АнтропогенАнтропогенные факторы

АНТРОПОГЕНЕЗ

Найдено 10 определений термина АНТРОПОГЕНЕЗ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АНТРОПОГЕНЕЗ

процесс происхождения и эволюции человека.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь

АНТРОПОГЕНЕЗ

от греч. anthro-pos — человек, genesis - происхождение) — процесс происхождения человека и становления его как обществ, существа.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

Антропогенез

от гр. antropos – человек + genos – рождение) – 1) процесс эволюционно-исторического формирования человека; 2) раздел антропологии – учение о происхождении человека.  

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по культурологии

Антропогенез

от гр. antropos – человек + genos – рождение) 1) процесс возникновения и развития человека как общественного существа 2) раздел антропологии – учение о происхождении человека.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Антропогенез

от греч. anthropos — человек и генез) — 1) процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи. Учение об антропогенезе — раздел антропологии.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Антропогенез

гр. человек + становление) — 1) процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека (см. Человек), первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также формирования  общества; 2) раздел антропологии — учение о происхождении человека.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Концепции современного естествознания. Словарь основных терминов

АНТРОПОГЕНЕЗ

греч. anthropos— человек и genesis — происхождение) — процесс возникновения и развития человека как общественного существа. Дарвин, Гексли и Геккель доказали происхождение человека от высших обезьян третичного периода. Движущей силой А., как показал Энгельс, была общественно-трудовая деятельность людей, к-рая создала специфические общественные связи, культуру, сформировала телесную организацию человека. Все это опровергает религиозные домыслы о божественном сотворении человека. Процесс его возникновения н развития был подготовлен переходом австралопитеков (ближайших предков человека — ископаемых обезьян, живших в Африке несколько млн. лет назад) к наземному образу существования, всеядному питанию и употреблению естественных предметов в качестве орудий (для совместной охоты, утилизации добычи, обороны), а затем к их подправке н все более частым случаям их изготовления. Это привело к появлению систематического изготовления грубых каменных, костяных и деревянных орудий, а следовательно, зачатков общественного производства, первобытных стад ранних формировавшихся людей (питекантропов и синантропов), к-рые сообща охотились на животных, умели пользоваться огнем. Их потомки — палеоантропы, или неандертальцы, изготавливали уже более сложные по форме и назначению орудия, создавали первые искусственные сооружения, умели добывать огонь. Возникшее общественное производство обусловило появление сознания и речи, сформировало тело человека. Процесс становления об-ва, человека продолжался сотни тысяч лет (Африка, Юго-Восточная, Южная, Передняя Азия, Европа) и завершился превращением первобытного стада в первобытное об-во, а неандертальца — в человека совр. типа примерно 35—40 тыс. лег назад.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

АНТРОПОГЕНЕЗ

процесс происхождения человека современного типа (Homo sapiens) от его животного и человекоподобного предка. Основоположником современной научной, так наз. симиальной (от лат. «simia» — обезьяна) теории антропогенеза является Ч. Дарвин, который впервые обстоятельно и всесторонне обосновал ее в своей работе «Происхождение человека и половой отбор» (1871). Исследования в области антропогенеза, интенсивно проводившиеся в течение всего XX в., шли под определяющим влиянием эволюционных идей Ч. Дарвина, хотя противников у этих идей было (и остается) более чем достаточно. Эти исследования идут по трем главным направлениям: 1) уточнение филогении современного человека, точек ветвления различных антропоидных линий на общей гео- и палеохронологической шкале; уточнение недостающих звеньев внутри линии гоминид, выделение основных стадий в становлении человека современного типа; 2) выявление биологических предпосылок и эволюционно-генетических механизмов трансформации морфофункциональной организации животных (обезьяноподобных) предков человека в направлении, обеспечившем предку современного человека прямохождение, использование передних конечностей в качестве естественных «орудий труда», развитие речи и мышления, сложных форм поведения, в том числе и трудовой деятельности, социальной организации и др.; 3) выработки общей теории происхождения человека или антропогенеза как сложного комплексного процесса, осуществляющегося на основе тесного взаимодействия природных (в том числе и космических) и социальных факторов. Самые последние данные и находки антропологов и палеонтологов в конце XX — начале XXI в. внесли крайне важные и, возможно, окончательные штрихи в ту общую картину эволюционного древа человечества, которая прямо вытекает из дарвиновской симиальной теории антропогенеза. Что касается общей теории антропогенеза, то ее основу в течение всего XX в. составляла идея труда, трудовой деятельности как ведущего фактора исторического (филогенетического) становления человека и человеческого общества, но и она не оставалась неизменной в течение всего этого времени. Главные изменения, которые она претерпела, это переход от прямолинейного механистического понимания орудийной деятельности в качестве непосредственной детерминанты развития человеческих черт и способностей у гоминоидных предков человека к пониманию ее как одного из элементов целого комплекса детерминирующих факторов антропосоциогенеза, среди которых важнейшими являются такие, как язык, речь, сознание, религия, нравственность, ритуальная практика, инцест и др. (См. человек, эволюция).

