СИНКРЕТИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

СИНКРЕТИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ
греч. synkretismos — соединение) -смешение, неорганич. соединение разнородных вероучит. и культовых положений в процессе взаимовлияния религий в их историч. развитии. Ярким примером С. в религии является яп. синтоизм.

Источник: Атеистический словарь

Синкретизм религиозный
(греч. — соединение, объединение) — сочетание в вероучении и культе к.-л. религии элементов различных вероисповеданий и философских идей. С. р. характерен для всех религ. течений. Напр., христианство соединило в себе представления древнеиудейских сект, восточных религий, греческой и римской философии и т. п.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

СИНКРЕТИЗМ религиозный
(от греч. syn - вместе и лат. cresсо - расти) - слияние верований и обрядов разных религий. С. р. - явление, постоянно возникающее при распространении религии. Напр., христианство представляет собой С. др.-восточных (особенно иудейского) и античных культов. Образ Иисуса Христа - типичный синкретич. религ. образ.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Синкретизм религиозный
заимствование одной религией элементов др. религий либо совокупность компонентов разных религий в новой религ. системе. Заимствования из др. культов и вероучительных систем характерны для всех религий на протяжении истории человечества. Мн. совр. исследователи считают синкретической религией христ-во, к-рое сформировалось в первых веках н. э. в Римской империи, объединив элементы египетских и греч. мистерий и диалектической эллинской философии в интерпретации александрийской школы неоплатоников, эзотерических учений Востока, принципов иудейского мессианского историзма и иудейской апокалиптики в интерпретации первохрист. школ 1–2 вв. и собственно христ. мифологии, основанной на аллегорическом истолковании Библии Филоном Александрийским.
На Руси христианизация шла на протяжении веков под знаком сохранения элементов народных («языческих») верований, культов и традиций. Так, способности Перуна были перенесены народным сознанием на пророка Илию, с к-рым впоследствии слился и образ Ильи Муромца; женское божество Макошь стало именоваться св. Параскевой при сохранении своего предназначения; чудотворные иконы заменили местных боговпокровителей.
Сегодня С. р. в России можно разделить на: 1) сохранившийся и по сей день с прошлых времен и 2) новый, появившийся в СССР и в РФ.
1) Нек-рые народные празднества в России переименовывались на христ. манер, сохраняя прежнее значение: «медовый спас» (освящение меда и злаков) сохранился в изначальном значении. На «яблочный спас» при сохранении ритуала освящения яблок, символизирующего преображение природы, наложился и христ. образ «Преображение Богочеловека». Праздник «Покрова Богородицы» вытеснил отмечавшийся в этот день (1 окт. ст. ст.) в России «Покров бога Крышеня» (девушки пели: «Крышень, Крышень, покрой землю снежком, а меня женишком!»). Значимость этого праздника связана с представлением о покровительстве Небес всей Русской земле. Народное празднование зимнего солнцеворота Масленица сохранилось также без христ. интерпретации (с гулянием ряженых и с символами бога солнца).
Ныне делаются попытки возродить нек-рые синкретические культы и мифические образы. Так, напр., образ воина, поражающего дракона, и восходящий к культу зороастрийского бога Митры, в России в 14 в. был переосмыслен: возник образ мученика Георгия в гербе Москвы и России. Сейчас власти стараются внедрить образ Георгия Победоносца в общественное сознание в кач-ве символа «новой России».
2) В советский и постсоветский периоды новые формы С. р. связаны либо со стремлением традиционных религий приспособиться к совр. социокультурным реалиям, либо со стремлением новых религий сохранить свое влияние за счет исконных традиций. Так, Русская Православная церковь была вынуждена согласиться с празднованием Нового года, несмотря на то что оно приходится на Рождественский пост. В условиях запрета на широкое празднование Пасхи произошло возрождение народной дохрист. практики «радования» вместе с предками на могилах родственников, что категорически запрещалось Правосл. церковью (в кач-ве «компромисса» церковь стала отмечать специальный праздник с языческим названием «Радоница» на 9-й день после Пасхи).
В вероучительной сфере к проявлениям С. р. можно отнести экуменизм (см. Экуменизм в России) и совместные экуменические молитвы и обряды, в к-рых участвуют в той или иной мере все христ. деноминации, а также нек-рые др. нововведения.

