Национальная
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКАЯ
служба
Поделиться с друзьями:

ПРАГМАТИЗМ

Вы можете помочь развитию отечественного образования в сети Интернет!

Пожалуйста, разместите ссылку на эту страницу в своем блоге или на сайте

или кликните на кнопку социальных сетей. Благодарим за поддержку и участие!

Таких терминов — 29. Вот самый краткий и полный. Статей для чтения — 11.
Определение

ПРАГМАТИЗМ

течение американской мысли, в котором фактор практики используется в качестве методологического принципа философии. Возникло в 1870-х гг., оформилось в 1-й пол. 20 в. и как тенденция сохранилось во 2-й половине. С прагматизмом связано творчество разных по своей стилистике мыслителей — Ч. С. Пирса, У.Джеймса, Дж.Дьюи, Дж. Мила, натуралистов, прагматических аналитиков, неопрагматистов. Сторонники прагматизма были в Великобритании (Ф. Шиллер) и других странах.
Термин «прагматизм» впервые употребил Кант в «Критике практического разума», в американскую философию его ввел Пирс. В статье «Как сделать наши понятия ясными» (1878) он писал: «Рассмотрим, какие последствия, которые предположительно могли бы иметь практическое значение, присущи объекту нашего понятия. Тогда наше представление об этих последствиях есть все, что составляет понятие объекта» (Peirce С. S. Selected Writtings. N. Y, 1968, p. 124). Пирс не придавал прагматическому методу общефилософское значение: область его применения была ограничена научными понятиями и той практикой, которая имеет место внутри научного сообщества, когда нужно оговаривать смыслы употребляемых понятий и процедуры исследования.
У. Джеймс заимствовал идею прагматического метода у Пирса и, соединив ее с утилитаризмом Дж. С. Милля, использовал для решения экзистенциальных, гносеологическихих, этических, религиозных вопросов (Пирс протестовал против столь широкого толкования прагматизма и, чтобы дистанцироваться от Джеймса, обозначал свою позицию термином «прагматицизм»). Под «прагматическим методом» Джеймс имел в виду сопряжение понятий и идей с верованиями, с их работоспособностью в «потоке опыта» индивида или, как он говорил, по их «наличной стоимости» в том или ином контексте. В критерии эффективности он видел способ решения (или снятия) философских проблем и улаживания философских споров. Прагматический подход призван был отсеять надуманные проблемы от важных, прояснить, какие объекты следует принимать за существующие, а какие нет, а также снять вопрос об истине как соответствии реальности. Теории должны оцениваться не по их отражательной способности (на чем настаивают сторонники корреспондентской теории истины), а рассматриваться как верования, которые в одном потоке опыта являются ложными, а в другом могут оказаться истинными. Понятия «истина», «благо», «правильное» используются в опыте функционально и адаптивно, поэтому Джеймс не видел оснований для противопоставления суждений истины и суждений ценности. «Истинное»... это способ нашего мышления, соответствующий обстоятельствам (expedient), также как «правильное» — это наш соответствующий обстоятельствам способ поведения» (Джеймс У. Прагматизм. СПб., 1910, с.222).
Творчество английского прагматиста Ф. К. Шиллера посвящено применению принципов прагматизма к логике и гуманизму (Studies of Humanism. L, 1930). Он воспринял умонастроение джеймсовского варианта прагматизма, усилив его антропологические и персоналистические мотивы: опыт, возражал он Джеймсу, не является нейтральным, его содержание составляют цели, потребности, эмоции человека. Свидетельством истинности того или иного суждения являются вытекающие из его принятия благоприятные и полезные для нас последствия. Однако не все, что работает, является истинным, а только то, что служит познавательным, моральным и гуманистическим целям.
Прагматизм Дьюи роднит с прагматизмом Джеймса борьба с умозрениями спекулятивной метафизики, апелляция к эмпиризму здравого смысла, антидуализм и антифундаментализм, отказ от противопоставления суждений факта и ценностных суждений, а также преимущественное внимание в теории познания к проблеме обоснования знания. Вместе с тем Между этими двумя мыслителями имеются существенные различия. Прагматизм Джеймса антропологичен, психологичен и экзистенциален, прагматизм Дьюи более объективистский и сциентистский. Дьюи в большей мере использовал в своей философии историцистские подходы и дарвиновские идеи естественного отбора и приспособления к среде.
