ЗОМБАРТ Вернер

Найдено 6 описаний персоны ЗОМБАРТ Вернер

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЗОМБАРТ Вернер

19.1.1863, Эрмслебен - 18.5.1941, Берлин), нем. экономист, социолог и историк, философ культуры. Ученик Шмоллера.

В ранних работах испытал влияние марксизма, в дальнейшем выступал против историч. материализма и экономич. учения К. Маркса. Работы 3. посвящены прежде всего экономич. истории Зап. Европы, в особенности возникновению капитализма (3. собрал при этом огромный фактич. материал), проблемам социализма и социальных движений. Пытаясь соединить эмпирич. изуяение экономики и теоретич. объяснение обществ.жизни, 3. разработал понятие «экономич. системы» как некоей целостности, вызывающей к жизни специфия. для нее экономич. институты и представляющей собой выражение «духа» общества (при этом 3. отождествляет понятия духа и общества). Начиная с 1920-х гг. концепции 3. использовались реакц. политич. кругами Германии.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

ЗОМБАРТ Вернер

(1863—1941) — нем. социолог, экономист, культуролог, теоретик «организованного капитализма». Проф. ун-тов Бреслау (1890—1904) и Берлина (с 1904). Осн. соч.: «Фридрих Энгельс» (1895), «Современный капитализм» (В 3 т. 1902—07), «Евреи и современный капитализм» (1910), «Буржуа: квинтэссенция капитализма» (1912), «Германская экономика в XIX в.» (1921), «Национальная экономика и социология» (1930), «Немецкий социализм: новая социальная философия» (1934), «Среди людей» (1938). Начинал науч. деятельность как представитель «катедерсоциализма» (умеренно-либерального направления марксизма). Впоследствии, отойдя от марксизма, пытался создать новую соц.-антропологич. базу политэкономии, используя идеи М.Вебера и феноменологии; в поздние годы тяготел к иррационализму (фрейдизм, философия жизни). Широкую известность получили работы З., в к-рых дается соц.психол. портрет осн. классов совр. зап. об-ва. Анализируя соц. познание, пришел к выводу о сложном характере социологии как науки. По З., в совр. об-ве одновременно функционируют «филос. социология», изучающая об-во как одну из форм бытия вообще (отсюда — спекулятивный характер и аксиологическая ориентация познания) и «науч. социология», базирующая свои выводы на ограниченном эмпирич. материале (явления истории и культуры). Науч. социология делится на «европ.» (психол.) и «нем.» (ноологический) варианты: первый характеризуется позитивистской направленностью, рассматривает об-во в рамках анализа причинноследственных связей; второй — «понимающей» ориентацией. Если европ. социология ориентирована на стандарты и методы ест.-науч. познания, то нем. социология явл. одной из «наук о духе». Соч.: Пролетариат. М., 1907; Буржуа. М., 1924. Лит.: Шпакова Р.П. Вернер Зомбарт: в ожидании признания // Журнал социологии и социальной антропологии. 2001. № 1. Е.В.Гутов И

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ЗОМБАРТ (Sombart) Вернер

1863 - 1941) - нем. экономист, социолог и социальный философ. Обучался политической экономии и праву в Берлинском ун-те, был профессором экономики в ун-тах Бреслау (Вроцлава), затем Берлина. В 1904 вместе с Вебером и Э. Яффе возглавлял журнал "Архив социальной науки и социальной политики", играл важную роль в Немецком социологическом обществе и Союзе социальной политики. 3. был учеником известного экономиста, лидера нем. исторической школы в политической экономии Г. Шмоллера и в области экономического анализа разделял установки этой школы. Он отвергал представление об универсальных экономических законах и доказывал, что экономика тесно вплетена в социально-исторический контекст и национальные традиции общества. В фундаментальной работе "Современный капитализм" (1902) он рассматривает европейский капитализм как "исторический индивидуум", прослеживая стадии его развития и выявляя характерные для них системы хозяйственных ценностей. В генезисе капитализма решающую роль 3. отводил евреям со свойственным им капиталистическим духом: бережливостью, рассудительностью, стремлением к деньгам (Евреи и их участие в образовании современного хозяйства. СПб., 1910). Эта концепция вызвала обширную критику, в том числе полемику между ним и Максом Вебером, связывавшим развитие капитализма с протестантизмом. 3. принадлежат интересные работы о характере и системе взглядов представителей основных социальных классов (Пролетариат. М., 1907; Буржуа. М., 1924, 1994). Общество он рассматривал как продукт духовной активности людей, поэтому он трактовал социологию не как специализированную научную дисциплину, но как универсальную науку, призванную объяснить всю систему межчеловеческих отношений и социокультурных феноменов, включая религию, искусство, право, экономику и государство. Ранние работы 3. отмечены сильным влиянием марксизма, в 1910-е годы он перешел на позиции нем. национализма. В скандально известной кн. "Торговцы и герои" (1915) он противопоставлял "утилитарно-торгашескую" установку англичан "героически-духовным" ценностям немцев. В 1930-е 3. отстаивал принципы нем. национал-социализма как выражение "германского духа".

