ЗОТОВ Анатолий Федорович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЗОТОВ Анатолий Федорович
Родился 15 мая 1931 г. в д. Острые Луки Максатихинского района Тверской области в семье сельских учителей. Окончил философский факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (1953), аспирантуру там же (1956). Преподавал философию в Сталинградском пединституте (1957-1961), Московском энергетическом институте (1961-1967), работал ст.н.с. в ИИЕТ АН СССР (1967-1972). С 1972 г. проф., в 1987- 2004 гг. заведующий кафедры истории зарубежной философии философского факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. В 1957 г. в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова защитил кандидатскую диссертацию «Научная несостоятельность и реакционная сущность неореалистического направления в современной буржуазной философии (На примере «критической онтологии» Н. Гартмана)». В 1971 г. там же защитил докторскую диссертацию «Структуры научного исследования». Заслуженный профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Академик Академии социальных наук республики Казахстан. Член международной редколлегии журнала «Вопросы философии». Пред. Российского феноменологического общества. Специалист в области истории современной западной философии, философских проблем естествознания, методологии науки, эпистемологии. В сфере научных интересов: неорационализм, неокантианство, позитивизм, прагматизм, нео- и постпозитивизм, феноменология Э. Гуссерля и «фундаментальная онтология» Хайдеггера, история и современное состояние феноменологического движения, проблемы компьютеризации человеческого мышления и практики. Провёл анализ культурных контекстов познания, формирования идеальных объектов теории и их трансформации в ходе развития исследовательских программ. Выявил «несимметричность» процессов построения и развития теоретической модели, с одной стороны, и ее интерпретации, с другой. Показал неэффективность «картезианской» методологической схемы в современном научном познании и невозможность редукции к элементам знания и опыта.
Основные публикации Проблема бытия в новой онтологии Н. Гартмана // Современный объективный идеализм. М., 1963; Гносеологические проблемы построения и интерпретации общих физических теорий // Вопросы фи лософии. 1969. № 11; Структура научного мышления М., 1973; Преемственность научного знания и принцип соответствия // Проблемы истории и методологии научного знания. М., 1974; Э. Мейерсон о структуре научного познания и закономерностях его развития // Концепции науки в буржуазной истории и социологии. М., 1974.; Принцип соответствия // Методологические проблемы физики. М., 1975; Порождающие структуры развития науки и техники как предмет гносеологического анализа // Вопросы философии. 1976. № 7; Буржуазная философия науки М., 1978. В соавт.; Концепция науки и ее развития Г. Башляра // В поисках теории развития науки. М., 1982; Наука, технология, культура // Разум и культура, М., 1983; Буржуазная методология науки. М., 1983. В соавт.; Математика и синтез наук // Единство и специфика методологии естественных, общественных и технических наук. Калинин, 1986; Буржуазная философия сер. XIX – нач. XX в. М., 1988. В соавт.; О чем говорит плюрализм философских течений? // Вопросы философии. 1991. № 12; «Ранний» Гуссерль и формирование феноменологического движения в европейской философии // Логос. 1991. № 2; Западная философия XX в. М., 1994. В соавт.; Существует ли мировая философия // Вопросы философии. 1997. № 4; Феноменология и эволюция самосознания человека европейской культуры // Вестник МГУ. Философия. 2000. № 4. В соавт.; Аналитическая теория сознания и онтологические тенденции структурализма // Философия сознания: история и современность. М., 2003; Роль феноменологии в организации междисциплинарных исследований // Искусственный интеллект: междисциплинарный подход». М., 2005; Научная рациональность: история, современность, перспективы // Вопросы философии. 2011. № 7; Историко-философский контекст проблемы интерсубъективности // Интерсубъективность в науке и философии. М., 2014; История философии в поисках ответа на вызовы XXI века // История философии: вызовы XXI века, М., 2014. И

Источник: Философы современной России. 2015 г.

