СИНКРЕТИЗМ
соединение) - нерасчлененность, присущая какому-либо явлению на начальном этапе.
Источник: Тематический философский словарь
Синкретизм
слитность, нерасчлененность, разновидность эклектизма; неорганичное слияние разнородных элементов в единое целое.
Источник: Культурология. Учебный словарь. 2014 г.
СИНКРЕТИЗМ
неразделенность, соединение, объединение. Качество, характеризующее неразвитость чего- либо, проявляющуюся в объединении несовместимого.
Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018
Синкретизм
комбинация учений, практик и доктрин из разных, явно противоположных одна другой, религий с целью дать новоеистолкование какой-либо из уже существующих религий или какому-то новому религиозному движению.
Источник: Новые религиозные движения.
СИНКРЕТИЗМ
греч. - соединение). - 1. Нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления. 2. Смешение, неорганическое слияние разнородных элементов (например, различных культов и религиозных систем в поздней античности).
Источник: История и теория культуры
Синкретизм
слитность, нерасчлененность; характерная черта общественного сознания периода античности, когда искусства, наука, религия еще в достаточной мере не обособились, не выделились в самостоятельные когнитивные ветви с развитой только им присущей методологией, т. е. вся культура
была С.
Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов
Синкретизм
от греч. synkretismos - соединение) -1) нерасчленность, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления (например, искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пения, поэзия, танец не были отделены друг от друга); 2) смешение разнообразных элементов (например, различных культов и религиозных систем в поздней античности).
Источник: Человек и общество. Культурология
Синкретизм
(συγκεραίειν, συνκρητίζειν соединять различные вещи или части). Синкретизмом называют иногда такое направление философии, когда мыслители не следуют одному какомулибо учению, но, пользуясь учениями нескольких школ, соединяют их для избежания прежних односторонностей. Синкретизм значит почти то же, что эклектизм. Этими названиями иногда обозначают александрийскую философию.
Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.
Синкретизм
от греч. synkretismos — соединение, объединение) — смешение, неорганическое соединение разнородных элементов, например, в философии сочетание разнородных воззрений, взглядов, при котором игнорируется необходимость их внутреннего единства и непротиворечия друг другу; 2) нерасчлененность, слитность, характеризующая первоначально неразвитое состояние какого-либо явления.
Источник: Начала современного естествознания: тезаурус
СИНКРЕТИЗМ
от греч. synkretismos - соединение) - сочетание разнородных воззрений, взглядов, при котором игнорируется необходимость их внутреннего единства и непротиворечия друг другу. Особенно широко использовался в позднюю эпоху античности при смешении религий. В 16 в. синкретистами называли философов, которые пытались занимать промежуточное положение между учениями Платона и Аристотеля.
Источник: Философский энциклопедический словарь
Синкретизм
Род эклектики без правил; сопоставление плохо согласующихся между собой положений, заимствованных из разнородных и отличающихся пестротой учений.
Пиаже и Валлон (217) называют синкретизмом одну из тенденций восприятия и мышления, свойственную маленькому ребенку, который склонен воспринимать окружающее как некую целостность, не различая деталей, связывая все воспринимаемое в единую картину, лишенную четкости. Точность и строгость придут позже.
Источник: Философский словарь.
СИНКРЕТИЗМ
от греч. соединение), 1) нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние к.-л. явления (напр., иск-ва на первоначальных стадиях человеч. культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга; нерасчлененность психич. функций на ранних ступенях развития ребенка и т. п.). 2) Смещение, неорганич. слияние разнородных элементов, напр. различных культов и религ. систем в поздней античности - религ. С. периода эллинизма; в философии - разновидность эклектики.
Источник: Советский философский словарь
СИНКРЕТИЗМ
(греч. synkretismos - соединение) - общекультурное явление, аналогичное эклектике в философии: это внешнее, неорганическое, искусственное соединение фрагментов или элементов разнородных учений религиозного, антропологического или космологического характера. Духовные основы подобного соединения либо не определяются ясно, либо не увязываются с содержанием привлекаемых фрагментов. Примеры синкретизма - гностические учения, теософия и др. В публицистике этот термин нередко имеет смысл религиозной всеядности.
