знание-как и знание-что
знание-как и знание-что
«ЗНАНИЕ-КАК» И «ЗНАНИЕ-ЧТО» (Knowing-how и Knowing-that) — эпистемологические понятия, служащие для обозначения и разграничения теоретического и практического знания. Предложены в «Философских исследованиях» Л. Витгенштейна и детально разработаны в трудах его последователей: Остина, Райла, Хэмпшира, Вайсмана и др. Лингвистическая философия, в которой возникли эти понятия, выступает против философии логического анализа, сводящей познание к теоретическим высказыванием на идеальном языке науки. Рассматривая вопрос о достоверности, Витгенштейн считает недостаточным доказать предположение; необходимо еще указать, каким образом мы к нему пришли. Райл называет З.-к. практическим, до-теоретическим знанием, которое коренится в установлениях обыденного языка. З.-к. связывается с особыми «разумными» действиями мышления, противопоставленными «интеллектуальным» действиям, направленным на установление сущности. Остин, дополняя учение Райла, вводит понятие «факт-что» как предмет З.-к. Нельзя высказаться о факте вообще; необходимо указать, какую роль играет именно этот факт в соответствующем языке. Таким образом, введение понятие З.-к. направлено на доказательство центрального тезиса лингвистической философии о приоритете обыденного языка. Применительно к науке, лингвистические философы устанавливают производный, зависимый характер теоретического знания. Введение этих понятий в эпистемологию позволило ввести новый вид мышления — практическое мышление, по-новому связав эмпирическое и теоретическое знание. Практика рассматривается не только как совокупность физических, технических или социальных действий, но также как выработка определенной языковой стратегии объяснения, часто требующей освоения, а не доказательства. Однако эта эпистемологическая позиция оказалась односторонней, поскольку не может доказать тезис о тотальном сведении З.-ч. к З.-к., теоретического языка науки — к повседневному языковомуупотреблению. Это привело к тому, что уже в 1970-е тезис о приоритете З.-к. был отвергнут, а сама проблема стала классическим вопросом эпистемологии. СВ. Никоненко