ЗОТОВ Анатолий Федорович
(р. 15.5.1931) — спец в обл. филос. вопросов естествознания, методол. науки, истории филос, эпистемологии, филос. антропологии и соц. анализа; д. филос. н., проф. Р. в д. Острые Луки Тверской обл. Закончил филос. ф-т МГУ (1953), асп. по кафедре истории заруб, филос. (1956). Преподавал филос. в Сталинградском пед. ин-те (1957-61), Моск. энергетическом ин-те (1961-67). Работал ст. н. с. в ИИЕТ АН СССР (1967-72). С 1972 проф., с 1987 по 2004 - зав. кафедрой истории заруб, философии филос. ф-та МГУ. Акад. Академии гуманит. наук и РАЕН, Академии соц. наук Казахстана. Преде. Рос. феноменологического общества. Чл. ред. колл. ж. ВФ. Чл. экспертного совета Комиссии по гос. премиям при Президенте России. Канд. дисс. посвящена анализу «критической онтологии» Н. Гартмана (1957), докт. дисс. — «Структура научного знания» (1971). Гл. тема цикла работ по проблемам методол. и филос. науки — анализ формирования идеальных объектов теории и их трансформация в ходе развития иссл. программ, а также соц.-культурные контексты познания. Одна из гл. идей — «несимметричность» процессов построения и развития теор. модели, с одной стороны, и ее интерпретации, с др., поскольку первое и второе имеют разные контексты, выходящие за пределы гносеологии, и определены разными установками. Поэтому в совр. науч. знании оказывается неэффективной «картезианская» методол. схема и невозможна редукция к «элементам» знания или опыта. Соответственно, нужно особое комплексное иссл. связи между фундаментальными теориями и техническими разработками, наукой и образованием и формами их организации. Ряд публикаций 3. посвящен теме взаимодействия науки, техники и соц. развития, разл. аспектам социол. анализа и прогностики. Одна из вед. идей этого цикла — неизбежность глубочайших перемен в соц. структурах и геополитическом облике мира в процессе перехода от цивилизации индустриальной к информац., «ноосферной». Без понимания смысла этих перемен, без разработки и проведения в жизнь сценариев глобального и регионального социокультурного развития, по мнению 3., дальнейшее существование человеческой цивилизации вряд ли возможно. Исследуя проблемы истории заруб, филос, 3. много внимания уделяет истории зап. филос. Гл. темы — неорационализм, неокантианство, позитивизм, прагматизм, неопозитивизм и постпозитивизм, феноменология Гуссерля и «фундаментальная онтология» Хайдеггера. Центр иссл. интересов в наст. вр. — история и совр. состояние феноменологического движения, а также позитивная разработка разл. аспектов модели «планетарного сознания» и «мыслящего Универсума» в связи с образованием и функционированием глобальных информац. систем, в к-рые оказываются включенными мыслящие и действующие человеческие индивиды и их сообщества; причем все в большей степени уже не в качестве свободных и ответственных ист. субъектов, а скорее как «материя», посредством к-рой существует «организм» культуры. «Органами» этой отчужденной от человека и все в большей степени детерминирующей его производственнотехн. системы постиндустриального периода существования, природно-человеко-машинного планетарного «сверхорганизма», специфического (хотя, скорей всего, и не уникального) космического объекта, к-рый на Земле проходит еще стадию формирования, становятся совр. глобальные информац. системы (Интернет, Стратегическая оборонная инициатива при условии ее демилитаризации, мировая банковская система с ее техн. субструктурой; производство и потребление во всех его аспектах — информац., энергетическом, вещественно-материальном, культурном и т. д., а также межгосударственные и наднациональные организации, объединяющие ученых мира в целях разработки стратегических проектов и решения соответствующих задач). Все это в своей совокупности превращается в некую универсальную планетарную активность, для бытия к-рой не имеют никакого значения никакие экзист. ценности — не только индивидуальное своеобразие человека, но также и его рождение, его смерть — или его бессмертие в той или иной (телесной или информац.) форме. Это находящийся в процессе формирования космический феномен, к-рый уже теперь не совсем адекватно рассматривать как человеческая деятельность, к-рая преобразует природу. Поскольку процесс этот еще не завершен, для человечества, если оно осознает эти трансформации как угрозу своих базовых бытийных ценностей — личностной индивидуальности, свободы, ответственности (каковые и означают бытие человека как субъекта истории), пока еще остается открытой возможность сохранения «человеческого лица» на поверхности планеты Земля. Нек-рые организационные, техн. и этич. аспекты этой темы уже представлены в публикациях поел. лет.
Соч.: (Примечание редактора: Список из 45 наименований основных публикаций А. Ф. Зотова до 2000 г. содержится в кн. «Философы России XIX-XX столетий. Биографии. Идеи. Труды». (М., 2002)). Особенности развития методов естествознания // ВФ. 1957. № 4; Проблемы бытия в «Новой онтологии» Н. Гартмана // Современный объективный идеализм. М., 1963; Гносеологические проблемы построения и интерпретации общих физических теорий // ВФ. 1969. № 11; Порождающие структуры развития науки и техники как предмет гносеологического анализа // ВФ. 1976. № 7; Буржуазная философия науки. (В соавт.). М., 1978; Современная западная философия. (В соавт.). М., 1994; Гуманитаризация — мода или тенденция? // Перспективы развития гуманитарных наук в Московском университете. М., 1996; статьи в НФЭ: В 4 т. М., 2000-01; Феноменология и эволюция самосознания человека европейской культуры. (В соавт.) // Вестник МГУ. Сер. 7. «Философия». 2000. № 4; Западная философия XX века. (Учебник для ун-тов). М., 2001; предисловие к кн. Г. Башляра (и перевод с франц.) «Избранное. Научный рационализм». М.; СПб., 2002; Современные тенденции в развитии отношения человек-природа-общество и перспективы цивилизации западного типа // Человек и современный мир. М., 2002; статьи в кн.: «Глобалистика. Энциклопедия». М., 2003; Философия XX века (раздел) // Философия. Уч. (автор раздела и соредактор). М., 2003; Философия XX века (раздел) // Философия. Уч. (автор раздела и соредактор). Сер. «Классический университетский учебник». М., 2004; Современная западная философия. Сер. «Классический университетский учебник». М., 2005.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009