Источник: Религии народов современной России

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
345.76 кб

К вопросу о религиозном синкретизме.

Александр Николаевич Анфертьев
Читать PDF
114.67 кб

Синкретизм религиозных традиций в гностицизме

Слобожанин Алексей Вячеславович
В статье рассматривается гностицизм как результат взаимодействия различных религиозных традиций: эллинистической, иудейской, христианской, зороастрийской и других.
Читать PDF
342.89 кб

Механизмы возникновения религиозного синкретизма

Гаврилова Юлия Викторовна
Процесс генезиса и эволюции религий характеризуется синкретизмом. Действию синкретизма подвержены как отдельные структурные элементы религий, так и религиозные системы в целом.
Читать PDF
138.60 кб

Кубинская сантерия: опыт религиозного синкретизма

Данненберг Антон Николаевич
В статье рассматриваются вопросы религиозного синкретизма в Латинской Америке на примере кубинской сантерии. Особое место занимает анализ механизмов и форм слияния двух религий католицизма и религии йоруба.
Читать PDF
256.03 кб

Латиноамериканская культура и религиозный синкретизм

Шемякин Я. Г.
Читать PDF
465.81 кб

Синкретизм этнического и религиозного в конфликте ценностей

Сугрей Леонид Александрович
Статья посвящена проблеме размытия социокультурных границ, которое приводит к диффузиям традиционных ценностей. Этнические и религиозные ценности перестают находиться в каркасе традиции.
Читать PDF
233.39 кб

Эволюция религиозного синкретизма татар-мишарей Ульяновской области

Идиатуллов Азат Корбангалиевич
Изучены этапы эволюции религиозного синкретизма татар-мишарей. Приведены свежие эмпирические и теоретические данные о роли и месте религиозного синкретизма в мировоззрении татар-мишарей Ульяновской области.
Читать PDF
494.50 кб

Религиозный синкретизм в современном буддизме (к постановке вопроса)

Кукеев Адъян Геннадьевич, Санджиев Чагдыр Арслангович
Статья посвящена разъяснению понятия “религиозного синкретизма” в буддизме. Представлен краткий обзор происхождения термина и его этимология.
Читать PDF
462.08 кб

Религиозный синкретизм и манифестации духовного в эпоху глобализации

Шкамперле Игор
Рассматриваются отдельные аспекты новых форм религиозного синкретизма и новой социальной парадигмы.
Читать PDF
235.38 кб

Синкретизм мифологического и исламского в религиозных верованиях андийцев

Сефербеков Р. И.
Статья посвящена описанию реликтов домонотеистических верований в традиционной духовной культуре андийцев. Одним из их компонентов является вера в мифологические персонажи былого пантеона и пандемониума.
Читать PDF
227.85 кб

Религии переходного типа (на материале афро-кубинского религиозного синкретизма)

Данненберг Антон Николаевич
Статья посвящена проблеме религиозного синкретизма, рассматриваемого на примере афро-кубинских религиозных верований. Рассматриваются вопросы возникновения синкретических верований, динамики их развития.
Читать PDF
107.90 кб

«Народный» ислам в Нижнем Поволжье: региональный вариант религиозного синкретизма

Сызранов Андрей Вячеславович
Читать PDF
350.20 кб

Культурный синкретизм: о противоречивом единстве религиозного и светского аспектов

Акаев Вахит Хумидович, Дохаева Асят Балаудиновна
В статье рассматривается духовный характер культуры как «второй природы», представляющей собой результат многогранной креативной деятельности человека.
Читать PDF
76.57 кб

Двоеверие и религиозный синкретизм как составляющие религиозно-исторического процесса

Педро Юлия Валерьевна
В статье определяется значение и роль таких явлений, как двоеверие и религиозный синкретизм, в процессе развития религиозно-мифологических идей и культуры в целом.
Читать PDF
3.70 мб

К МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В АСПЕКТЕ РЕЛИГИОЗНОГО СИНКРЕТИЗМА

М. Ю. Дубровская
Статья посвящена методологическим проблемам современного этномузыкознания, связанным с исследованием проявлений религиозного синкретизма в сакральной музыкальной обрядности азиатских культур буддийского пространства.