Дьюи не придерживался методологического монизма. Предложенная им организмическая и процессуальная трактовка опыта предполагала применение гибких и разнообразных методов— функциональных, операциональных, экспериментальных, прагматических, контекстуальных, являющихся разновидностями философской критической рефлексии. Доминантной в философии Дьюи была не столько идея прагматизма, сколько идея контекстуализма. Прагматический метод рассматривался как составная часть исследования, которое состоит в превращении неопределенной или проблемной ситуации в ситуацию определенную, целостную, поддающуюся разрешению. Цель исследования — решение — достигается путем мыслительных экспериментов и естественного отбора наиболее эффективных и практичных гипотез. «Практичный», или «прагматичный», — это правило соотнесения понятий, гипотез, выводов с вытекающими из них последствиями. Последствия могут быть разными, как практически-прикладными, так и эстетическими, моральными, воображаемыми (см.: DeweyJ. Essays in Experimental Logic. Chi., 1916, Ch. XIII). Выступив против гегелевского объективизма и кантовского гносеологизма и формализма, против «пассивно-отражательных» и «сущностных» концепций познания, Дьюи отверг понятие «объективная истина» и критиковал корреспондентные теории истины. Истину следует понимать операционально и инструментально как принятое «верование» (Belief) в рамках того или иного контекста. «Верование» предпочтительнее «Истины», поскольку открывает простор для сомнения и критики. В отличие от Джеймса, Дьюи проявлял больше понимания необходимости интерсубъекгивного удостоверения практических последствий и прибегал к термину «подтвержденное утверждение» в смысле удовлетворительного соглашения между разными субъектами относительно того, во что следует верить. Прагматизм, контекстуализм, экспериментализм во многом несли отпечаток социал-реформизма Дьюи и одновременно служили методологическими ориентирами в его социально-политических воззрениях.
Дж. Мид понимал «прагматизм» прежде всего в смысле деятельностного и контекстуального подхода к проблемам. В отличие от Пирса, не интересовавшегося социальной философией, и Джеймса, для которого она была на периферии его интересов, у Мида, как и у Дьюи и С. Хука, она была одной из центральных. Он более детально, чем Дьюи, исследовал понятие «социальность», сделав его ключевым в своих философских построениях (Mead G. The Philosophy of the Act. Chi., 1938). Потребность в познании возникает из необходимости разрешения конкретной проблемной ситуации, детерминирующей смыслы высказываний, познавательные инструменты и предполагаемые результаты. Представления об истинном, должном, благом проникнуты социальностью, диктуются практическими задачами и формируются в сообществах людей. В прагматизме Мида социальность приобрела значение универсального принципа, действующего не только на уровне человека, но и на всех уровнях природы.
Хотя прагматисты (Дьюи и Мид) в рамках инструментализма обращались к проблематике логики научного исследования, они специально не занимались интерпретацией формальных систем (исключением, пожалуй, является Ч. Моррис), вне их интересов остались технические проблемы языка и значения (это не относится к Пирсу).
«Лингвистический» поворот, совершенный в США аналитически ориентированными философами, вытеснил классический прагматизм с авансцены академической жизни. Однако многие характерные для прагматической традиции подходы сохранились, они были реинтерпретированы и получили дальнейшее развитие в философском натурализме (Хук, Э. Нагель, Э. Эйдел, С. Лампрехт, Дж. Рэндилл, Э. Крикорян и др.), а также в прагматическом анализе, в различных синтетических прагматистско-позитивистских и неопрагматистских концепциях.
Наиболее активным защитником американской прагматической и натуралистической традиции был Хук. В ранний период творчества, находясь под сильным влиянием марксизма (позднее он стал интеллектуальным лидером США в критике ленинско-сталинской разновидности марксизма и коммунизма), он попытался соединить прагматизм Дьюи с Марксовым пониманием практики. Социал-реформистски истолкованный прагматизм он применял к политическим, этическим и образовательным проблемам. Позднее Хук занимался оснащением прагматической критической рефлексии техникой логического анализа. Обратившись к экзистенциальным проблемам и критикуя пессимистические теории, высвечивающие трагический смысл жизни. Хук противопоставлял им оптимизм и мелиоризм прагматизма.
