28.11. 1780, Шведт -25.10.1819, Берлин), нем. философ-эстетик. Преодолевая влияния Шеллинга и романтия. философии, разрабатывал диалектику объективно-идеалистич. типа («Филос. диалоги» - «Philosophische Gespr?che», 1817). В соя. «Эрвин. Четыре диалога о прекрасном и об искусстве» (Bd l-2, 1815, рус. пер. 1978) развивал учение о взаимопроникновении идеи и материала в художеств. творчестве. Развернутая диалектика художеств. творчества завершается у 3. теорией иронии, к-рая выступает как свидетельство достигнутого в произведении иск-ва равновесия всех сторон (объективного и субъективного, идеи и материи и т. п.), обретения «существенного центра иск-ва». Смысл философской эволюции 3. был показан Гегелем, выявившим моменты, сближающие учение 3. с системой Гегеля.
Зольгер, Карл Вильгельм Фердинанд
Источник: Советский философский словарь
28 ноября 1780, Шведт-на-Одере — 25 октября 1819, Берлин) — немецкий философ, эстетик. Учился в университете Галле. В 1809— 11 — доцент, а потом экстраординарный профессор Франкфуртского университета; с 1811 — профессор Берлинского университета. Испытал влияние философии Фихте, романтиков, Шеллинга, Гегеля. Разработанная эстетическая концепция изложена в его главной работе «Эрвин. Четыре диалога о прекрасном и искусстве» (Erwin. Vier Gesprache uber das Schone und die Kunst, Bd. 1—2.1815, рус. пер. 1978), в трактате-диалоге «Философские беседы» (Philosophische Gesprache, 1817), а также в сочинениях и письмах, изданных посмертно (Solgers nachgelassene Schriften und Briefwechsel, Bd. 1—2. Lpz., 1826).
В диалоге «Эрвин» Зольгер, вкладывая в уста собеседников различные представления об искусстве, основанные на работах Э. Берка, А. Баумгартена, И. Г. Фихте, показывает затем их недостаточность, противоречивость, односторонность. В центре его внимания — диалектическое единство действительности и идеи, анализируемое в различных аспектах и отношениях: с «позитивной стороны» — когда действительность выступает как осуществление эстетической идеи, и с «негативной стороны» — когда идея растворяется в действительности. Прекрасное предстает как само бытие, как воплощение идеи в действительности, возвышенное же свидетельствует о переходе идеи в действительность. Трагическое выражает чувство скорби по поводу неизбежной гибели и ничтожности всего земного, комическое — «добродушный» и «благожелательный» смех человека над всем земным и самим собой.
Ключевым в понимании фантазии, символа, аллегории также является специфическое различие моментов претворения идеи в действительность. Фантазия — «внутреннее действие идеи в духе художника», символ — идея в непосредственной действительности, аллегория же — действительность идеи. Художественная ирония — настроение художника, в котором он полагает ничтожными (в сравнении с божественной идеей) действительный мир и человеческую сущность.
В 1826 Гегель написал рецензию на посмертное издание сочинений и переписки Зольгера, высоко оценив положенный в основу его эстетики принцип воплощения идеи в действительность. В своей диссертации, посвященной понятию иронии, С. Кьеркегор назвал Зольгера «метафизическим рыцарем негативного».
Лит.: Heller J. Solgers Philosophie der ironischen Dialektik. B., 1928; Boucher M. K. W. P. Solger. Esthetique et philosophie de la presence. P., 1934. См. таюке лит. к ст. Ирония.
Н. В. Мотрошилова
Источник: Новая философская энциклопедия