В.Г. Борзенков

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

антропогенез

АНТРОПОГЕНЕЗ (от греч. anthropos — человек и genesis — возникновение, рождение) — процесс происхождения человека современного типа (Homo sapiens) от его животного и человекоподобного предка. Основоположником современной научной, так называемой симиальной (от лат. simia — обезъяна) теории антропогенеза является Ч. Дарвин, который впервые обстоятельно и всесторонне обосновал ее в своей работе «Происхождение человека и половой отбор» (1871). Исследования в области А., интенсивно проводившиеся в течение всего 20 в., испытывали определяющее влияние эволюционных идей Ч. Дарвина, хотя противников у этих идей было (и остается) более чем достаточно. Эти исследования идут по трем главным направлениям: 1) уточнение филогении современного человека, точек ветвления различных антропоидных линий на общей гео- и палеохронологической шкале, уточнение недостающих звеньев внутри линии гоминид, выделение основных стадий в становлении человека современного типа; 2) выявление биологических предпосылок и эволюционно-генетических механизмов трансформации морфофункциональной организации животных (обезъяноподобных) предков человека в направлении, обеспечившем предку современного человека прямохождение, использование передних конечностей в качестве естественных «орудий труда», развитие речи и мышления, сложных форм поведения, в том числе трудовой деятельности, социальной организации и др.; 3) выработка общей теории происхождения человека, или антропогенеза, как сложного, комплексного процесса, осуществлявшегося на основе тесного взаимодействия природных (в том числе и космических) и социальных факторов. Самые последние данные и находки антропологов и палеонтологов в конце 20 — начале 21 вв. внесли крайне важные и, возможно, окончательные штрихи в ту общую картину эволюционного древа человечества, которая прямо происходит из дарвиновской симиальной теории А. Что касается общей теории А., то ее основу в течение всего 20 в. составляла идея труда, трудовой деятельности как ведущего фактора исторического (филогенетического) становления человека и человеческого общества. Но и она не оставалась неизменной в течение всего этого времени. Главные изменения, которые она претерпела, — это переход от прямолинейного механистического понимания орудийной деятельности в качестве непосредственной детерминанты развития человеческих черт и способностей у гоминоидных предков человека к пониманию ее как одного из элементов целого комплекса детерминирующих факторов антропосоциогенеза, среди которых важнейшими являются такие, как речь, сознание, религия, нравственность и др. Для эпистемологии наиболее важный аспект теории антропогенеза — вопрос о формировании человеческого сознания, о его связи с языком, с трудовой и ритуальной деятельностью, с групповыми способами поведения. Сегодня этот процесс рассматривается как единое целое — антропосоциогенез, и в нем обнаруживаются истоки современных познавательных способностей и когнитивных стереотипов.         В.Г. Борзенков

