БЕСКОНЕЧНОЕБЕСКОНЕЧНОЕ ЛОГИЧЕСКОЕ

БЕСКОНЕЧНОЕ И КОНЕЧНОЕ

Найдено 4 определения термина БЕСКОНЕЧНОЕ И КОНЕЧНОЕ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

БЕСКОНЕЧНОЕ и КОНЕЧНОЕ

филос. категории, обозначающие неразрывно связанные между собой противоположные свойства (стороны) объективного мира. Б. характеризует материю и движение в целом, их несотворимость и неуничтожимость, количеств. неисчерпаемость, бесконечное многообразие свойств, связей, форм бытия и тенденций развития. К. характеризует любые конкретные явления и объекты, к-рые существуют в опред. пространственно-временных границах. К. — форма проявления и существования Б., последнее, в свою очередь, складывается из мн-ва конечных объектов и явлений. Познавая К., наука познает и Б. Глубокий филос. анализ взаимосвязи Б. и К. сделал Гегель. Он различал истинную (качеств.) и «дурную» Б. (как непрерывное увеличение количества) и связывал Б. с развитием. Лит.: Мостепаненко А.М. Пространство и время в макро-, мега- и микромире. М., 1974; Кармин А.С. Познание бесконечного. М., 1981. В.И.Полищук

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

БЕСКОНЕЧНОЕ И КОНЕЧНОЕ

категории, выражающие неразрывно связанные между собой противоположные стороны объективного мира. Б. характеризует: 1) существование мира в пространстве, неограниченное многообразие пространственных структур материи, принципиальную незамкнутость всех материальных систем; 2) существование мира во времени, несотворимость и неуничтожимость материи, вечность ее бытия; 3) количественную неисчерпаемость материи вглубь, бесконечное многообразие ее свойств, взаимосвязей, форм бытия и тенденций развития; 4) качественную неоднородность строения материи, существование бесчисленного множества качественно различных уровней структурной организации материи, на каждом из к-рых материя обладает различными специфическими свойствами и подчиняется разным закономерностям. Теоретическое понимание Б. постоянно совершенствуется с прогрессом научного знания. В истории науки вначале акцентировалось внимание на количественных аспектах Б., к-рые изучались математикой. Бесконечная величина (либо бесконечно малая) определялась как неограниченно возрастающая (убывающая) переменная величина, способная стать и становящаяся больше (меньше) любой, наперед заданной, сколь угодно большой (малой) конечной величины. Бесконечное множество рассматривается как множество, в к-ром отсутствует верхний последний элемент и в к-ром существует собственная часть (подмножество), равномощная (или эквивалентная) целому множеству (напр., множество всех чисел натурального ряда и множество квадратов, кубов и т. д.). Диалектический материализм обращает внимание на необходимость учитывать не только количественные, но и качественные аспекты Б. реального мира, связанные с его структурной неоднородностью и неисчерпаемым качественным многообразием материальных систем. К. представляет всякий ограниченный в пространстве и времени объект. Всякое конкретное качество в мире конечно, существует в определенных границах меры. Но К. неразрывно связано с Б. Каждый конечный объект неисчерпаем в своей структуре, материя, порождающая конечные объекты, несотворима и неуничтожима, бесконечно существует, превращаясь из одних форм в др. Т. обр., К. так же заключает в себе Б., как Б. складывается из бесчисленного множества конечных предметов и явлении. Противоречивое единство Б. и к. делает возможным познание Б. через раскрытие всеобщего и абсолютного в свойствах и законах движения материи; “всякое истинное познание природы есть познание вечного, бесконечного...” (Маркс К„ Энгельс Ф. Т. 20. С. 549) (см. также Бесконечность дурная. Вечность).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

