пифагорейский псевдоэпиграф периода Римской империи (датируется не ранее чем I в. н. э.), традиционно приписывался самому Пифагору. Существует мнение, что это те самые «поучения Пифагоровы», которые Аполлоний Тианский обрел после семидневного пребывания в Лебадейской пещере в Беотии (Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского, VIII, 19).
Большая часть стихов носит дидактический характер с ярко выраженными традиционно пифагорейскими элементами. Избравшему пифагорейский образ жизни предписывается сначала приготовиться к трудному испытанию, затем очиститься и только после этого вступить на путь морального и физического совершенствования, постигая законы божественные и человеческие. В результате посвященный достигает спасения, исцелив свою душу и освободив ее от страданий (65—66), поскольку «божественный род и у смертных, вещая коим природа обряды все открывает» (63—64). Особой известностью пользовалась идея, изложенная в ст. 40—44, в которых пифагорейцу предлагалось перед сном обдумать все совершенное за день: Да не коснется очей твоих сон, смежающий веки, Прежде, чем трижды дневные дела разберешь по порядку: «В чем погрешил? Что сделал? Что должное я не исполнил?» (пер. А. В. Лебедева)
Философ-неоплатоник 5 в. Гиерокл Александрийский написал на «Золотые стихи» комментарий, дошедший до наших дней. С «Золотыми стихами» сходны многочисленные другие сборники наставлений и нравственных правил, широко распространенные в поздней античности (напр., «Пифагоровы законы и нравственные правила»).
Лит.: Пифагоровы законы и нравственные правила. СПб., 1808; Лебедев. Фрагменты, с. 503—505; Гиерокл. Комментарий к Золотым Пифагорейским стихам, пер. и комм. И. Петер. М., 1995; Hieroclis in Aureum Pythagoreorum carmen commentarius, rec. F. G. Koehler. Stuttg., 1974.
Е. В. Афонасин
ЗОЛОТЫЕ СТИХИ
«ЗОЛОТЫЕ СТИХИ»
Источник: Новая философская энциклопедия
ЗОЛОТЫЕ СТИХИ
«ЗОЛОТЫЕ СТИХИ» (?????????? ????? ???), неопифагорейская дидактическая поэма, предположительно датируемая 1 в. до н. э. В согласии с псевдоэпиграфической неопифагорейской традицией «3. С.» приписывались самому Пифагору и, как утверждалось, были теми «поучениями Пифагоровыми», которые Аполлоний Тианский обрел после семидневного пребывания в Лебадейской пещере (Флавий Филострат, «Жизнь Аполлония Тианского» VIII, 19). В тексте поэмы (строки 67-68) упоминаются и другие книги, приписываемые Пифагору: «Очищения» (более никем не упоминаются) и «Избавления души» (возможно, идентичные «Нисхождению в Аид», подложному орфическому сочинению, упоминаемому другими античными авторами), а первые строки сопоставлены у Ямвлиха (ср. «О пифагорейском образе жизни», 259) с легендарным «Священным словом» ????? ?????), которое, согласно Эпигену (4 в. до н. э.), написал не сам Пифагор, а пифагореец Керкоп. Название «3. С.» впервые засвидетельствовано лишь у Ямвлиха (4 в.), однако в пользу более ранней датировки этого текста говорит следующее: отдельные изречения и мысли, которые затем вошли в «Золотые стихи», встречаются у более ранних авторов по крайней мере со времен Хрисиппа (если верить Авлу Геллию, Gell. N. Att. VII2,12-13 = S VF II1000 = СТОЛЯРОВ, Фрагменты, П. 2, с. 183-184), а затем у Цицерона, Плутарха, Галена, Диогена Лаэртия, Секста Эмпирика, Климента Александрийского и др.; поэма «О природе мира», приписываемая Лину и часто цитируемая вместе с «3. С.» (напр., у Ямвлиха в сочинении «О пифагорейском образе жизни» (139-145), причем сопоставление с другими фрагментами поэмы у Стобея показывает, что эта параллель не единственная: см. West M. The Orphic Poems. Oxf., 1983, p. 60-61), датируется (благодаря сообщению Гиппобота) временем между Хрисиппом и Аристобулом, - т. обр., в качестве terminus post quern для «3. С.» предполагается кон. 2 - нач. 1 в. до н. э. В дошедшем до нас виде «3. С.» представляют собой поэму (71 строка гекзаметром), составленную из поучений и запретов, известных со времен древнего пифагореизма (напр., в ст. 47-48 упоминается «четверица -исток вечной природы», ср. Псевдо-Плутарх, Мнения философов, I, 3, 8 = DK58 В 15). Избравшему пифагорейский образ жизни предписывается сначала приготовиться к трудному испытанию, затем очиститься и только после этого направляться по пути морального и физического совершенствования, постигая законы божественные и человеческие. В результате посвященный достигает спасения, исцелив свою душу и освободив ее от страданий (65-66), поскольку «божественный род и у смертных, вещая коим природа обряды все открывает» (63-64). Особой известностью пользовалась идея, изложенная в ст. 40-44, в которых пифагорейцу предлагалось перед сном обдумать все совершенное за день: «Да не коснется очей твоих сон, смежающий веки,/ Прежде, чем трижды дневные дела разберешь по порядку:/ В чем погрешил? Что сделал? Что должное я не исполнил?» (пер. А. В. Лебедева). Неоплатоник Гиерокл Александрийский написал на «3. С.» комментарий, пользовавшийся популярностью со времен Средневековья вплоть до 18 в. Вслед за Ямвлихом Гиерокл рассматривал «3. С.» как часть вводного курса в изучение философии. Сохранилось 15 рукописей, датируемых периодом до 15 в., причем некоторые из них содержат сокращенную версию комментария, что выдает византийскую редакторскую правку в христианском ключе. Текст и пер.: Hieroclis in Aureum Pythagoreorum carmen commentarius. Rec. F. G. Koehler. Stuttg., 1974; ЛЕБЕДЕВ, Фрагменты, 1989, с. 503-505; Пифагорейские Золотые стихи с комментарием философа Гиерокла. Пер. И. Петер. М., 1996; Золотые стихи пифагорейцев. Пер. Н. Павлиновой, 1913. Е. В. АФОНАСИН