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

АНТРОПОГЕНЕЗ

от греч. ???????? - человек и ??????? - происхождение, рождение) - процесс возникновения и развития человека, Термином "А." часто, но неправильно обозначают также раздел антропологии, посвященный учению о происхождении человека. Учение об А. неразрывно связано с именами Дарвина и Энгельса. Дарвин, его ученики и последователи (особенно Гексли) данными сравнит. анатомии, эмбриологии и палеонтологии обосновали генетич. родство человека с животными, его происхождение от ископаемых высших обезьян. Совр. наука подтвердила это положение Строение скелета, внутр. органов, головного мозга, биохимия крови, высшая нервная деятельность и др. анатомо-физиологич. особенности сближают человека с совр. антропоидными обезьянами. Наиболее вероятными предками считаются ископаемые высшие обезьяны третичного периода - дриопитеки, скелетные остатки к-рых найдены в различных пунктах Юж. Азии и Европы. Сторонники материалистич. теории А. придерживаются т.зр. происхождения человека от одного вида ископаемых обезьян (монофилия) и отвергают полифилетич. взгляды, к-рые являлись основой нек-рых расистских концепций. Дискуссионным остается вопрос о месте возникновения человека. Этим местом не была Австралия, изоляция к-рой от остальной суши произошла до появления высших млекопитающих. Исключается также Америка. Там нет и не было наиболее близких к человеку узконосых обезьян, а живущие сейчас в Юж. Америке широконосые обезьяны представляют совсем особую эволюц. линию, далекую от человеческой. Отсутствие находок костных остатков приматов и древнейших людей, а также следов деятельности последних в сев. районах Евразии свидетельствует против их включения в зону прародины человека. Наиболее вероятно, что в нее входили Юго-Вост., Юж. и Передняя Азия и Сев. Африка, где найдены кости древнейших людей (питекантроп, синантроп, атлантроп) и весьма примитивные орудия. Важнейшей проблемой А. является раскрытие причин превращения непосредственного предка человека в древнейшего человека. Принимая во внимание качественные отличия людей от животных, выражающиеся в наличии у человека трудовой деятельности, общества, сознания и речи, проблема А. не может быть решена только на основе биологических закономерностей. Необходимо учитывать и социальные законы. Оставаясь на позициях эволюц. трансформизма, Дарвин не смог вскрыть качеств. своеобразие перехода от животного предка к древнейшему человеку, не смог понять, что возникновение человека представляет момент перерыва постепенной эволюции органич. мира. Энгельс, приняв мн. положения Дарвина, на основе историко-материалистич. учения раскрыл качеств. особенности процесса становления человека и создал общественно-трудовую теорию А. (см. Энгельс Ф., Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека, 1876, опубл. впервые 1896). Движущей силой А. являлась обществ.-трудовая деятельность древних людей с помощью искусственно изготовл. орудий. Трудовая деятельность оказывала формирующее влияние на морфологич. строение человека, была осн. фактором образования и укрепления человеч. общества, возникновения и развития сознания, речи и культуры в целом. Находимые скелетные остатки древних людей и следы деятельности последних подтверждают общественно-трудовую теорию А. А. может быть расчленен на три осн. стадии, из к-рых каждая предшествующая обусловливала возникновение последующей: 1-я – стадия непосредств. предка человека – ископаемой обезьяны, вероятно, близкой к т.н. австралопитекам, кости скелетов к-рых были найдены в Юж. и Вост. Африке. Первая находка была сделана Дартом в 1924 в вост. части пустыни Калахари, затем Дартом и особенно Брумом и Робинсоном в районах, близких к месту первой находки, В 1959 Л. Лики обнаружил в Танганьике (Вост. Африка) кости одного из представителей австралопитеков (зинджантроп). Полагают, что найдены остатки от более ста особей австралопитеков. Для них характерны преим. двуногое хождение, крупный головной мозг, отсутствие выступающих клыков и систематич. использование различных природных предметов (палки, камни, обломки костей животных) в качестве орудий защиты и нападения. Систематич. использование природных предметов являлось лишь зародышем труда. 2-я стадия А. – период становления человека и формирования человеч. общества. Это – период существования питекантропов (найдены впервые в 1892 Дюбуа на о. Ява), синантропов (первые находки синантропа относятся к 1927–37, сделаны в Китае Блэком, Пэй Вэнь-чжуном и др.), атлантропов (открыты в Сев. Африке в 1954 Арамбуром) и близких к ним еще не открытых др. представителей древнейших людей, а также неандертальцев (первая находка в 1848). Археологически это время раннего палеолита (древнекаменного века). Переход от стадии человеч. предков к древнейшим людям представлял качеств. скачок из животного состояния в раннечеловеческое. Возникновение уже человеч. труда, связанного с изготовлением орудий, качественно отграничило последующую историю развития людей от