Бесконечное и конечное

онтологические категории, отражающие такие трибуты как отсутствие и наличие границы (неограниченность и ограниченность). Следует различать онтологический смысл терминов Б. и К. и их словоупотребление в математике и естествознании. Различие заключается во всеобщности или же определенных ограничениях в понимании границы. Во всеобщем смысле граница есть любое иное по отношению к данному сущему. Это иное может иметь количественные, пространственные, временные  характеристики, выступать в качестве начала или конца данного сущего и т.д. Всем этим частным случаям могут соответствовать различные частные значения терминов Б. и К. В онтологии же важно понимать, что любое сущее в разных соотношениях так или иначе и бесконечно и конечно. На уровне всеобщего различают две формы Б.: потенциальную и актуальную (качественную) бесконечность. Под потенциальной бесконечностью понимается возможность выхода за границы любого сущего. Этот выход осуществляется как в направлении вовне («вширь»), так и внутрь («вглубь»): от атома к метагалактике и в глубину атома. Потенциальная неограниченность предстает как неисчерпаемость мира и любого сущего. Это не означает, что все может быть представлено в виде бесконечного ряда вставленных друг в друга «матрешек» («дурная бесконечность» по Гегелю). Характер границ может быть любым, в том числе совершенно далеким от тех представалений, которыми мы располагаем. Но если данное сущее конечно (ограничено иным сущим), то потенциально этот ряд, продолженный любым способом, не имеет абсолютного конца, последней границы. В то же время актуально (в действительности) любое сущее конечно, т.е ограничено в пространстве, во времени, в количестве элементов состава и т.д. К примеру, техническое устройство имеет ограниченное число узлов, каждый из них – ограниченное число деталей, но, двигаясь вглубь и применяя разные способы деления, мы не найдем «первокирпичиков» мироздания. Это устройство актуально имеет ограниченное число связей с внешним миром, но потенциально, пока оно существует, мы не сможем положить им абсолютный предел. Актуальная или качественная бесконечность состоит в том, что любое конечное сущее оказывается бесконечным не только в возможности выхода за свои границы, но и в том смысле, что, будучи конечным в рамках определенных граничных условий, оно обладает в каждой наличной ситуации полнотой и завершенностью, неограниченностью по отношению к другим сущим, вынесенным за рамки граничных условий, т.е оказывается оконечнным бесконечным. Такой характер «оконеченной бесконечности», ограниченной извне, но замкнутой на себя изнутри, носит, например, всеобщность (в рамках граничных условий) действия законов природы, отражаемых в законах науки: если налицо условия с, то определенное взаимодействие а и в всегда имеет место. Гегель справедливо полагал, что если потенциальной бесконечности адекватен образ прямой линии (точнее бы сказать, ряда прямых линий), то актуальной бесконечности – образ замкнутого круга. В метафизических концепциях актуальную бесконечность отождествляют с абсолютом, рассматривая ее как истинную, более глубокую реальность, ничем не обусловленную и не ограниченную. Но Б. и К. суть всеобщие категории, они отражают атрибуты, присущие любому виду бытия, в том числе и трансцендентной реальности. Если понимать последнюю не как нечто отдельно существующее, но как проявление бытия любого сущего в отношении его самотождественности (самодостаточности, замкнутости на себя), то это действительно бытие в актуальной бесконечности; но в полноте бытия этого сущего проявлены и другие виды бытия, с неизбежностью имеющие внешние ограничения. - Сагатовский В.Н. Основы систематизации всеобщих категорий. Томск. 1973. С. 219-228; его же.. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях Ч. 1: Философия и жизнь. СПб. 1997. С. 41-44, 55-56, 76-79; его же. Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб. 2004. С. 67-70.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философские категории авторский словарь

КОНЕЧНОЕ и БЕСКОНЕЧНОЕ

парные философские категории, обозначающие моменты определенного и неопределенного в вещах, явлениях, процессах.

К. - то, что имеет пространственный и (или) временной конец, "границу (всякого) нечто, которая есть имманентное определение самого нечто, а нечто, следовательно, есть конечное" (Гегель. Наука логики. В 3 т. Т. 1. M., 1970, с. 178). В понятии К. мир представлен множеством дискретных предметов, отделенных границами друг от друга. "Определенность как изолированная сама по себе, как сущая определенность, есть качество - нечто совершенно простое, непосредственное", - пишет Гегель (там же, с. 172); каждое качество и есть в некотором смысле К. Поскольку граница между качествами не только разделяет их, но также связывает их вместе, то всякое К. обладает альтернативными свойствами: в первом - разъединительном - отношении К. можно описывать как нечто относительно автономное, обособленное, самостоятельное; во втором - соединительном - отношении всякое К. следует понимать как то, что так или иначе зависит от иного бытия и не обладает полной автономией.

Б. - то, что не имеет пространственных и (или) временных границ, непрестанно, беспредельно; "бесконечное в его простом понятии можно рассматривать прежде всего как новую дефиницию абсолютного; как соотношение с собой, лишенное определений, оно положено как бытие и становление" (Гегель. Указ. соч., с. 201). Понятие Б. характеризует субстанцию как единое и единство в неисчерпаемом взаимодействии многих нечто. Субстанция - сама себе причина, ее бытие и изменение ничем не ограничиваются (разве что она сама себе устанавливает потребные границы).

