Знание и социальное представление

Найдено 1 определение
Знание и социальное представление
«ЗНАНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ» — книга Д. Блура представителя Эдинбургской школы, в которой выдвинута натуралистическая программа социологии познания, которую автор называет «сильной программой». В соответствии с принятой социологической точкой зрения, Блур переопределяет понятие знания, предлагая изучать в качестве знания то, «что принимается как знание людьми», т.е. конкретные убеждения (beliefs), отвлекаясь от представления об их истинности и ложности. Целью социологического изучения знания является построение теории, объясняющей закономерности распространения убеждений и причины их возникновения. «Сильная программа» социологии познания включает четыре тезиса (принципа):         1) социология познания должна заниматься причинным объяснением знания, хотя такое объяснение не исчерпывается социальными причинами;         2) она должна объяснять все виды знания, оставаясь безразличной к его истинности или ложности, рациональности или иррациональности;         3) социологическое объяснение должно сводить истинное и ложное, рациональное или иррациональное знание к одному типу причин (принцип симметрии);         4) социология знания должна быть рефлексивной и применяться к себе самой так же, как к другим системам знания.         Точка зрения Блура на происхождение знания отличается дуализмом: в основе знания лежит материальный мир, порождающий опыт о нем, с одной стороны, и социальный фактор, с другой. В соответствии с принципами «сильной программы» оба этих фактора симметричны по отношению к истинности или ложности знания, определяемого ими. Как социолог Блур сосредоточивает свое исследование на втором факторе. Любое знание, считает он, имеет социальный компонент. Книга представляет несколько моделей такого компонента.         Представление об обществе как об архетипе знания. — Блур проводит параллель между собственным рассмотрением знания и рассмотрением природы религии у Дюркгейма. Знание, в первую очередь научное, обладая свойством сакральности, может рассматриваться как отражающее общественные идеологии, т.е. те упрощенные картины общества, которыми располагает субъект в данном обществе. Примерами идеологий, рассматриваемых Блуром, являются Просвещенческий и Романтический взгляды на мир, противостояние которых отразилось, в частности, в различии теорий познания у К. Поппера и Т. Куна. Блур считает идеологии первоисточником как систем знания, так и философских представлений о природе знания; он видит «естественное сродство» между представлениями об обществе и его связях и представлениями о знании, эксплицируемыми членами данного общества.         Представление о конвенциональном элементе знания. — Выражением «натуралистического взгляда на математику» является модификация Блуром миллевской эмпирико-психологической теории математического знания путем введения фактора конвенциональности, обеспечивающего социально поддерживаемый выбор из возможных математических операций, а также объективность и принудительность математического знания.         Наличие институционализированных посылок, принимаемых без доказательства членами общества и не изменяемых при столкновении их с логическими противоречиями. — Примерами таких посылок Блур считает конвенционально принимаемые научные парадигмы, неизменность которых приводит к необходимости введения гипотез ad hoc.         В качестве образца знания для демонстрации социологического подхода Блур выбирает математику — науку, система знания которой считается самой принудительной — и демонстрирует культурозависимость математического знания. Он полагает, что исторически можно проследить различия как в когнитивных стилях математической мысли, так и в значениях, придаваемых вычислениям, импликациям, строгости рассуждений: каждый из этих факторов Блур представляет как социально обусловленный.         Ю.С. Моркина

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
1.92 мб

Эволюция представлений об обществе знаний в западной социальной теории

Журавлёва Ирина Александровна
Приведён ретроспективный анализ представлений об обществе знаний, раскрывающий особенности эволюции западного научного дискурса в отношении данного социального феномена.
Читать PDF
68.24 кб

Формирование представлений об имидже территорий в социально-культурологическом знании

Даутова Екатерина Владимировна
В данной статье классифицируются основные подходы к осмыслению проблематики имиджа территорий, обобщается тематическая направленность исследований теоретической и прикладной направленности, осмысляется роль знаковых мероприятий в
Читать PDF
96.01 кб

Генезис представлений об устойчивом развитии в социально-научном знании Нового времени

Рабош В. А.
Статья посвящена исследованию генезиса прасинергетических идей развития в философии Нового времени. Рассматриваются идеи эволюционизма, историзма и самоорганизации, составившие впоследствии основу концепции устойчивого развития.
Читать PDF
197.09 кб

Генезис представлений о гражданском обществе в современном социально-философском знании

Евтушенко Мария Валерьевна
В статье говорится о становлении гражданского общества, предпосылках для успеха реформ на пути к демократизации и юридизации всей общественной жизни.
Читать PDF
408.09 кб

Знание и социальное представление. Глава 6. Возможна ли альтернативная математика. Перевод Е. Напрее

Блур Дэвид