Одним из видных представителей прагматической ветви аналитической философии был У. вин О. Куайн. Для Куайна, как и для всей постпозитивистской философии, характерно переведение всех философских вопросов на языковой и интертеоретический уровень. Вопрос о существовании каких-либо объектов можно ставить только в каркасе языка теории, постулирующей их существование. Впервые эта идея была высказана Р. Карнапом, Куайн усилил ее холистский и прагматический аспекты: как логические, так и эмпирические предложения должны проверяться не ситуативно, как это было у Дьюи, а как части целостной теоретической системы, в рамках которой они имеют свой смысл. Речь может идти только об оправдании всей системы, а оно может быть только прагматическим (Quine W. van О. Wird and Object. Cambr. (Mass) — N.Y-L.,1960).
Другой представитель прагматического анализа — M. Уайт по ряду важных вопросов был близок Куайну, но в отличие от него более широко толковал область применения прагматических критериев и выступал за синтез прагматизма и неопозитивизма (White M. Toward Reunion in Philosophy. N. Y, 1963). Уайт критиковал неопозитивистов за проведение жестких границ между различными областями философского знания и обосновывал внутреннюю связь онтологии, логики и этики: между суждениями факта и суждениями ценности нет дихотомии, поскольку и в фактуальных суждениях наличествует этический элемент. Любые прагматические процедуры проверки знания сродни этическим процедурам, и понятие «истина» несет на себе этическую нагрузку.
Философ-аналитик Д.Дэвидсон считает, что, несмотря на свой релятивизм, Куайн озабочен, как в свое время Дьюи и Мид, проблемой реализма, т. е. наши концептуальные схемы (языки) относятся к опыту (природе, реальности, чувственным данным). Язык (и концептуальные схемы) у него выступает чем-то третьим между сознанием и нейтральной реальностью. Дэвидсон предложил вообще отбросить идею языка как посредника между сознанием и природой. Языковые конвенции имеют отношение не к отражению реальности, а к социальной коммуникации. От понятия «истина» можно не отказываться, однако его нужно перевести из плоскости верификации в плоскость коммуникации. В духе Дьюи он утверждает, что истина строится не на основе общезначимого критерия, а на принципе доверия носителям другого языка и других концептуальных схем (ДэвидсонД. Об идее концептуальной схемы.— В кн.: Аналитическая философия. Избр. тексты. М., 1993, с. 144—158).
О благоразумии старого прагматизма говорит X. Патнэм. Потратив огромные усилия на обоснование с помощью аналитической техники референциальной теории значения и «естественного реализма», а затем, разочаровавшись в результатах собственных изысканий, он предлагает категорию «истина» заменить старыми прагматическими понятиями «пригодность», «приспособленность» (fitness).
В отличие от философов-аналитиков, выбирающих из прагматического наследия отдельные созвучные им идеи, Р. Рорти предлагает по-новому посмотреть на все творчество Джеймса и Дьюи с точки зрения их вклада.в постмодернизм. Ницшеанские мотивы у Джеймса, идеи историцизма и перманентной реконструкции у Дьюи, их общее неприятие кантовско-декартовской гносеологической традиции и явный антифундаментализм подготовили почву для постмодернизма (RortyR. Consequences of Pragmatism. Minneapolis, 1982). Рррти предложил постмодернистский вариант неопрагматизма, в котором провозглашается отказ от философии как теоретической деятельности и придание ей статуса «литературной критики». Идеологию объективизма и истины, доминировавшую в западной культуре, он предлагает заменить этноцентристской идеологией солидарности с мнениями и прагматическими верованиями сообщества.
Н.С.Юлина
В эпике, согласно Джеймсу, нужно различать три направления исследований, или три вопроса: (а) психологический (в котором рассматривается происхождение моральных понятий), (б) метафизический (в котором рассматривается значение моральных понятий), (в) казуистический (в котором выясняется критерий блага и зла в их конкретных проявлениях и вытекающих отсюда обязанностей). В вопросе о происхождении моральных понятий Джеймс в полемике с утилитаризмом, социальным утопизмом и эволюционизмом утверждал наличие в человеческой природе врожденной склонности к идеальному (в отличие от приятного и полезного) ради него самого. В вопросе о природе моральных понятий он исходил из того, что их содержание и сам факт их существования обусловлены наличием «чувствующего существа» — человека, способного отличать благо от зла, исходя из своих предпочтений и независимо от внешних обязанностей; иными словами, моральный мир — это порождение субъективного сознания человека. Соответственно нет и никаких обязательств самих по себе, но только как соответствующих требованиям, формулируемым чувствующим и желающим существом. Т. о., моральные понятия («хороший», «дурной», «обязательство») не обозначают «абсолютных сущностей» и не отражают умозрительных самоутверждающихся законов, но являются объектами чувства и желания. «Этический мир» развивается на основе существования живых сознаний, «составляющих суждения о добре и зле и предъявляющих друг другу требования»; «этическая республика» существует независимо от того, есть или нет на свете Бог. По поводу наиболее сложного вопроса—о критерии блага Джеймс признает, что невозможно построить такую этическую систему, которая вмещала бы все мыслимые на земле блага: между идеалом и действительностью всегда существует разлад, устраняемый лишь ценой жертвы части идеала. Поэтому во избежание скептицизма и догматизма моральный философ должен принять в качестве руководящего принципа этики следующее; «постоянное удовлетворение возможно большего числа требований»; в силу чего наилучшим признается поступок, ведущий к наилучшему целому при наименьшем количестве жертв. В рамках казуистического анализа этика, по Джеймсу, может быть подобной естественной науке, т. е. позитивному, эмпирическому и постоянно меняющемуся знанию; но в этом смысле философия морали невозможна.
Характерной особенностью прагматистского подхода, как он был развит в этике Дьюи, является рассмотрение моральных проблем в терминах конкретных и специфических ситуаций. Соответственно под должным и правильным понимается поведение, ведущее в данной конкретной ситуации к наибольшему благу как для других людей, так и для самого действующего лица, под добром — то, что отвечает требованиям, задаваемым ситуацией, а моральная задача человека усматривается в обеспечении наибольшей полноты блага в ситуации конфликтующих требований. Каждая моральная дилемма, по Дьюи, уникальна, и конкретное соотношение реализованных и попранных идеалов, возникающее из каждого отдельного решения, всегда представляет собой мир, для которого еще не было прецедента и для поведения в котором еще не создано правило; моральное правило формулируется в каждой конкретной ситуации заново. В морали речь идет не об определении «подлинной ценности» в противовес «ложной ценности», но об определении такой линии поведения, при которой были бы по возможности учтены все включенные в ситуацию ценности; более того, ценность является таковой не в силу своей подлинности, в отличие от ложности, а в силу того, что она существует (Д. Мид). Такого рода ситуационизм, или контекстуализм, подвергался критике за то, что не оставлял места для накопления морального опыта; на что Дьюи отвечал, что обобщенные представления о целях и ценностях существуют в таких же формах, что и любые общие идеи, и используются в качестве интеллектуальных инструментов в суждениях относительно конкретных случаев по мере их возникновения; как инструменты они создаются и испытываются в их применимости к этим случаям.
В «Этике», написанной Дьюи совместно с Дж. Тафтсом (1908), и в течение десятилетий остававшейся одной из наиболее популярных в США книг по моральной философии, вводится различие между «рефлективной» (reflective) и «обычной» (customary) моралью. Под первой понимаются те идеи и правила, которые возникают в процессе решения моральных проблем в конкретных ситуациях; под второй — те общие моральные цели и принципы, которые формируются на основе повторяющихся ситуаций и которые могут рассматриваться в качестве «операционального a priori», каждый раз проверяемого и подтверждаемого в новых возникающих ситуациях принятия моральных решений. Этические идеи Дьюи получили приложение в политической теории, в частности в учении о «демократии как моральной концепции», и в теории воспитания, в частности морального воспитания.
В 1960—70-е гг. прагматизм утратил свои позиции в философии; однако с конца 1980-х гг. он получил «второе дыхание» как американская параллель постницшеанских новаций в европейской философии (Д. Деннет, X. Патнэм, Р. Рорти). Лит.: Dewey J„ Tufts}. И. Ethics. Carbondale, 1985; Morris CA. The Pragmatic Movement in American Philosophy. N.Y., 1970.
P. Г. Апресян
У других авторов