Источник: Краткий религиозно-философский словарь
Синкретизм
греч. synkretismos – соединение) качество, свойственное первобытной культуре, характеризующееся нерасчлененностью и неразвитостью чего-либо, в частности деятельности и сознания. 1) нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления, напр. искусства на первоначальной стадии развития культуры; 2) смешение, неорганическое слияние разнородных элементов, напр. различных культов и религиозных систем в поздней античности (религиозный синкретизм периода эллинизма).
Источник: Большой толковый словарь по культурологии
СИНКРЕТИЗМ
философская и культурологическая категория, характеризующая особый тип соединения разнородных факторов в целостность, когда множество элементов не теряет своего своеобразия в единстве, а единство не позволяет элементам перейти в состояние хаоса. Синкретизм обозначает такую стадию развития материальных и духовных явлений, когда они уже обособились от своего исходного нерасчлененного состояния, ио еще ие превратились в атомарно раздробленные сущности. Синкретизм выступает как всеобщая ступень формирования культуры и как всеобщий принцип социально-гуманитарного познания. Синкретизм является первой в истории программой математизации познания, рассматривая числа как качественные определители вещей. Можно выделить синкретизм языческий и религиозно-мифологический, художественно-интуитивный и рационалистический, сознательный и бессознательный. В рамках синкретизма человеческим духом создана уникальная методология, которая характеризуется терминами «пред-рассудок», «пред-понимание», «про-мысел», «за-мысел» и др. В общем плане синкретизм является ступенью выделения и самоопределения любого предмета, ступенью формирования понимания. Находится эта ступень где-то между монократией единого и антагокрагией противоречия.
Источник: Краткий философский словарь 2004
СИНКРЕТИЗМ
древнейший принцип отношения человека к миру, к самому себе, к воспроизводственной деятельности. Характеризуется нерасчлененностью, невычелененностью модальностей, отсутствием понимания отличия мира, явлений от логических дуальных оппозиций ( это одно и тоже) при одновременном полном произволе ( в смысле отсутствия логических запретов) в истолковании явлений, например, соотнесения их с тем или другим полюсом оппозиции на основе принципа все во всем. Этот кажущийся абсурд ( действительно, как возможно произвольно делить мир, например, на сферы добра и зла, и одновременно считать, что это различие присуще реальному миру) возможен при одном условии : если любое явление мира в этой логике - оборотень, т.
е. не то, что оно есть, способно предательски превратиться в нечто отличное от своей кажимости. Это возможно, если человек мыслит по логике инверсии. Попугай ( в племени бороро) - это человек. В разных культурах соседка может оказаться ведьмой, живой волк - убитым человеком, медведь - братом, камень - тотемом, работник - вредителем и т. д. до бесконечности.
Культура позволяет так мыслить, поскольку существует разрыв между культурой как накопленным, организованным опытом человечества, народа и непосредственным опытом личности, видимостью явлений. Это заставляет каждого человека повседневно истолковывать каждое значимое для него явления в представлениях культуры, что возможно только при условии, если любое явление поддается соотнесению, отождествлению с любым элементом культуры, а его смысл " проигрывается" через каждый из полюсов оппозиции, т. е. смысл явления постоянно перевертывается в голове, в культуре, в деятельности, происходит постоянное осмысление и переосмысление. Без этой способности нет человека, нет культуры.
С. - древнейший принцип социальной и культурной жизни, основанной на стремлении слиться с существенным для человека природными и социальными ритмами. Тем самым С. не знает самостоятельной, отделенной от социального целого ответственности личности. Для С. характерно рассмотрение каждого различия через опасность отпадения, потери связи с космосом, с общиной, с миром, с первым лицом, с тотемом.
Расчлененность выступает как фактор дискомфортного состояния, как стимул к активности, направленной на инициацию, партиципацию, приобщение к целому.
С. не знает отличия всеобщего от единичного. Значимое единичное явление служит для человека лишь сигналом, вызывающим в сознании некоторые нерасчлененные общие системы представлений.
Под С. в широком смысле понимается стремление вернуться к прошлому, в частности в результате страха перед отпадением от целого, стремление возвратиться к тотему, к вождю, к социальному порядку. Именно это и составляет культурную основу синкретического государства, которое несмотря на отход от С. тем не менее пыталось на его культурной основе вернуться к обществу, где собственность, власть, жреческо-идеологические функции слиты в едином носителе Правды.