Die drei Nationalokonomien. Munich, 1930; Die Zukunft des Kapitalismus. В., 1932; Deutsche Socialismus. В., 1934; Von Menschen. B., 1938.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Современная западная философия: словарь

ЗОМБАРТ Вернер

19 января 1863, Эрмслебен — 18 мая 1941, Берлин) — немецкий экономист, социолог, философ. Профессор экономики в Бреслау и Берлине. Один из первых немецких социологов, вместе с M Вебером руководил журналом «Архив социальной науки и социальной политики», в 1920-х гг. был первым президентом Немецкого социологического общества.

Развивая идеи «исторической школы» в политэкономии, Зомбарт находился под влиянием марксизма и был близок к «катедер-социализму». Широкую известность ему принес фундаментальный труд «Современный капитализм» (1902). Как в этой, так и в последующих работах о возникновении капитализма Зомбарт показывает связь экономики с многообразными социальными институтами и историческими обстоятельствами. Полемизируя с М. Вебером, он считал неверным выводить капитализм из протестантской этики и связывать его генезис с множеством различных социальных и психологических факторов (Евреи и их участие в образовании современного хозяйства. СПб, 1910; Буржуа. М-, 1924, 1994; Luxus und Kapitalismus. В., 1907; Krieg und Kapitalismus. B., 1911). B годы 1-й мировой войны Зомбарт перешел на позиции немецкого национализма. В книге «Торгаши и герои» (1915) он противопоставлял «героизм» немцев утилитаризму англичан. В 1920-х гг. окончательно порывает с марксизмом, разрабатывает один из первых вариантов «понимающей социологии», применяя его затем к политэкономии (Die drei Nationalokonomien. Munch., 1930). Будучи одним из ведущих представителей «консервативной революции», в нач. 1930-х гг. развивает идеи особого «немецкого социализма», преодолевающего как либеральный капитализм, так и марксистский социализм. В 1938 публикует главный философский труд «О человеке», в котором развивает идеи В. фон Гумбольдта, В. Дильтея и всей «исторической школы» о человеке как творце и творении культуры. Эта работа была близка идеям «культурной антропологии» Э. Ротхакера и М. Ландмана. Публикация книги, в которой Зомбарт возвращается от национализма к идеалам гуманизма, приводит его к конфликту с идеологами национал-социализма.

Лит.: Современный капитализм, т. 1—2. М., 1903—1905, т. 3. М.—Л., 1930; Народное хозяйство в Германии XIX и в начале XX века. М., 1924; Soziologie. В., 1923; Die Zukunft des Kapitalismus. B., 1932; Die Zahmung der Technik. B., 1935; Deutscher Sozialismus. B., 1934; Vom Menschen. B., 1938.

A. M. Руткевич

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

ЗОМБАРТ Вернер (1863—1941)

