ЗОМБАРТ ВЕРНЕР

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЗОМБАРТ ВЕРНЕР

р. в 1863 г.) - известный немецкий политико-эконом, автор выдающихся трудов: "Современный капитализм", "К критике политической экономики К. Маркса", "Социализм и социальное движение в XIX веке" и др. Слегка "заражен" марксизмом. Зомбарт в своих трудах оспаривал установленную Марксом тенденцию капиталистического общества, заключающуюся в прогрессирующей гибели мелкого производства. Он утверждал, что с дальнейшим развитием буржуазного общества происходит демократизация капитала и смягчаются социальные противоречия. Будучи сначала по своим взглядам буржуазным радикалом, он впоследствии эволюционировал к монархистам. Во время войны занял крайнюю патриотическую позицию.

Источник: Исторический справочник русского марксиста

ЗОМБАРТ Вернер

19.1.1863, Эрмслебен - 18.5.1941, Берлин), нем. экономист, социолог и историк, философ культуры. Ученик Шмоллера.
В ранних работах испытал влияние марксизма, в дальнейшем выступал против историч. материализма и экономич. учения К. Маркса. Работы 3. посвящены прежде всего экономич. истории Зап. Европы, в особенности возникновению капитализма (3. собрал при этом огромный фактич. материал), проблемам социализма и социальных движений. Пытаясь соединить эмпирич. изуяение экономики и теоретич. объяснение обществ.жизни, 3. разработал понятие «экономич. системы» как некоей целостности, вызывающей к жизни специфия. для нее экономич. институты и представляющей собой выражение «духа» общества (при этом 3. отождествляет понятия духа и общества). Начиная с 1920-х гг. концепции 3. использовались реакц. политич. кругами Германии.

Источник: Советский философский словарь

Зомбарт Вернер
 (1863—1941) — нем. социолог, экономист, проф. Берлинского ун-та. Предмет социологических исследований 3. — вопрос о капитализме как особом социальном явлении, проблемы социальной мобильности, и социальной стратификации. Вначале он считал себя социалистом и сторонником учения Маркса, затем перешел на антимарксистские позиции. Центральная идея 3. — мирная эволюция капитализма в об-во «социального плюрализма», где надолго сохранятся капитализм и социализм. Объективный исторический смысл учения 3., оказавшего значительное влияние на совр. буржуазную и реформистскую социологию, — увековечение капитализма, отрицание его общего кризиса и исторической неизбежности смены его социализмом. Философскую основу социологических взглядов 3. составляло неокантианство баденской школы. Осн. соч.: «Социализм и социальное движение в 19 веке» (1896), «Современный капитализм» (3 тт., 1902, 1928), «Будущее капитализма» .(1932).

Источник: Философский словарь. 1963

ЗОМБАРТ Вернер
(1863—1941) — нем. социолог, экономист, культуролог, теоретик «организованного капитализма». Проф. ун-тов Бреслау (1890—1904) и Берлина (с 1904). Осн. соч.: «Фридрих Энгельс» (1895), «Современный капитализм» (В 3 т. 1902—07), «Евреи и современный капитализм» (1910), «Буржуа: квинтэссенция капитализма» (1912), «Германская экономика в XIX в.» (1921), «Национальная экономика и социология» (1930), «Немецкий социализм: новая социальная философия» (1934), «Среди людей» (1938). Начинал науч. деятельность как представитель «катедерсоциализма» (умеренно-либерального направления марксизма). Впоследствии, отойдя от марксизма, пытался создать новую соц.-антропологич. базу политэкономии, используя идеи М.Вебера и феноменологии; в поздние годы тяготел к иррационализму (фрейдизм, философия жизни). Широкую известность получили работы З., в к-рых дается соц.психол. портрет осн. классов совр. зап. об-ва. Анализируя соц. познание, пришел к выводу о сложном характере социологии как науки. По З., в совр. об-ве одновременно функционируют «филос. социология», изучающая об-во как одну из форм бытия вообще (отсюда — спекулятивный характер и аксиологическая ориентация познания) и «науч. социология», базирующая свои выводы на ограниченном эмпирич. материале (явления истории и культуры). Науч. социология делится на «европ.» (психол.) и «нем.» (ноологический) варианты: первый характеризуется позитивистской направленностью, рассматривает об-во в рамках анализа причинноследственных связей; второй — «понимающей» ориентацией. Если европ. социология ориентирована на стандарты и методы ест.-науч. познания, то нем. социология явл. одной из «наук о духе». Соч.: Пролетариат. М., 1907; Буржуа. М., 1924. Лит.: Шпакова Р.П. Вернер Зомбарт: в ожидании признания // Журнал социологии и социальной антропологии. 2001. № 1. Е.В.Гутов И