Источник: Социокультурный словарь по книге Критика исторического опыта
СИНКРЕТИЗМ
(от греч. synkretismos — соединение) — состояние нерасчлененности, слитности или слияния разнородных элементов в едином явлении, которое находится в периоде своей первоначальной неразвитости. Применительно к сфере культуры понятие С. чаще всего используется для характеристики ранних ступеней развития культуры, человеческого сознания, мифологии, религии, искусства и некоторых других форм культурной деятельности. С. рассматривается как неотъемлемое качество и главнейшая особенность существования первобытной и древней культуры. Одним из источников первобытного С. в современной науке признается диффузность и бифункциональность различных видов человеческой деятельности и нерасчлененность отдельных явлений сознания и духовной жизни членов первобытных сообществ. «В ту пору все основные направления социальной жизнедеятельности — изготовление орудий труда, охота, добывание и хранение огня, магические заклинания стихий и животных, способы общения и передачи практически необходимой информации, воспитание и обучение подрастающих поколений, укрепление родовых и племенных связей — оказывались для первобытного человека не узкоутилитарным действием, но действием одновременно практическим и духовным, созидательным и выразительным, поскольку познание, осмысление и оценка человеком мира не были еще самостоятельными актами и могли осуществляться только в единстве с актами практическими» (М.С. Каган). Диффузность первобытного мышления, временной и пространственный синкретизм были чрезвычайно характерны для мифологии, которая запечатлела понимание человека как безраздельной части целого и, в частности, природы и общины: «всякая личность несет в себе смысл цельной всеобщности», и в результате «общественно решительно все, вплоть до неодушевленных предметов» (А.Ф. Лосев). В то же время характер настоящего научного открытия имела концепция происхождения искусства, предложенная выдающимся русским ученым Александром Н. Веселовским (1838— 1906), автором «Исторической поэтики» (1896—1897). Для него С. — «не смешение, а отсутствие различия между определенными поэтическими родами, поэзией и другими искусствами». Согласно теории Веселовского, «в начале всякого поэтического развития... лежит первобытный С. поэтических жанров, т.е. такое состояние поэзии, когда эпос, лирика и драма еще не выделились из первоначального единства и сама поэзия не обособилась от музыки и мистической пляски». «Содержание первобытной поэзии дает обряд, воспроизводящий в символической форме различные стороны общественной (трудовой) жизни первобытного коллектива в соответствии с верой первобытного человека, что символическое воспроизведение желаемого влияет на его осуществление» (В.М. Жирмунский). Выводы Веселовского прочно вошли в арсенал современного научного знания, хотя идея о первоначальной слитности ранних форм культуры и тем самым концепция С. в дальнейшем подвергалась существенным уточнениям. В частности, в работах О.М. Фрейденберг (1890—1955) (напр., во «Введении в теорию античного фольклора») высказывалась мысль о том, что единство различных форм мифа не означает их происхождения из единого «комкообразного синкретического действа», т.к. «первобытное мышление отождествляло все явления жизни и повторяло свои представления в поливариантных друг к другу форма…, не связывая их причинной связью». С современной точки зрения концепция С. выглядит как одна из классических научных методик анализа содержания, семантики и разнообразия форм ранних проявлений человеческой культуры.
Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.
Синкретизм
(Syncretism).
Так называют ассимиляцию религий, т.е. усвоение одной религией элементов другой, приводящее к изменению самих основ соответствующих религий. В результате такого союза двух или более противоположных верований возникает некая новая вера. Это не всегда приводит к полному слиянию, порой возникает та или иная комбинация четко различающихся между собою элементов. Изначально слово "синкретизм" было политическим термином; оно возникло, когда враждовавшие греческие группировки на Крите объединились для борьбы с общим врагом.
Синкретизм обычно возникает при встрече культур или религий. Бывает так, что люди, привносящие свою культуру в чужую среду, сообщают этой среде лишь элементы этой культуры. Тем самым они порождают синкретизм, стремясь к тому, чтобы их поняли. С другой стороны, синкретизм может возникать в результате того, что люди, воепринимающие чужую культуру, трактуют ее с собственной точки зрения и тем самым искажают, приспосабливая к собственным ценностям.
Наличие или отсутствие синкретизма зависит от того, как люди, воепринимающие чужую культуру, понимают определенные слова, символы и ритуалы. Поэтому важно, чтобы те, кто привносит свою культуру в иную среду, выражали ее суть при помощи таких слов и символов, крые были бы не приблизительными, а динамическими эквивалентами.
