ЗНАНИЕ и НЕЗНАНИЕ

Найдено 1 определение
ЗНАНИЕ и НЕЗНАНИЕ
понятия для обозначения разных аспектов познавательного процесса: 3. - информация об окружающем мире и самом человеке, ?. - отсутствие таковой. По устоявшейся традиции в теории познания более представлена и разработана категория 3., при этом 3. рассматривается прежде всего как некий информационный результат познавательного процесса, его итог, откладывающийся в человеческой культуре и создающий ориентировочную основу поведения людей. Н. при таком подходе предстает чаще как некоторая зафиксированная пассивная область, которую предполагается освоить путем перевода в 3. Последнее представлено через символы, образы, суждения, понятия, теории. Н. регистрируется и существует в таких формах как: задача, вопрос, проблема, парадокс, противоречие. Чувственно-эмоциональная сторона Н. отражена словами: "неведение", "тайна", "загадка", "секрет", "шарм", "грезы", "чудо" и т. д. Являясь сердцевиной познавательного интереса и активной формой существования познавательной потребности, Н. в совокупности с другими, в том числе объективными факторами, выполняет функцию внутренней ориентировки и направления познания и поэтому играет не менее существенную роль, чем 3. Если 3. отражает результат познания, т. е. служит его статической характеристикой, то Н. представляет собой динамическую характеристику познавательного процесса. В связи с этим считается более продуктивным парное рассмотрение категории 3. и Н. для описания различных сторон познавательной деятельности человека. Тогда процесс познания можно представить следующим образом: при изучении объекта человек сначала сталкивается с феноменом "непонимания" какой-либо его стороны, непонимание содержательно кристаллизуется и опредмечивается в Н., которое потом через попытку "понять" его переводится в 3., т. е. в актах познания можно выделить два относительно независимых и автономных направления: процесс непонимания (его результат - выработка Н.) и процесс понимания (результат - выработка 3.), причем процессы эти имеют различное мотивационное ядро.
В самом широком смысле 3. - зафиксированная информация, которая с различной степенью достоверности и объективности отражает в сознании человека объективные свойства и закономерности изучаемых объектов, предметов и явлений окружающего мира. Н. - специфическое познавательное структурное образование, зафиксированное и описанное с помощью известного 3. и направленное на получение нового 3. Н. возникает в результате особого перевода, эвристического переструктурирования имеющихся 3. или их системы с самодостаточного познавательного уровня на несамодостаточный путем разбалансирующего ввода в предшествующую систему 3. дополнительной информации. 3. и Н. могут быть научными, художественными, житейскими (основывающимися на здравом смысле и обыденном сознании), рациональными, иррациональными. Строго говоря, Н. не содержит нового 3. или новой истины. Н. - это "расстояние" между старыми и новыми 3. Н. реализуется только в самом процессе познания и не имеет прикладного значения, т. е. не может быть прямо направлено на преобразование окружающей действительности, т. е. неприменимо для утилитарных, практических нужд и потребностей человека. Обладая в этом смысле своеобразным "бескорыстием", Н. тесно связано с духовным преобразованием и развитием человека.
Б. Г. Матюнин

Источник: Современный философский словарь

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
4.10 мб

О полном незнании и неполном знании

Сорокина Наталия Владимировна
Читать PDF
837.81 кб

Мотив знания / незнания в записках «На японской войне» В. В. Вересаева

Переславцева Руслана Станиславовна
В статье рассматривается тема русско-японской войны 1904-1905 гг., недостаточно изученной в отечественном литературоведении.
Читать PDF
156.70 кб

Дозволенное незнание и недозволенное знание: Кузанский и Кант о границах познания

Цыпина Лада Витальевна
Читать PDF
161.98 кб

2013. 04. 010. Ван дер Хоек У. , джаспарс Я. , туссе Э. Теории знания и незнания. Van der Hoek W. ,

Боброва Л. А.