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ЗОМБАРТ (Sombart) Вернер
1863 - 1941) - нем. экономист, социолог и социальный философ. Обучался политической экономии и праву в Берлинском ун-те, был профессором экономики в ун-тах Бреслау (Вроцлава), затем Берлина. В 1904 вместе с Вебером и Э. Яффе возглавлял журнал "Архив социальной науки и социальной политики", играл важную роль в Немецком социологическом обществе и Союзе социальной политики. 3. был учеником известного экономиста, лидера нем. исторической школы в политической экономии Г. Шмоллера и в области экономического анализа разделял установки этой школы. Он отвергал представление об универсальных экономических законах и доказывал, что экономика тесно вплетена в социально-исторический контекст и национальные традиции общества. В фундаментальной работе "Современный капитализм" (1902) он рассматривает европейский капитализм как "исторический индивидуум", прослеживая стадии его развития и выявляя характерные для них системы хозяйственных ценностей. В генезисе капитализма решающую роль 3. отводил евреям со свойственным им капиталистическим духом: бережливостью, рассудительностью, стремлением к деньгам (Евреи и их участие в образовании современного хозяйства. СПб., 1910). Эта концепция вызвала обширную критику, в том числе полемику между ним и Максом Вебером, связывавшим развитие капитализма с протестантизмом. 3. принадлежат интересные работы о характере и системе взглядов представителей основных социальных классов (Пролетариат. М., 1907; Буржуа. М., 1924, 1994). Общество он рассматривал как продукт духовной активности людей, поэтому он трактовал социологию не как специализированную научную дисциплину, но как универсальную науку, призванную объяснить всю систему межчеловеческих отношений и социокультурных феноменов, включая религию, искусство, право, экономику и государство. Ранние работы 3. отмечены сильным влиянием марксизма, в 1910-е годы он перешел на позиции нем. национализма. В скандально известной кн. "Торговцы и герои" (1915) он противопоставлял "утилитарно-торгашескую" установку англичан "героически-духовным" ценностям немцев. В 1930-е 3. отстаивал принципы нем. национал-социализма как выражение "германского духа".
Die drei Nationalokonomien. Munich, 1930; Die Zukunft des Kapitalismus. В., 1932; Deutsche Socialismus. В., 1934; Von Menschen. B., 1938.

Источник: Современная западная философия: словарь

ЗОМБАРТ Вернер
19 января 1863, Эрмслебен — 18 мая 1941, Берлин) — немецкий экономист, социолог, философ. Профессор экономики в Бреслау и Берлине. Один из первых немецких социологов, вместе с M Вебером руководил журналом «Архив социальной науки и социальной политики», в 1920-х гг. был первым президентом Немецкого социологического общества.
Развивая идеи «исторической школы» в политэкономии, Зомбарт находился под влиянием марксизма и был близок к «катедер-социализму». Широкую известность ему принес фундаментальный труд «Современный капитализм» (1902). Как в этой, так и в последующих работах о возникновении капитализма Зомбарт показывает связь экономики с многообразными социальными институтами и историческими обстоятельствами. Полемизируя с М. Вебером, он считал неверным выводить капитализм из протестантской этики и связывать его генезис с множеством различных социальных и психологических факторов (Евреи и их участие в образовании современного хозяйства. СПб, 1910; Буржуа. М-, 1924, 1994; Luxus und Kapitalismus. В., 1907; Krieg und Kapitalismus. B., 1911). B годы 1-й мировой войны Зомбарт перешел на позиции немецкого национализма. В книге «Торгаши и герои» (1915) он противопоставлял «героизм» немцев утилитаризму англичан. В 1920-х гг. окончательно порывает с марксизмом, разрабатывает один из первых вариантов «понимающей социологии», применяя его затем к политэкономии (Die drei Nationalokonomien. Munch., 1930). Будучи одним из ведущих представителей «консервативной революции», в нач. 1930-х гг. развивает идеи особого «немецкого социализма», преодолевающего как либеральный капитализм, так и марксистский социализм. В 1938 публикует главный философский труд «О человеке», в котором развивает идеи В. фон Гумбольдта, В. Дильтея и всей «исторической школы» о человеке как творце и творении культуры. Эта работа была близка идеям «культурной антропологии» Э. Ротхакера и М. Ландмана. Публикация книги, в которой Зомбарт возвращается от национализма к идеалам гуманизма, приводит его к конфликту с идеологами национал-социализма.
Лит.: Современный капитализм, т. 1—2. М., 1903—1905, т. 3. М.—Л., 1930; Народное хозяйство в Германии XIX и в начале XX века. М., 1924; Soziologie. В., 1923; Die Zukunft des Kapitalismus. B., 1932; Die Zahmung der Technik. B., 1935; Deutscher Sozialismus. B., 1934; Vom Menschen. B., 1938.
A. M. Руткевич

