ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Золотое сечение
золотая пропорция, золотое деление, гармоническое сечение, деление в крайнем и среднем от ношении) — деление отрезка а на две части таким образом, что большая его часть в относится к меньшей с так, как весь отрезок а к большей его части в, т. е. в: с = а: в. Приближенно (с возрастающей точностью) это отношение выражается через отношения чисел ряда Фибонначи 5/3, 8/5, 13/8, 21/13 и т. д., т. е. ряда чисел, в котором каждый последующий член равен сумме двух предыдущих 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21 В пределе число золотой пропорции иррационально — 1,6280338.... В 1957 году американский математик Бергман показал, что это число может быть эффективным основанием компьютерных вычислений, превосходящим по эффективности принятую в на стоящее время двоичную систему счисления. В частности, в процесс автоматических вычислений она естественным образом вносит мгновенное обнаружение и мгновенное устранение ошибок из-за сбоев (в программном обеспечении на основе двоичного счисления предусмотрена целая система так называемых корректирующих кодов с целью устранения последствий сбоев). Золотое сечение известно еще в древности, изложено в «Началах» Евклида, использовано в них для построения правильных пяти- и десятиугольников, а в стереометрии для построения правильных двенадцати- и двадцатигранников (тел Платона). Используется наряду с другими пропорциями в музыке, архитектуре, в изобразительных искусствах. Некоторые авторы называли эту пропорцию «божественной». Термин золотое сечение ввел Леонардо да Винчи.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ
(golden section). Математическая, метафизическая, эстетическая, этическая пропорция, указывающая на отношение целого к большей части как равное отношению большей части к меньшей. Геометрически отрезок АC делится на две части таким образом, что большая его часть АВ относится к меньшей BC так, как весь отрезок АС относится к АВ (то есть АВ: ВС = АС: АВ). Термин «золотое сечение» ввел Леонардо да Винчи. Эта пропорция, известная с древности как «божественная», обнаруживается в архитектуре, литературе, произведениях изобразительного и музыкального искусства, но она имеет также религиозно-этическое измерение.
То, как целое относится к одной из своих частей, может выступать как нравственная мера отношения этой части к другой. Если человек верит в Бога и считает себя частью Целого, хотя и «наибольшей», он должен относиться к другим так, как он хочет, чтобы к нему относился Бог. В Евангелии от Матфея есть притча о царе, пожалевшем своего раба и отпустившем ему долг; сам же этот раб набросился на своего должника и за неуплату долга посадил его в темницу. Тогда царь разгневался на раба и отдал его истязателям, пока не вернет долга. «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Матф., 18, 35). Царь, или Отец Небесный, – это всевышняя власть, которая заключает в себе и мою судьбу, и судьбу других людей. И то, как я отношусь к другим людям (братьям), будет определять отношение ко мне Всевышнего (Отца).
Тот же самый принцип золотого сечения выражен и в молитве: «Отче наш … остави нам долги наши, яко же и мы оставляем должникам нашим». Я должен мерить свое отношение к другому отношением Всевышнего ко мне. Эту пропорцию можно обозначить так: Бог: я = я: другие. Смысл религиозной нравственности – соблюдать золотую пропорцию, определяя ею свое отношение к людям.
*Интенсивность, Ипсеизм, Самое-самое, Своечуждость

Источник: Проективный словарь гуманитарных наук. Новое литературное обозрение. 2017 г.

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ
или «правило золотого деления») — геометрическое, математическое соотношение пропорций, при к-ром целое так относится к своей большей части, как большая к меньшей. (Если обозначить целое как С, большую часть — а, меньшую — в, то правило 3. с,- выступает как соотношение С/а = а/в.) Всякое тело, предмет, вещь, геометрическая фигура, отношение частей к-рых соответствует такому делению, отличаются строгой пропорциональностью и производят наиболее приятное зрительное впечатление (напр., стройные мраморные колоннады греч. Парфенона делят весь храм по принципу 3. с.). Наиболее простой вид 3. с. представлен в человеческом теле: пропорциональное, совершенное тело должно поясом делиться в отношении 3. с., при вытянутых по швам руках концы средних пальцев должны делить весь рост человека в таком же отношении. Формулируя правило 3. с. в качестве «непреложного» закона архитектуры, скульптуры, и живописи, мн. теоретики и художники эпохи Возрождения (Возрождения эстетика) пытались найти идеальную (абсолютную) геометрическую основу иск-ва. Напр., итал. математик Л. Пачоли в трактате «О божественной пропорции» писал, что «правилу золотого деления» подчиняются все земные предметы, претендующие быть красивыми. В этом утверждении нашел отражение наивный механицизм и математизм, присущий всей культуре раннего Возрождения. Не отрицая эстетического значения 3. с., марксистско-ленинская эстетика в то же время выступает против его абсолютизации, считая его лишь частным случаем общего правила пропорции — закономерного повторения одного и того же отношения в отдельных частях. Действительные законы иск-ва и эстетического восприятия не могут подменяться к.-л. одним «непреложным» правилом. В практике архитектуры и изобразительного иск-ва 3. с. в его абсолютной форме применяется редко. Более существенное значение для иск-ва имеют мера и характер отклонений от строго математической пропорциональности (Деформация).

Источник: Эстетика: Словарь

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
719.40 кб

Золотое сечение Ануя

Шуньков M.В.
В отношении древнейших археологических находок Алтай настоящая палеолитическая сокровищница Сибири. Здесь была обнаружена серия уникальных поселений древнекаменного века в карстовых пещерах и на речных террасах.
Читать PDF
252.20 кб

«Золотое сечение» в поэзии

Доберштейн Виктория Юрьевна
Читать PDF
147.16 кб

Антропометричность пропорции «Золотого сечения»

Пилясов Юрий Иванович
Вопросы пропорциональных отношений являются ключевыми во всех видах изобразительного искусства, а архитектура, дизайн, вообще, немыслимы без глубокого понимания законов пропорциональных отношений.
Читать PDF
94.13 кб

Золотое сечение. Числа Фибоначчи в техническом анализе

Баклина К. Ю.
Читать PDF
98.20 кб

Гармонизирующая роль пропорции золотого сечения в сонете

Останкович Анатолий Вячеславович
Статья содержит анализ сонета с точки зрения реализации в нем принципов пропорции золотого сечения. Объектом исследования стал сонетный цикл И. Анненского «Трилистник шуточный».
Читать PDF
127.74 кб

От зримой гармонии в «Золотом сечении» к духовному началу

Быстров Михаил Виталиевич
Обсуждается математическое «золотосеченное» описание духовного начала, задающего трансцендентную целостность.
Читать PDF
2.04 мб

О применении закона золотого сечения к историческому процессу

Златев Б. С.
Универсальность закона золотого сечения; его осмысление П.А.Флоренским. Взгляд на исторический процесс с точки зрения закона золотого сечения; периодизация и общая хронология исторического развития человечества.
Читать PDF
370.30 кб

Принципы золотого сечения, его использование в торговых марках и брендах

Балов Станислав Игоревич, Мокрова Лидия Павловна
Целью данной статьи было исследование использования золотого сечения в логотипах и товарных знаках.