисан, Чакульсан, Сонджусан, Саджасан, Свэянсан, Поннимсан и Сумисан. В конце 13 - 14 в. школы Линьцзи и Цаодун проникли в Японию (школы Дзэн - Риндзай сю, Сото сю и др.). Учение южн. ветви Ч.ш. сыграло особую роль в становлении вьетнамской школы Во Нгон Тхонга. См. лит-ру к ст. Линьцзи школа, "Лю цзу тань цзин", Хуэйнэн, Чань сюэ. Н.В. Абаев, С.П. Нестеркин

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

ЧАНЬ ШКОЛА

кит. чань, от санскр. дхьяна— медитация) — направление китайского буддизма, получившее наибольшее распространение в странах Восточной Азии. Считается, что первый патриарх Чань школы Бодхидхарма (ум. 528), прибыв в Китай в 520, стал практиковать особую форму медитации (см. Чань сюэ). Выражение «би гуань» («всматривание в стену») впервые появляется в приписываемом ему трактате «О двух вхождениях и четырех практиках» (Эр жу сы син лунь). «Вхождение в принцип» (жу ли) предполагает осознание «истинной реальности» (чжэнь жу) и «изначально чистой природы всех живых существ», что достигается в процессе «сидячего созерцания стены». «Вхождение в практику» осуществляется благодаря следованию следующим правилам: исходя из того, что все причинно обусловлено, необходимо равно относиться к счастью и несчастью, не испытывать ненависти к причиняющим тебе вред, освободиться от страстей и стремлений, во всем следовать учению Будды. По преданию, Бодхидхарма также сформулировал четыре основных принципа чань-буддизма, предписывающие передавать традиции «вне учения (вне наставлений)», «не опираться на слова и письменные знаки», «указывать непосредственно на сознание», «выявляя собственную природу, становиться Буддой».

Чань школа базируется на философской концепции мадхьямиков и виджнянавадинов (см. Мадхьямика, Виджняна-вада). Чаньские философы исходят из того, что все феноменальное по своей природе «пусто» (санскр. шунья, кит. кун), поэтому «изначальная природа» (бэнь син) тождественна «природе Будды»(фо син) и не существует различий между субъектом и объектом, сансарои и нирваной. Следуя учению йогачароввиджнянавадинов о «только сознании», чаньские наставники уделяли значительное внимание методам его «очищения» и достижения состояния «не-сознания» (у син) и «не-мышления» (у нянь), реализующееся в «праджня самадхи» (божо саньмэй). «Природа изначального пробуждения» (бэнь цзюэ) внезнакова, поэтому учение чань передается непосредственно от «сердца к сердцу» (или от «сознания к сознанию»). Хотя многие последователи Чань школы призывали «не опираться на сутры», основные ее идеи были почерпнуты из «Праджняпарамита хридаи», «Ваджраччхедики», «Аватамсаки», «Вималакиртинирдеши» и «Ланкаватары».

После пятого патриарха, Хунжэня (606—671), в Чань школе произошел раскол. В отличие от главы «северного направления» Шэньсю (ум. 706) родоначальник «южной школы» Хуэйнэн (638—713) в своей «Алтарной сутре шестого патриарха» (Лю цзу тань цзин) обосновывал невозможность «постепенного приближения к просветлению» (цзянь у), исходя из концепции «единого сознания», которое может пробудиться только внезапно (дунь у).

Расцвет Чань школы и образование в 9—10 вв. т. н. «пяти домов и семи школ» (1уйян, Линьцзи, Цаодун, Юньмэнь и Фаян) во многом связаны с деятельностью МацзуДаои (701—788), БайчжанаХуайхая (720—814), Хуанбо Сиюня (ум. 866), Линьцзи Исюаня (ум. 867).

В «Записях бесед Линьцзи» (Линьцзи лу) излагается концепция «истинного человека без звания» (у вэй чжэнь жэнь), согласно которой подлинная природа человека проявляется в его свободе (тождественной «природе Будды»), независимости от «рангов и званий» и вообще от каких-либо «качеств» (ср. с «Человеком без свойств» Р. Музиля). В школе Линьцзи большое внимание уделялось практике «вэнь да» («вопросы и ответы») и «гунъань» («парадоксальные задачи»). Широкое распространение получили сборники гунъань: «Застава без ворот» (Умэньгуань) и «Записи, [сделанные] у бирюзовой скалы» (Бияньлу). Основатели школы Цаодун — Дуншань Лянцзе (807—867) и Цаошань Бэньцзи (840—901) — разработали теорию «пяти стадий» (у вэй), в которой раскрывается диалектическая связь категорий «чжэн» (единое, ноуменальное, абсолютное) и «пянь» (различное, феноменальное, относительное).

С 6 в. учение «тхиен» (чань) стало распространяться во Вьетнаме. В 580 была основана школа Винитаручи (ум. 594), в 820 — школа Во Нгон Тхонга (ум. 826), в 1069 — школа Тхао Дьюнга. В 1299 император Чан Нян Тою основал школу Чук Лам. На юге большое влияние получила школа Ламте (Линьцзи).

В Корею чань-буддизм проник в 9 в. В 828—931 образовались «школы девяти гор»: Сильсансан, Тоннисан, Каджисан, Чакульсан, Сонджусан, Саджасан, Свэянсан, Поннимсан, Сумисан.

В Японии чань (япон. дзэн) стал распространяться с кон. 12 в. Наиболее влиятельными были школы: Риндзай (Линьцзи), основанная Эйсаем (1149—1253), и Сото (Цаодун), основанная Догэном (1200—53), автором фундаментального трактата «Драгоценное Око Истинного Закона» (Себо Гэндзо).

Учение Чань школы оказало значительное влияние на все стороны культурной, политической, социальной и экономической жизни стран дальневосточного региона, на образ жизни и образ мышления населения, во многом определило характерные черты дальневосточной цивилизации.

Лит.: Watts A. The Way of Zen. N. Y, 1957; DumouIin H. A. Zen: Geschichte und Gestalt. Bern, 1959; Lu Kuan Yu. Chan and Zen Teaching, v. 1—3. L., 1962; Biyth R. H. Zen and Zen Classics, v. 1—2. Tokyo, 1963— 64; ChangChung-yuan. Original Teaching of Chan Buddhism. N.Y, 1969; Suwki D. T. Zen and Japanese Buddhism. Tokyo, 1970.

С. Ю. Лепехов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме ЧАНЬ ШКОЛА — 0

Найдено научныех статей по теме ЧАНЬ ШКОЛА — 0

Найдено книг по теме ЧАНЬ ШКОЛА — 0

Найдено презентаций по теме ЧАНЬ ШКОЛА — 0

Найдено рефератов по теме ЧАНЬ ШКОЛА — 0