Источник: Новая философская энциклопедия

ЗОМБАРТ Вернер (1863—1941)
нем. социолог, экономист, философ. Философскую основу взглядов 3. составляло неокантианство баденской школы. Гл. тема исследований — капитализм как особая система не только экономических, но и социальных, моральных, правовых и прежде всего духовных отношений между людьми, а также проблемы социальной мобильности и социальной стратификации. Возникновение капитализма, по мнению 3., не было предопределено закономерностями эволюции “традиционного об-ва”, это своего рода “сдвиг” всей истории человечества: генезис первичных очагов капитализма в феодальной Европе был обусловлен совпадением разнородных факторов в их неповторимом сочетании. Уникальность капиталистического способа производства 3. видел в том, что, возникнув в микроскопических с т. зр. мировых масштабов размерах, он изначально был нацелен на беспредельное расширение, преодоление всех местных региональных ограничений. По своим внутренним потенциям капитализм явился универсальной формой, к-рая со временем неизбежно должна была подчинить своим законам все мировое производство. В центре внимания социологических исследований 3.— важнейшая компонента “капиталистического духа” — новый тип предпринимательства, смысл к-рого состоит в невиданном ранее “желании достижения состояния обогащения путем хозяйственной деятельности”. Хозяйственная деятельность, ранее определявшаяся только целью обеспечения себе пропитания, создает в условиях капитализма экономический механизм, непрерывно производящий как совершенно новые потребности, так и способы их удовлетворения. 3. высоко ценил работы Маркса, но не разделял его мировоззренческие и целевые установки, иначе оценивал перспективы и значение классовой борьбы. 3. не верил в историческую обреченность капитализма, полагая, что и социализм будет воспроизводить социально-экономические отношения, основанные на наемном труде, только в иных общегосударственных формах. Работы 3. оказали влияние на совр. немарксистские экономические и социологические учения. Идеи 3. о государственном вмешательстве в процесс регулирования экономики в целях оживления спроса, о роли кредита были развиты Дж, М. Кейнсом. На основе идеи 3. о мирной эволюции капитализма в об-во “социального плюрализма”, где длительный период сосуществуют капитализм и социализм, во второй половине 20 в. была сформулирована конвергенции теория. Гл. работы: “Социализм и социальное движение в 19 веке” (1896), “Современный капитализм” (1902— 1926), “Буржуа” (1916), “Будущее капитализма” (1932).