Христианство подвергается синкретизации, когда те или иные существенные его черты заменяются религиозными элементами другой культуры. Зачастую это делается, чтобы поставить под сомнение уникальность Евангелия и воплощения.
При передаче Евангелия из одной культуры в другую нас должны интересовать по меньшей мере три культурных контекста: контекст, в к-ром было дано евангельское откровение, контекст цивилизации,края привносит это откровение в иную среду, и контекст самой этой среды, представители крой осмысляют Евангелие посвоему. Угроза синкретизма возникает тогда, когда Церковь приносит Слово Божье в нехристианскую страну или же когда культурная среда самих христианских стран претерпевает серьезные изменения.
Библия рассматривает синкретизм как орудие Сатаны, постоянно стремящегося отделить народ Божий от Бога. Синкретизм противоречит самой сути первой заповеди. Бейерхаус выделяет в ВЗ три возможных ответа синкретизму: отделение, искоренение и адаптация. Израиль познакомился с ханаанскими культами Ваала и Астарты, а затем и с богами Ассирии и Вавилона. В борьбе с этими влияниями пророки призывали Израиль строго соблюдать священные установления, осознавать волю Божью в каждой конкретной ситуации и воепринимать Божью власть, справедливость и обетования в эсхатологической перспективе.
НЗ возник в эпоху, когда власти стремились слить все культуры в рамках некоего синкретического монотеизма. Все боги Египта, Персии и Вавилона перекочевали в греческий пантеон. Манихейство распространилось от Африки до Китая. Эзотерическое знание вступило в конфликт с историческим откровением. В Риме прижились все иноземные культы и мистические религии. В Антиохии, Эфесе и Коринфе синкретические культы угрожали самому существованию Церкви. В НЗ мы находим историю Симонаволхва, Послание к колоссянам, полемизирующее со стремлением соединить еврейскую традицию с ранним гностицизмом, а также упрек, обращенный к Пергамской церкви. Чтобы противостоять этим тенденциям, Церковь выработала Символ веры, каноны и обряды. Празднование Рождества было намеренно приурочено к дню, когда язычники праздновали рождение солнечного божества, и сделали это в то время, когда римские власти пытались создать общеимперскую синкретическую религию.
По мнению В. Хофта, в н.з. времена опасность синкретизма исходила от иудаизма, гностицизма, культа императоров и мистических культов. Евр, 1 Ин и Апокалипсис следует рассматривать именно с точки зрения борьбы с синкретизмом. Канон НЗ и Символ веры стали оружием Церкви, обращенным против синкретизма. Церковная история полна борьбы с синкретизмом в политической, социальной, религиозной и экономической сферах. Экспансия синкретизма наблюдается и в наши дни, когда в уеловиях глобального общества секулярный гуманизм предлагает свои решения стоящих перед человечеством проблем, в т.ч. и проблем церковного конформизма и нонконформизма.
Когда миссионеры поощряют рост " национальных " церквей в странах третьего мира, стремясь к "контекстуализации" благовествования через аккомодацию, приспособление и адаптацию, опасность синкретизма особенно велика. Типпет напоминает о том, что мы передаем лишь весть, но не значение. Байерхауз выделяет три этапа адаптации: (1)выбор слов, символов и ритуалов (напр., понятие "Логос"); (2)отмежевание от всего того, что явно несовместимо с библейской истиной; (3) наполнение избранных ритуалов или символов истинно христианским содержанием.
К каждой культуре и характерным для нее понятиям мы должны подходить, помня об универсальности Св. Писания, о том, что Бог использует разные способы, чтобы вернуть все творение в свое лоно.
Исторически термин "синкретизм" употребляется применительно к двум внутрихристианским движениям. Так называют учение Георга Каликстуса (15861656), стремившегося примирить лютеранскую мысль с католицизмом на основе Апостольского символа веры, что породило многолетние споры. К-ром е того, католики называют "синкретизмом" попытку примирить молинизм итомизм.
S.R. 1мвлсн (пер. А.Г.) Библиография: W.A. Vissert Hooft, No Other Name; ?. Kraemer, Religion and the Christian Faith; T. Yamamori and C. R. Taber, eds., Chrisopaganism or Indigenous Christianity; H. Lietzmann, The Beginnings of the Church Universal.
Источник: Теологический энциклопедический словарь