У других авторов:

Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов, 1998 г.
прагматизм греч. pragma дело, действие) философское учение, рассматривающее действие, ...

Краткий энциклопедический словарь философских терминов / П. В. Кикель, Э. М. Сороко. – Минск: БГПУ, 2006.
прагматизм от греч. pragma, род, п. pragmatos дело, действие) субъективно идеалистическое ...

Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1989 г.
прагматизм греч. pragma — дело, действие) — широко распространенное субъективно идеалистическое ...

А.Грицанов, Т.Румянцева, М.Можейко. История Философии: Энциклопедия. М.:2002.
прагматизм греч. pragma дело, действие) философское учение, рассматривающее действие, ...

Философский энциклопедический словарь /Ред.-сост.Е.Ф.Губский и др, 2003 г.
прагматизм ведущее свое происхождение от амер. философа Г. Пирса название философского воззрения, ...

В. Василенко. Краткий религиозно-философский словарь, 1996 г.
прагматизм философское течение XIX XX вв., защищающее позицию, согласно которой истинно и ценно ...

В. Малахов, В. Филатов. Современная западная философия: Словарь, 1998 г.
прагматизм философское течение, возникшее и получившее наибольшее распространение в США. Своим ...

История философии: Запад-Россия-Восток (книга третья. Философия XIX — XX в.), 1999 г.
прагматизм Прагматизм, основателями которого стали американские философы Ч. С. Пирс и В. Джеме, ...

В.Зорин. «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь. Создiк-Словарь, 2002 г.
прагматизм 1. Философское течение, которое видит наиболее яркое выражение человеческой сущности в ...

Словарь по этике/Под редакцией И.Кона, 1981 г.
прагматизм греч. pragma действие, практика) направление в философии морали, распространенное в ...

Атеистический словарь/Под общ. ред. М. П. Новикова.- М.: Политиздат, 1986 г.
прагматизм греч. pragma действие, деятельность, дело) — субъективно идеалистич. течение в бурж. ...

Советский философский словарь, 1974 г.
прагматизм от греч дело, действие), субъективно идеалистич. филос. учение. Возникло в 70 х гг. 19 в. ...

Дидье Жюлиа. Философский словарь. Пер. с франц. – М. Междунар. Отношения, 2000. - 544 с.
прагматизм эмпиризм, для которого практическая ценность, т.е. успех является критерием истины. Его ...

Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. — М.: Академический Проект, 2004. — 320 с. (Серия «Gaudeamus»)
прагматизм направление в теории познания и философии науки (Ч. Пирс, Дж. Дьюи и др.), согласно ...

Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010 г.
прагматизм от греч. действие, дело) – направление американской философии, сложившееся на рубеже XIX ...

Некрасова Н.А., Некрасов С.И., Садикова О.Г. Тематический философский словарь: Учебное пособие. - М.: МГУ ПС (МИИТ), 2008. - 164 с.
прагматизм от греч. действие, практика) философская концепция, разработанная в США в конце XIX ...

Удовиченко Е.М. Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс): учебное пособие, 2004 г.
прагматизм от: "дело", "деятельность") – широко распространенное субъективно идеалистическое течение ...

Микешина Л.А.Философия науки. Эпистемология. Методология. Культура, 2006 г.
прагматизм от греч. pragma – дело, действие) – течение американской мысли, в котором действие, ...

Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»: учебное пособие /Под редакцией З.А.Медведевой; КемТИПП. – Кемерово, 2008.
прагматизм философское направление, рассматривающее познание и социальную действительность с точки ...

Сергеева Т.Б. Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов.– Ставрополь, изд-во СтГМА, – 2009 г.
прагматизм в воспитании) научение решать жизненные проблемы с целью добиться благополучия в рамках ...

Сергеева Т.Б. Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов.– Ставрополь, изд-во СтГМА, – 2009 г.
прагматизм греч. pragma дело, действие) широко распространенное философское учение, возникшее в ...

Касавин И.Т. Энциклопедия эпистемологии и философии науки, 2009 г.
прагматизм ПРАГМАТИЗМ (от греч. pragma — дело, действие) — течение американской мысли, в котором ...

Лебедев С.А., Рубочкин В.А. История и философия науки, 2010 г.
прагматизм от греч. pragma — дело, действие) — направление, главным образом в американской философии, ...