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЗОМБАРТ (Sombard) Вернер (1863-1941)
немецкий экономист, историк и социолог, философ культуры. Основные труды: "Социализм и социальное движение в XIX в. "(1896), "Будущее капитализма" (1932), "Немецкий социализм" (1934). С 1890 профессор в Бреслау (Вроцлав), с 1906 - в Берлине. В 1909 участвовал в основании немецкого социологического общества. Первоначально испытал влияние Маркса, в последующем выступал против марксизма. С позиций методологии Баденской школы неокантианства осмыслял капитализм как явление, его генезис и развитие, используя обширный фактический материал. Автор термина "капитализм". Кроме того, он обращался к проблематике социальной стратификации, социальной мобильности, массовизации культуры. Базовым понятием в зомбартовском видении капиталистического общества выступал "дух капитализма" - стремление к прибыли, деньгам, фактически редуцируемое к расовым характеристикам европейцев. В соответствии с неокантианским пониманием, отрицал прогрессистское видение истории и возможность исторического закона. По 3., эпохи в хозяйственной истории различаются по преобладавшему в них духу, но смена хозяйственных систем не носит закономерного и абсолютного характера. Каждая экономическая система вызывает к жизни соответствующие ей экономические институты, но в то же время в ней присутствуют сложные комбинации неоднородных элементов, например, крестьянские хозяйства и ремесленное производство в капиталистическом обществе. В понимании исторических феноменов как однократных и неповторимых "констелляций" разнородных форм 3. видит и возможность общего подхода, генерализующего составные части этих явлений и сопоставляющего их. С таких позиций социально-философское осмысление происхождения и развития капитализма абстрагируется от особенностей, связанных с национальной спецификой, обращаясь к рассмотрений тех социально-экономических явлений, которые, по мнению 3., были общими для всех европейских народов. Такими явлениями 3. считает собственно "дух капитализма" и его индивидуализацию в личном начале - буржуа, носителе тех черт, которые являются основой капиталистической хозяйственной системы. Социально-типические черты буржуа связываются со специфическими составляющими "духа капитализма" - "предпринимательским духом" и "мещанским духом". Первую составляющую 3. связывает со склонностью к добыванию богатства насильственными средствами, а вторую - мирными. В соответствии с названными предпосылками 3. рисует следующую картину происхождения и развития сущности буржуа как персонифицированного носителя "капиталистического" духа. Центральной позицией является наличие группы европейских народов, обладающих стремлением к наживе и предпринимательству, и конституирующих активное начало капитализма, другая тенденция связана с ненасильственностью добывания денег, с духом "мещанского торгашества", с экономией и бережливостью, а ее этнической основой 3. считает евреев. Таким образом, в философско-исторической концепции развития "современного экономического человека" неявно присутствует идея капитализма как общества с нарастающей рациональностью, т.е. с усиливающимся "мещанским духом". Сама стабилизация капитализма связывается 3. с тем, что дух буржуа амбивалентно сочетает в себе "предпринимательские" и "мещанские черты". В своей последней работе "Немецкий социализм" 3. фактически выступил с апологией тоталитаризма.
М.Н. Мазаник