предшествовавшей ей биологич. эволюции высших приматов. На смену биологич. сообществу – стаду высших обезьян – пришло первичное социальное объединение древних людей в виде первобытного человеч. стада. Биологич. закономерности А. все больше уступают место социальным закономерностям. Однако люди на этой стадии А. удерживали еще мн. животные, обезьяньи черты в своей морфологии и в своем поведении, к-рые лишь постепенно исчезали по мере совершенствования трудовой деятельности и развития производств. отношений. Важную роль в этом процессе играла формировавшаяся на основе труда речь. 3-я стадия А. соответствует времени существования человека совр. физич. типа – Homo sapiens (ископаемого, иногда обобщенно называемого кроманьонцем, и ныне живущего). Археологически она относится к поздней поре палеолита. Переход от неандертальского человека к совр. человеку представляет второй по значимости качеств. поворот в А. Существенно меняется морфология человека, к-рый утрачивает мн. примитивные черты, характерные для древних людей (надглазничный валик, низкий свод черепа, отсутствие подбородка и т.д.). Значит. изменениям подвергается трудовая деятельность, к-рая становится более дифференцированной. Коренную перестройку претерпевают социальные отношения: первобытное человеч. стадо сменяется родовым обществом. Возникновением человека совр. типа завершается отрыв человека от животного мира, завершается также переходный период становления человеч. общества, предшествующий первой обществ.-экономич. формации – первобытно-общинному строю. Не все сов. ученые разделяют изложенные положения; напр., Нестурх рассматривает неандертальцев как самостоятельную стадию в антропогенезе. Брюсов вообще не считает возможным выделять особую стадию "формирующихся людей". Дискуссионен вопрос об одном (моноцентризм) или многих (полицентризм) центрах формирования человека совр. вида, неясно соотношение различных групп неандертальцев с осн. расами совр. человечества, участие отд. групп неандертальцев вообще в процессе формирования Ноmo sapiens. Важно, что данные антропологии, археологии, геологии бесспорно свидетельствуют о том, что человек в своем эволюц. развитии прошел через неандертальскую фазу А., а не возник независимо от людей неандертальского типа, как это пытаются доказать нек-рые бурж. исследователи (Валлуа, Брейль, Уэклер и др.). Близость во времени изменения морфологич. типа и преобразований в трудовой деятельности и социальных отношениях при возникновении человека совр. вида является наглядным свидетельством правильности теории Энгельса о ведущей роли труда и общества в А. и опровержением религиозно-идеалистич. воззрений о божеств. творении человека. Лит.: Энгельс Ф., Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека, ?., 1952; Дарвин Ч., Происхождение человека и половой отбор, Соч., т. 5, М., 1953; Борисковский П. И., Древнейшее прошлое человечества, М.–Л., 1957; Бунак В. В., Происхождение речи по данным антропологии, "Тр. Ин-та этногр. АН СССР", Нов. сер., т. 16, М., 1951; Войтонис Н. Ю., Предистория интеллекта, М.–Л., 1949; Гремяцкий ?. ?., Проблема промежуточных и переходных форм от неандертальского типа человека к современному, "Уч. зап. МГУ", вып. 115 (Тр. Музея антропологии), 1948; Дебец Г. Ф., Территория СССР и проблема родины человека, "Краткие сообщ. Ин-та этногр. АН СССР", вып. 17, 1952; ?фименко П. П., Первобытное общество, 3 изд., Киев, 1953; Нестурх М. Ф., Происхождение человека, М., 1958; Рогинский Я. Я., Основные антропологические вопросы в проблеме происхождения современного человека, "Тр. Ин-та этногр. АН СССР", Нов. сер., т. 16, М., 1951; Рогинский Я. Я., Левин М. Г., Основы антропологии, М., 1955, разд. "Происхождение человека"; Семенов Ю. И., Возникновение и основные этапы развития труда. "Уч. зап. Красноярск. пед. ин-та", т. 6, 1956; Якимов В. П., Ранние стадии антропогенеза, "Тр. Ин-та этногр. АН СССР", т. 16, ?., 1951; его же, Неандертальская проблема в трудах советских антропологов, "Сов. антропология", [М.], 1957, No 2; Аbеl О., Die Stellung des Menschen im Rahmen der Wirbeltiere, Jena, 1931; Boule M. et Vаllоis H. V., Les hommes fossiles, 4 ?d., Р., 1952; Clark W. le Gros, History of the primates, 5 ed., L., 1956; Hrdli?ka ?., The neanderthal phase of man, "J. Roy. Anthropol. Inst.", L., 1927, v. 57, p. 249–74; Кеith ?., New discoveries relating to the antiquity of man, L., 1931; Weidenreich F., The "Neanderthal man" and the ancestors of "Homo sapiens". "Amer. Anthropologist", 1943, v. 45, No 1; его же, Giant early man from Java and South China, "Anthropol. Papers Amer. Museum Natur. History", 1945, v. 40, pt. 1; Wоо Ju-Kang, Human fossils found in China and their significance in human evolution, "Scientia Sinica", 1956, v. 5, 1956, No 2. В. Якимов. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме АНТРОПОГЕНЕЗ — 0

Найдено научныех статей по теме АНТРОПОГЕНЕЗ — 0

Найдено книг по теме АНТРОПОГЕНЕЗ — 0

Найдено презентаций по теме АНТРОПОГЕНЕЗ — 0

Найдено рефератов по теме АНТРОПОГЕНЕЗ — 0