нем. социолог, экономист, философ. Философскую основу взглядов 3. составляло неокантианство баденской школы. Гл. тема исследований — капитализм как особая система не только экономических, но и социальных, моральных, правовых и прежде всего духовных отношений между людьми, а также проблемы социальной мобильности и социальной стратификации. Возникновение капитализма, по мнению 3., не было предопределено закономерностями эволюции “традиционного об-ва”, это своего рода “сдвиг” всей истории человечества: генезис первичных очагов капитализма в феодальной Европе был обусловлен совпадением разнородных факторов в их неповторимом сочетании. Уникальность капиталистического способа производства 3. видел в том, что, возникнув в микроскопических с т. зр. мировых масштабов размерах, он изначально был нацелен на беспредельное расширение, преодоление всех местных региональных ограничений. По своим внутренним потенциям капитализм явился универсальной формой, к-рая со временем неизбежно должна была подчинить своим законам все мировое производство. В центре внимания социологических исследований 3.— важнейшая компонента “капиталистического духа” — новый тип предпринимательства, смысл к-рого состоит в невиданном ранее “желании достижения состояния обогащения путем хозяйственной деятельности”. Хозяйственная деятельность, ранее определявшаяся только целью обеспечения себе пропитания, создает в условиях капитализма экономический механизм, непрерывно производящий как совершенно новые потребности, так и способы их удовлетворения. 3. высоко ценил работы Маркса, но не разделял его мировоззренческие и целевые установки, иначе оценивал перспективы и значение классовой борьбы. 3. не верил в историческую обреченность капитализма, полагая, что и социализм будет воспроизводить социально-экономические отношения, основанные на наемном труде, только в иных общегосударственных формах. Работы 3. оказали влияние на совр. немарксистские экономические и социологические учения. Идеи 3. о государственном вмешательстве в процесс регулирования экономики в целях оживления спроса, о роли кредита были развиты Дж, М. Кейнсом. На основе идеи 3. о мирной эволюции капитализма в об-во “социального плюрализма”, где длительный период сосуществуют капитализм и социализм, во второй половине 20 в. была сформулирована конвергенции теория. Гл. работы: “Социализм и социальное движение в 19 веке” (1896), “Современный капитализм” (1902— 1926), “Буржуа” (1916), “Будущее капитализма” (1932).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЗОМБАРТ (Sombard) Вернер (1863-1941)

немецкий экономист, историк и социолог, философ культуры. Основные труды: "Социализм и социальное движение в XIX в. "(1896), "Будущее капитализма" (1932), "Немецкий социализм" (1934). С 1890 профессор в Бреслау (Вроцлав), с 1906 - в Берлине. В 1909 участвовал в основании немецкого социологического общества. Первоначально испытал влияние Маркса, в последующем выступал против марксизма. С позиций методологии Баденской школы неокантианства осмыслял капитализм как явление, его генезис и развитие, используя обширный фактический материал. Автор термина "капитализм". Кроме того, он обращался к проблематике социальной стратификации, социальной мобильности, массовизации культуры. Базовым понятием в зомбартовском видении капиталистического общества выступал "дух капитализма" - стремление к прибыли, деньгам, фактически редуцируемое к расовым характеристикам европейцев. В соответствии с неокантианским пониманием, отрицал прогрессистское видение истории и возможность исторического закона. По 3., эпохи в хозяйственной истории различаются по преобладавшему в них духу, но смена хозяйственных систем не носит закономерного и абсолютного характера. Каждая экономическая система вызывает к жизни соответствующие ей экономические институты, но в то же время в ней присутствуют сложные комбинации неоднородных элементов, например, крестьянские хозяйства и ремесленное производство в капиталистическом обществе. В понимании исторических феноменов как однократных и неповторимых "констелляций" разнородных форм 3. видит и возможность общего подхода, генерализующего составные части этих явлений и сопоставляющего их. С таких позиций социально-философское осмысление происхождения и развития капитализма абстрагируется от особенностей, связанных с национальной спецификой, обращаясь к рассмотрений тех социально-экономических явлений, которые, по мнению 3., были общими для всех европейских народов. Такими явлениями 3. считает собственно "дух капитализма" и его индивидуализацию в личном начале - буржуа, носителе тех черт, которые являются основой капиталистической хозяйственной системы. Социально-типические черты буржуа связываются со специфическими составляющими "духа капитализма" - "предпринимательским духом" и "мещанским духом". Первую составляющую 3. связывает со склонностью к добыванию богатства насильственными средствами, а вторую - мирными. В соответствии с названными предпосылками 3. рисует следующую картину происхождения и развития сущности буржуа как персонифицированного носителя "капиталистического" духа. Центральной позицией является наличие группы европейских народов, обладающих стремлением к наживе и предпринимательству, и конституирующих активное начало капитализма, другая тенденция связана с ненасильственностью добывания денег, с духом "мещанского торгашества", с экономией и бережливостью, а ее этнической основой 3. считает евреев. Таким образом, в философско-исторической концепции развития "современного экономического человека" неявно присутствует идея капитализма как общества с нарастающей рациональностью, т.е. с усиливающимся "мещанским духом". Сама стабилизация капитализма связывается 3. с тем, что дух буржуа амбивалентно сочетает в себе "предпринимательские" и "мещанские черты". В своей последней работе "Немецкий социализм" 3. фактически выступил с апологией тоталитаризма.

М.Н. Мазаник

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новейший философский словарь