(1965, Пуатье – 2006, Париж) – историк философии, специалист по философии Ж. Делёза и Б. Спинозы. Руководитель программы Международного философского коллежа. С 2001 преподавал в Университете им. Поля Валери в Монпелье. Первая книга З. – «Делёз. Философия события» (1994), – принесшая ему известность, до сих пор является одним из самых ясных и четких изложений концепции Делёза. В ней постепенно вводится и объясняется целый комплекс ключевых понятий, позволяющих представить философию Делёза в свете проблематики события. 3. резко выступает против интерпретаций, относящих Делёза к числу современных онтологов: философия Делёза – это философия становления, а не бытия. Влияние Делёза ощутимо в способе прочтения Спинозы, который разрабатывает З. в книгах «Спиноза. Физика мысли» и «Парадоксальный консерватизм Спинозы. Детство и королевская власть» (обе 2002). Понятие «физика мысли» свидетельствует о новой, некогнитивистской, т.е. не формальнологической, попытке понимания так называемого натурализма Спинозы. Философия Спинозы характеризуется как «интегральный материализм». Опираясь на спинозовскую теорию атрибутов, каждый из которых является «материей», З. считает возможным настаивать и на материальном характере идеи как таковой. Спиноза, согласно З., сумел переосмыслить понятие формы в его традиционной трактовке (душа как форма тела), с одной стороны, признавая материальность, телесность самой формы, с другой – заявляя, что душа есть идея тела. Обновленное понятие формы – форма как сущность – позволяет иначе взглянуть на такие «негативные» проблемы в философии Спинозы, как вопрос о смерти и самоубийстве, амнезии или потере зрения.
Так, самоубийство не является отрицанием существования, но свидетельствует прежде всего об изменении формы. Вопрос об изменении или превращении является предметом второй книги о Спинозе, где исследуется переход от детства к зрелости, от незнания к мудрости, наконец – в рамках коллективного существования – трансформация или даже разрыв социальных связей в результате изменения политического строя. Способна ли философия Спинозы – «философия необходимости» – мыслить становление и возможно ли становление вне разрыва, отрицания? На оба эти вопроса З. дает положительный ответ.
Соч.: Deleuze. Une philosophie de l’événement. P., 1994; Spinoza. Une physique de la pensée. P., 2002; Le conservatisme paradoxal de Spinoza. Enfance et royauté. P., 2002; Le vocabulaire de Deleuze. P., 2003. Ю.В. Подорога