Пантеисты признают объективное существование Б. в физическом мире, поскольку провозглашают совечность творящей и сотворенной природы и теоретически помещают первую внутрь второй. Так, например, диалектический материализм приписывает материальной субстанции атрибут пространственно-временной Б. Напротив, теисты, полностью отделяя в своих доктринах Бога от сотворенной Им из ничего природы, утверждают, что физический мир объективно конечен, имеет начало во времени и пространстве и движется к своему концу; атрибут же Б. они приписывают вечному Богу.

Мыслители-диалектики выявляют не только различие, но и сходство категорий К. и Б. и предпочитают определять их рефлексивно, друг через друга - как "тождество различных". Глубокий анализ взаимосвязи К. и Б. проведен Гегелем. "В природе самого конечного - выходить за себя, отрицать свое отрицание и становиться бесконечным. Бесконечное, стало быть, не стоит над конечным как нечто само по себе готовое, так чтобы конечное имело и сохраняло место вне его или под ним (...). Не благодаря снятию конечности вообще возникает бесконечность вообще, а конечное состоит только в том, чтобы в силу своей природы становиться бесконечным" (там же, с. 202).

Гегель различил понятие истинной (качественной) Б. от понятия "дурной" (в смысле занудно-безграничного увеличения количества) Б. Истинную Б. он предложил мыслить как направленную процессуальность К., а именно как процесс выхода К. за рамки присущей ему меры - из своего прежнего бытия через небытие в новое бытие. Поскольку истинная Б. есть постоянная тенденция выхода К. за свои периодически изменяющиеся границы, то она внутренним и необходимым способом обусловливается природой К.; внутри К. пребывает истинная Б. Вместе с тем существует также внешняя связь всякого К. с бесконечным многообразием других конечных вещей и процессов, и в этом аспекте экстенсивная Б. образуется внешним сложением неопределенного количества конечных объектов.

Б. подразделяют на потенциальную и актуальную бесконечности. Аристотель и Платон отрицали бытие актуальной (т. е. уже свершившейся, реализованной) бесконечности и мыслили ее только как потенциальную, как становление, т. е. в форме процесса неограниченных количественных изменений. Н. Кузанский учил, что в Б. совпадают между собой максимум и минимум, сливаются противоположности, сама же бесконечность "постигается непостигаемо", через "ученое незнание". Дж. Бруно считал Вселенную единой, т. е. не имеющей частей и актуально бесконечной; Вселенная, по его мнению, вечна, в ней возможное и действительное совпадают; поскольку ей некуда двигаться, то она неподвижна. Декарт верил в бесконечную протяженность материальной субстанции. Согласно Спинозе, бесконечность - это протяженность и длительность как атрибуты субстанции, безусловного, абсолютного. Дж. Локк полагал, что идея Б. возникает у человека из-за способности без конца повторять какое-нибудь количество, а крайние границы пространства недоступны пониманию; только К. в принципе познаваемо. Критикуя такой взгляд, Лейбниц доказывал, что идея Б. имеет божественную природу и внутренним образом постигается человеческой душой. По И. Канту, всякая бесконечность трансцендентальна, относима к безусловному бытию, и ее не следует (дабы избежать антиномий) брать как "данность".

В науке и философии постоянно конкурируют между собой альтернативные решения проблемы "Бесконечное вширь" ("Мир бесконечен в пространстве и во времени" и "Мир замкнут в конечную сферу, возник конечное число лет тому назад и рано или поздно погибнет"), а также противостоят взаимоисключающие ответы на вопрос "Бесконечен ли мир вглубь?" ("Всякий объект бесконечно делим, так что нет ничего элементарного", и, напротив, "Существуют истинные атомы, то есть в фундаменте мира находятся принципиально неделимые стихии"). Г. И. Наан высказал по этому поводу мысль, что мы знаем, что Вселенная бесконечна, но не знаем, в каком именно смысле она бесконечна.

Д. В. Пивоваров

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Современный философский словарь

Найдено схем по теме БЕСКОНЕЧНОЕ И КОНЕЧНОЕ — 0

Найдено научныех статей по теме БЕСКОНЕЧНОЕ И КОНЕЧНОЕ — 0

Найдено книг по теме БЕСКОНЕЧНОЕ И КОНЕЧНОЕ — 0

Найдено презентаций по теме БЕСКОНЕЧНОЕ И КОНЕЧНОЕ — 0

Найдено рефератов по теме БЕСКОНЕЧНОЕ И КОНЕЧНОЕ — 0