Философская Энциклопедия. В 5-х т.// Под ред. Константинова В.Ф. -М.: Советская энциклопедия, 1960—1970 гг.
прагматизм от греч. πράγμα – дело, действие) – позитивистское филос. учение, рассматривающее значение ...

Карпов А.К., Полищук В.И., Гутов Е.В., Самохина Н.Н. История и философия науки Энциклопедический словарь, 2010 г.
прагматизм (от греч. pragma — дело, действие) — 1) Этич. установка, жизненный принцип, основанные на ...

Элвелл У. Теологический энциклопедический словарь, М. Ассоциация «Духовное возрождение», 2003 г.
прагматизм (Pragmatism). ...

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. Аст, Слово. Москва; 2010
прагматизм (греч. pragma – действие, практика) – философское направление, представители которого ...

Конт Спонвиль А. Философский словарь. Этерна; Москва; 2012
прагматизм ...

Кроме того, определение дают: политологи, педагоги, социологи, историки, психологи
Предметная область

Предметная область:

прагматизм ричарда рорти Профессор университета Вирджинии Ричард Рорти (род. 1931), ведущий представитель американского деконструктивизма, принадлежит к числу наиболее ярких и независимых философских мыслителей конца XX в. ...

концепция прагматизма направление в философии, исходящее из того, что интеллектуальные и нравственные качества личности заложены в ее уникальной природе и их проявление связано, прежде всего, с индивидуальным опытом ...

прагматизма эстетика от греч. pragma — дело, действие) — направление в буржуазной эстетике, опирающееся на философию П., господствующую в первой половине XX в. на Западе, гл. обр. в США. Основателем П. считается Ч. Пирс (...

Статьи по теме

Статьи по теме:

ЕЩЁ РАЗ О ФГОС, КУЛЬТУРЕ, ПРАГМАТИЗМЕ И МЕСТЕЧКОВОСТИ Авторы Петрунева, Раиса Морадовна Журнал ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ Выпуск № 1 / 2011 Коды ГРНТИ: 14 — Народное образование. Педагогика ВАК РФ: 13.00.00 УДK: 37

НРАВСТВЕННОСТЬ ПРОТИВ ПРАГМАТИЗМА И КРЕАТИВНОСТИ Авторы Лепешко, Борис Михайлович Журнал Социально-политические науки Выпуск № 4 / 2012 Коды ГРНТИ: 02 — Философия ВАК РФ: 09.00.00 УДK: 1

СОЕДИНЯЯ ДУХОВНОСТЬ И ПРАГМАТИЗМ (ИНТЕРВЬЮ С РЕКТОРОМ УНИВЕРСИТЕТА, ДОКТОРОМ ФИЛОСОФСКИХ НАУК, ПРОФЕССОРОМ ЛЬВОМ АБРАМОВИЧЕМ ЗАКСОМ) Журнал ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ Выпуск № 3 / 2006 Коды ГРНТИ: 14 — Народное образование. Педагогика ВАК РФ: 13.00.00 УДK: 37

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ ПРАГМАТИЗМА И СПЕЦИФИКА НЕОПРАГМАТИСТСКОЙ МОДЕЛИ В ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ, АКСИОЛОГИИ И КОНЦЕПЦИЯХ МЕНЕДЖМЕНТА Авторы Зинченко, Виктор Викторович Журнал Перспективы науки и образования Выпуск № 3 / 2013 Коды ГРНТИ: 14 — Народное образование. Педагогика ВАК РФ: 13.00.00 УДK: 37 Указанные автором: ББК: 60.0; УДК: 141.7+37.014+371:485.51.215

НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ И МЫ В ЭПОХУ «НОВОГО ПРАГМАТИЗМА» И ПОСТМОДЕРНИЗМА Авторы Щелкин, Александр Георгиевич Журнал Социология науки и технологий Выпуск № 2 / том 5 / 2014 Коды ГРНТИ: 04 — Социология ВАК РФ: 22.00.00 УДK: 316

ПРАГМАТИЗМ КАК ФАКТОР ДЕФОРМАЦИИ ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИХ И АКСИОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ОБРАЗОВАНИЯ, СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ Авторы Рыбаков, Сергей Юрьевич Журнал Теория и практика общественного развития Выпуск № 11 / 2014 Коды ГРНТИ: 14 — Народное образование. Педагогика ВАК РФ: 13.00.00 УДK: 37 Указанные автором: УДК: 37.013