Источник: Новейший философский словарь

ЗОМБАРТ ВЕРНЕР

(19 янв. 1863 – 18 мая 1941) – нем. бурж. экономист и социолог, ученик Г. Шмоллера. С 1890 – проф. в Вроцлаве (Бреславле). С 1906 – проф. Высшей торговой школы в Берлине, в 1917–31 – Берлинского ун-та. В ранних работах З. выступал как представитель "...подкрашенного в марксистский цвет социал-либерализма..." (Ленин В. И., Соч., т. 18, с. 51). В дальнейшем он открыто выступил против историч. материализма и экономич. учения Маркса, вел борьбу против социализма. Будучи экономистом эмпирич. школы, З. под влиянием Маркса, но с целью опровержения марксизма, пытался соединить эмпирич. изучение экономики и теоретич. объяснение обществ. жизни. Он разработал концепцию "экономич. системы", считая это понятие основным в своей системе взглядов (см. "Der Bourgeois", M?nch, – Lpz., 1913, S. 1–85; "Die drei National?konomien", M?nch.-Lpz., 1930, S. 185). "Экономическая система" – выражение духа общества. Она, согласно З., вызывает к жизни многочисл. экономич. институты, присущие только данной "системе". Период, в к-ром развертывается и реализуется данная система, З. называл "экономич. эпохой". Считая капитализм "величайшим чудом истории человечества" и отрицая первонач. капиталистич. накопление, З. объяснял развитие капитализма изначальным существованием некоего "капиталистич. духа" в человеке; как только человек преодолевает свое первобытное состояние, он наполняется инстинктивным стремлением к золоту, деньгам, наживе и непрерывно ищет способы применения своих способностей в активной деятельности. Раскрытие этого духа и породило, по З., капиталистич. общество (см. "Der Bourgeois", S. 1–85). Длительное существование рабовладельческого, феод. обществ и образование мировой социалистич. системы в корне опровергают концепцию З. Развитие общества З. понимал как эволюц. процесс изменения отношений между духовными элементами, образующими обществ. структуру. Революции он рассматривал как случайные и несуществ. моменты в развитии общества. Он отрицал существование классов и утверждал, что ни буржуазия, ни пролетариат не составляют якобы единых классов, т.к. внутри этих классов существуют огромные различия в экономич. положении. В разработанной им социологич. концепции З. рассматривает социологию в широком смысле, как познание жизни людей в обществе, включая и человеч. культуру (см. "Noo-Soziologie", В., 1956, S. 2). З. различает филос. социологию, к-рая тождественна философии истории и выходит за рамки опыта, и научную, или социологию в собств. смысле слова, являющуюся "систематической наукой о конкретных формах жизни человеческого общества" (там же). В соответствии с этим З. различал "психологическую социологию", рассматривающую психо-биологич. факты – чувства, инстинкты, влечения, как основу человеч. культуры, и "ноологическую социологию" (от греч. n?os – разум), рассматривающую духовные факторы культуры – религию, этику, право и т.п. Однако ноологич. социология не устанавливает единства культуры, оставляя эту задачу философии (там же, S. 4–8). Произвольно деля, под влиянием Фрейда, основы культуры на биологич. и духовные, З. не видел в материальном произ-ве основу социальной жизни и не сумел объяснить истоки материальной и духовной культуры и действит. роли в ней психологически-биологич. факторов. В работах З. содержится большой фактич. материал. Начиная с 1920-х гг. концепции З. неоднократно использовались реакц. политич. кругами Германии. Соч.: Technik und Wirtschaft, Dresden, 1901; Das Lebenswerk von Karl Marx, Jena, 1909; Die Juden und das Wirtschaftsleben, Lpz., 1911; Krieg und Kapitalismus, M?nch. – Lpz., 1913; Sozialismus und soziale Bewegung im 19, Jena, 1896; 10 изд. под назв.: Der proletarische Sozialismus ("Marxismus"), Bd 1–2, Jena, 1924; Die Zukunft des Kapitalismus, В., 1932; Deutscher Sozialismus, В., 1934; Soziologie: was sie ist und was sie sein sollte, в сб.: Sitzungsber. d. Preuss. Akad. der Wiss., Phil. – Hist. Klasse. [Bd] 5, В., 1936; Weltanschauung, Wissenschaft und Wirtschaft, В., 1938; Vom Menschen, В., 1938; в рус. пер.: Социализм и социальное движение в 19 в., СПБ, 1902; Художественная промышленность и культура, СПБ, [б. г.]; История экономического развития Германии в 19 в., ч. 1–2, СПБ, [б. г.]; Почему теперь интересуются вопросами народного хозяйства и социальной политики?, в кн.: Социологические этюды, СПБ, 1904; Идеалы социальной политики, СПБ, 1906; Современный капитализм, т. 1–2, М., 1903–1905, т. 3, М.–Л., 1930 (т. 1, 2 изд., М.–Л., 1931); Буржуа, М., [1924]. Лит.: Энгельс Ф., Неизвестное письмо Ф. Энгельса В. Зомбарту 11 марта 1895 г., "Вопр. истории КПСС", 1962, No 2; Луначарский А. В., Зомбарт о душе буржуа, в его кн.: Мещанство и индивидуализм, сб. статей, М.-П., 1923, с. 202–23; Fechner ?., Der Begriff der kapitalistischen Geistes bei W. Sombart und M. Weber, K?ln, 1929; ?ngel W., Max Webers und Werner Sombarts Lehre von den Wirtschaftsgesetzen, В., 1933; Ziegenfuss W., W. Sombart. Geist, Gesellschaft und Wirtschaft, в сб.: Schmollers Jahrbuch, f?r Gesetzgebung, Verwaltung und Volkswirtschaft, 69 Jahrg, H. 3, В., 1949; Weippert G., Werner Sombarts Gestaltidee des Wirtschaftssystems, G?tt., 1953; Leich H., Die anthropologisch soziologische Methodik bei Karl Marx, Werner Sombart und Max Weber, [K?ln], 1957. Ц. Арзаканьян, Б. Григорьян. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме — 1