ЗОРОАСТРИЗМ, парсизм

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ЗОРОАСТРИЗМ (ПАРСИЗМ)
дуалистическая религия, сформировавшаяся на территории Древнего Ирана (Персии) - отсюда "парсизм" - в 7-6 вв. до н.э. на основе маздеизма. Основателем ее считается пророк Заратуштра (древнегреч. Зороастр, иран. Зардушт), которому приписывается авторство "Гат" - самой древней части священной книги 3. и маздеизма - Авесты. Главное в 3. - учение о постоянной борьбе в мире двух противоположных начал: добра и зла, света и тьмы, жизни и смерти. Положительные начала олицетворяет светлое божество Ахурамазда, отрицательные - темное божество Анхра-Майнью - сыновья "Бесконечного времени" - бога Эрвана. 3. признает человека личностью, способной своей активностью влиять на торжество мировой справедливости. 3. присуще эсхатологическое учение о конце мира, о посмертном воздаянии сторонникам Ахурамазды, о страшном суде над его противниками, о воскресении мертвых, о рождении девой грядущего спасителя. Приверженцы 3. в обрядах почитают 4 элемента Вселенной: воду, огонь, землю, воздух. До наших дней сохранился специфический обряд погребения: трупы размещают на нескольких ярусах т. наз. "башни молчания" - дакмы, где их поедают птицы, после чего оставшиеся очищенные кости ссыпаются в глубокий колодец в центре башни. Этим самым "нечистый" труп не соприкасается с "чистыми" стихиями. В храмах 3. горит вечный огонь. 3. оказал большое влияние на манихейство, митраизм, иудаизм и христианство. В настоящее время 3. сохраняется в форме парсизма, в котором наряду с дуалистической идеей развились и представления о едином всемогущем Боге.
А.А. Круглов

Источник: Новейший философский словарь

Зороастризм парсизм
древнеиранская дуалистическая религия, возникшая в 10 – 7 вв. до н. э. и распространившаяся в Средней Азии и Азербайджане. Ее основателем считают пророка Заратустру (Зороастра), к-рому приписывают создание Гат — самой древн. части «священной» книги 3. — Авесты и объединение основных религ. представлений древн. персов. Основная идея 3. заключается в признании борьбы двух извечно существующих сил —Ахурамазды (отсюда другое название 3. — маздаизм) и Анхра-Майнью (у древн. греков — Ормузда и Аримана). Ахурамазда олицетворяет свет, добро, истину и жизнь. Анхра-Майнью — тьму, зло, ложь и смерть. Ареной борьбы этих сил является мир; участвуют в ней и люди, обладающие свободой выбора. Усилия сторонников Ахурамазды должны привести в итоге к победе света, добра. В дуалистических идеях 3. отразились особенности общественной жизни древнеиранских земледельческих племен, часто подвергавшихся нападениям кочевников, несших разрушение и смерть. Дуализм 3. оказал влияние на учение манихеев, павликиан, катаров и т. д. В 3. есть также учение манихеев о страшном суде и огненной космической катастрофе в конце мира, когда грешники и Анхра-Майнью погибнут, а последователи Ахурамазды очистятся в огне с помощью спасителя — Митры, к-рый для этого очищения воскресит мертвых. Культ Митры, хотя его имени нет в древн. текстах, был широко распространен в народе. Митра считался союзником и посланцем Ахурамазды. Праведной жизнью, достойной спасения, 3. считал умножение материальных благ при помощи земледелия, ирригационных работ, якобы данных людям Ахурамаздой. Совр. последователи 3., парсы, считают праведной также предпринимательскую деятельность. Культ 3. сводится к почитанию священного огня, к-рому посвящались храмы. В наши дни 3. сохранился у парсов в Бомбее и у огнепоклонников в Иране.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

ЗОРОАСТРИЗМ, парсизм
религия, возникшая на территории Др. Ирана (Персии - отсюда парсизм) в 7-6 вв. до н. э., представляет собой маздеизм, реформированный пророком Заратуштрой (др.-греч. Зороастр, ср.-иран. Зардушт), историчность к-рого в науке в наст. вр. не подвергается сомнению. Ему приписывается авторство Гат - самой др. части св. книги 3. и маздеизма - Авесты, или Зенд-Авесты (букв. - текст с комментариями). Осн. идея З. - зависимость миропорядка от борьбы добра и зла, света и тьмы, жизни и смерти. Олицетворением положит, начала Вселенной является Ахурамазда, отриц. - Анхра-Майнью. Оба они сыновья «Бесконечного времени» - бога Эрвана. Человек в этой борьбе не игрушка в руках высш. сил, а личность, обладающая свободой выбора, способная своей активностью повлиять на торжество мир. справедливости. В Гатах прослеживается противостояние кочевнического и земледельч. образов жизни, первый осуждается и рассматривается как проявление мгр. зла, второй поощряется как проявление добра, что отражает многовековые войны др.-иран. земледельцев с окружавшими их кочевыми племенами. Эсхатология 3. утверждает, что мир. история длится 12 тыс. лет, из них 3 тыс. лет -»золотой век» Ахурамазды, вслед за к-рым начались 3 тыс. лет господства Анхра-Майнью, однако зло не вечно. З. обещает посмертное блаженство сторонникам Ахурамазды, осуждение на страшном суде и всяческие муки его противникам. Для обрядовой практики З. характерно почитание 4 элементов Вселенной - воды, огня, земли, воздуха. Специфичен сохранившийся до наших дней погребальный обряд: трупы размещаются на нескольких ярусах «башни молчания» - дакмы, где их поедают птицы; очищенные от мяса кости ссыпаются в глубокий колодец в центре башни. Тем самым достигается то, что ни с одной из «чистых» стихий «нечистый» труп не приходит в соприкосновение. В храмах 3. горит вечный огонь. Идейн. концепции 3. повлияли в свое время на формирование манихейства, митраизма, иудаизма, христ. ересей павликиан (см. Павликианство) и катаров. В наст. вр. 3. существует в форме парсизма, в к-ром при сохранении прежних дуалистяч. идей развились представления о едином всемогущем боге.

Источник: Атеистический словарь