ПРАГМАТИЗМ СВЕТСКОГО ЭТИКЕТА Авторы Харитонова, Н. Н. Журнал МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Выпуск № 2-2 / 2015 Коды ГРНТИ: 43 — Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук УДK: 5

ПРАГМАТИЗМ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПОИСК НОВОЙ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ Авторы Балабай, Светлана Валерьевна Журнал Власть Выпуск № 4 / 2013 Коды ГРНТИ: 14 — Народное образование. Педагогика ВАК РФ: 13.00.00 УДK: 37

АМЕРИКАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА: РЕАЛИЗМ И ПРАГМАТИЗМ Авторы Красиков, Владимир Иванович Журнал Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств Выпуск № 29-1 / 2014 Коды ГРНТИ: 02 — Философия ВАК РФ: 09.00.00 УДK: 1 Указанные автором: УДК: 316.477

РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ ПЕДАГОГИКИ ПРАГМАТИЗМА В СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ Авторы Андреева, Елена Владиславовна Журнал Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика Выпуск № 3 / том 14 / 2008 Коды ГРНТИ: 14 — Народное образование. Педагогика ВАК РФ: 13.00.00 УДK: 37

КИТАЙСКИЙ ПРАГМАТИЗМ И РУССКИЙ «АВОСЬ» В ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Авторы Смолькова, Е. Урода, А. Журнал ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ Выпуск № 7 / 2008 Коды ГРНТИ: 14 — Народное образование. Педагогика ВАК РФ: 13.00.00 УДK: 37

показать еще →

УНИВЕРСИТЕТСКИЙ PR: ВОЗМОЖЕН ЛИ ПРАГМАТИЗМ? // Протасевич А.Р. »

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА, ИЛИ МЕЖДУ КИТАЙСКОЙ МУДРОСТЬЮ И ЗАПАДНЫМ ПРАГМАТИЗМОМ // Орлов А.В. »

КИТАЙСКИЙ ПРАГМАТИЗМ И РУССКИЙ «АВОСЬ» В ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ // Смолькова Е., Урода А. »

ЕЩЁ РАЗ О ФГОС, КУЛЬТУРЕ, ПРАГМАТИЗМЕ И МЕСТЕЧКОВОСТИ // Петрунева Р.М. »

ПАТРИОТИЗМ ИЛИ ПРАГМАТИЗМ? СТРАТЕГИИ УЧАСТНИКОВ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ РЫНКОВ В РОССИИ // Барсукова С.Ю. »

ТУПИК ПРАГМАТИЗМА. О ПОДЛИННОЙ ПРИЧИНЕ, ПОРОЖДАЮЩЕЙ ВСЕ НОВЫЕ СБОИ В РОССИЙСКОЙ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ // Кургинян С. »

ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ СУЩНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА: ОТ ТЕОРЕТИЗАЦИИ К ПРАГМАТИЗМУ // Кривочкина М.Ю. »

ОТ ПАТЕРНАЛИЗМА К ПРАГМАТИЗМУ: АКСИОМА ИЛИ ДОБРОСОВЕСТНЫЙ ОБМАН // Баранов Ю.А. »

ВОСПИТАНИЕ ТРУЖЕНИКА И ПРАГМАТИЗМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Черноглазкин С.Ю. »

2000.03.007. ЧЯНЬ ЧЭПО. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРАГМАТИЗМ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ: 10 ЛЕТ СПУСТЯ ПОСЛЕ ДВИЖЕНИЯ 1989 ГОДА. CHAN СНЕ-РО. THE POLITICAL PRAGMATISM OF CHINESE UNIVERSITY STUDENTS: 10 YEARS AFTER THE 1989 MOVEMENT // J. OF CONTEMPORARY CHINA, 1999. VOL. 8. № 22 P 381-406. // Бергер Я.М. »

ДВЕ ГЕРМАНИИ ИЛИ ОДНА: СОВЕТСКАЯ АНАЛИТИКА ОТ ИДЕОЛОГИИ ДО ПРАГМАТИЗМА // Едемский А.Б. »

ЕВРЕИ ТАГАНРОГА: МЕЖДУ ПРАГМАТИЗМОМ СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ И ТРАДИЦИОННЫМИ ЦЕННОСТЯМИ // Хлынина Т.П., Курбат Т.Г. »

СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ, ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ДЕМОКРАТИЯ В ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРАГМАТИЗМА ДЖ. ДЬЮИ // Гассий В.В. »

БЕЗВОЛЬНЫЙ ПРАГМАТИЗМ (КАКОЙ КУРС НУЖЕН ЕВРОПЕ?) // Тибо П. »

2009.01.004. ГИММЛЕР А., ЙОАС Х., СЕННЕТ Р. КРЕАТИВНОСТЬ, ПРАГМАТИЗМ И СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ: ДИСКУССИЯ МЕЖДУ ХАНСОМ ЙОАСОМ И РИЧАРДОМ СЕННЕТОМ. GIMMLER A., JOAS H., SENNETT R. CREATIVITY PRAGMATISM AND THE SOCIAL SCIENCES: A DISCUSSION BETWEEN HANS JOAS AND RICHARD SENNETT // DISTINKTION: SCANDINAVIAN J. OF SOCIAL THEORY. - // Соколова М.Е. »

ПРАГМАТИЗМ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ: PRO ET CONTRA // Масленникова О.Н., Садина С.С. »

РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ ПЕДАГОГИКИ ПРАГМАТИЗМА В СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ // Андреева Е.В. »

МЕТАМОРФОЗА ПРАГМАТИЗМА // Медведев Н.В. »

АНТРОПОЛОГИЯ АМЕРИКАНСКОГО ПРАГМАТИЗМА // Бурмистров С.Л. »

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ РОССИЙСКОЙ СЕВЕРНОЙ ПОЛИТИКИ: ОТ ПРАГМАТИЗМА К УТИЛИТАРИЗМУ // Фадеичева М.А. »

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРАГМАТИЗМ ПАТРИАРХА ФИЛАРЕТА В КОНТЕКСТЕ «СОБОРНОГО УЛОЖЕНИЯ» 1620 Г. И ТРЕБНИКА МОСКОВСКОГО ПЕЧАТНОГО ДВОРА 1624 Г. // Осюшкин П.П. »

показать еще →
У нас также ищут

У нас также ищут:

  1. мертон (merton) роберт кинг (р. 1910)
    американский социолог, почетный профессор Колумбийского университета, президент Американской социоло...
  2. эпистeма
    франц. episteme) - главное понятие концепции Фуко периода "археологии знания". Э. - это общее простр...
  3. лотце рудольф герман
    25 мая 1817, Баутцен— 1 июля 1881, Берлин) — немецкий философ, психолог и физик. В 1934 закончил Лей...
  4. язык
    /D/ Sprache /E/ Lenguage /F/ Lenguage /Esp/Lenguaje Система содержательных, знаковых форм, в...
  5. цюрихское согласие
    (Zurich Agreement, 1549). Вероисповедное положение о Вечере Господней, предотвратившее ра...
Опубликоваться!
КРОМЕ ТОГО, У ВАС ЕСТЬ ОТЛИЧНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ:

  1. Бесплатно опубликовать научную статью в журнале "Познавательный"
  2. Бесплатно издать монографию в Lap-publishing
  3. Загрузить свою схему к термину
Рейтинг: 0 Голосов: Ваша оценка:
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Зарегистрироваться

Логин:

Будет использоваться при авторизации.
Только латинские буквы и цифры.
*

Имя:

*

Фамилия:

*

Пароль

*

Повторите пароль:

*

E-mail:

По-умолчанию не публикуется *

Защита от спама:

Введите число, изображенное на картинке
Введите код:
69
33K
Pedagogics
115
33K
Sociology
71
23K
Political science
92
62K
Jurisprudence
179
310K
History
134
60K
Philosophy
230
161K
Economics
161
91K
Psychology
19
Познавательный
20К
Presentation
51К
Schemes
11К
Facts & mistakes


* - Инновации в отечественном образовании! 8 тематических энциклопедий: от философии до политологии! Более 640 тысяч терминов, 40 тысяч схем и таблиц, 12 тысяч презентаций, объединенных в одно информационное пространство! Одна из самых больших и качественных информационных баз русского Интернета! Удобная площадка для публикации научных статей наших читателей! Бесплатная программа подключения школ и гуманитарных ВУЗов к национальной справочной системе!